Файл: Особенности взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период детей раннего возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Подготовительный этап – формирование доверительных отношений между педагогами, специалистами дошкольной образовательной организации и родителями, возникновение потребности добиться успеха и повысить уверенность в своих силах таким образом, чтобы привлечь родителей к процессу воспитания, заинтересовать их;

2. Сопроводительный этап – психолого-педагогическое просвещение родителей и усвоение их знаний и умений непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности [3].

Следствием такой организации станет активное участие родителей не только в воспитании своего ребенка, но и участие в педагогической деятельности самого дошкольного учреждения. Педагоги и родители должны 26 стать партнерами и дополнять друг друга, никто не должен доминировать, в отношениях должна быть взаимная доброжелательность и уважение, партнеры общаются на равных. Для успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации старший воспитатель должен организовывать комплексную деятельность педагогов с родителями, используя все многообразие форм и методов работы.

Одной из форм организации взаимодействия педагогов с родителями еще до приёма детей в группу является родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей [24]. Задача воспитателя на подготовительном этапе – успокоить, прежде всего, взрослых, пригласить ихосмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. На основании предварительной полученной информации о семье и ребенке, для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности и план работы с родителями по адаптации детей к ДОУ. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, игры адаптационного периода, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества [12].


Следующим этапом является поступление ребенка в детский сад, непосредственно адаптационный период. В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы педагогов с семьей. Организация первоначального знакомства ребенка совместно с родителями с группой, условиями пребывания, педагогами имеет большое значение. Необходимо создать условия для совместного посещения родителей вместе с детьми группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности, посредством организации новоселья, игр, развлечений, ритуалов встреч, прощания, оздоровительных прогулок, знакомства с детским садом, встреч с сотрудниками . Далее педагоги совместно с родителями должны обговорить и установить индивидуальный режим посещения ДОУ ребенком. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается [15]. В случае нормального прохождения адаптации в период с первой по третью недели, возможно с четвертой недели начинать обычные посещения. При осложнении адаптации этапы могут удлиняться.

На всех этапах адаптационного периода детей к условиям дошкольного учреждения организуется взаимодействие воспитателя с родителями в направлении информирования о протекании адаптации ребенка и ее проблемах, объяснения целей и задач своей работы.

Для выявления степени адаптации воспитатель осуществляет наблюдение за адаптацией к среде и составление схемы индивидуальной психологической помощи, а также организует диагностическую работу [15]. В период непосредственной адаптации ребенка к детскому саду взаимодействие воспитателя и родителей имеет наибольшую интенсивность. Широко применяются наглядно-информационные, познавательные, в информационно-аналитические и досуговые методы работы. Необходимое и важнейшее условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада – активное взаимодействие педагогов и родителей.

Таким образом, анализ психолого -педагогических исследований позволяет предположить, что успешная адаптация детей раннего возраста к новым условиям будет зависеть от правильно выстроенного взаимодействия, осознания общих целей, стремления к взаимопониманию, что обуславливает изучение влияния организации взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации как предмета исследования.




ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика и анализ организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1 декабря 2022 года по 27 декабря 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад № 9» пгт Лучегорск.

Целью исследования является изучение особенностей организации взаимодействия воспитателей с родителями детей раннего возраста в период адаптации в дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;

2. Определить и реализовать систему работы по успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;

3.Провести повторное исследование для определения степени адаптации детей к ДОУ;

4. Разработать психолого – педагогические рекомендации для родителей детей поступающих в дошкольное учреждение.

В исследовании участвовали 6 детей первой младшей группы, которые впервые пришли в детский сад 12 декабря 2022 года:

1.Матвей Н., 2г 2 мес,

2. Миша С., 2г.

3. Никита Я., 1 г. 11м.

4. Витя М., 1г. 11м.

5. Алиса К., 2 г.1 мес

6. Юля Ф., 1г.10 мес.

Таким образом, все дети находились в равных условиях и у нас была возможность проследить характер адаптации детей к детскому учреждению в течение месяца.

Данная работа проходила в три этапа:

1. Этап - констатирующий. Цель – выявить особенности адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению.

2. Этап – формирующий. Цель – реализовать систему работы по успешной адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению.

3. Этап - контрольный. Цель – на основе повторного исследования определить степень адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

На первом этапе использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование родителей и оценка воспитателями состояния детей в период адаптации.

Особенностью всех диагностических ситуаций является взаимодействие, общение ребенка со взрослым. В результате наблюдений на каждого ребенка был составлен индивидуальный лист наблюдения в период адаптации к ДОУ .


Перед тем, как впервые привести ребенка в детский сад, родителям предлагалось заполнить анкету. Все полученные данные вносились в сводную таблицу-характеристику (см. Приложение 1).

Наблюдения и анализ поведения детей раннего возраста позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОУ, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. По результатам листов наблюдения в период адаптации мы отнесли детей к трем разным группам – легкой, средней и тяжелой адаптации, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по группам адаптации

И.Ф.ребенка

Легкая

адаптация

Средняя адаптация

Тяжелая

адаптация

Матвей Н.




+




Миша С.







+

Никита Я.







+

Витя М.

+







Алиса К.







+

Юля Ф.




+




Качественный результат представлен в рисунке 1.

Рисунок 1

Качественный результат констатирующего этапа



Как видно из рисунка 1, 17% детей имеют легкую степень адаптации. Период легкой адаптации длился примерно 7 дней. У детей в данное время наблюдались незначительные расстройства сна и аппетита, которые быстро нормализовались. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой, отказывались одевать слюнявчик. В первые дни в группе дети были достаточно активны, но несколько растеряны осматривались вокруг, приглядывались к сверстникам, взрослым, иногда плакали, звали маму и говорили, что хотят домой. Разлука с родителями в первые дни