Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 11173
Скачиваний: 12
Оценка обстановки – это анализ факторов и условий, оказывающих влияние на медико-санитарное обеспечение пострадавшего в ЧС населения. При оценке обстановки учитываются:
- величина и структура прогнозируемых санитарных потерь;
- возможность возникновения первичных и вторичных очагов АОХВ, РВ и БС;
- возможности развертывания временных медицинских пунктов;
- количество и качество готовности формирований и учреждений СМК, планируемых для привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с учетом слаженности действий персонала, загрузки ЛПУ больными, их возможностей и потребностей в сложившейся ситуации;
- санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое состояние в очаге и на прилегающих к нему территориях;
- метеорологические условия (характер погоды, температура воздуха, скорость ветра, наличие осадков и т. п.);
- наличие автомобильных, железных дорог, воздушных трасс, водных магистралей и соответствующих видов транспорта, как для подвоза медицинских бригад и имущества в возможный очаг поражения, так и для эвакуации прогнозируемых пострадавших.
В заключение оценки обстановки руководитель СМК формулирует общие выводы, которые берутся за основу решения по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Решение в виде приказа или распоряжения доводится до подчиненных. В нем отражаются следующие вопросы:
- сроки и количество выдвигаемых сил и средств СМК в очаг ЧС организация и порядок их использования;
- организация защиты персонала СМК, работающего в очаге поражения;
- подготовка отделений стационарных ЛПУ для приема пострадавших, согласно ранее разработанному плану;
- организация амбулаторной, в том числе и медико-психологической помощи спасателям и населению пострадавшей территории;
- порядок и организация работы БСкМП;
- санитарно-эпидемиологическое состояние территории и организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- порядок снабжения формирований и учреждений СМК медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- организация управления силами и средствами СМК и порядок взаимодействия их с другими службами ГОЧС;
- определение видов и характера связи.
В режиме ЧС и ликвидации ее медико-санитарных последствий осуществляется комплекс мероприятий, которые обеспечивают руководитель СМК и созданный при нем штаб с нижеуказанными оперативными группами.
На группу по организации оказания медицинской помощи возлагается:
- амбулаторно-поликлиническая помощь пострадавшим с легкими степенями поражения, помощь спасателям и медицинским работникам, работающим в зонах ЧС;
- стационарная медицинская помощь в сохранившихся или развернувшихся вблизи очага ЧС ЛПУ с привлечением, при необходимости, медицинского персонала извне;
- подготовка к медицинской эвакуации пострадавших, нуждающихся в специализированной медицинской помощи.
На группу по организации выявления, профилактики и лечения реактивных и невротических состояний возлагается оказание психоневрологической помощи пострадавшим и населению.
На группу судебно-медицинских экспертов возлагается организация экспертизы погибших и освидетельствования пострадавших.
На группу по организации проведения санитарно- противоэпидемических мероприятий возлагается обеспечение эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и осуществление контроля организации водоснабжения, питания населения, размещения его во временно отведенных помещениях.
На группу по организации работы с населением в зонах слабого заражения и временного расселения эвакуируемых возлагается организация оказания скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, ознакомление населения с порядком размещения, питания, водоснабжения и правилами адекватного поведения на территории.
На группу информации и связи возлагается организация взаимодействия со СМИ, оповещение населения о факте ЧС, информирование о количестве пострадавших, их состоянии и месте пребывания, о пропавших без вести, погибших (умерших) и организация связи с их родственниками.
От качества работы штаба и его оперативных групп зависит сохранение здоровья населения в зонах ЧС и предупреждение возникновения эпидемий. Штаб СМК в период ЧС работает круглосуточно, проводит оперативные совещания по итогам работы за истекшие сутки, определяет очередные задачи руководителям формирований и учреждений СМК, организует проведение предусмотренных планом мероприятий с их уточнением, согласно сложившейся обстановке. Штаб также контролирует заполнение ЛПУ пострадавшими, прибытие и развертывание в очаге ЧС и вблизи него формирований СМК, организацию медицинской эвакуации пострадавших в специализированные ЛПУ за пределами зоны ЧС, представление донесений о ходе выполнения решаемых задач в вышестоящие органы управления.
При необходимости штаб, в связи со складывающейся обстановкой, переносит свою деятельность на запасной пункт управления (ЗПУ), который обязан быть оснащен дублирующими документами управления, оборудован средствами связи, иметь помещения для работы и отдыха личного состава штаба, обеспечивать их защиту.
Для поддержания в готовности органов управления важное место отводится контролю и проверке исполнения принятых решений и поставленных задач. Контроль – это изучение фактического состояния дел в подчиненных звеньях управления, учреждениях и формированиях СМК. Его методами являются: контрольные, документальные и комплексные проверки, проверки в ходе учений и тренировок. Результаты контроля оформляются в виде письменных актов или справок, в которых обобщается опыт проделанной работы, отмечаются недостатки и определяются меры по их устранению. По результатам проверок издаются приказы, распоряжения.
Своевременно проведенный контроль, проверка исполнения решаемых задач способствуют повышению готовности СМК и достижению лучших результатов в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3.6. Основы планирования медико-санитарного обеспечения
населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях
Основным документом управления СМК является План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемый на федеральном, окружном, субъектовом и муниципальном уровнях соответствующими штабами службы. План подписывается руководителем и начальником штаба соответствующего территориального здравоохранения, согласовывается с руководителями ведомственного здравоохранения, функционирующего на территории, и утверждается председателем территориальной КЧС и ПБ. На объектовом уровне здравоохранения разрабатывается План действий УЗ в ЧС.
План – это комплект документов, определяющих порядок четкого и своевременного перевода СМК из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности и возникновения ЧС с ликвидацией ее медико-санитарных последствий. Он включает в себя:
- медико-тактическую характеристику территории или отдельного УЗ с учетом прогнозируемых ЧС, величины и структуры пострадавших в них;
- характеристику и возможности сил и средств СМК территории или их структуру в УЗ;
- календарный план перевода СМК в различные режимы готовности;
- частные планы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий конкретных ЧС;
- справочные данные и приложения (карта административной территории с указанием на ней пунктов сбора пострадавших, путей эвакуации, вариантов организации медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения, а также схемы, расчетные таблицы, условные знаки и др.).
В частных планах по видам ЧС определяются:
- содержание медико-санитарного обеспечения;
- объем предстоящей работы (прогнозируемые санитарные и безвозвратные потери, нуждаемость пострадавших в видах медицинской помощи и осуществлении эвакуационных мероприятий, характер санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге);
- потребность в силах и средствах СМК и обеспеченность ими;
- организация лечебно-эвакуационного и санитарно-противоэпидемиче-ского обеспечения (привлекаемые силы и средства, сроки и порядок выдвижения их в зону ЧС, готовность к работе);
- организация и порядок снабжения и пополнения формирований СМК медицинским имуществом;
- организация и порядок материально-технического обеспечения формирований СМК и УЗ, в целом;
- содержание и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, включая персонал формирований и учреждений СМК;
- организация управления, связи и взаимодействия при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
При разработке Плана медико-санитарного обеспечения и Плана действий в ЧС руководствуется теми же принципами, что и при разработке решения на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС (стр. 70).
3.7. Организация взаимодействия службы медицины катастроф
Организация эффективного и оперативного взаимодействия СМК с ведомственным здравоохранением и функциональными подсистемами РСЧС, участвующими в ликвидации последствий ЧС – важнейший элемент управления, обеспечивающий успешное выполнение задач по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших в ЧС, спасателей и населения, находящего вблизи зоны ЧС.
Взаимодействие – это система согласованных и взаимосвязанных (по целям и задачам, месту и времени, принципам и методам, способам и объему) мероприятий, обеспечивающих подготовку органов управления, формирований и учреждений СМК и функциональных подсистем РСЧС к действиям по ликвидации последствий ЧС. Оно предусматривает:
- эффективное прогнозирование и оценку обстановки в очагах ЧС;
- грамотное планирование и проведение аварийно-спасательных работ;
- выполнение мероприятий по управлению силами и средствами СМК в процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Взаимодействие осуществляется на всех уровнях службы в соответствии с планами медико-санитарного обеспечения населения в ЧС или планами действий УЗ в ЧС. В его основе лежат следующие принципы:
- единство государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
- единство подходов в прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при угрозе и возникновении ЧС и учет возможностей аварийно-спасательных формирований, включая формирования медицинского профиля;
- приоритет сохранения жизни и здоровья различных категорий населения при возникновении и ликвидации последствий ЧС;
- единство доктрины подготовки и использования сил и средств СМК, организации проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по медицинскому снабжению в ЧС;
- наличие единых учетно-отчетных документов и единой организации обмена информацией.
