Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самим жить и

работать в этой новой среде. Первые шаги в области информати-

зации образования были сделаны в нашей стране в 1985 г., когда

было принято исключительно важное правительственное реше-

ние о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых

советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах

общего курса основ информатики и вычислительной техники.

Информатизацияобщества совокупность взаимосвязан-

ных политических, социально-экономических, научных факто-

ров, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену

общества к любым источникам информации, кроме законода-

тельно секретных.

Анализ процесса внедрения и использования средств вычис-

лительной техники и компьютерных технологий в учебном про-

цессе позволил выделить три этапа информатизации образования

(условно названные электронизацией, компьютеризациейи ин-

форматизациейобразовательного процесса) [120].

Первыйэтапинформатизацииобразования(электронизация)

характеризовался широким внедрением электронных средств и

вычислительной техники в процесс подготовки студентов снача-

ла технических (конец 50-х начало 60-х гг.), а затем
гумани-

тарных специальностей (конец 60-х начало 70-х гг.) и предпо-

лагал обучение основам алгоритмизации и программирования,

элементам алгебры логики, математического моделирования на

ЭВМ. Относительно малая производительность компьютеров то-

го времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных

для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дру-

жественный интерфейс программных средств не способствовали

24

широкому использованию вычислительной техники в сфере гу-

манитарного образования.

Второйэтапинформатизацииобразования(компьютериза-

ция)(середина 70-х 90-е гг.) связан с появлением более мощных

компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружест-

венный интерфейс, и характеризуется в первую очередь исполь-

зованием диалогового взаимодействия человека с компьютером.

Компьютерные образовательные технологии позволили на основе

моделирования исследовать различные (химические, физические,

социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компью-

терная техника стала выступать в качестве мощного средства

обучения в составе автоматизированных систем различной степе-

ни интеллектуальности. В сфере образования все больше стали

использоваться

автоматизированные системы обучения, контроля

знаний и управления учебным процессом.

Третий,современныйэтапинформатизации образования ха-

рактеризуется использованием мощных персональных компью-

теров, быстродействующих накопителей большой емкости, но-

вых информационных и телекоммуникационных технологий,

мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также фи-

лософским осмыслением происходящего процесса информатиза-

ции и его социальных последствий.

Информатизацияобразования это процесс обеспечения

системы образования теорией и практикой разработки и исполь-

зования новых информационных технологий, ориентированных

на реализацию целей обучения и воспитания.

В свою очередь, принято выделять следующие основныена-

правлениявнедренияинформационныхтехнологийвобразование:

1) использование компьютерной техники в качестве средства

обучения, совершенствующего процесс преподавания, повы-

шающего его качество и эффективность;

2) использование компьютерных технологий в качестве инст-

рументов обучения, познания себя и действительности;

3) рассмотрение компьютера и других современных средств

информационных технологий в качестве объектов изучения;

4) использование средств новых информационных
технологий

в качестве средств творческого развития обучаемого;

25


5) использование компьютерной техники в качестве средств

автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и

психодиагностики;

6) организация коммуникаций на основе использования

средств информационных технологий с целью передачи и приоб-

ретения педагогического опыта, методической и учебной литера-

туры;

7) использование средств современных информационных тех-

нологий для организации интеллектуального досуга;

8) интенсификация и совершенствование управления учебным

заведением и учебным процессом на основе использования сис-

темы современных информационных технологий [97].

Важнейшими задачамиинформатизацииобразованияявля-

ются:

повышение качества подготовки специалистов на основе

использования в учебном процессе современных информа-

ционных технологий;

применение активных методов обучения, повышение

творческой и интеллектуальной составляющих учебной

деятельности;

интеграция различных видов образовательной деятельно-

сти (учебной, исследовательской и т.д.);

адаптация информационных технологий обучения к инди-

видуальным особенностям обучаемого;

разработка новых
информационных технологий обучения,

способствующих активизации познавательной деятельно-

сти обучаемого и повышению мотивации на освоение

средств и методов информатики для эффективного приме-

нения в профессиональной деятельности;

обеспечение непрерывности и преемственности в обуче-

нии;

разработка информационных технологий дистанционного

обучения;

совершенствование программно-методического обеспече-

ния учебного процесса;

внедрение информационных технологий обучения в про-

цесс специальной профессиональной подготовки специа-

листов различного профиля.

26


Одной из важнейших задач информатизации образования яв-

ляется формирование информационнойкультурыспециалиста,

уровень сформированности которой определяется, во-первых,

знаниями об информации, информационных процессах, моделях

и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения

средств и методов обработки и анализа информации в различных

видах деятельности; в-третьих, умением использовать современ-

ные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, миро-

воззренческим видением окружающего мира как открытой ин-

формационной системы.

Еще одна из задач информатизации образования построе-