ВУЗ: Северный государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 22395
Скачиваний: 366
3.2. План разрабатывается текстуально и в виде приложений к текстовой части и согласовывается с местным управлением (отделом) по делам ГОЧС. Текстовая часть и приложения подписываются начальником штаба ГОЧС ЛПУ и должностным лицом, отвечающим за выполнение указанных в приложении мероприятий. Все документы утверждаются главным врачом - начальником ГОЧС ЛПУ.
3.3. Содержание Плана определяется в зависимости от перечня задач ЛПУ в ЧС и проводимых мероприятий, вытекающих из прогнозируемой обстановки, в которой может оказаться ЛПУ (в зоне воздействия источника, вызвавшего ЧС, или вне зоны ЧС, в городе или в загородной зоне).
3.4. Текстовая часть Плана состоит из трех разделов, после каждого из которых делаются выводы.
Раздел I. Краткая характеристика объекта здравоохранения и прогнозируемая обстановка на территории ЛПУ при возможных чрезвычайных ситуациях.
3.4.1. Общая характеристика ЛПУ: место расположения ЛПУ, его площадь, застройка территории; системы водо-, тепло, энергоснабжения, канализации.
Количество коек, их профиль; число врачей, медсестер, младшего медицинского персонала, рабочих, служащих.
Наличие в больнице автономного энерго-, водо-, теплоснабжения; обеспеченность транспортом.
3.4.2. Прогнозируемая обстановка в ЛПУ, которая может сложиться:
-
при авариях на пожаро-, взрыво-, химически-, радиационно-, биологически опасных предприятиях (объектах);
-
при транспортных авариях (на автомобильном, авиационном, железнодорожном, водном транспорте) с разливом аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) и нефтепродуктов, выбросом радиоактивных веществ;
-
при стихийных бедствиях: наводнениях, лесных пожарах и других наиболее характерных для региона природных катастрофах.
3.4.3. Вероятные санитарные потери среди персонала и больных при крупных производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
3.4.4. Мероприятия по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий:
-
обеспечение повышения устойчивости зданий;
-
дополнительное строительство средств коллективной защиты;
-
накопление средств индивидуальной защиты;
-
организация автономного энерго-, водо-, теплоснабжения.
Раздел II. Содержание мероприятий при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности).
3.4.5. Задачи ЛПУ в соответствии с планом-заданием.
3.4.6. Оповещение, сбор штаба ГОЧС, персонала, организация работы на пункте управления.
3.4.7. Силы ЛПУ, необходимые для решения задач в соответствии с планом-заданием.
Состав и профиль привлекаемых функциональных подразделений и формирований к выполнению задач с указанием сроков приведения их в готовность; порядок подготовки коечной сети, сроки готовности к приему пораженных при ЧС; организация развертывания приемного (приемно-сортировочного) отделения, операционно-перевязочного блока и другие мероприятия в зависимости от задания. Состав и порядок приведения в готовность объектовых формирований.
3.4.8. Организация снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, кровью, ее компонентами и препаратами.
3.4.9. Организация транспортного обеспечения созданных формирований и функционирования ЛПУ в ЧС.
3.4.10. Организация защиты персонала и больных по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации (если она предусматривается): укрытие в защитных сооружениях, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в том числе медицинскими) персонала, организация эвакуации ЛПУ.
С учетом прогнозируемой обстановки для ЛПУ предусматривается планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предупреждение или снижение поражающего воздействия источников возникновения ЧС.
Раздел III. Организация мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС (режим чрезвычайной ситуации).
3.4.11. Перепроверка сигнала о режиме чрезвычайной ситуации, данных об обстановке; приведение ЛПУ в готовность к действиям в ЧС.
3.4.12. Содержание мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС непосредственно на объекте здравоохранения при пожарах, взрывах, радиационном и химическом заражении территории ЛПУ, при стихийных бедствиях и др. Организация защиты персонала и больных, ведение спасательных работ на объекте. Силы, выделяемые территориальным (местным) управлением (отделом) по делам ГОЧС.
3.4.13. Организация работы ЛПУ по приему пораженных (больных) в ЧС, оказанию им первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; отражается работа приемно-сортировочного, лечебно-диагностических отделений ЛПУ с учетом имеющегося задания по приему соответствующего количества и профиля пораженных (больных).
3.4.14. Организация взаимодействия ЛПУ с другими учреждениями и организациями при работе в режиме ЧС (какие учреждения, организации, по каким вопросам организуется взаимодействие).
3.4.15. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции, при массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации), при работе ЛПУ в противоэпидемическом режиме. При возникновении внутрибольничной инфекции планируется проведение следующих мероприятий:
-
выявление вида и источника инфекции;
-
изоляция в ЛПУ или эвакуация заболевших и изоляция контактных лиц с выделением помещений и персонала;
-
организация и проведение экстренной и специфической профилактики с определением привлекаемого персонала и средств;
-
организация дезинфекционных (дератизационных) мероприятий с определением сил и средств;
-
организация режима работы функциональных подразделений ЛПУ и порядок размещения персонала (карантинно-обсервационные мероприятия);
-
определение сил и средств, выделяемых ЛПУ санэпидслужбой, а также другими организациями и учреждениями;
-
проведение патологоанатомических исследований умерших инфекционных больных.
Перечень проводимых мероприятий планируется в зависимости от нозологической формы инфекционного заболевания, условий прогнозируемой обстановки и т.п.
Подробный план работы ЛПУ в противоэпидемическом режиме отрабатывается совместно с Территориальным управлением Роспотребнадзора отдельным документом.
3.4.16. Организация управления ЛПУ в ЧС:
-
организация работы штаба ГОЧС на пункте управления;
-
уточнение обстановки, внесение корректив в План по решению КЧС и (или) межведомственной координационной комиссии СМК;
-
направление оперативной группы в район эвакуации больницы для подготовки помещений к приему персонала и больных;
-
организация взаимодействия между службами;
-
организация учета поступивших больных (пораженных);
-
организация работы справочного бюро;
-
подготовка отчета о случившемся, о числе больных (пораженных), которым оказана медицинская помощь по формам учета (отчетности) в ЧС и предоставление его в АОЦМК и управление (отдел) по делам ГОЧС.
3.5. План должен быть тем документом, в котором детально оцениваются возможные последствия конкретных ЧС, потребность в силах и средствах, источники обеспечения этой потребности, возможные варианты ликвидации медико-санитарных последствий. С этой целью разрабатываются частные планы. При этом под «конкретной ЧС» надо понимать не только одинаковый вид ЧС (химическая или радиационная авария), но и другие характеристики, оказывающие существенное влияние на организацию медико-санитарного обеспечения. Так, если в населенном пункте есть несколько химически опасных объектов, при авариях на которых могут возникнуть аналогичные поражения людей и для ликвидации этих аварий необходима практически аналогичная организация медико-санитарного обеспечения, то, очевидно, для всех этих ЧС можно ограничиться единым планом с отражением в нем (при необходимости) возможных особенностей отдельных ЧС. Однако если эти объекты находятся на значительном расстоянии или отличаются по виду АОХВ (хлор, аммиак, сильные кислоты и др.), то для ликвидации последствий этих аварий необходима различная организация медико-санитарного обеспечения и возникает необходимость разработки отдельных частных планов.
Разнообразие возможных ЧС и особенностей условий, влияющих на работу СМК и организацию медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, закономерно определяют различия в содержании и форме частных планов. Однако существуют общие рекомендации в отношении частных планов, разрабатываемых как на объектовом, так и на местном уровне. В них необходимо отражать следующие разделы:
1. Общая характеристика ЧС.
Для большинства ЧС данные для этого раздела следует получить в соответствующем управлении (отделе) по делам ГОЧС и в органах управления здравоохранением. Содержание этого раздела должно быть основой для разработки мероприятий последующих разделов плана.
К примеру, в плане медико-санитарного обеспечения населения при авариях на химически опасных объектах в данном разделе необходимо иметь следующую информацию:
-
характеристику химически опасного объекта (вид токсичного вещества, которое может быть причиной ЧС, его количество, порядок хранения, возможные варианты аварии, численность персонала и его размещение на объекте, размещение объекта по отношению к жилому массиву и др.);
-
токсикологическую характеристику химического вещества – его свойства, влияющие на величину и структуру санитарных потерь;
-
возможные масштабы зоны химического заражения и характеристику очага поражения АОХВ;
-
размеры и направление движения вторичного облака, возможность попадания в зону загрязнения жилого массива и др.;
-
организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ силами РСЧС.
2. Медико-санитарные последствия ЧС.
Возможные последствия ЧС, как правило, однозначно определить невозможно. Поэтому следует иметь в плане несколько наиболее вероятных вариантов.
К примеру, при планировании ликвидации медико-санитарных последствий химической аварии целесообразно прогнозировать величину и структуру санитарных потерь при благоприятных, неблагоприятных и наиболее типичных условиях.
3. Потребность в силах и средствах.
Исходя из мультивариантного подхода к прогнозированию медико-санитарных последствий (величины и структуры санитарных потерь) очевидна необходимость оценки потребности в силах и средствах СМК применительно к конкретным условиям обстановки.
4. Мероприятия по переводу СМК в режим повышенной готовности (осуществляются СМК как объектового, так и местного уровня):
-
уточнение обстановки, которая обусловила введение данного режима, сравнение ее с прогнозом, разработанным заблаговременно;
-
порядок введения режима повышенной готовности (кто и как может ввести данный режим);
-
подготовка предложений начальнику СМК о необходимых мероприятиях, которые следует выполнить для перехода в режим повышенной готовности, и порядке их выполнения;
-
оповещение (перечень лиц, организация оповещения и др.);
-
порядок усиления дежурно-диспетчерской службы (перечень дополнительно привлекаемых лиц, режим их работы и т.д.);
-
приведение в готовность оперативных групп, их инструктаж;
-
уточнение решения начальника СМК о том, какие органы управления, формирования, учреждения, ЛПУ, санитарно-противоэпидемические и другие учреждения следует перевести в режим повышенной готовности;
-
контроль выполнения мероприятий повышенной готовности;
-
уточнение комплекса мероприятий по переходу в режим чрезвычайной ситуации, обеспеченность их выполнения (кадры, оснащение, транспорт и др.);
-
уточнение организации взаимодействия с руководящими органами ГОЧС, учреждениями и организациями;
-
пополнение и проверка готовности к использованию медицинских и материально-технических ресурсов (запасов).
5. Мероприятия при введении режима чрезвычайной ситуации (осуществляются СМК как объектового, так и местного уровня):
-
порядок введения режима чрезвычайной ситуации (кто и как может ввести данный режим);
-
подготовка предложений начальнику СМК об уточнении заблаговременно разработанного комплекса мероприятий по переводу службы в режим ЧС, введение по его решению в действие соответствующего раздела «Плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени»;
-
оповещение (перечень лиц, организация оповещения др.);
-
уточнение решения начальника СМК о том, какие органы управления, формирования, учреждения необходимо перевести в режим ЧС, уточнение сроков перевода и задач, поставленных данным органам управления, формированиям, учреждениям и сроков их выполнения;
-
отправка оперативных групп к месту назначения, обеспечение связи с ними;
-
организация медико-санитарной разведки;
-
выдвижение в зону ЧС сил и средств СМК, приведение в полную готовность (в соответствии с поставленными задачами) ЛПУ и других учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, поддержание постоянной связи с ними;
-
организация медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе: лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия, медицинская защита населения и спасателей, организация медицинского снабжения (см. соответствующие разделы);
-
постоянное руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (в том числе взаимодействующими);
-
ведение учетных и отчетных документов, своевременное представление донесений по утвержденному перечню.
К плану прилагаются дополнительные документы:
-
Характеристика территории и планировки ЛПУ, кадровый состав по подразделениям (документ № 1).
-
Прогнозируемая обстановка при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций (документ № 2).
-
Схема оповещения личного состава штаба ГОЧС ЛПУ в рабочее и во внерабочее время (документ № 3).
-
Порядок оповещения персонала ЛПУ (по отделениям) в рабочее и во внерабочее время (документ № 4).
-
Расчет создания и приведения в готовность медицинских формирований ЛПУ (документ № 5).
-
Календарный план-график основных мероприятий по режимам деятельности ЛПУ в чрезвычайной ситуации (документ № 6).
-
Расчет обеспечения персонала формирований и ЛПУ, средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты (документ № 7).
-
Расчет развертывания и перепрофилирования коек лечебных отделений ЛПУ (документ № 8).
-
Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений ЛПУ кровью и ее компонентами (документ № 9).
-
Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений ЛПУ медицинским имуществом (документ № 10).
-
Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений ЛПУ санитарно-хозяйственным имуществом (документ № 11).
-
Расчет транспортного обеспечения эвакуации ЛПУ (Приложение № 12).
-
Расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях по месту дислокации ЛПУ и после эвакуации (документ № 13).