Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 11156

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня ВСМК – это централизованная государственная система, включающая в себя органы управления, учреждения и формирования лечебного, санитарно-эпидемиологического и фармацевтического профиля с присущими им методами работы, объединенных для совместных действий по своевременной и эффективной ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС.





3.1. Задачи и организационная структура

Всероссийской службы медицины катастроф


Основными задачами ВСМК являются:

- выявление потенциальных источников ЧС, прогнозирование и оценка развития возможных медико-санитарных последствий ЧС, организация проведения комплекса мероприятий по медицинской защите населения;

- организация планирования мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в зонах возможных ЧС;

- разработка и внедрение в практику здравоохранения организационных, методических и научных основ медицинского обеспечения населения в ЧС;

- подготовка и поддержание в готовности к действиям по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС органов управления, учреждений, формирований и персонала службы;

- обучение личного состава аварийно-спасательных формирований (АСФ) немедицинского профиля, лиц с профессиями повышенного риска и других категорий населения приемам и способам оказания первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим и правилам адекватного поведения в ЧС;

- создание, накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества оперативно-тактического резерва для работы формирований и учреждений службы в очагах ЧС;

- своевременное проведение пострадавшим в ЧС лечебно-эвакуационных мероприятий с целью быстрейшего оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП), восстановления здоровья, возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и летальности;

- обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия ЧС на население и его быстрейшую реабилитацию;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах ЧС и прилегающих к ним территориям;

- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших в ЧС для определения степени тяжести поражения последних и прогноза их трудоспособности;

- организация оперативного управления силами службы, маневра ими и порядка взаимодействия с другими формированиями, участвующими в ликвидации последствий ЧС, с целью обеспечения пострадавших своевременной и качественной медицинской помощью;

- сохранение здоровья личного состава службы, организация проведения ему медицинской реабилитации;


- подготовка и аттестация специалистов ВСМК с последующим повышением их квалификации;

- проведение научно-исследовательской и научно-методической работы по совершенствованию структуры, принципов и видов деятельности ВСМК;

- международное и межтерриториальное сотрудничество в области медицины катастроф.

Для решения указанных задач и создана структура ВСМК. Она, как и РСЧС, имеет 5-ти уровневую структуру; на каждом из уровней имеются свои органы управления, формирования и учреждения. Создание и функционирование ВСМК опирается на следующие основные принципы:

- государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими нормативно-правовыми документами и решением важнейшей государственной задачи, направленной на сохранение жизни и здоровья человека;

- территориально-производственный принцип. Создается с учетом экономических и территориальных особенностей территорий на базе существующих учреждений здравоохранения, в том числе ведомственного подчинения, с использованием людских и материальных ресурсов;

- централизация и децентрализация управления. Централизация предполагает единое управление на всех уровнях службы, а децентрализация – ведущую роль определенного уровня управления в конкретной ситуации на определенной территории;

- универсализм подготовки формирований и учреждений Службы, то есть их способность работать в любых ЧС, без существенной кадровой реорганизации;

- функциональное предназначение и этапность при оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Формирования Службы предназначаются для выполнения определенного вида и объема медицинской помощи;

- постоянная готовность, оперативность и мобильность формирований и учреждений Службы к работе в ЧС. Достигается наличием мобильных оснащенных формирований, способных работать автономно, и регулярными тренировками персонала, входящими в их состав.

Федеральный уровень Службы включает:

- Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» с его штатными формированиями и учреждениями;

- Федеральную службу по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и федеральное государственное учреждение здравоохранения (ФГУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии» (ЦГиЭ) с создаваемыми на его базе специализированными формированиями санитарно-эпидемиологического профиля;

- Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) с его учреждениями и формированиями, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- Всеармейский центр медицины катастроф с медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Минобороны России;

- формирования и учреждения МВД, Минтранса России, других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.


В интересах ВСМК могут быть использованы клинические и научные базы Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств с созданными на их базе нештатными формированиями для работы в очагах ЧС по ликвидации их медико-санитарных последствий.

Окружной уровень представлен:

- окружным центром медицины катастроф, являющимся филиалом ВЦМК «Защита», с входящими в его состав штатными формированиями и учреждениями Службы в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

- клиническими, санитарно-эпидемиологическими и научными медицинскими центрами с формированиями службы на окружном уровне Минобороны, МВД, Минтранса России, других министерств и ведомств, для использования в очагах ЧС по предназначению.

Субъектовый уровень (в масштабе республик, краев, областей, автономных округов РФ, г. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

- территориальным (республиканским, краевым, областным) центром медицины катастроф (ТЦМК) с входящими в его состав филиалами и формированиями;

- управлением Роспотребнадзора и ФГУЗ «ЦГиЭ» в субъектах РФ с нештатными формированиями санитарно-эпидемиологического профиля;

- нештатными формированиями лечебного и фармацевтического профилей, создаваемыми субъектовым здравоохранением;

- медицинскими учреждениями ФМБА, Минобороны, МВД России, других министерств и ведомств, функционирующими на территории субъекта РФ и привлекаемые к работам по ликвидации медико-санитарных последствий в очагах ЧС и госпитальном этапе медицинской эвакуации.

Муниципальный (местный) уровень (в масштабе города, сельского района) включает:

- филиал ТЦМК (в муниципальных образованиях, где они созданы);

- станцию (отделение) скорой медицинской помощи с входящими в их состав медицинскими бригадами различного предназначения;

- филиал ФГУЗ «ЦГиЭ» (в городах и районах субъекта РФ) с нештатными формированиями санитарно-эпидемиологического профиля;

- нештатные формирования, создаваемые в сети муниципальных УЗ, в медицинских учреждениях Минобороны, МВД России, других министерств и ведомств, расположенных на территории, и предназначенные для работы в очагах ЧС по ликвидации их медико-санитарных последствий.

Объектовый уровень представлен должностными лицами, организующими работу по медицинскому обеспечению пострадавших на объекте, а также нештатными формированиями СМК.

При создании и развитии ВСМК особое внимание уделяется субъектовому, муниципальному и объектовому уровням службы, так как именно на этих уровнях развиваются ЧС, а значит, от готовности персонала СМК этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Основой ВСМК является СМК Минздравсоцразвития России, выполняющая свои задачи совместно с Роспотребнадзором и ФМБА при взаимодействии с органами управления и учреждениями здравоохранения других министерств и ведомств.


Руководителем СМК Минздравсоцразвития РФ является Министр здравоохранения и социального развития РФ, руководителем СМК на окружном уровне – представитель Министра здравоохранения и соцразвития РФ в федеральном округе, на субъектовом и муниципальном – руководители соответствующих органов управления здравоохранением, а на объектовом – руководитель УЗ.

На федеральном, субъектовом и муниципальном уровнях постановлениями их руководителей для координации деятельности органов управления и учреждений здравоохранения различной ведомственной принадлежности по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС создаются межведомственные координационные комиссии (МКК) СМК, являющиеся коллегиальными органами управления Службой. Возглавляют МКК СМК соответствующие руководители органов управления здравоохранения. Целью создания МКК СМК является разработка моделей действия по объединению усилий территориального и ведомственного здравоохранения, оперативных и аварийно-спасательных служб, направленных на предупреждение и ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера. На заседаниях МКК СМК, проводимых не реже одного раза в квартал, решаются вопросы:

- совершенствования структуры СМК в части определения перечня, количества, вида и мест создания ее учреждений и формирований, а также порядка обеспечения их медицинским имуществом оперативно-тактического резерва;

- осуществления согласованных и взаимосвязанных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, на повышение устойчивости функционирования здравоохранения и рациональное использование его сил и средств при работе в очагах ЧС;

- комплексного использования входящих в состав СМК учреждений и формирований, в том числе и ведомственной подчиненности, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- определения порядка и характера взаимодействия здравоохранения с оперативными и аварийно-спасательными службами территории по вопросам сбора, обмена информации о ЧС, а при их возникновении и с целью создания группировки сил и средств для работы в очаге ЧС по эффективной ликвидации его медико-санитарных последствий;

- координации создания и рационального использования резервных фондов финансовых, медицинских (медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, медицинской техники, оборудования) и иных ресурсов;

- разработки нормативных документов, относящихся к компетенции СМК, включая и план медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

- разработки и выполнения целевых программ по совершенствованию организации и деятельности СМК, обеспечение контроля за ходом их реализации, использованием выделенных финансовых средств и эффективностью программных мероприятий;


- комплексной подготовки персонала органов управления, учреждений и формирований СМК к решению задач в очагах ЧС;

- организации взаимодействия с МКК СМК пограничных территорий и определение основных направлений деятельности в сфере международного сотрудничества по медицине катастроф.

В СМК создаются и функционируют различные формирования, предназначенные для работы в ЧС, как в автономном режиме, так и в составе учреждений. Формирования создаются на всех уровнях службы, могут быть штатными и нештатными. Медицинским имуществом, оборудованием и техникой они обеспечиваются в соответствии с табелями оснащения.

К штатным формированиям относятся формирования, которые финансируются за счет средств, выделяемых на СМК.

Нештатные формирования создаются в УЗ различного профиля, где они комплектуются персоналом и оснащаются имуществом. Ответственность за приведение в готовность нештатных формирований СМК к действиям в ЧС возлагается на руководителей УЗ. При возникновении ЧС формирования поступают в оперативное подчинение органа управления СМК соответствующего уровня.

Учреждения и формирования, входящие в СМК, составляют силы и средства СМК, подразделяемые на 3 вида: экстренного, оперативного и отсроченного реагирования со сроками готовности, указанными на рис. 4.

СИЛЫ И СРЕДСТВА СМК


ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

2-5 мин.


- МБЭР ЦМК

- БСкМП


ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

1-2 ЧАСА


- резервные БСкМП

- БСМП ПГ

- базовые ЛПУ

- травматологические пункты

- бригады СПК

- бригады БСМЭ

- бригады ЦГиЭ

- аптечные автолетучки

- автобригады АМСТ

ОТСРОЧЕННОГО

РЕАГИРОВАНИЯ

2-6 ЧАСОВ


- ПМГ ВЦМК «Защита»

- БСМП, ВСБ, БДП ЛПУ

- доноры реестра УПК

- резервные ЛПУ

- ведомственные ЛПУ

- группы Медтехники










Примечание: при необходимости привлекаются силы и средства ВСМК и СМК соседних субъектов: ожидаемое время их прибытия к месту ЧС – 8-18 часов.


Рис. 4. Силы и средства СМК и временные параметры их реагирования на чрезвычайные ситуации

Основным лечебно-диагностическим формированием СМК мобильного варианта является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита». Он предназначен для работы в зонах ЧС, где осуществляет прием пострадавших и больных, их медицинскую сортировку, оказание квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи, временную госпитализацию и подготовку пострадавших к последующей эвакуации. В очагах ЧС ПМГ ВЦМК «Защита» осуществляет также оказание амбулаторной помощи заболевшим, пострадавшим. ПМГ при полном развертывании способен за сутки принять до 250 пострадавших и развернуть до 150 коек для нетранспортабельных. Штатными подразделениями являются: