Файл: Факультет инклюзивного и коррекционного образования кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик отчет по учебной практике.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Отражение прав, гарантий, специфики образования лиц с ОВЗ в законе «Об образовании в Российской Федерации».
Таблица 2 – Права, гарантии, специфика образования лиц с ОВЗ (по ФЗ «Об образовании в РФ»)
Статья | Пункт, подпункт | Краткое содержание, иллюстрирующее права, гарантии, специфику образования лиц с ОВЗ |
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования | 1.2 | обеспечение права каждого человека на образование , недопустимость дискриминации в сфере образования . |
| 1.3 | гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности . |
| 1.7 | свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей . |
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации | 1. | В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование . |
| 5.1 | Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ , для коррекции нарушений развития и социальной адаптации , оказания ранней коррекционой помощи на основе специальных педагогических подходов , а также социальному развитию этих лиц , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ . |
Статья 11. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральные государственные требования | 6. | В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования . |
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования . | 1.2 | Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья , в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи ,бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции . |
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию , осуществляющую образовательную деятельность. | 3. | Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей /законных представителей / и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. |
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ. | 2. | Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанных учащихся . |
| 4. | Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися , так и в отдельных классах , группах или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность. |
| 11. | При получении образования обучающимися с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия , иная учебная литература , а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. |
| | |
Список использованных источников
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – Электрон, дан. – Режим доступа: http//base.garant.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
Дата: «___» _______ 2022 г.
___________/ Робонен И Г./
ПОДПИСЬ РАСШИФРОВКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1 – Специфика деятельности образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ
Критерий | Организация логопедической помощи в системе дошкольного образования | Организация логопедической помощи в системе общего образования: начального, основного и среднего общего |
Нормативно-правовая база | Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.» (ред. от 21.01.2019г.) | Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования» (ред. от 22.03.2021г.; ред. от 11.02.2022г. № 69 ) |
Программно-методическое обеспечение | 1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. АвторыТ.Б.Филичева , Г.В.Чиркина , Т.В.Туманова.2004г. 2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой 2019г. 3. Программа Н.В.Нищевой 2019г. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. | 1.Л.М.Козырева.«Академия развития» 2006г. 2.Е.В.Меттус,А.В.Литвина, О.С.Турта. «Логопедические занятия со школьниками». 2006г. 3. А.В.Ястребова. «Обучаем читатьи писать без ошибок». 2010г. 4. Н.Г.Даньшина. «Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии».2011г. 5. Е.В.Мазанова. «Коррекция дисграфии».2011г. 6. А.В.Ястребова, Т.Н.Бессонова. Инструктивно- методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».1996г. |
Предельная наполняемость | Предельная наполняемость детей в группах компенсирующейнаправленностине должно превышать 1). с тяжёлыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет 10 детей в возрасте старше 3 лет. 2).с фонетико-фонематическим нарушением речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет. 3).для глухих детей - 6 детей для обоих возрастных групп. 4). для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет 8 детей в возрасте от 3 лет. 5). для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп 6). для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет 10 детей в возрасте от 3 лет. 7).для детей с амблиопией , косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет 10 детей в возрасте старше3 лет. 8).с нарушением опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет 8 детей в возрасте старше 3 лет. 9).с задержкой психоречевого развития — 6 детей в возрасте до 3 лет. 10).с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет. 11).с умственной отсталостью лёгкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет. 12).с умственной отсталостью умеренной , тяжёлой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет. 13). с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп. 14). для детей со сложными дефектами (тяжёлыми и множественными нарушениями развития ) - 5 детей для обеих возрастных групп. Количество детей в группах комбинированногонаправленияне должно превышать : 1). в возрасте до 3 лет — не более 10 детей , в том числе не более 3 детей с ОВЗ. 2). в возрасте старше 3 лет : а)не более 10 детей , в том числе не более 3 глухих детей , или слепых детей , или детей с нарушением опорно-двигательного аппарата , или детей с умственной отсталостью умеренной , тяжёлой степени, или с расстройствами аутистического спектра , или детей со сложным дефектом. б) не более 15 детей , в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием , или слабослышащих детей , или детей , имеющих тяжёлые нарушения речи , или детей с умственной отсталостью легкой степени. в) не более 17 детей , в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития . для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. | Предельная наполняемость отдельного класса (группы) для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы : 1). для глухих — 6 человек 2).для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи , обусловленным нарушением слуха — 10 человек 3). для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи , обусловленным нарушением слуха — 6 человек 4). для слепых - 8 человек 5). для слабовидящих — 12 человек 6). с тяжёлыми нарушениями речи — 12 человек 7). с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 10 человек 8). имеющих задержку психического развития — 12 человек 9). с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) — 12 человек 10). с глубоко умственной отсталостью — 10 человек 11). с расстройством аутистического спектра -8 человек 12). для обучающихся со сложными дефектами ( с тяжёлыми множественными нарушениями развития ) - 5 человек. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий : 1. для учащихся с ОВЗ , имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования , не более 6-8 человек. 2. для учащихся , имеющих заключения ППК и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ , развитии и специальной адаптации , не более 6- 8 человек. 3. для учащихся , имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики , предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения , разработанной и утвержденной Организацией . |
Кадровое обеспечение | При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующейнаправленностив штатном расписании вводятся штатные единицы специалистов (на каждую группу ) : 1). для детей с нарушением слуха а) не менее 1 шт.ед. учителя-дефектолога (сурдопедагога) б) не менее 0,5 шт.ед. педагога -психолога 2). для детей с нарушением зрения
3). для детей с тяжёлыми нарушениями речи
4). для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата а) не менее 1шт.ед. учителя-дефектолога и (или) педагога — психолога б) не менее 0,5 шт. ед. учителя-логопеда в) не менее 0,5 шт.ед. ассистента (помощника) 5). для детей с расстройствами аутистического спектра а) не менее 0,5 шт.ед. учителя-дефектолога ( олигофренопедагога) и (или ) педагога — психиатра б) не менее 0,5 шт.ед. учителя- логопеда 6). для детей с задержкой психического развития а) не менее 1 шт.ед. учителя- дефектолога ( олигофренопедагога ) и (или ) педагога — психиатра б) не менее 0,5 шт.ед. учителя - логопеда 7). для детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением ) а) не менее 1 шт.ед. учителя- дефектолога ( олигофренопедагога ) б) не менее 0,5 шт.ед. учителя - логопеда в) не менее 1 шт.ед. педагога — психолога 8). для детей со сложными дефектами ( тяжёлыми и множественными нарушениями развития ) а) не менее 1 шт.ед. учителя-дефектолога и (или) педагога -психолога б) не менее 0,5 шт.ед. учителя — логопеда в) не менее 1 шт.ед. ассистента (помощника ). На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройствами аутистического спектра , или умственной отсталостью (умеренной или тяжёлой степени) — не менее 1шт.ед. тьютора. При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированного направления в штатном расписании вводятся штатные единицы специалистов (из расчета 1 шт.единица) : 1. учитель — дефектолог (сурдопедагог , тифлопедагог , олигофренопедагог ) на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ 2. учитель — логопед на каждые 5-12 обучающихся с ОВЗ 3. педагог — психолог на 20 обучающихся с ОВЗ 4. тьютор , ассистент (помощник) на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ . | При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-воспитательной работы , организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчёта по одной штатной единице : 1.учителя - дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 -12 учащихся с ОВЗ 2. учителя - логопеда на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ 3. педагога- психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ 4. тьютора, ассистента(помощника) на каждые 1- 6 учащихся с ОВЗ. |
Дата: «___» _______ 2022 г.
_______________/ Робонен И.Г./
ПОДПИСЬ РАСШИФРОВКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам анализа Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
1. Название приказа.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Предмет регулирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт ) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования ( далее - АООП НОО ) в организациях , осуществляющих образовательную деятельность ( далее - Организация ).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : глухих , слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
3. Основные принципы дошкольного образования.
Таблица 1 – Основные принципы дошкольного образования
№ | Понятие | Краткая характеристика принципа |
1 | Принцип доступности | Учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями и их личным опытом. |
2 | Принцип наглядности | Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника : всё , что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. |
3 | Принцип активности и самостоятельности | Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно , тем эффективнее идёт его развитие. |
4 | Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей | Ребенок мыслит, переживает , трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения. |
5 | Принцип прочности обучения | Знания будут прочными , когда присутствуют взаимодействие педагогического мастерства учителя и желания ребёнка учиться. |
6 | Принцип научности | Предусматривает, что мы даём научные знания, доступные для детей, постепенно их усложняем. |
7 | Принцип гуманизации и демократизации | Заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявление уникальности каждого ребёнка, в возможности педагогам выбирать программу , формы и методы реализации программы обучения. |
4. Перечислить цели и задачи.
Таблица 2 – Цели и задачи
Цели | Задачи |
Стандартпреследует следующие цели : | Стандарт решает задачи : |
1. повышение социального статуса дошкольного образования. | 1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. |
2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. | 2. обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья ). |
3. обеспечение государством гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ , их структуре и результатам их освоения. | 3. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой , другими детьми , взрослыми и миром. |
4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. | 4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека , семьи , общества. |
| |
5. Сопоставить содержание образовательных областей
Таблица 3 – Описание образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Направлено на : 1).усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. | Предполагает : 1). формирование познавательных действий становления сознания, развития воображения и творческой активности. | Включает : 1).владение речью как средством общения и культуры. | Предполагает : 1).развитие восприятия и понимания произведений искусства. | Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : 1).двигательной |
2). развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. | 2).формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. | 2). обогащение активного словаря. | 2).восприятия музыки , фольклора. | 2).координация и гибкость. |
3). становление самостоятельности. | 3). о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое. | 3).развитие связной грамматически правильной речи. | 3). сопереживания персонажам художественных произведений. | 3).развитию равновесия. |
4). развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания. | 4).о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. | 4). знакомство с книжной культурой , детской литературой | 4). реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | 4).крупной и мелкой моторики обеих рук. |
5).формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | 5). о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. | | | 5).выполнением основных движений (ходьба, бег, мелкие прыжки, повороты в обе стороны) |
6).формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе. | | | | 6). овладение подвижными играми с правилами. |
| | | | 7). становление ценностей здорового образа жизни ( в двигательном режиме, закаливании, формированииполезных привычек). |
6. Сопоставить содержание основных разделов: целевой, содержательный и организационный
Таблица 4 – Описание основных разделов
Целевой | Содержательный | Организационный |
Включает в себя : 1.Пояснительная записка (должнараскрывать ) : а) цели и задачи реализации программы б) принципы и подходы к формированию Программы в) значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | Должен включать : 1.Общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей : 1). описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях. 2).описание вариативных форм , способов, методов и средств реализации Программы. 3).описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. 4).особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 5).способы и направления поддержки детской инициативы. 6).особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 7).иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. | Должен содержать : 1). Психолого - педагогические условия , обеспечивающие развитие ребенка. 2). Описание материально — технического обеспечения Программы. 3).Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 4). Включать распорядок и (или) режим дня. 5). Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 6). Особенности организации развивающей предметно — пространственной среды. 7).Кадровые условия реализации Программы. 8).Финансовые условия реализации Программы. |
2. Планируемые результаты освоения Программы : конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей , а также особенностей развития детей с ОВЗ. | 2. Различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и (или) созданных ими самостоятельно. | |
| | |