Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особую роль при подготовке специалистов в Великобритании отводят практической деятельности. С этой целью даже наставники в учебных заведениях должны быть высококвалифицированными и опытными социальными педагогами или социальными работниками.

Одной из характерных особенностей обучения в учебных заведениях Великобритании является донесение знаний небольшой группе студентов в 4 -10 человек. В связи с этим особую роль приобретает индивидуальная работа студента и институт тьюторов-наставников, в качестве которых выступают, естественно, преподаватели [21]. Другой важной особенностью методики обучения является использование экспериментальных методов усвоения учебного и аудиовизуальных средств.

Студенты, успешно завершившие учёбу на соответствующих курсах могут получить два вида свидетельств:

•  квалификационный сертификат (действительный для всей страны документ, на основании которого студент получает рабочее место в большинстве профильных учреждений Великобритании);

•  диплом (возможен со степенью магистра).

Швеция – классическая страна социальной работы. В 1921 по частной инициативе при университете Стокгольма был открыт институт обучения и исследований в вопросах социальной политики и деятельности местного правительства. В середине 1990-х гг. срок обучения в институте 3,5 года. В 1-й год обучения студент изучает политические науки, социальную политику, статистику, гражданское и социальное законодательство, социальную, муниципальную и деловую экономику, социологию, психологию, проблемы практической администрации. После 1-го года обучения студенты проходят 3 курса – А, В, С и по желанию курс D (исследовательская работа). Курсы А – В включают: социальные изменения и социальные структуры; рамки социальной работы; методы социальной работы; работа по проектам, в том числе по методам осуществления исследовательской работы [73].

После курсов А – В студент может либо продолжить обучение на курсе С, либо специализироваться на изучении социального законодательства либо социального планирования. Курс С предполагает совмещение обучения (социология, психология, методы социальной работы и социального законодательства) и практики, которая проводится под руководством университетского инструктора и носит индивидуальный или групповой характер. Исследовательская работа в университете направлена на профилирующее осуществление социальной политики страны. Она включает анализ основных причин возникновения социальных проблем, касающихся человека, группы людей, общины и т. д.


Отличительной особенностью подготовки специалистов в Швеции является ведущая роль практики по сравнению с теорией (сначала студенты проходят учебную практику, и лишь затем теоретически осмысливают специфику деятельности социального работника или социального педагога). Получается своеобразная рефлексия уже осуществлённой деятельности.

Выпускники университета (ежегодно свыше 300 человек) работают в самых различных местах: реабилитационные центры, суды, в области семейной терапии, социального планирования и т. д. Большинство же окончивших школу специалистов занято в муниципальных органах власти.

Характерной особенностью обучения в зарубежных странах теории и практики социальной работы является то, что во многих учебных заведениях речь идет об обучении второй профессии (25-28 лет). Их выбор этой трудной гуманной профессии является более осознанным и взвешенным, ибо в этой профессии, помимо теоретических знаний, специалист должен обладать душевными качествами, заставляющими его проявлять максимум заботы о тех людях, которые по различным причинам оказались в беде и нуждаются в гуманитарной помощи.

Говоря о перспективах развития социального образования в Европе следует отметить тенденцию в сторону увеличения государственной ответственности за ранее бывшее частным социальное обучение. Отличительной чертой социального образования становится стирание четких границ между социальной работой и другими родственными формами деятельности. Наблюдает­ся переход от среднего к высшему уровню подготовки в социальной сфере. Социальная работа как науч­ная дисциплина постепенно интег­рирует с уже устоявшимися научны­ми дисциплинами с одной стороны и профессией социального работни­ка с другой стороны. Но реализация данных тенденций во многом будет определяться особенностями нацио­нальных систем подготовки соци­альных работников.

В этой связи наиболее интересной, на наш взгляд, является модель обучения социальных педагогов и соци­альных работников в Германии.
1.3 Практический опыт Европейского сообщества на примере Германии
Истоки обучения социальным профессиям в Германии берут свое начало с первых курсов для «Жен­ских групп по социальной работе и

помощи», основанных в Берлине в 1893 году с одногодичной програм­мой обучения. В 1908 году в Берли­не Алисой Саломон была открыта пер­вая социальная женская школа с двухгодичной программой обуче­ния, чьи методы и содержание обу­чения получили свое распростране­ние по всей Германии. Большое влияние на процесс становления си­стемы обучения социальных работ­ников оказывала церковь, которая к началу века имела свои собственные учебные заведения данного профи­ля, как, например, «Школа по соци­альному обеспечению для женщин», основанная в Ганновере Протестантской церковью [76]. Помимо цер­ковных существовали также программы обучения, которые проводи­лись социал-демократическими рабочими организациями.

Благодаря тому, что женское дви­жение сыграло большую роль в становлении социальной работы, пер­вые школы были сначала открыты только для женщин. По этой причи­не социальное образование в немец­кой образовательной иерархии оп­ределилось ниже университетского уровня (женщины были допущены к университетскому образованию только на рубеже веков, а опреде­ленные ограничения относительно студенток существовали и в 1920-х годах).

Хотя после Второй мировой вой­ны все больше и больше бывших женских школ стали принимать мужчин, социальная работа остава­лась до 1960-х годов в основном женским занятием – несмотря на увеличение теоретического курса обучения до 3 лет в 1961 году (с по­следующей годичной стажировкой) и повышение статуса школ с про­стых профессиональных училищ до «высших» профессиональных учи­лищ и академий. До конца шестиде­сятых курсы повышения квалифи­кации социальной работы (аспиран­туры) не были установлены в уни­верситетах. Лишь в 1970-78 годах программы по социальной работе, вместе с некоторыми другими про­граммами по бизнесу и инженерингу, которые принадлежали ранее среднему образованию, были пере­ведены в колледжи (специальные высшие учебные заведения) и инте­грировали в систему высшего образования [58]. Таким образом, процесс подготовки профессионалов в сфере социальных услуг, осуществляемый в Германии в различных типах учеб­ных заведений, является результа­
том исторического развития и осо­бой структуры социальных служб.

Сегодня в ФРГ подготовка соци­альных работников осуществляется на нескольких уровнях: персонал для детских садов, мест проживания молодежи, молодежных центров, по уходу за престарелыми гражданами. Воспитатели и опекуны престарелых готовятся в средних специальных учебных заведениях. Социальные работники и социальные педагоги обучаются в высших специальных учебных заведениях – институтах, которые принадлежат системе выс­шего образования. Некоторые кур­сы для социальных работников и социальных педагогов предлагаются недавно введенными «объединен­ными институтами» (многопро­фильными университетами).

В земле Баден-Вюртемберг со­здан и другой тип социального обу­чения в так называемых профессио­нальных академиях: студенты нани­маются социальными службами и проходят трехгодичную подготовку, в течение которой трехмесячные пе­риоды обучения сменяются такими же периодами работы. Окончившие курс получают степень как выпуск­ники специального вуза, но подоб­ные учреждения ограничиваются ге­ографически одной областью Герма­нии и готовят небольшое количест­во выпускников.

Сегодня программы по социаль­ной работе предлагаются на 70 отделениях 50 специальных и многопро­фильных вузов; 28 университетов и педагогических институтов предла­гают программы «Науки о воспита­нии» с концентрацией на «социаль­ной педагогике» [73].

Благодаря тому, что университе­ты и специальные вузы в Германии пользуются большой гарантирован­ной автономией, они имеют воз­можность решать самостоятельно все академические вопросы: про­граммы обучения, экзамены, учеб­ные планы, вопросы поступления.

Выделяют три типа программ, по которым ведется обучение:

  • социальная работа, которая ориентирована на выполнение традиционных административных заданий;

  • социальная педагогика, которая направлена на работу с молодежью, общественные работы и выполнение других воспитательных задач вне школы;

  • социальное обеспечение, учебная программа, которая включает элементы и социальной работы и социальной педагогики.

Вместе с тем, различные про­граммы обучения имеют общие чер­ты. Так, обязательно изучение исто­
рии, теории организации, методов социальной работы и социальной педагогики [76]. Помимо этого, в про­грамму обязательно включены соци­альная политика, социология, поли­тология, экономика, статистика, практические социальные исследо­вания, психология и педагогика, об­зорный курс медицины, законода­тельство о семье, молодежи, госу­дарственном обеспечении, социаль­ном страховании, работе и управлении; музыка, театр, спорт, искусст­во, фильмы, видео, работа со средствами массовой информации, а также иностранные языки – английский, французский, испанский. Школы, специально работающие с эмигрантами, ведут курсы на их родном языке. В школах, связанных с церковью, в учебный план вклю­чены социальная этика и социаль­ная философия.

Обучение в течение первых семе­стров концентрируется на основах знаний по различным социальным наукам и на ознакомлении студентов с теорией и практикой социальной работы. Во многих школах студенты должны сдавать экзамен, чтобы про­должить обучение. Вторая часть учебных программ в большинстве школ предлагает студентам выбор среди разных специализаций соглас­но сферам и методам социальной работы [38]. В эту часть обучения вклю­чаются различные виды практичес­кой деятельности, хотя многие школы требуют прохождения практики уже в течение первых семестров.

Формы обучения отличаются от школы к школе, но нормой являют­ся семинары с 20-30 участниками. Немногие школы предлагают курсы лекций.

Прохождение практики является важной составной в социальном обучении. Продолжительность науч­ной подготовки в школах составляет 3 года. Продолжительность прохож­дения профессиональной практи­ки – 1 год. Практика может быть организована в соответствии с дву­мя моделями: «однофазовой» и «двухфазовой» [73]. Однофазовая модель включает шестимесячные периоды практической деятельности; студен­ты сдают выпускные экзамены по­сле 4 лет обучения и получают госу­дарственный сертификат об оконча­нии школы. Подобный тип подго­товки предлагают школы в Баварии, Баден-Вюртемберге, Сааре и две школы в Гессене (Визбаден и Кассель). Двухфазовая модель, предла­гаемая всеми остальными школами,