Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10114

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе проведения КШУ обязательно хронометрирование некоторых мероприятий (экстренного сбора персонала; сроков приведения в готовность структурных подразделений УЗ и формирований СМК и ГОЗ, создаваемых ими; выдачи имущества резерва; пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и других мероприятий).

При разборе КШУ оценивается работа органов управления, учреждений и формирований СМК и ГОЗ, принимавших участие в нем.

Тактико-специальное учение (ТСУ) – наиболее эффективная форма подготовки персонала формирований СМК и ГОЗ для решения ими задач по предназначению в ЧС. На ТСУ привлекается весь персонал формирований, оснащенный техникой и имуществом в соответствии с табелем. На учение отводится до 6 часов, и оно должно проводиться ежегодно.

Основными задачами ТСУ являются:

- совершенствование навыков руководителей формирований по управлению ими в условиях ЧС;

- выработка согласованных действий персонала формирований, как для самостоятельного выполнения решаемых задач, так и во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями;

- оценка готовности формирований к действиям в очагах ЧС.

Для проверки отдельных положений проектов нормативных документов, касающихся внедрения новых форм, методов и способов действий в очагах ЧС, в соответствии с решениями вышестоящих начальников СМК и ГОЗ может быть организовано проведение опытно-исследовательского ТСУ.

Руководителем ТСУ может быть главный врач или назначенный им заместитель по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также и сам командир формирования. Для проведения учения могут привлекаться посредники из числа наиболее опытных специалистов в этой сфере деятельности.

При подготовке ТСУ определяются тема, учебные цели и вопросы, сроки проведения, этапы, время и место учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения. В ходе учения анализируются отдаваемые распоряжения, степень и качество их выполнения, осуществляется контроль обеспечения безопасности.

Учения следует начинать с оповещения и сбора персонала формирования, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

После вручения вводных руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным.

Решение руководителя формирования заслушивает и утверждает руководитель учения. Если принято недостаточно обоснованное решение, руководитель учения путем постановки дополнительных вопросов побуждает руководителя формирования глубже вникнуть в обстановку, заново оценить ее и принять более целесообразное решение. При необходимости, руководитель учения может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение и продолжить учение. Приостановка учения возможна и для более качественной отработки наиболее важных приемов и способов действий.


Наращивание обстановки при проведении ТСУ достигается введением новых вводных, имитирующих различные элементы ЧС (обвал, пожар, подтопление с увеличением количества условно пострадавших и т.п.). Это позволяет осуществлять маневр силами и средствами формирования с учетом изменения обстановки, принятие новых решений, изыскивать возможности проявления инициативы и находчивости.

Заканчивается учение по выполнению всех поставленных задач с последующим проведением его разбора, оценки действий руководителя формирования и всего формирования, в целом, по этапам учения.

В стационарных ЛПУ с малой коечной емкостью и амбулаторно-поликлинических учреждениях проводятся объектовые тренировки (ОТ), а в больницах с большой коечной емкостью (500 и более коек) – комплексные учения. Целесообразная периодичность их проведения один раз в три года. Продолжительность ОТ 1-2 суток, а комплексного учения 2-3 суток.

При проведении комплексного учения участвуют орган управления УЗ в полном составе, эвакуационная комиссия, комиссия по устойчивости функционирования, формирования общего и медицинского назначения. К учению привлекается не менее 30-40% штатного состава функциональных отделений УЗ. Проводится оно без прекращения работы УЗ, в связи с чем, важно спланировать участие персонала отделений и формирований не на весь период учения, а по графику.

Основная цель комплексного учения – практическая отработка тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода УЗ на режим работы в ЧС мирного и военного времени, выполнение персоналом этих мероприятий, организация согласованных действий отделений УЗ, выявление наиболее сложных вопросов по организации работы в ЧС и поиск оптимальных решений по их реализации.

Для проведения комплексного учения разрабатываются замысел, план его проведения, план материально-технического обеспечения и предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий.

По итогам учения составляются отчет и план устранения выявленных замечаний и недостатков, при необходимости, вносятся соответствующие коррективы в планы медицинского обеспечения населения (планы ГО УЗ и планы действий УЗ в ЧС) и в организацию подготовки персонала.

Комплексные учения проводятся на объектовом, муниципальном и субъектовом уровнях. Их цель – отработка в ЧС вопросов взаимодействия с ведомственным здравоохранением, экстренными оперативными и аварийно-спасательными службами территории (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и др.).

В ходе ОТ отрабатывается меньший объем вопросов. Основная цель – проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе формирований и отделений УЗ. Для проведения ОТ разрабатываются аналогичные документы, что и для комплексного учения. Заканчивается ОТ ее разбором и подведением итогов.


Хорошей школой подготовки руководящего состава здравоохранения к действиям в ЧС является продуманная и четко спланированная организация проведения заседаний штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК. Это позволяет расширить кругозор и углубить компетентность руководителей по вопросам ГОЗ и СМК, снизить с их стороны панические реакции, растерянность, порою, и страх при возникновении ЧС и, как следствие, обеспечить на должном уровне выполнение решаемых задач от объектового до субъектового звена.

Заседания штаба ГОЧС и МКК СМК по рассматриваемым вопросам протоколируются, по их итогам принимаются решения. Материалы заседания штаба подписываются начальником штаба и утверждаются руководителем УЗ.

Обобщенные материалы этих заседаний и принятые решения в 10-дневный срок доводятся до всего коллектива на врачебных, сестринских конференциях (планерках) а, при необходимости, и на общих собраниях. Контроль исполнения принятых решений осуществляется начальником штаба, который на последующих заседаниях информирует членов штаба или членов МКК СМК об их выполнении, о проблемах, трудностях еще не выполненных решений и путях их реализации.

Примерный перечень вопросов, выносимых на заседания штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК, представлен в приложениях 25 и 26.

Совершенствование знаний и навыков действий персонала УЗ осуществляется также и на циклах усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала, на проводимых совещаниях, учебных сборах и конференциях по СМК и ГОЗ, при решении ситуационных задач персоналом в ходе проведения руководителями УЗ обходов, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Использование всех форм и методов подготовки персонала УЗ к действиям в ЧС, соблюдение в обучении принципа «от простого к сложному» даёт хорошие результаты, раскрывает сущность проблемы ЧС, повышает интерес в приобретении персоналом умений и навыков, совершенствует функциональную компетентность руководителей в управлении процессом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.






СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

В НАСТОЯЩЕМ РУКОВОДСТВЕ


Безопасность жизнедеятельности (БЖД):

а) состояние среды обитания человека (условий питания, труда, учебы, отдыха), при котором исключена или снижена до допустимых пределов возможность возникновения опасных и вредных факторов, угрожающих здоровью и жизни людей, их имуществу, культурным и духовным интересам;

б) учебная дисциплина, преподаваемая в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, рассматривающая проблемы безопасности в различных сферах деятельности человека и меры по предотвращению, снижению и смягчению ЧС.

Биологические (бактериальные, бактериологические) средства (БС) – биологические агенты, способные вызывать массовые заболевания и поражения людей, животных и растений; основной элемент биологического оружия. К ним относятся болезнетворные микроорганизмы (вирусы, бактерии, риккетсии, грибки) и продукты их жизнедеятельности. К БС могут быть отнесены и насекомые – вредители и мелкие грызуны.


Бронирование граждан, пребывающих в запасе – организация и осуществление в мирное и военное время комплекса мероприятий по предоставлению отдельным категориям работающих граждан, из числа пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Эти граждане на период бронирования получают отсрочку и от направления для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск и воинских формирований.

Вводная – оперативные сведения о тактической обстановке, сообщаемые руководителем в процессе проведения учений. До участников учения они доводятся устно, с помощью средств связи, посредством документа, имитацией и обозначением действий «противника».

Виды жизнеобеспечения населения – совокупность мероприятий, сходных по функциональному предназначению, свойствам услуг и соответствующих материально-технических средств, предназначенных для удовлетворения потребности населения. Различают медицинское обеспечение, обеспечение продуктами питания и водой, коммунально-бытовыми услугами, строительными материалами, горюче-смазочными средствами и т.п.

Военная доктрина – официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию ВС и других войск РФ для защиты интересов государства.

Военнообязанный – гражданин, подлежащий призыву в ВС РФ и другие войска или состоящий в запасе ВС РФ.

Военно-учетная специальность (ВУС) – военно-учетный признак, отражающий ВУС граждан, пребывающих в запасе. Каждой ВУС присваивается свой цифровой код. Перечень ВУС утверждается Правительством РФ.

Военно-учетные признаки офицеров запаса – показатели, устанавливаемые МО РФ и характеризующие офицеров по принадлежности к виду ВС РФ, роду войск, имеющейся ВУС или полученной подготовке, профилю подготовки, разряду учета в зависимости от воинского звания и возраста.

Военно-учетные признаки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса – показатели, устанавливаемые МО РФ и характеризующие солдат, матросов, сержантов и старшин запаса по возрасту (разряд учета), продолжительности военной службы (категория учета), прохождению военной службы (группа учета), степени готовности к военной службе по состоянию здоровья.

Военный комиссариат (ВК) – территориальный орган МО РФ в республике, крае, области, городе и ином населенном пункте, входящий в состав военного округа, на территории которого он находится. Является юридическим лицом, имеет гербовую печать и расчетный счет в банке.

Воинский учет – общегосударственная система учета, анализа и определения количественного и качественного состава имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов. Подразделяется на:


- воинский учет общий – вид воинского учета граждан, пребывающих в запасе, которые не забронированы за организациями, на период мобилизации и в военное время.

- воинский учет первоначальный – комплекс мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан мужского пола, которым в год постановки на воинский учет исполняется 17 лет. Его цель – определение годности к военной службе по состоянию здоровья, профессиональный и психологический отбор для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принятие решения о постановке на воинский учет, либо зачисления в запас или об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности.

- воинский учет персональный – вид воинского учета, предназначенный для всестороннего изучения людских мобилизационных ресурсов по биографическим данным, видам трудовой деятельности, моральным качествам, прохождению военной службы и подготовке в период пребывания в запасе.

- воинский учет специальный – вид воинского учета граждан, пребывающих в запасе, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и военного времени.

Выброс (разлив, слив) – поступление в окружающую среду загрязняющих веществ в результате техногенной деятельности человека, аварий и катастроф. Он может быть плановым (прогнозируемым), подлежащим нормированию, и не плановым (в результате сознательных действий человека, аварий и катастроф).

Государственная система бронирования граждан, пребывающих в запасе – совокупность юридически и организационно оформленных органов, осуществляющих бронирование граждан, пребывающих в запасе, и действующих при проведении этой работы в соответствии и на основании нормативных правовых актов, методических документов, определяющих их полномочия и методы работы в РФ.

Государственный резерв – заблаговременно созданный федеральный запас материальных ценностей, предназначенных для удовлетворения мобилизационных нужд РФ (мобилизационный резерв) и обеспечения неотложных потребностей при ликвидации последствий ЧС.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации – граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Граждане, пребывающие в запасе (ГПЗ) – это граждане:

- уволенные с военной службы с зачислением в запас;

- прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных или имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочки по достижении ими возраста 27 лет;

- не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам;