Файл: Особенности взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период детей раннего возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка [24].
Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении является первым опытом предъявления ребёнка социуму. Не менее важно организовать психологическое сопровождение семьи в этот период, для того, чтобы создать условия для успешного прохождения процесса адаптации. В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
Всесторонне развитый ребенок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей). Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей социальной среды, главным образом, семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими его жизнь. В первую очередь, у него закрепляются простые стереотипы, а затем реакция на часто используемые предметы и знакомых людей. Однако, следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность [13]. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и длительнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной среды. Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность [9].
Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
1.2. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями: понятие и сущность процесса
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловного и безоценочного принятия. В этом главное значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека [21].
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому, для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В едином воспитательном процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную и другие.
На сегодняшний день в основе воспитательно - образовательного процесса лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, и оказать помощь в воспитательной деятельности родителей. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Взаимодействие воспитателей и родителей - педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника [5].
Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников может реализоваться через следующие задачи:
- воспитание уважения к родительству и детству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- содействие и повышение общей культуры семьи и психолого - педагогическое просвещение родителей;
- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;
- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям воспитанников.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия [15].
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. К ним относятся:
1. Коллективные: Родительские собрания, Конференции, «Круглые столы», Презентации детского сада, Семинары и консультации для родителей;
2. Индивидуальные: Педагогические беседы, Консультации, Анкетирование;
3. Наглядно-информационные: Аудио, видеофрагменты организации разных видов деятельности, Фотовыставки, Информационные стенды, Папки-передвижки [27].
Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей. В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:
1. Информационно-аналитические: Социологические срезы, опросы;
2. Досуговые: Совместные досуги, праздники, Участие родителей и детей в выставках, конкурсах;
3. Познавательные: Семинары-практикумы, Педагогический брифинг, Педагогическая гостиная, Семейные клубы, Проектная деятельность, Устные журналы, Игры с педагогическим содержанием, Педагогическая библиотека;
4. Наглядно-информационные: Информационные проспекты, Дни открытых дверей, Открытые занятия, Выпуск газет, Визитные карточки, презентации детского сада [26].
Таким образом, творческое использование традиционных форм работы и нетрадиционных позволяет более успешно и эффективно взаимодействовать с родителями в образовательном процессе дошкольного учреждения. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.
1.3. Содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Проблемой педагогического взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к детскому саду занимался и Выготский Л. С., который рассматривает его как сложнейший процесс, и обозначил множество компонентов, из которых оно состоит: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленных и опосредованных учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитаниях [17]. В основе взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольному учреждению лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка, поэтому, успех одного из субъектов взаимодействия зависит от усилий и действий другого. Говоря о педагогическом взаимодействии воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольной образовательной организации, психологи рассматривают его, как «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь».
Организация взаимодействия воспитателя с семьей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению имеет свои особенности, предусматривает наличие ясных целей, содержания, которая реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых результатов. Целью деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями детей в период адаптации выступает оказание родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогической помощи, направленной на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка [8]. Воспитатель в процессе организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста должен решать следующие задачи:
выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье;
оказание квалифицированной консультации и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка в процессе адаптации и формирования у ребёнка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
активизация и обогащение воспитательных умений педагогов, родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
обеспечение включения родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией.
При взаимодействии с родителями педагогам необходимо придерживаться определенных принципов. Воспитатель должен придерживаться принципа целенаправленности, систематичности и последовательности, работа воспитателя должна носить плановый характер (принцип плановости), дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями, индивидуального подхода, открытости образовательной системы, взаимодействие воспитателя и семьи должно строиться на доброжелательном отношении, сотрудничестве, создании партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем [6]. Для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ воспитателем должна соблюдаться чёткая и последовательная работа с родителями. Процесс организации взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада должен проходить в несколько этапов:
Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении является первым опытом предъявления ребёнка социуму. Не менее важно организовать психологическое сопровождение семьи в этот период, для того, чтобы создать условия для успешного прохождения процесса адаптации. В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
-
возраста; -
состояния здоровья и уровня развития ребенка; -
биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни); -
психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче) [7].
Всесторонне развитый ребенок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей). Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей социальной среды, главным образом, семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими его жизнь. В первую очередь, у него закрепляются простые стереотипы, а затем реакция на часто используемые предметы и знакомых людей. Однако, следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность [13]. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и длительнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной среды. Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность [9].
Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
1.2. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями: понятие и сущность процесса
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловного и безоценочного принятия. В этом главное значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека [21].
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому, для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В едином воспитательном процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную и другие.
На сегодняшний день в основе воспитательно - образовательного процесса лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, и оказать помощь в воспитательной деятельности родителей. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Взаимодействие воспитателей и родителей - педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника [5].
Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников может реализоваться через следующие задачи:
- воспитание уважения к родительству и детству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- содействие и повышение общей культуры семьи и психолого - педагогическое просвещение родителей;
- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;
- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям воспитанников.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия [15].
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. К ним относятся:
1. Коллективные: Родительские собрания, Конференции, «Круглые столы», Презентации детского сада, Семинары и консультации для родителей;
2. Индивидуальные: Педагогические беседы, Консультации, Анкетирование;
3. Наглядно-информационные: Аудио, видеофрагменты организации разных видов деятельности, Фотовыставки, Информационные стенды, Папки-передвижки [27].
Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей. В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:
1. Информационно-аналитические: Социологические срезы, опросы;
2. Досуговые: Совместные досуги, праздники, Участие родителей и детей в выставках, конкурсах;
3. Познавательные: Семинары-практикумы, Педагогический брифинг, Педагогическая гостиная, Семейные клубы, Проектная деятельность, Устные журналы, Игры с педагогическим содержанием, Педагогическая библиотека;
4. Наглядно-информационные: Информационные проспекты, Дни открытых дверей, Открытые занятия, Выпуск газет, Визитные карточки, презентации детского сада [26].
Таким образом, творческое использование традиционных форм работы и нетрадиционных позволяет более успешно и эффективно взаимодействовать с родителями в образовательном процессе дошкольного учреждения. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.
1.3. Содержание организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации
Проблемой педагогического взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к детскому саду занимался и Выготский Л. С., который рассматривает его как сложнейший процесс, и обозначил множество компонентов, из которых оно состоит: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленных и опосредованных учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитаниях [17]. В основе взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольному учреждению лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка, поэтому, успех одного из субъектов взаимодействия зависит от усилий и действий другого. Говоря о педагогическом взаимодействии воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к дошкольной образовательной организации, психологи рассматривают его, как «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь».
Организация взаимодействия воспитателя с семьей в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению имеет свои особенности, предусматривает наличие ясных целей, содержания, которая реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых результатов. Целью деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями детей в период адаптации выступает оказание родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогической помощи, направленной на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка [8]. Воспитатель в процессе организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста должен решать следующие задачи:
выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье;
оказание квалифицированной консультации и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка в процессе адаптации и формирования у ребёнка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
активизация и обогащение воспитательных умений педагогов, родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
обеспечение включения родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией.
При взаимодействии с родителями педагогам необходимо придерживаться определенных принципов. Воспитатель должен придерживаться принципа целенаправленности, систематичности и последовательности, работа воспитателя должна носить плановый характер (принцип плановости), дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями, индивидуального подхода, открытости образовательной системы, взаимодействие воспитателя и семьи должно строиться на доброжелательном отношении, сотрудничестве, создании партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем [6]. Для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ воспитателем должна соблюдаться чёткая и последовательная работа с родителями. Процесс организации взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада должен проходить в несколько этапов: