Файл: Особенности взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период детей раннего возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посещения детского сада была омрачена слезами, но по прошествии недели стала восприниматься спокойно. У детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети, хорошо адаптирующиеся к детскому саду стали активно взаимодействовать со сверстниками, легко включаться в групповые игры, организованные взрослым -такие как хороводы, салочки и т.д., зачастую они становятся участниками совместных забав - игр с куклами, формочками-куличиками, которые продолжаются довольно длительное время и без руководящей роли воспитателя. Дети с легкой адаптацией проявляли к воспитателю интерес демонстрировали желание общаться, приносили игрушки, просили покачать на каруселях, показывали свои личные вещи и задавали вопросы (Что это? Что у тебя в сумке? Где твоя мама?). В ситуации затруднения малыши часто обращаются за помощью - при режимных процедурах, игре.
33% детей имеют среднюю степень адаптации. В ходе наблюдения нами было замечено, что во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше - от двух недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не хочет отпускать маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. В период адаптации у детей нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются только через 2-3 недели, снижается речевая и общая активность ребенка, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели в группе ребятишки были несколько пассивны и малоподвижны, у многих в руках можно было увидеть игрушку принесенную из дома, но постепенно они освоились в группе, стали замечать окружающую остановку, игрушки, стали включаются в групповые игры, организованные взрослым, но на короткое время и довольно быстро теряли интерес. Общение детей без руководящей роли взрослого длится недолго и быстро распадается, дети не могут долго удерживать совместную деятельность. Тем более, когда детей больше двух. В совместной игре дети в основном используют только одно игровое действие, и эта игра быстро распадается. Например, при игре в "парикмахерском уголке" дети только расчесывают куклу или только сушат ее волосы феном. Дети редко проявляют инициативу к общению - как со сверстником, так и со взрослым. У некоторых детей данной группы наблюдаются трудности установления контактов с другими детьми. Данные дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложения поиграть, но не стараются вовлечь его в свои забавы. У детей наблюдается желание получить от воспитателя подкрепление, в виде положительной оценки своей деятельности, а также внимание и ласку, некоторые занятиях дети довольно активны и заинтересованы, стараются выполнить инструкции взрослого.
И 50% детей имеют тяжелую степень. При тяжелой адаптации ярко выражены нарушения в поведении -ребенок или подавлен или сильно возбужден, наблюдается неадекватное поведение. Малыш часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывает игрушки, отнимает их у других детей, ломает чужие постройки - пирамидки, куличики. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопросы как бы переходили в жалобный плач и требование позвать маму; на каждый стук двери вскакивали и с возгласом "Мама" бежали к выходу. Попытки взрослых отвлечь ребенка от его переживаний игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткое время. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
2.2. Разработка комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
На втором этапе опытно – экспериментальной работы мы использовали метод формирующего эксперимента.
В период адаптации мы обращали внимание на факторы, влияющие на адаптацию детей:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребёнка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье. Предлагаю родителям консультацию «Адаптация ребёнка к детскому саду».
2. Учитывается возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет своё стрессовое влияние.
3. Также учитывается биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни (узнаю из беседы с мамой). Частые заболевания ребёнка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следует за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребёнок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
Нами были определены направления работы по успешной адаптации детей раннего возраста:
1.1 Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
1.2 Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
1.3 Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
1.4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
1. Анкетирование
2. Консультации:
2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
С целью оценки эффективности проведенной работы на завершающем этапе эксперимента мы провели повторное исследование. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение детей по группам адаптации
Качественный результат представлен в рисунке 2.
Рисунок 2
Качественный результат контрольного этапа
Как видно из рисунка 2, после проведенной работы осталось только 17% детей с тяжелой степень адаптации. Дети с тяжелой адаптацией по прежднему ищут ласки и сопереживания у воспитателя, привлекают к себе внимание с помощью плача, капризов. Сами не проявляют инициативу, направленную на совместную деятельность. Часто задают вопросы такие как: "Когда придет мама?", "Придет ли за мной мама?".
