ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самим жить и
работать в этой новой среде. Первые шаги в области информати-
зации образования были сделаны в нашей стране в 1985 г., когда
было принято исключительно важное правительственное реше-
ние о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых
советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах
общего курса основ информатики и вычислительной техники.
Информатизацияобщества— совокупность взаимосвязан-
ных политических, социально-экономических, научных факто-
ров, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену
общества к любым источникам информации, кроме законода-
тельно секретных.
Анализ процесса внедрения и использования средств вычис-
лительной техники и компьютерных технологий в учебном про-
цессе позволил выделить три этапа информатизации образования
(условно названные электронизацией, компьютеризациейи ин-
форматизациейобразовательного процесса) [120].
Первыйэтапинформатизацииобразования(электронизация)
характеризовался широким внедрением электронных средств и
вычислительной техники в процесс подготовки студентов снача-
ла технических (конец 50-х — начало 60-х гг.), а затем
гумани-
тарных специальностей (конец 60-х — начало 70-х гг.) и предпо-
лагал обучение основам алгоритмизации и программирования,
элементам алгебры логики, математического моделирования на
ЭВМ. Относительно малая производительность компьютеров то-
го времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных
для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дру-
жественный интерфейс программных средств не способствовали
24
широкому использованию вычислительной техники в сфере гу-
манитарного образования.
Второйэтапинформатизацииобразования(компьютериза-
ция)(середина 70-х – 90-е гг.) связан с появлением более мощных
компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружест-
венный интерфейс, и характеризуется в первую очередь исполь-
зованием диалогового взаимодействия человека с компьютером.
Компьютерные образовательные технологии позволили на основе
моделирования исследовать различные (химические, физические,
социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компью-
терная техника стала выступать в качестве мощного средства
обучения в составе автоматизированных систем различной степе-
ни интеллектуальности. В сфере образования все больше стали
использоваться
автоматизированные системы обучения, контроля
знаний и управления учебным процессом.
Третий,современныйэтапинформатизации образования ха-
рактеризуется использованием мощных персональных компью-
теров, быстродействующих накопителей большой емкости, но-
вых информационных и телекоммуникационных технологий,
мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также фи-
лософским осмыслением происходящего процесса информатиза-
ции и его социальных последствий.
Информатизацияобразования— это процесс обеспечения
системы образования теорией и практикой разработки и исполь-
зования новых информационных технологий, ориентированных
на реализацию целей обучения и воспитания.
В свою очередь, принято выделять следующие основныена-
правлениявнедренияинформационныхтехнологийвобразование:
1) использование компьютерной техники в качестве средства
обучения, совершенствующего процесс преподавания, повы-
шающего его качество и эффективность;
2) использование компьютерных технологий в качестве инст-
рументов обучения, познания себя и действительности;
3) рассмотрение компьютера и других современных средств
информационных технологий в качестве объектов изучения;
4) использование средств новых информационных
технологий
в качестве средств творческого развития обучаемого;
25
5) использование компьютерной техники в качестве средств
автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и
психодиагностики;
6) организация коммуникаций на основе использования
средств информационных технологий с целью передачи и приоб-
ретения педагогического опыта, методической и учебной литера-
туры;
7) использование средств современных информационных тех-
нологий для организации интеллектуального досуга;
8) интенсификация и совершенствование управления учебным
заведением и учебным процессом на основе использования сис-
темы современных информационных технологий [97].
Важнейшими задачамиинформатизацииобразованияявля-
ются:
— повышение качества подготовки специалистов на основе
использования в учебном процессе современных информа-
ционных технологий;
— применение активных методов обучения, повышение
творческой и интеллектуальной составляющих учебной
деятельности;
— интеграция различных видов образовательной деятельно-
сти (учебной, исследовательской и т.д.);
— адаптация информационных технологий обучения к инди-
видуальным особенностям обучаемого;
— разработка новых
информационных технологий обучения,
способствующих активизации познавательной деятельно-
сти обучаемого и повышению мотивации на освоение
средств и методов информатики для эффективного приме-
нения в профессиональной деятельности;
— обеспечение непрерывности и преемственности в обуче-
нии;
— разработка информационных технологий дистанционного
обучения;
— совершенствование программно-методического обеспече-
ния учебного процесса;
— внедрение информационных технологий обучения в про-
цесс специальной профессиональной подготовки специа-
листов различного профиля.
26
Одной из важнейших задач информатизации образования яв-
ляется формирование информационнойкультурыспециалиста,
уровень сформированности которой определяется, во-первых,
знаниями об информации, информационных процессах, моделях
и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения
средств и методов обработки и анализа информации в различных
видах деятельности; в-третьих, умением использовать современ-
ные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, миро-
воззренческим видением окружающего мира как открытой ин-
формационной системы.
Еще одна из задач информатизации образования — построе-
работать в этой новой среде. Первые шаги в области информати-
зации образования были сделаны в нашей стране в 1985 г., когда
было принято исключительно важное правительственное реше-
ние о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых
советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах
общего курса основ информатики и вычислительной техники.
Информатизацияобщества— совокупность взаимосвязан-
ных политических, социально-экономических, научных факто-
ров, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену
общества к любым источникам информации, кроме законода-
тельно секретных.
Анализ процесса внедрения и использования средств вычис-
лительной техники и компьютерных технологий в учебном про-
цессе позволил выделить три этапа информатизации образования
(условно названные электронизацией, компьютеризациейи ин-
форматизациейобразовательного процесса) [120].
Первыйэтапинформатизацииобразования(электронизация)
характеризовался широким внедрением электронных средств и
вычислительной техники в процесс подготовки студентов снача-
ла технических (конец 50-х — начало 60-х гг.), а затем
гумани-
тарных специальностей (конец 60-х — начало 70-х гг.) и предпо-
лагал обучение основам алгоритмизации и программирования,
элементам алгебры логики, математического моделирования на
ЭВМ. Относительно малая производительность компьютеров то-
го времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных
для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дру-
жественный интерфейс программных средств не способствовали
24
широкому использованию вычислительной техники в сфере гу-
манитарного образования.
Второйэтапинформатизацииобразования(компьютериза-
ция)(середина 70-х – 90-е гг.) связан с появлением более мощных
компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружест-
венный интерфейс, и характеризуется в первую очередь исполь-
зованием диалогового взаимодействия человека с компьютером.
Компьютерные образовательные технологии позволили на основе
моделирования исследовать различные (химические, физические,
социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компью-
терная техника стала выступать в качестве мощного средства
обучения в составе автоматизированных систем различной степе-
ни интеллектуальности. В сфере образования все больше стали
использоваться
автоматизированные системы обучения, контроля
знаний и управления учебным процессом.
Третий,современныйэтапинформатизации образования ха-
рактеризуется использованием мощных персональных компью-
теров, быстродействующих накопителей большой емкости, но-
вых информационных и телекоммуникационных технологий,
мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также фи-
лософским осмыслением происходящего процесса информатиза-
ции и его социальных последствий.
Информатизацияобразования— это процесс обеспечения
системы образования теорией и практикой разработки и исполь-
зования новых информационных технологий, ориентированных
на реализацию целей обучения и воспитания.
В свою очередь, принято выделять следующие основныена-
правлениявнедренияинформационныхтехнологийвобразование:
1) использование компьютерной техники в качестве средства
обучения, совершенствующего процесс преподавания, повы-
шающего его качество и эффективность;
2) использование компьютерных технологий в качестве инст-
рументов обучения, познания себя и действительности;
3) рассмотрение компьютера и других современных средств
информационных технологий в качестве объектов изучения;
4) использование средств новых информационных
технологий
в качестве средств творческого развития обучаемого;
25
5) использование компьютерной техники в качестве средств
автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и
психодиагностики;
6) организация коммуникаций на основе использования
средств информационных технологий с целью передачи и приоб-
ретения педагогического опыта, методической и учебной литера-
туры;
7) использование средств современных информационных тех-
нологий для организации интеллектуального досуга;
8) интенсификация и совершенствование управления учебным
заведением и учебным процессом на основе использования сис-
темы современных информационных технологий [97].
Важнейшими задачамиинформатизацииобразованияявля-
ются:
— повышение качества подготовки специалистов на основе
использования в учебном процессе современных информа-
ционных технологий;
— применение активных методов обучения, повышение
творческой и интеллектуальной составляющих учебной
деятельности;
— интеграция различных видов образовательной деятельно-
сти (учебной, исследовательской и т.д.);
— адаптация информационных технологий обучения к инди-
видуальным особенностям обучаемого;
— разработка новых
информационных технологий обучения,
способствующих активизации познавательной деятельно-
сти обучаемого и повышению мотивации на освоение
средств и методов информатики для эффективного приме-
нения в профессиональной деятельности;
— обеспечение непрерывности и преемственности в обуче-
нии;
— разработка информационных технологий дистанционного
обучения;
— совершенствование программно-методического обеспече-
ния учебного процесса;
— внедрение информационных технологий обучения в про-
цесс специальной профессиональной подготовки специа-
листов различного профиля.
26
Одной из важнейших задач информатизации образования яв-
ляется формирование информационнойкультурыспециалиста,
уровень сформированности которой определяется, во-первых,
знаниями об информации, информационных процессах, моделях
и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения
средств и методов обработки и анализа информации в различных
видах деятельности; в-третьих, умением использовать современ-
ные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, миро-
воззренческим видением окружающего мира как открытой ин-
формационной системы.
Еще одна из задач информатизации образования — построе-