Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11160
Скачиваний: 12
Этапы и последовательность расчета годовой потребности в финансовых средствах, необходимых для выполнения работ с медицинским имуществом мобилизационного резерва рассчитывается и оформляется в виде заявки, порядок рассмотрения которой представлен на рис. 18.
Склады МЦ «Резерв»
Заявка
МЦ «Резерв» органов управления
здравоохранением
субъектов РФ
Предприятия по производству медицинских
иммунологических препаратов
ФГУЗ и ФГУ науки
обобщенная заявка,
заверенная руководителем заявка заявка
здравоохранения субъекта РФ
Росздрав
Роспотребнадзор
Окружные управления Росрезерва
анализируют заявки и обобщают
Минздравсоцразвития России
заявка распределяет по
Росрезерв
финансовых средств,
контролирует эаклю-
заявка чение договоров и
использование выде-
д
Минэкономразвития России
к онтролирует их целевое
и спользование
заявка
Минфин России
заявки и определяет
финансирование
Рис. 18. Этапы и последовательность расчета годовой потребности в финансовых средствах для выполнения работ по накоплению, хранению и освежению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва
После утверждения Росрезервом предварительных объемов финансирования, Минздравсоцразвития России направляет органам управления здравоохранения субъектов РФ уведомления для заключения договоров на поставку имущества в мобрезерв. Торги на поставку имущества в мобрезерв проводятся окружными управлениями Росрезерва. В договорах организации, независимо от форм собственности, победившие в конкурсе на поставку продукции, фигурируют в роли поставщика, окружные управления Росрезерва – в роли плательщика, а органы управления здравоохранением субъектов РФ – в роли получателей.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ
ПЕРСОНАЛА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Организация планирования и подготовки персонала здравоохранения к работе в ЧС мирного и военного времени имеет своей целью выработку у него согласованных действий в составе формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Она включает в себя подготовку к развертыванию формирований и учреждений, овладение персоналом порядка пользования табельной техникой и оснащением, методиками обследования пострадавших, раненых и больных, приемами и способами оказания им медицинской помощи и лечения на этапах медицинской эвакуации.
Планирование подготовки персонала организуется и осуществляется в режиме повседневной деятельности органами управления здравоохранением всех уровней и руководителями УЗ. При планировании анализируются профиль и предназначение формирований и учреждений СМК и ГОЗ, установленный срок их готовности, наличие и состояние оснащения, техники, учебной и материально-технической базы, уровень подготовки основного и приписного состава, знание ими своего предназначения при действиях в ЧС.
Подготовка персонала здравоохранения к работе в условиях ЧС по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:
1. Отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в ЧС.
2. Постановку задач УЗ по их подготовке к работе в ЧС.
3. Создание формирований и учреждений СМК и ГОЗ, оснащение их имуществом.
4. Обучение персонала созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ и к выполнению функциональных обязанностей в ЧС.
5. Повышение устойчивости функционирования формирований СМК и ГОЗ в условиях прогнозируемых ЧС.
6. Отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ путем проведения практических занятий и учений.
Подготовка персонала здравоохранения к действиям в ЧС подразделяется на оперативную, методическую и специальную. Она проводится по группам:
- руководящего состава (штаб ГОЧС учреждения);
- медицинского персонала;
- прочего персонала (рабочие, служащие, водители и т.п.).
Оперативная подготовка направлена на обучение руководителей к решению задач по управлению мобилизационным развертыванием здравоохранения, к действиям их по всестороннему медицинскому обеспечению в ЧС мирного и военного времени. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами СМК и ГОЗ в условиях ЧС, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-техническому обеспечению.
Методическая подготовка направлена на повышение мастерства руководящего состава и всего персонала здравоохранения по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единых подходов к решению задач в ЧС.
Специальная подготовка осуществляется по специальным программам и направлена на обучение медицинского персонала принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пострадавших, пораженных и больных, на овладение приемами и способами оказания им медицинской помощи в условиях ЧС мирного и военного времени..
Подготовка персонала УЗ организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за истекший год и ставятся задачи на текущий год.
В констатирующей, подводящей итоги, части приказа отмечаются имевшие место успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное – это наличие недостатков, фактов неисполнительности и упущений, по чьей вине они произошли. Во второй, приказной, части определяются меры по устранению имевших место недостатков, задачи по подготовке УЗ и его персонала в очередном году, а также взыскания за упущения и поощрения за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указывается порядок его доведения до исполнителей и организация контроля выполнения в течение года.
К приказу, в виде приложения, отрабатывается календарный план основных мероприятий на очередной год, в котором раскрываются: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их проведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формирования), предполагаемые материальные и финансовые затраты.
В соответствии с приказом, для проведения занятий по специальной подготовке персонала УЗ создаются учебные группы из руководящего состава, врачей и средних медицинских работников, прочего персонала; назначаются руководители занятий, их заместители в каждой из групп, определяется время проведения занятий.
Специальная подготовка руководящего состава УЗ осуществляется в количестве 15 часов, для врачей и среднего медицинского персонала – 35 часов, для прочего персонала – 12 часов и подразделяется на теоретическую и практическую части. Основная цель специальной подготовки в том, чтобы обучаемые усвоили основные положения нормативных документов по СМК и ГОЗ, особенности организации оказания ЭМП пострадавшим в ЧС и приобрели практические навыки в выполнении функциональных обязанностей при работе в ЧС.
Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы СМК и ГОЗ, по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки в оценке обстановки и управлении силами и средствами служб в условиях ЧС.
Врачебный состав совершенствует знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи, лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии, характерной для прогнозируемых ЧС. Особое внимание обращается на подготовку врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при массовых травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.
Средний медицинский персонал прививает и совершенствует практические навыки в выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода УЗ на режимы работы в ЧС мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных.
Младший медицинский и вспомогательный персонал УЗ обучается основным клиническим признакам неотложных состояний и практическим приемам оказания ПМП, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.
В специальной подготовке персонала УЗ необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам ЧС и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.
Специальная подготовка ВСП, входящего в состав формирований СМК и ГОЗ, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки в объеме 20-ти часовой программы.
Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в ЧС, порядок управления СМК и ГОЗ, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке закрепляются в ходе:
- штабных тренировок и учений;
- командно-штабных учений;
- тактико-специальных учений;
- объектовых тренировок;
- комплексных учений;
Штабная тренировка (ШТ) – начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Продолжительность ШТ, в зависимости от ее тематики, составляет 2-4 часа с периодичностью проведения раз в квартал.
В ходе ШТ отрабатываются и изучаются планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц штаба ГОЧС органа управления государственного или муниципального здравоохранения или УЗ, практически проигрывается порядок приведении его в готовность в ограниченные сроки с отработкой схемы оповещения и экстренного сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Проводят ШТ руководители органов управления и УЗ или их заместители.
Для проведения ШТ разрабатывается план, в котором указываются: тема, учебные цели, дата и время проведения ШТ, состав обучаемых, место занятия, вопросы и порядок их отработки.
Основными методами отработки вопросов на ШТ являются: практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц по знанию обязанностей действий в ЧС, решению ими ситуационных задач и тестов, обмен мнениями по содержанию работы штаба ГОЧС органа управления или УЗ в ЧС.
Штабное учение (ШУ) – проводится с органами управления, когда их должностные лица имеют достаточную подготовку для решения ситуационных задач по обстановке. Продолжительность ШУ 4-6 часов.
К штабному учению привлекаются подчиненные органы управления, руководители структурных подразделений УЗ, задействуются средства связи, отрабатываются вопросы с учетом создаваемой, в соответствии с замыслом учения, обстановки. Цель ШУ – привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов, по управлению силами и средствами служб, по выработке умений в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя при этом средства связи. На ШУ проверяется реальность планирования мероприятий по организации медицинского обеспечения населения в ЧС и организации перевода органа управления УЗ на режим работы в условиях массового поступления пострадавших.
В соответствии с темой и целями учения разрабатываются замысел ШУ и план его проведения. В замысле отражается исходная обстановка, её развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучаемых. В плане учения указываются тема, учебные цели и вопросы, состав участников, время и место его проведения, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса. Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки во времени, то в плане указывается скачковая обстановка, т.е. те события, которые произошли за период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения ШУ являются замысел и документы Плана медицинского обеспечения населения.
Основной метод проведения ШУ – заслушивание должностных лиц по оценке обстановки и выработке ими грамотных управленческих решений с подготовкой распоряжений и представлением донесений по полученным вводным. ШУ завершается разбором действий обучаемых и подведением итогов.
Командно-штабное учение (КШУ) – высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления СМК и ГОЗ. Их продолжительность до 2-3 суток. В КШУ принимают участие органы управления государственного и муниципального здравоохранения, УЗ с созданными на их базе формированиями СМК и ГОЗ (бригады, отряды), укомплектованными персоналом и оснащенными имуществом, транспортом, средствами связи, средствами защиты, приборами и аппаратами. На КШУ используются наглядные пособия (схемы, таблицы, указатели и т.п.), применяющиеся в реальной обстановке и видеотехника с демонстрационными материалами. В связи с этим, проведение КШУ, как правило, требует финансирования.
КШУ может быть успешно проведено, если:
- отработаны документы Плана медицинского обеспечения населения в ЧС (Плана действий УЗ в ЧС, Плана ГО УЗ);
- должностные лица, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, порядок действия и взаимодействия и имеют навыки в отработке документов.