50% имеют среднюю степень адаптации. Двое детей, которые имели тяжелую степень адаптации, теперь имеют среднюю. Так, например, Миша первое время сильно плакал, не хотел играть с детьми. Все время держался за воспитателя и просил отвести его домой к маме. Утром не хотел отпускать маму. Через неделю стал наблюдать за детьми, но играть с ними отказывался. Если у кого-то из детей что-то падало,- он подходил, поднимал игрушку и подавал ее ребенку, а сам возвращался к воспитателю. Через три недели по просьбе воспитателя он согласился поесть сам, стал играть с машинками.
И 33,3% имеют легкую степень. Так Матвей со средней перешел в группу легкой адаптации.
В рисунке 3 представлен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа нашей работы.
Рисунок 3
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа.
Сравнительный анализ результатов на начало и на конец исследования показал, что благодаря организованной системы работы по успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ на контрольном этапе показатели заметно изменились, что позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы.
Изучение теоретических основ процесса адаптации и анализ экспериментального исследования позволил нам подготовить рекомендации для родителей вновь поступающих детей в ДОУ.
Вы приняли решение осенью отвести ребенка в детский сад. Однако начинать готовиться к этому серьезному и ответственному этапу в жизни вашей семьи нужно заблаговременно. Хорошо, если в детском саду, который вы выбрали, есть группы адаптации, которые помогут малышу справиться с неизбежными трудностями привыкания к новой обстановке. Если же таких групп нет, постарайтесь за летние месяцы провести необходимую подготовку ребенка к поступлению в детский сад.
33% детей имеют среднюю степень адаптации. В ходе наблюдения нами было замечено, что во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше - от двух недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, ребенок долго не хочет отпускать маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключить внимание на игрушки или подключить к своим делам. В период адаптации у детей нарушается сон и аппетит, которые восстанавливаются только через 2-3 недели, снижается речевая и общая активность ребенка, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели в группе ребятишки были несколько пассивны и малоподвижны, у многих в руках можно было увидеть игрушку принесенную из дома, но постепенно они освоились в группе, стали замечать окружающую остановку, игрушки, стали включаются в групповые игры, организованные взрослым, но на короткое время и довольно быстро теряли интерес. Общение детей без руководящей роли взрослого длится недолго и быстро распадается, дети не могут долго удерживать совместную деятельность. Тем более, когда детей больше двух. В совместной игре дети в основном используют только одно игровое действие, и эта игра быстро распадается. Например, при игре в "парикмахерском уголке" дети только расчесывают куклу или только сушат ее волосы феном. Дети редко проявляют инициативу к общению - как со сверстником, так и со взрослым. У некоторых детей данной группы наблюдаются трудности установления контактов с другими детьми. Данные дети часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложения поиграть, но не стараются вовлечь его в свои забавы. У детей наблюдается желание получить от воспитателя подкрепление, в виде положительной оценки своей деятельности, а также внимание и ласку, некоторые занятиях дети довольно активны и заинтересованы, стараются выполнить инструкции взрослого.
И 50% детей имеют тяжелую степень. При тяжелой адаптации ярко выражены нарушения в поведении -ребенок или подавлен или сильно возбужден, наблюдается неадекватное поведение. Малыш часто плачет, устраивает истерики, ведет себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывает игрушки, отнимает их у других детей, ломает чужие постройки - пирамидки, куличики. При соблюдении режимных процедур возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопросы как бы переходили в жалобный плач и требование позвать маму; на каждый стук двери вскакивали и с возгласом "Мама" бежали к выходу. Попытки взрослых отвлечь ребенка от его переживаний игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткое время. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
2.2. Разработка комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
На втором этапе опытно – экспериментальной работы мы использовали метод формирующего эксперимента.
В период адаптации мы обращали внимание на факторы, влияющие на адаптацию детей:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребёнка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье. Предлагаю родителям консультацию «Адаптация ребёнка к детскому саду».
2. Учитывается возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет своё стрессовое влияние.
3. Также учитывается биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни (узнаю из беседы с мамой). Частые заболевания ребёнка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следует за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребёнок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
Нами были определены направления работы по успешной адаптации детей раннего возраста:
-
Взаимодействие с детьми (см. Приложение 2):
1.1 Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
-
«Давайте познакомимся» -
«Кто у нас хороший?» -
«Как тебя зовут?» -
Здравствуйте, ладошки» -
«Здравствуй правая рука…» -
«Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя» -
«Поможем помириться Лисе и зайчику». -
«Солнышко и дождик»
1.2 Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
-
Игры с мыльными пузырями -
«Солнечные зайчики» -
Игры с воздушными шарами -
Игры с детскими вертушками -
Игры с музыкальными игрушками -
Использование потешек–уговорок -
Игры с песком и водой
1.3 Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
-
«Научим Степашку умываться» -
«Я тебе перед едой руки вымою водой» -
«Послушная ложка» -
«Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать» -
«Напоим кукол чаем» -
«Оденем куклу Лизу на прогулку» -
«Посмотрите, мы большие, сами одеваемся» -
«У нас в группе беспорядок» -
Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».
1.4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
-
«Я куклу Наташу катаю в коляске» -
«Спрячем ёжика» -
«Покажем Степашке наши кроватки» -
«Мишка косолапый манит деток лапой» -
«По дорожке Настя шла»
-
Взаимодействие с родителями (см.Приложение 3):
Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
1. Анкетирование
2. Консультации:
-
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» -
«Значение режима дня для воспитания ребёнка» -
«Профилактика простудных заболеваний» -
«Театрализованные игры в помощь при адаптации» -
«Речевые игры по дороге в детский сад» -
Родительское собрание «Давайте познакомимся» -
Оформление фото – выставки «Адаптируемся играя».
2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятий по организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
С целью оценки эффективности проведенной работы на завершающем этапе эксперимента мы провели повторное исследование. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение детей по группам адаптации
И.Ф.ребенка | Легкая адаптация | Средняя адаптация | Тяжелая адаптация |
Матвей Н. | + | | |
Миша С. | | + | |
Никита Я. | | + | |
Витя М. | + | | |
Алиса К. | | | + |
Юля Ф. | | + | |
Качественный результат представлен в рисунке 2.
Рисунок 2
Качественный результат контрольного этапа
Как видно из рисунка 2, после проведенной работы осталось только 17% детей с тяжелой степень адаптации. Дети с тяжелой адаптацией по прежднему ищут ласки и сопереживания у воспитателя, привлекают к себе внимание с помощью плача, капризов. Сами не проявляют инициативу, направленную на совместную деятельность. Часто задают вопросы такие как: "Когда придет мама?", "Придет ли за мной мама?".
50% имеют среднюю степень адаптации. Двое детей, которые имели тяжелую степень адаптации, теперь имеют среднюю. Так, например, Миша первое время сильно плакал, не хотел играть с детьми. Все время держался за воспитателя и просил отвести его домой к маме. Утром не хотел отпускать маму. Через неделю стал наблюдать за детьми, но играть с ними отказывался. Если у кого-то из детей что-то падало,- он подходил, поднимал игрушку и подавал ее ребенку, а сам возвращался к воспитателю. Через три недели по просьбе воспитателя он согласился поесть сам, стал играть с машинками.
И 33,3% имеют легкую степень. Так Матвей со средней перешел в группу легкой адаптации.
В рисунке 3 представлен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа нашей работы.
Рисунок 3
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа.
Сравнительный анализ результатов на начало и на конец исследования показал, что благодаря организованной системы работы по успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ на контрольном этапе показатели заметно изменились, что позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы.
Изучение теоретических основ процесса адаптации и анализ экспериментального исследования позволил нам подготовить рекомендации для родителей вновь поступающих детей в ДОУ.
Вы приняли решение осенью отвести ребенка в детский сад. Однако начинать готовиться к этому серьезному и ответственному этапу в жизни вашей семьи нужно заблаговременно. Хорошо, если в детском саду, который вы выбрали, есть группы адаптации, которые помогут малышу справиться с неизбежными трудностями привыкания к новой обстановке. Если же таких групп нет, постарайтесь за летние месяцы провести необходимую подготовку ребенка к поступлению в детский сад.