Организация и порядок взаимодействия определяются двусторонними Положениями, которые разрабатываются ЦМК, согласовываются с руководителями взаимодействующих сторон, утверждаются председателем КЧС и ПБ территории и реализуются на практике. Взаимодействие по организации ликвидации последствий ЧС должно быть обеспечено с:
- ведомственными ЛПУ и прочими УЗ;
- МЧС России и его структурными управлениями;
- службами ГОЧС, создаваемыми в органах управления отраслей экономики;
- управлениями Роспотребнадзора и ЦГиЭ в территориях;
- государственными предприятиями «Фармация» и «Медтехника»;
- общественной организацией «Российский Красный Крест»;
- командованием гарнизона и воинских частей;
- учреждениями образования, культуры и искусства;
- средствами массовой информации.
В положениях о взаимодействии с ведомственными УЗ определяются задания по количеству и профилю выделяемых коек для госпитализации пострадавших, количеству и виду создаваемых формирований СМК и организация их привлечения к работе в ЧС.
Взаимодействие с МЧС России предусматривает:
- взаимное обеспечение информацией об угрозе и возникновении ЧС;
- организацию поиска и сбора пострадавших (пораженных), оказание им первой помощи с проведением эвакуации из опасных зон;
- предоставление сведений о пострадавших, поступивших на лечение в ЛПУ;
- участие в медицинском обеспечении спасателей и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС;
- оказание содействия в медицинской подготовке спасателей и в пополнении медицинского имущества аварийно-спасательных формирований;
- организацию методического руководства обучением специалистов СМК по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление операций по доставке сил и средств СМК в районы ЧС;
- участие в согласовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшему в ЧС населению.
Крайне важно взаимодействие СМК с аварийно-спасательными формированиями служб ГОЧС территории, своевременные и качественные действия которых во многом определяют результаты ликвидации последствий ЧС, бесперебойный характер работы формирований и учреждений СМК в очаге ЧС и за его пределами. В положениях о взаимодействии с этими службами определяются виды и количество необходимых сил и средств, выделяемых для обеспечения работы СМК по оказанию медицинской помощи пострадавшим, их быстрейшей эвакуации в ЛПУ и обеспечения устойчивого функционирования последних. Организация взаимодействия, изложенная в Положениях, должна отрабатываться на совместно проводимых учениях, по результатам которых, при необходимости, вносятся дополнения и изменения.
В случае возникновения ЧС в ЛПУ, характер которых предусматривает необходимость проведения экстренной эвакуации больных и персонала, необходима организация взаимодействия ЛПУ с:
- расположенными поблизости учреждениями образования и культуры (образовательные учреждения, театры, киноконцертные залы и т.п.) с целью временного размещения в них больных, эвакуируемых из ЛПУ;
- транспортными предприятиями – для осуществления эвакуации больных, как в места временного размещения, так и в другие ЛПУ для временной госпитализации и продолжения стационарного лечения. Не следует забывать и о необходимости осуществления последующей реэвакуации.
Как правило, техногенные и природные ЧС повышают вероятность возникновения крупных вспышек инфекционных заболеваний, вследствие уязвимости под воздействием ЧС систем электро-, водо-, теплоснабжения и канализации, приводящих к нарушению энергообеспечения, дефициту питьевой воды, неудовлетворительному ее качеству, трудностям в избавлении от экскрементов и других отходов, к снижению температурных показателей в помещениях, способных ухудшить санитарно-гигиенические условия и нарушить эпидемиологическое равновесие. Риск возникающих эпидемий прямо зависит от плотности проживаемого в зоне ЧС населения, возникших затоплений населенных пунктов вследствие наводнений, затяжных дождей и штормовых ветров.