Файл: Изучение этических проблем, возникающих в результате достижений биологии и медицины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы конфиденциальности (врачебной тайны) в практике использования при искусственном оплодотворении донорского зародышевого материала столь же важны, сколь и трудны. В «Заявлении» донора спермы последний обязуется «не устанавливать личность реципиентки, а также ребенка, родившегося в результате оплодотворения женщины моей спермой». Согласно Инструкции МЗ РФ, регулирующей практику искусственной инсеминации, вся соответствующая документация должна храниться в сейфе. В своем «Заявлении» супруги-заявители обязуются «не устанавливать личность донора... сохранять тайну зачатия нашего ребенка».
К сожалению, сами предусмотренные здесь меры защиты родившихся с помощью ИОД детей от возможной в будущем дискриминации чреваты серьезными противоречиями. Существует мнение, что «современная позиция и право усыновленных детей на получение информации о своих биологических родителях должны быть распространены и на детей, рожденных с помощью ИОД». Вопрос этот приобретает особую значимость в связи с развитием медицинской генетики. Ведь для человека, рожденного с помощью ИОД, сведения о генетической конституции его «биологического родителя» могут быть исключительно важны. По крайней мере, супруги-заявители должны быть надлежащим образом проинформированы и подготовлены врачом, проводящим ИОД, к необходимости разрешать в будущем противоречия, содержащиеся в концепции анонимности доноров спермы.
В методических материалах МЗ СССР и МЗ РФ по искусственной инсеминации обращает на себя внимание понятие «активные доноры»: «Донор, согласившийся регулярно сдавать сперму, называется «активным донором». «Активным донором можно быть не более 5 лет»; далее отмечается, что ежемесячно такому донору разрешается сдавать не более 5 образцов спермы. В узкомедицинском плане институт активных доноров спермы, конечно, удобен, хотя бы потому, что упрощается их медико-клиническое обследование, становится возможным достаточно эффективное диспансерное наблюдение за состоянием их здоровья.
В то же время возникает вопрос, насколько реальна опасность того, что современные методы искусственного оплодотворения могут стать причиной инцеста (теоретически возможное число детей у некоторых «активных доноров» приближается к 100). Данный аспект ИОД совсем не обсуждается в нашей стране. А вот австралийский специалист в области искусственного оплодотворения по этому поводу пишет: «При современной технике консервации спермы ее можно легко пересылать в различные области страны, снижая тем самым этот риск».
В Российской Федерации донорами спермы могут быть как холостые мужчины, так и состоящие в браке. К сожалению, во втором случае позиция жены донора у нас совершенно не принимается во внимание. В некоторых других странах жена донора должна подтвердить, что факт донации спермы ее мужем не будет использован ею как причина будущих семейных разногласий,
С самого начала широкого применения методов ИОД в нашей стране Минздрав СССР определил оплату донорской услуги и стоимость одного цикла медицинского вмешательства с целью ИОД. В настоящее время искусственное оплодотворение относится в России, как и во многих других странах, к платным видам медицинской помощи, что с нашей точки зрения, не противоречит требованиям принципа справедливости. Более сложным в этическом плане является вопрос о вознаграждении доноров спермы (или яйцеклеток).
Хорошо известно, что коммерциализация трансплантации, торговля органами и тканями повсюду считаются безнравственными. Сама по себе сумма вознаграждения донору спермы в 30 руб. в ценах 1989 г. (и эквивалентная сумма в настоящее время) может интерпретироваться как компенсация за потраченное время и доставленные неудобства (в том числе морального характера).
В этических рекомендациях, принятых в октябре 1996 г. Международной федерацией гинекологии и акушерства (МФГА), говорится, что «донорство генетического материала должно быть альтруистическим и свободным от коммерческой эксплуатации». При этом «считается приемлемой разумная компенсация за обоснованные затраты». То есть такую денежную компенсацию можно полагать этически оправданной, Можно, если бы не следующие строки «Заявления-обязательства донора»: «Я предупрежден, что оплата образца спермы не будет производиться в процессе донорства, если показатели спермограммы не будут соответствовать норме». Из приведенных слов следует, что плата, получаемая донором, оказывается не чем иным, как ценой качественной спермы человека. Что это, как не купля-продажа донорского материала? Данное соображение заставляет с немалой долей скепсиса отнестись к следующим строкам «Заявления-обязательства донора»: «Обязуюсь сообщать правдивые сведения о моей наследственности... Обязуюсь соблюдать режим, предписанный мне врачом... «. Ведь интерес донора к получению вознаграждения, будучи зависимым от оценки качества донорского материала, вступает в очевидное противоречие с требованием к донору сообщать те сведения, которые могут негативно повлиять на оценку. На это обращается внимание и в Рекомендациях МФГА: «Следует подчеркнуть, что когда имеет место оплата, у доноров может возникнуть искушение скрыть персональную информацию, которая, будучи известной, сделала бы их непригодными в качестве доноров».
Интерес к методу ИОМ стал возрастать после его широкого распространения и в особенности после создания надежной методики консервации (криоконсервации) спермы. Заготовленная впрок сперма мужа может быть использована в целях ИОМ после вазэктомии (стерилизации), облучения или медикаментозной терапии, следствием которых бывает бесплодие. Сохраняющаяся в замороженном состоянии сперма может быть использована для ИОМ и после преждевременной смерти мужа. Рождение ребенка от отца, которого уже нет в живых, создает новую ситуацию не только в моральном, но и в правовом отношении.
О том, насколько широко методы искусственного оплодотворения используются на Западе, свидетельствуют факты, связанные с военными действиями США против Ирака в 1991г. Часть молодых солдат и офицеров, отправляясь на войну, сдавали на специальное хранение свою сперму (так называемые «спермобанки» делали для них пятидесятипроцентную скидку). В случае гибели или тяжелого увечья их родители с помощью «суррогатного материнства» могли бы заиметь внука или внучку.
В 1997 г. в Англии широко обсуждалось «дело миссис Блад». Когда муж этой молодой женщины, умирая, находился в коматозном состоянии, она уговорила врачей изъять у него сперму с тем, чтобы впоследствии забеременеть и родить ребенка от умершего мужа. Однако делать ей искусственное осеменение медики отказались, исходя из того, что при жизни, находясь в сознании, муж не давал разрешения на изъятие у него спермы. После долгих судебных разбирательств миссис Бладт так и не удалось добиться разрешения в Англии; тем не менее ей было позволено забеременеть в другой стране Европейского Союза - в Бельгии.
Допустимо ли искусственное оплодотворение незамужней женщины? В разных странах этот вопрос решается по-разному. В одних за одинокими женщинами не признается право на искусственное оплодотворение; в других такой нормы нет. В связи с этим Швецию, например, называют страной '«репродуктивного туризма», в которую с целью пройти ИОД приезжают женщины из стран с более строгими законами.
В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 35) такое право предоставляется каждой совершеннолетней женщине (то есть и незамужней). В «Инструкции по применению искусственной инсеминации женщины спермой донора по медицинским показаниям МЗ РФ (1993) говорится: «Разрешается также проведение ИОД женщинам фертильного возраста, не состоящим в браке, при этом заявление оформляется одной женщиной».
Из этого можно сделать такие выводы:
1. Названия подзаконных актов, предписывающие проведение искусственного оплодотворения только по медицинским показаниям, противоречат самому Закону, наделяющему правом на искусственное оплодотворение каждую совершеннолетнюю женщину.
2. ИОД незамужней женщины в нашей стране допустимо, но при этом не ясно - должна ли такая женщина обладать обозначенными медицинскими показаниями или она может быть и здоровой.
3. Вопрос о праве одинокой женщины на использование метода ЭКО и ПЭ (см. ниже) вообще остается в нашей стране открытым.
2.2 Экстракорпоральное оплодотворение
Другой современной репродуктивной технологией является оплодотворение «в пробирке» (IVF - in vitro fertilisation), иначе называемое «экстракорпоральным оплодотворением и переносом эмбриона « (ЭКО и ПЭ). Идея оплодотворения вне тела женщины возникла еще в прошлом веке, а практически к ее осуществлению приступили в 40-х годах XX в., когда американские ученые осуществили «зачатие в пробирке». Однако сохранить зародившуюся жизнь удалось лишь в течение нескольких часов. Честь создания метода IVF принадлежит английским ученым -эмбриологу Р. Эдвардсу и акушеру-гинекологу П. Стептоу. Сложные философские, моральные и иные вопросы, сопровождающие применение этой новейшей технологии размножения человека, бурно обсуждались уже на стадии экспериментальной разработки метода, В 1971 г, Британский комитет по медицинским исследованиям отказался финансировать программу Р. Эдвардса и П. Стептоу, сочтя их исследования противоречащими этическим нормам. После отмены в 1975 г. моратория на разработку метода ЭКО 10-летние исследования Р. Эдвардса и П. Стептоу завершились внедрением данного метода в практику, и в июле 1978 г. в клинике Кембриджского университета родился первый «ребенок из пробирки» - Луиза Браун.
Отечественные ученые начали осваивать метод ЭКО и ПЭ с 70-х годов, особенно активно - в Лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства и перинатологии РАМН. Именно здесь в 1986 г. и родился первый в нашей стране «ребенок из пробирки».
Показанием к применению ЭКО и ПЭ является прежде всего абсолютное бесплодие женщины (например, при отсутствии у нее труб или яичников). По расчетам отечественных специалистов, в России имеется примерно 3 миллиона женщин детородного возраста, страдающих абсолютным бесплодием.
По сути дела, все фазы применения метода ЭКО и ПЭ сопряжены с трудными моральными вопросами. В «Положении об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов», принятом в 1987 г Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), говорится, что применение метода ЭКО и ПЭ оправдано, когда другие методы лечения бесплодия (медикаментозные, хирургические) оказались неэффективными. Здесь мы видим вполне понятное стремление ограничить клиническую практику, связанную с трудноразрешимыми морально-этическими вопросами.