Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11164
Скачиваний: 12
- диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней на объектах внешней среды;
- оказание консультативной помощи учреждениям Роспотребнадзора и ЛПУ в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционной заболеваемости, в развертывании инфекционных стационаров, бактериологических лабораторий или перепрофилировании больниц под них;
- разработка рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации вспышечной заболеваемости, а также осуществление контроля за их выполнением;
- отбор, доставка проб и проведение экспертизы продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения на загрязнение РВ, АОХВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования населением;
- серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированные учреждения;
- санитарно-бактериологические исследования объектов внешней среды;
- организация и проведение эпизоотологических обследований;
- организация и проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий.
Приведение СПЭБ в готовность, направление ее в район ЧС в полном, ограниченном и усиленном составе, передислокация и возвращение к месту постоянного базирования осуществляются по распоряжению руководителей управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ. Противочумные учреждения помимо СПЭБ формируют также профильные группы экспертов для предварительной оценки ситуации в очагах ЧС.
В условиях ЧС формирования СМК, создаваемые УЗ различного профиля, работают круглосуточно, согласно режиму, определяемому руководителем УЗ, согласованному с директором ЦМК или руководителем его филиала и утвержденным руководителем субъектового здравоохранения.
Временной режим готовности сил и средств СМК к работе в ЧС, представлен на рис. 4 (стр. 46).
В СМК всех уровней создается, хранится и регулярно освежается запас оперативно-тактического резерва (ОТР) медицинского имущества, предназначенный для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС. На субъектовом, муниципальном и объектовом уровнях ОТР обязан обеспечивать оказание медицинской помощи прогнозируемому числу пострадавших в течение 3-х суток и, как правило, размещаться в базовых ЛПУ. Для прогнозируемого числа пострадавших в ЧС, нуждающихся в стационарной медицинской помощи, в ЛПУ определяются койки постоянной готовности, создается резерв лекарственных и иммунологических препаратов – для реагирования на акты биологического терроризма и вспышечную инфекционную заболеваемость, а в учреждениях переливания крови – создается и содержится в готовности резерв препаратов и компонентов крови.
Для экстренной доставки персонала формирований СМК в районы ЧС и расположенные вблизи от них ЛПУ используют воздушный (вертолеты, самолеты), автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Для этого с транспортными подразделениями заблаговременно на случай ЧС заключаются договоры (соглашения) о взаимодействии и оказании услуг.
СМК Минобороны России, имея большой опыт работы по организации медицинского обеспечения локальных вооруженных конфликтов и других боевых операций, нередко, привлекается и к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного времени. В состав службы входят предназначенные для этой цели медицинские отряды специального назначения (МОСН), медицинские формирования воинских частей, формирования, создаваемые в медицинских военно-образовательных и научно-исследовательских учреждениях Минобороны РФ. Руководство деятельностью службы осуществляет Главное военно-медицинское управление Минобороны России. Аналогичные формирования и учреждения СМК создаются в структуре МВД, РАО «РЖД», других министерствах и ведомствах.
Координация деятельности ведомственных СМК, входящих в структуру ВСМК, и организация их взаимодействия возложена на СМК Минздравсоцразвития России, которая обеспечивает:
- разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
- подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов;
- разработку методических основ подготовки личного состава оперативных служб, спасателей и населения приемам и способам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС;
- руководство силами и средствами СМК различных ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Таким образом, в РФ создана и функционирует стройная и эффективная структура ВСМК, имеющая государственный статус и выполняющая приоритетную роль в системе РСЧС по решению основной задачи – спасения жизни, сохранения и укрепления здоровья населения, пострадавшего в ЧС.
3.2. Правила и обязанности
работы медицинского персонала в чрезвычайных ситуациях
При возникновении ЧС, резко осложняющих общую и медицинскую обстановку, от медицинского персонала, уже на догоспитальном этапе, требуется надлежащая организация проведения работ в необычных условиях, сопровождаемых одномоментным появлением большого числа пострадавших, нуждающихся в оказании ЭМП, характеризуемых ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, временным дефицитом, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах здравоохранения.
В этих условиях обязательными правилами работы врачебно-сестринского персонала являются умения:
- проводить медицинскую сортировку пострадавших с использованием минимума инструментально-лабораторных методов обследования;
- диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии;
- осуществлять в сжатые сроки обследование и оказание медицинской помощи пострадавшим;
- организовывать и быстро выполнять неотложные мероприятия по жизненным показаниям максимально возможному числу пострадавших для повышения их шансов на выживание;
- оперативно решать вопросы эвакуации пострадавших, оказание им медицинской помощи при транспортировке и осуществления защиты от неблагоприятных факторов внешней среды, воздействия АОХВ, РВ, БС.
Следовательно, ЭМП на догоспитальном этапе имеет своей целью сохранение и поддержание жизненно-важных функций организма пострадавших в ЧС, предупреждение развития у них осложнений. Эти мероприятия следует расценивать как начало интенсивной терапии, которая продолжается в условиях стационара в расширенном виде.
Исходя из этого, врачи всех специальностей при работе в ЧС обязаны:
- уметь оценивать общую, медико-тактическую, санитарно-эпидемиологическую, радиационно-химическую обстановку и производить необходимые расчеты;
- знать перечень организационно-медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять в отношении пострадавших на догоспитальном этапе;
- быстро организовывать и эффективно осуществлять пострадавшим ЭМП по жизненным показаниям в очаге ЧС и в ходе эвакуации в ЛПУ;
- уметь организовывать защиту пострадавших от воздействия поражающих факторов ЧС и климатических факторов территории.
3.3. Мероприятия, осуществляемые
службой медицины катастроф в режимах её функционирования
СМК, как функциональная подсистема РСЧС, осуществляет решение возложенных на нее задач в 3-х режимах функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности (угрозы возникновения ЧС) и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности выполняются:
- текущее планирование в части разработки плана медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС и отработка его элементов в ходе учебной деятельности;
- обучение различных категорий персонала здравоохранения к действиям в ЧС, совершенствование форм и методов контроля его готовности;
- организация и осуществление наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально-опасных объектах;
- прогнозирование возможных ЧС, оценка их масштабов и медико-санитарных последствий;
- организация и обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- создание и поддержание в готовности к работе в ЧС органов управления, формирований и учреждений СМК;
- создание и хранение резервов медицинского имущества, осуществление контроля его накопления и освежения;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения очагов инфекционных заболеваний в зонах возможных ЧС;
- совершенствование материально-технической базы СМК, накопление средств защиты, обеспечивающих оптимальное решение задач при работе в очагах ЧС различного характера;
- осуществление медицинской подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований других ведомств и различных групп населения;
- совершенствование организации взаимодействия СМК с оперативными службами и службами ГОЧС других отраслей экономики.
В режиме повышенной готовности выполняются:
- приведение в готовность органов управления, сил и средств СМК к действиям в ЧС (оповещение и экстренный сбор руководящего состава СМК, перевод его на круглосуточный режим работы, усиление дежурно-диспетчерской службы, создание дополнительных оперативных групп, обеспечение последних транспортом и средствами мобильной связи);
- анализ причин, обусловивших введение этого режима, прогнозирование возможного развития обстановки, разработка и подготовка предложений по тактике использования сил и средств СМК;
- уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения, планов действий УЗ в ЧС и основных положений взаимодействия.
В режиме ЧС и ликвидации ее последствий осуществляются:
- оповещение и экстренный сбор персонала формирований и учреждений СМК;
- ведение медицинской разведки и сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и подготовка предложений по ликвидации возникших медико-санитарных последствий;
- введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения территорий (плана действий УЗ в ЧС) и их частных планов;
- немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп ЦМК, формирований и учреждений СМК;
- оперативное проведение лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавшим в ЧС и приведение в готовность ЛПУ к их массовому приему;
- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших (при их наличии) и освидетельствования пострадавших;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге ЧС;
- разработка схемы оперативного пополнения формирований и учреждений СМК медицинским имуществом и персоналом;
- оперативное управление силами и средствами СМК при работе в очаге ЧС и порядком их взаимодействия с ведением учета и отчетности.
Указанные мероприятия, проводимые СМК во все периоды ее функционирования, относятся, как ко всей СМК, так и к ее отдельным составляющим – субъектовому, муниципальному и объектовому уровням.
3.4. Организация медицинского снабжения
службы медицины катастроф
Важным направлением деятельности СМК является обеспечение ее материально-техническими средствами, в том числе медицинским имуществом и оборудованием (далее – медицинское имущество).
Комплекс мероприятий по обеспечению СМК медицинским имуществом во всех режимах ее деятельности называется медицинским снабжением, основными принципами которого являются:
- соответствие существующей в системе здравоохранения организации обеспечения медицинским имуществом;
- количественное и качественное соответствие медицинского имущества структуре и задачам СМК;
- обеспечение готовности СМК к действиям в различных очагах ЧС и различных климатических зонах.
Исходя из этого, медицинскому снабжению СМК определены следующие основные задачи:
- разработка нормативных правовых документов по медицинскому снабжению ЧС;
- оценка местных ресурсов медицинского имущества в интересах СМК;
- расчет потребности в медицинском имуществе для ликвидации прогнозируемых ЧС с учетом величины и структуры санитарных потерь;
- обеспечение готовности учреждений медицинского снабжения к действиям в различных режимах функционирования СМК;
- создание резервов медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- организация бесперебойного обеспечения медицинским имуществом учреждений и формирований СМК, работающих в очагах ЧС;
- отработка системы учета и отчетности по медицинскому снабжению в условиях ЧС;
- разработка мер защиты медицинского имущества от поражающих факторов ЧС;
- организация взаимодействия с органами медицинского снабжения различных уровней и органами исполнительной власти территорий;
- участие в подготовке и повышении квалификации специалистов, работающих в системе медицинского снабжения, по вопросам СМК;
- участие в международном и межтерриториальном сотрудничестве по совершенствованию организации медицинского снабжения в условиях ЧС;
- проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию организации медицинского снабжения в условиях ЧС.
Решение указанных задач возлагается на органы управления медицинским снабжением. К ним относятся предприятия «Фармация» и «Медтехника» с входящими в их состав учреждениями (аптеки, склады), а также с отделами медицинского снабжения ЦМК.
Объем и содержание задач, решаемых учреждениями медицинского снабжения, зависят от режима функционирования СМК. В режиме повседневной деятельности осуществляются:
- определение, совместно с ЦМК, потребности в структуре и количестве медицинского имущества резерва и его распределение по объектам хранения;
- надлежащее хранение и своевременное освежение имущества резерва;
- содержание резерва медицинского имущества в постоянной готовности к использованию по предназначению;
- отработка вариантов экстренной поставки имущества резерва в ЛПУ районов ЧС;
- подготовка, профессиональная выучка и тренировка штатного персонала учреждений медицинского снабжения к работе в условиях ЧС;
- методическая работа с подчиненными учреждениями по организации медицинского снабжения в различных режимах функционирования СМК.
В режиме повышенной готовности: