Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11192
Скачиваний: 12
- представление этих проектов в Правительство РФ для рассмотрения;
- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиты территорий и населения страны в ЧС;
- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Координирующие
органы управления РСЧС
Федеральный
уровень
Межведомственная
комиссия (МВК) по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ведомственные
КЧС в федеральных органах исполнительной
власти
Региональный
уровень
Региональные
центры МЧС России
Субъектовый
уровень
КЧС и ПБ органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Муниципальный
уровень
КЧС и ПБ органов
местного самоуправления
Объектовый
уровень
Объектовые КЧС
(штабы ГОЧС)
Рис. 3. Структура координирующих органов управления РСЧС
На субъектовом и муниципальном уровнях координирующими органами являются комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органов исполнительной власти, решающие следующие задачи:
- разработка нормативных правовых актов, проектов целевых программ по защите территорий и населения в ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, создание и поддержание в готовности пунктов управления;
- создание финансовых, материальных и иных резервов на ЧС;
- организация взаимодействия с военным командованием и общественными организациями по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбор и обмен информацией о состоянии окружающей среды и об обеспечении устойчивой работы потенциально-опасных объектов экономики;
- руководство подготовкой должностных лиц органов управления, их сил и средств РСЧС, а также населения к действиям в ЧС.
На объектовом уровне КЧС (штабы ГОЧС) решают следующие задачи:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по устойчивому функционированию объекта, предупреждению ЧС, а в случае возникновения ЧС – ликвидации их последствий;
- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС и проведению эвакуационных мероприятий;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
- организация подготовки руководителей и персонала к действиям в ЧС.
2.2. Режимы функционирования РСЧС и выполняемые мероприятия
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или свершившейся ЧС постановлением Правительства РФ, либо органа исполнительной власти субъекта РФ или органа муниципальной власти в зоне их ответственности устанавливается следующие режимы функционирования РСЧС (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации) - табл.8: Эти режимы вводятся в следующих случаях:
- повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, пожарной, гидрометеорологической обстановке и при отсутствии эпидемий, эпизоотий;
- повышенной готовности – при ухудшении указанной обстановки и получении прогнозных данных о возможности возникновения ЧС;
- чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС и принятии мер по ликвидации её последствий.
Таблица 8.
Мероприятия, выполняемые в режимах функционирования РСЧС
Режим функциониро-вания |
Выполняемые мероприятия |
Повседневной деятельности |
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах экономики и прилегающих к ним территориям. Планирование, выполнение программных мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивого функционирования объектов экономики, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба при прогнозируемых ЧС. Оказание методической помощи руководителям и штабам ГОЧС объектов экономики; совершенствование подготовки их сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения способам защиты и правилам действия в ЧС. Создание и пополнение финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС. |
Повышенной готовности |
Принятие соответствующими КЧС (штабами ГОЧС) руководства функционированием подсистем РСЧС. Формирование оперативной группы (ОГ) для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработка предложений по её нормализации. Усиление дежурно-диспетчерской службы, активизация наблюдения за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально-опасных объектах, их территориях. Прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов. Уточнение планов действий в ЧС, обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, приведение в готовность сил и средств для ликвидации последствий ЧС, при необходимости – выдвижение их в район предполагаемой ЧС; разработка мер по защите населения и окружающей среды. |
Возникновения и ликвидации ЧС |
Выдвижение ОГ в район ЧС, определение границ зоны ЧС, принятие мер по её локализации, ликвидации и организации защиты населения. Организация работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории. Обеспечение устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики. |
2.3. Силы и средства РСЧС
Силы и средства РСЧС включают в себя силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля – это органы управления и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль деятельности потенциально-опасных объектов экономики, анализ хода природных процессов и явлений, состояния здоровья людей, качества продуктов питания, веществ, материалов и окружающей среды. Их деятельность направлена на прогнозирование и предупреждение развития ЧС, а при возникновении ЧС – на оповещение о возникшей угрозе.
Силы и средства ликвидации ЧС включают формирования и учреждения, создаваемые в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях для предупреждения и ликвидации ЧС. В их состав входят:
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
- противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-технические и восстановительные формирования органов исполнительной власти;
- войска ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- воинские части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
- аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
- аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
- формирования службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
- территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
- отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Основными принципами работы сил и средств РСЧС являются:
- принцип гуманизма и милосердия, определяющий приоритетность спасения жизни и сохранения здоровья людей;
- принцип единоначалия в руководстве аварийно-спасательными и восстановительными работами;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС;
- принцип оправданного риска при проведении спасательных работ.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти, на территориях которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих КЧС и ПБ (штабов ГОЧС). Для этого, на всех уровнях создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. При возникновении масштабных ЧС и недостаточности сил и средств по ее ликвидации за помощью обращаются в вышестоящую КЧС и ПБ, которая осуществляет координацию и руководство ликвидацией ЧС.
Информационное обеспечение РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС) органов управления МЧС России на ее административных территориях. Опыт ликвидации последствий ЧС выявил значительную потребность населения в информации о возникших событиях. В этой связи, СМИ обязаны грамотно информировать население, противостоять негативному воздействию на психическое здоровье населения и нести правовую ответственность за подачу информации.
3. ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Аварии и катастрофы ХХ века с большим количеством жертв и пострадавших среди населения показали, что функционировавшая в то время медицинская служба гражданской обороны (МСГО), а в нынешней транскрипции – гражданская оборона в сфере здравоохранения (ГОЗ), ориентированная на работу в очагах массовых потерь военного времени, не способна своевременно и эффективно выполнить необходимый комплекс мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения, пострадавшего в ЧС. Это определило необходимость создания в стране новой структуры, способной экстренно реагировать на различные по характеру ЧС природного, техногенного и социального характера – Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Развитие ВСМК начинается с издания постановления Совета Министров СССР от 07.04.1990 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Постановлением предписывалось создать Минздраву СССР центры экстренной медицинской помощи вплоть до областного (краевого) уровня и осуществлять многоаспектную подготовку персонала здравоохранения к действиям в ЧС. Аналогичное постановление было принято и Советом Министров РСФСР от 14.06.1990 г. № 192.
В развитие названных постановлений приказами Минздрава СССР от 14.05.1990 г. № 193 и Минздрава РСФСР от 11.07.1990 г. № 115 были определены организационные принципы создания службы, ее материальная и кадровая основа. Впоследствии (1991) Положением о службе определена ее структура, организационная основа медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, порядок планирования, управления, снабжения формирований и учреждений службы имуществом, оборудованием, техникой, а также система финансирования службы.
Но, несмотря на правильность концептуальных основ развития службы, разобщенность ее сил и средств по различным ведомствам не позволяли качественно решать вопросы управления службой и процессы ее совершенствования. Кроме того, возросли масштабы ЧС, участились локальные вооруженные конфликты, стали совершаться террористические акты, требовавшие разработки и внедрения новых принципов организации работы службы по всем направлениям (структура, управление, подготовка персонала и т.п.).
Исходя из этих обстоятельств, постановлениями Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и от 05.11.1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», было регламентировано создание ВСМК, функционально объединяющей службы медицины катастроф различных ведомств (Минздрава России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав населения и благополучия потребителей, Федерального медико-биологического агентства, Минобороны, Минтранса, Министерства внутренних дел РФ и других федеральных органов исполнительной власти) при координирующей роли Минздрава России. Положение о ВСМК утверждено постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф».