Файл: Особенности взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период детей раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посещения детского сада была омрачена слезами, но по прошествии недели стала восприниматься спокойно. У детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети, хорошо адаптирующиеся к детскому саду стали активно взаимодействовать со сверстниками, легко включаться в групповые игры, организованные взрослым -такие как хороводы, салочки и т.д., зачастую они становятся участниками совместных забав - игр с куклами, формочками-куличиками, которые продолжаются довольно длительное время и без руководящей роли воспитателя. Дети с легкой адаптацией проявляли к воспитателю интерес демонстрировали желание общаться, приносили игрушки, просили покачать на каруселях, показывали свои личные вещи и задавали вопросы (Что это? Что у тебя в сумке? Где твоя мама?). В ситуации затруднения малыши часто обращаются за помощью - при режимных процедурах, игре.

33% детей имеют среднюю степень адаптации. В ходе наблюдения нами было замечено, что во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше - от двух недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не хочет отпускать маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. В период адаптации у детей нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются только через 2-3 недели, снижается речевая и общая активность ребенка, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели в группе ребятишки были несколько пассивны и малоподвижны, у многих в руках можно было увидеть игрушку принесенную из дома, но постепенно они освоились в группе, стали замечать окружающую остановку, игрушки, стали включаются в групповые игры, организованные взрослым, но на короткое время и довольно быстро теряли интерес. Общение детей без руководящей роли взрослого длится недолго и быстро распадается, дети не могут долго удерживать совместную деятельность. Тем более, когда детей больше двух. В совместной игре дети в основном используют только одно игровое действие, и эта игра быстро распадается. Например, при игре в "парикмахерском уголке" дети только расчесывают куклу или только сушат ее волосы феном. Дети редко проявляют инициативу к общению - как со сверстником, так и со взрослым. У некоторых детей данной группы наблюдаются трудности установления контактов с другими детьми. Данные дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложения поиграть, но не стараются вовлечь его в свои забавы. У детей наблюдается желание получить от воспитателя подкрепление, в виде положительной оценки своей деятельности, а также внимание и ласку, некоторые занятиях дети довольно активны и заинтересованы, стараются выполнить инструкции взрослого.


И 50% детей имеют тяжелую степень. При тяжелой адаптации ярко выражены нарушения в поведении -ребенок или подавлен или сильно возбужден, наблюдается неадекватное поведение. Малыш часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывает игрушки, отнимает их у других детей, ломает чужие постройки - пирамидки, куличики. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопросы как бы переходили в жалобный плач и требование позвать маму; на каждый стук двери вскакивали и с возгласом "Мама" бежали к выходу. Попытки взрослых отвлечь ребенка от его переживаний игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткое время. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
2.2. Разработка комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
На втором этапе опытно – экспериментальной работы мы использовали метод формирующего эксперимента.

В период адаптации мы обращали внимание на факторы, влияющие на адаптацию детей:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребёнка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье. Предлагаю родителям консультацию «Адаптация ребёнка к детскому саду».

2. Учитывается возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет своё стрессовое влияние.

3. Также учитывается биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни (узнаю из беседы с мамой). Частые заболевания ребёнка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.



Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следует за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребёнок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

Нами были определены направления работы по успешной адаптации детей раннего возраста:

  1. Взаимодействие с детьми (см. Приложение 2):

1.1 Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

  • «Давайте познакомимся»

  • «Кто у нас хороший?»

  • «Как тебя зовут?»

  • Здравствуйте, ладошки»

  • «Здравствуй правая рука…»

  • «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

  • «Поможем помириться Лисе и зайчику».

  • «Солнышко и дождик»

1.2 Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

  • Игры с мыльными пузырями

  • «Солнечные зайчики»

  • Игры с воздушными шарами

  • Игры с детскими вертушками

  • Игры с музыкальными игрушками

  • Использование потешек–уговорок

  • Игры с песком и водой

1.3 Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

  • «Научим Степашку умываться»

  • «Я тебе перед едой руки вымою водой»

  • «Послушная ложка»

  • «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

  • «Напоим кукол чаем»

  • «Оденем куклу Лизу на прогулку»

  • «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

  • «У нас в группе беспорядок»

  • Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».


1.4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

  • «Я куклу Наташу катаю в коляске»

  • «Спрячем ёжика»

  • «Покажем Степашке наши кроватки»

  • «Мишка косолапый манит деток лапой»

  • «По дорожке Настя шла»

  1. Взаимодействие с родителями (см.Приложение 3):

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

  • «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

  • «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

  • «Профилактика простудных заболеваний»

  • «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

  • «Речевые игры по дороге в детский сад»

  • Родительское собрание «Давайте познакомимся»

  • Оформление фото – выставки «Адаптируемся играя».


2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада

С целью оценки эффективности проведенной работы на завершающем этапе эксперимента мы провели повторное исследование. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по группам адаптации

И.Ф.ребенка

Легкая

адаптация

Средняя адаптация

Тяжелая

адаптация

Матвей Н.

+







Миша С.




+




Никита Я.




+




Витя М.

+







Алиса К.







+

Юля Ф.




+





Качественный результат представлен в рисунке 2.

Рисунок 2

Качественный результат контрольного этапа



Как видно из рисунка 2, после проведенной работы осталось только 17% детей с тяжелой степень адаптации. Дети с тяжелой адаптацией по прежднему ищут ласки и сопереживания у воспитателя, привлекают к себе внимание с помощью плача, капризов. Сами не проявляют инициативу, направленную на совместную деятельность. Часто задают вопросы такие как: "Когда придет мама?", "Придет ли за мной мама?".

50% имеют среднюю степень адаптации. Двое детей, которые имели тяжелую степень адаптации, теперь имеют среднюю. Так, например, Миша первое время сильно плакал, не хотел играть с детьми. Все время держался за воспитателя и просил отвести его домой к маме. Утром не хотел отпускать маму. Через неделю стал наблюдать за детьми, но играть с ними отказывался. Если у кого-то из детей что-то падало,- он подходил, поднимал игрушку и подавал ее ребенку, а сам возвращался к воспитателю. Через три недели по просьбе воспитателя он согласился поесть сам, стал играть с машинками.

И 33,3% имеют легкую степень. Так Матвей со средней перешел в группу легкой адаптации.

В рисунке 3 представлен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа нашей работы.

Рисунок 3

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа.


Сравнительный анализ результатов на начало и на конец исследования показал, что благодаря организованной системы работы по успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ на контрольном этапе показатели заметно изменились, что позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Изучение теоретических основ процесса адаптации и анализ экспериментального исследования позволил нам подготовить рекомендации для родителей вновь поступающих детей в ДОУ.

Вы приняли решение осенью отвести ребенка в детский сад. Однако начинать готовиться к этому серьезному и ответственному этапу в жизни вашей семьи нужно заблаговременно. Хорошо, если в детском саду, который вы выбрали, есть группы адаптации, которые помогут малышу справиться с неизбежными трудностями привыкания к новой обстановке. Если же таких групп нет, постарайтесь за летние месяцы провести необходимую подготовку ребенка к поступлению в детский сад.