Файл: 1. понятие, функции и задачи криминалистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ.

Задачи криминалистики

2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КРИМИНАЛИСТИКИ.

КРИМИНАЛИСТИКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.

4. КРИМИНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.

5. СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИКИ. СООТНОШЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ (РАЗДЕЛОВ).

6. ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ КРИМИНАЛИСТИКИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, СООТНОШЕНИЕ И ВИДЫ ЧАСТНЫХ ТЕОРИЙ.

7. МОДЕЛИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКЕ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ.

9. СТАДИИ (ЭТАПЫ) ИДЕНТИФИКАЦИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАК ЭТАП И ЦЕЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ.

10. ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

11. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ВЕРСИЙ.

12. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ.

13. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ.

14. ОТРАСЛИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

15. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА (СИСТЕМА ПОНЯТИЙ).

16. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ И ВИДЕОЗАПИСЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ.

17. МЕТОДЫ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮЩЕЙ ФОТОГРАФИИ.

18. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОТОСЪЁМКИ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.

19. СИГНАЛЕТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ.

20. ФОТОСЪЁМКА: ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ.

21. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ.

22. ВИДЕОЗАПИСЬ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ.

23. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ исследование следов как отрасль криминалистической техники : ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА.

24. СЛЕДЫ: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМ СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ СЛЕДОВ.

25. ТРАСОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ.

26. ДАКТИЛОСКОПИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, СИСТЕМА.

27. СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПАПИЛЛЯРНЫХ УЗОРОВ.

28. ВИДЫ СЛЕДОВ РУК. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ РУК.

29. ВИДЫ СЛЕДОВ НОГ. СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ НОГ.

30. СЛЕДЫ ТРАНСПОРТА И МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБНАРУЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА.

31. СЛЕДЫ ОРУДИЙ ВЗЛОМА И ИНСТРУМЕНТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ СЛЕДОВ ВЗЛОМА.

32. МИКРОЧАСТИЦЫ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

33. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ БАЛЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ЗНАЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

34. ПОНЯТИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ЕГО УЧАСТНИКАХ, ЗАПЕЧАТЛЕВАЕМАЯ В СЛЕДАХ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.

35. ОБНАРУЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.

36. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

37. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ И ЕГО РОЛЬ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

38. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ КАК ОТРАСЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ.

39. ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.

40. ВИДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

41. ПРАВИЛА СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ДОКУМЕНТОВ. СРЕДСТВА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ОСМОТРА.

42. ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ПОЧЕРК, ОСНОВЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ.

43. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ АВТОРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ.

44. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

45. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПОДДЕЛКИ ДОКУМЕНТОВ. МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ.

46. ПРИЗНАКИ ПОДДЕЛКИ ПЕЧАТЕЙ, ШТАМПОВ И ИХ ОТТИСКОВ. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ.

Идентификация печатей

47. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ.

48. СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ИХ РОЛЬ В ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

49. СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

50. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ.

51. СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ: ПОНЯТИЕ, ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ.

52. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

53. СИСТЕМА И СПОСОБЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ.

54. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

55. ВИДЫ УЧЁТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ МВД РФ.

56. ВИДЫ УЧЁТОВ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД РФ.

57. ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ В ХОДЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

58. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ.

59. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА И ЕГО ОЦЕНКА.

60. СИСТЕМА ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ.

61. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ. ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ РАЗДЕЛАМИ КРИМИНАЛИСТИКИ, ЮРИДИЧЕСКИМИ И НЕЮРИДИЧЕСКИМИ НАУКАМИ.

62. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ. КРИТЕРИИ ДОПУСТИМОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО ПРИЁМА.

63. ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (КОМБИНАЦИИ): ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

64. СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ.

65. ОСНОВАНИЯ И ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

66. ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. СРЕДСТВА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ.

67. ТАКТИКА ОСМОТРА ПРЕДМЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ.

68. ТАКТИКА ОСМОТРА ТРУПА. ВОПРОСЫ, РАЗРЕШАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ОСМОТРЕ.

69. ТАКТИКА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ.

70. ТАКТИКА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ.

71. ТАКТИКА ЛИЧНОГО ОБЫСКА.

72. ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.

73. ТАКТИКА ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

74. ТАКТИКА ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ГЛУХОНЕМЫХ, СЛЕПЫХ И ЛИЦ, НЕ ВЛАДЕЮЩИХ ЯЗЫКОМ, НА КОТОРОМ ВЕДЁТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ.

75. ТАКТИКА ОЧНОЙ СТАВКИ.

76. ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ.

77. ТАКТИКА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

78. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

79. ТАКТИКА ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ.

80. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

81. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ.

82. ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА И ВИДЫ ЧАСТНЫХ МЕТОДИК.

83. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ. ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

84. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОТЕРПЕВШЕГО, СВИДЕТЕЛЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ.

85. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО «ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ»: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

86. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ.

87. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ИЗНАСИЛОВАНИЙ.

88. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ.

89. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ.

90. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА.

91. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА.

92. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.

93. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Типовые следственные ситуации и версии

Первоначальные и последующие следственные действия

94. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА.

95. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

96. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

42. ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ПОЧЕРК, ОСНОВЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ.


С помощью криминалистического исследования письма при сравнивании текстов можно установить лицо, которым был составлен данный документ.

Почерк и письменная речь человека индивидуальны и постоянны, что позволяет экспертам устанавливать исполнителя документа даже в тех случаях, если человек умышленно пытался изменить почерк.

Письмо – средство фиксации речи человека с помощью специальных символов и знаков. В рукописном тексте имеется совокупность признаков письменной речи и почерка, выполненных конкретным субъектом.

Для того чтобы фиксировать мысли на бумаге, человек должен учиться письму. Навыки письма являются приобретенными в течение жизни человека. Это результат воспитания и обучения письму.

Почерк – система привычных движений руки, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык, служащий для воспроизведения письма.

Почерк каждого человека индивидуален. По истечении определенного периода времени у человека меняется темп письма, степень и характер его выработанности, но обычно в нем сохраняются одни и те же особенности. Почерк относительно устойчив. Почерк изменяется по таким причинам, как болезнь, возраст, под влиянием культурного развития, окружающей среды и т. д.

Признаки почерка:

1) общие – характеризуют привычную систему движений: степень выработанности, разгон, размер, наклон;

2) частные:

а)особенности формы и направления движения:

– правоокружные движения;

– левоокружные движения;

– переменный;

б) особенности соотношения элементов письменных знаков:

– по размеру;

– по наклону;

– по разгону;

в) детали почерка:

– положение точки начала письменных знаков;

– положение точки окончания письменных знаков;

– ретушь;

– извилистость штрихов;

– особенности нажима и др.

Почерк может быть:

1) по степени выработанности почерка (приспособленности движений руки к скорописи):

а) выработанным;


б) маловыработанным;

в) дрожащим;

2) по характеру выработанности:

а) простым;

б) упрощенным;

в) вычурным;

г) смешанным;

3) по степени связанности:

а) связанным;

б) отрывистым;

в) средним по степени связанности;

4) по разгону:

а) сжатым;

б) средним;

в) расширенным;

5) по размеру:

а) большим;

б) мелким;

в) средним;

6) по форме движений:

а) прямолинейно-угловатым;

б) округлым;

в) смешанным;

7) по наклону:

а) правонаклонным;

б) левонаклонным;

в) прямым.

ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Почерк – это навык, приобретенный человеком в ходе его обучения. Под ним понимается система условно-рефлекторной связи, обеспечивающая движение и его соответствие поставленной задаче при повторном движении в сходных условиях.

В процессе расследования преступления нередко приходится сталкиваться с фактом отрицания обвиняемым или подозреваемым выполнения рукописного текста документа – вещественного доказательства. В таких случаях для установления факта назначается почерковедческая экспертиза.

Предварительное исследование, как и экспертное, производится путем сравнивания данного текста с образцами почерка лица, предположительно исполнившего данный текст. В ходе сравнительного исследования рекомендуется составление таблиц-разработок общих признаков почерка. Лист бумаги делят пополам, слева срисовываются признаки почерка, проявившиеся в тексте документа, а справа – признаки, отобразившиеся в образцах почерка. Сравнение производится с учетом общих и частных признаков почерка.

Очень часто при помощи экспертизы почерка приходится решать задачу по установлению лица, исполнившего рукописный текст документа. Вместе со спорным документом на экспертизу необходимо обязательно направить сравнительные образцы.

В практике почерковедческой экспертизы используются сравнительные образцы трех видов: 1)свободные – образцы письма, которые были выполнены до возбуждения уголовного дела. Они могут быть обнаружены по месту работы, учебы, дома, у родственников и т. д. В качестве свободных образцов могут выступать документы личной и служебной переписки, автобиографии, заявления, конспекты и т. д.;



2) условно-свободные – образцы, выполненные в связи с данным уголовным делом, но не для экспертизы (заявления);

3) экспериментальные – образцы, выполненные специально для экспертизы, либо под диктовку следователя, либо при помощи переписывания какого-либо текста, предложенного следователем.

При экспертизе предпочтение отдается свободным образцам.

Свободные образцы перед направлением на экспертизу проверяются. У подозреваемого выясняется, выполнил ли он данный документ. В экспериментальных образцах следует использовать такие же материалы, которые использованы в документе. Когда текст пишется под диктовку, то в него следует включить такие же предложения и слова, которые находятся в исследуемом документе.

Для исследования подписи на экспертизу направляются тексты и подписи подозреваемого лица. Если исследуемый текст выполнен печатными буквами, следует вместе с обычными образцами представить образцы, которые будут выполнены печатными буквами. Каждый свободный образец снабжается пояснительной запиской, в которой указываются фамилия, имя, отчество лица и его подпись.

Задачи почерковедческой экспертизы:

1) установление тождества;

2) установление объектов, при которых исполнялись рукописные тексты.

К объектам почерковедческой экспертизы относятся:

1) рукописные тексты;

2) документы;

3) фрагменты текста, краткие заметки;

4) цифровые записи;

5) подписи.

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.


Выделяют следующие признаки письменной речи:

1) лексические, характеризующие общий словарный запас и особенности его лексики. К особенностям лексики относятся:

а) неологизмы – новые, не вошедшие в словарный фонд слова;

б) вульгаризмы – грубые, нелитературные выражения и слова;

в) архаизмы – старые, вышедшие из употребления выражения;

г) диалектизмы – слова из местного наречия;

д) профессиональныетермины и выражения;

е) жаргонные слова;

2) грамматические, в которых отражается владение исполнителем грамматическими правилами письма. Наличие повторяющихся орфографических, синтаксических, морфологических ошибок являются идентификационным признаком. В зависимости от частоты и характера встречающихся ошибок уровень грамотности подразделяется на: а) низкий; б средний; в)высокий;

3) стилистические, характеризующие манеру изложения мыслей, способность автора пользоваться многообразием средств письменной речи (официально-деловой, производственно-технический, разговорно-бытовой), а также композиционное построение рукописи. В текстах, встречающихся в следственной практике, о стиле изложения удается судить по составу слов и построению предложений;

4) топографические:

а) особенности размещения текста на бумаге;

б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;

в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;

г) особенности размещения подписи и даты;

д) особенности размещения текста адреса на конверте;

е) способ подчеркивания некоторых частей втексте;

ж) способ написания даты;

з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза,предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

На автороведческую экспертизу отправляют:


1 документы;

2 научные разработки;

3 статьи;

4 методические пособия;

5) рукописные и машинописные, полиграфические тексты.