Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особую роль при подготовке специалистов в Великобритании отводят практической деятельности. С этой целью даже наставники в учебных заведениях должны быть высококвалифицированными и опытными социальными педагогами или социальными работниками.
Одной из характерных особенностей обучения в учебных заведениях Великобритании является донесение знаний небольшой группе студентов в 4 -10 человек. В связи с этим особую роль приобретает индивидуальная работа студента и институт тьюторов-наставников, в качестве которых выступают, естественно, преподаватели [21]. Другой важной особенностью методики обучения является использование экспериментальных методов усвоения учебного и аудиовизуальных средств.
Студенты, успешно завершившие учёбу на соответствующих курсах могут получить два вида свидетельств:
• квалификационный сертификат (действительный для всей страны документ, на основании которого студент получает рабочее место в большинстве профильных учреждений Великобритании);
• диплом (возможен со степенью магистра).
Швеция – классическая страна социальной работы. В 1921 по частной инициативе при университете Стокгольма был открыт институт обучения и исследований в вопросах социальной политики и деятельности местного правительства. В середине 1990-х гг. срок обучения в институте 3,5 года. В 1-й год обучения студент изучает политические науки, социальную политику, статистику, гражданское и социальное законодательство, социальную, муниципальную и деловую экономику, социологию, психологию, проблемы практической администрации. После 1-го года обучения студенты проходят 3 курса – А, В, С и по желанию курс D (исследовательская работа). Курсы А – В включают: социальные изменения и социальные структуры; рамки социальной работы; методы социальной работы; работа по проектам, в том числе по методам осуществления исследовательской работы [73].
После курсов А – В студент может либо продолжить обучение на курсе С, либо специализироваться на изучении социального законодательства либо социального планирования. Курс С предполагает совмещение обучения (социология, психология, методы социальной работы и социального законодательства) и практики, которая проводится под руководством университетского инструктора и носит индивидуальный или групповой характер. Исследовательская работа в университете направлена на профилирующее осуществление социальной политики страны. Она включает анализ основных причин возникновения социальных проблем, касающихся человека, группы людей, общины и т. д.
Отличительной особенностью подготовки специалистов в Швеции является ведущая роль практики по сравнению с теорией (сначала студенты проходят учебную практику, и лишь затем теоретически осмысливают специфику деятельности социального работника или социального педагога). Получается своеобразная рефлексия уже осуществлённой деятельности.
Выпускники университета (ежегодно свыше 300 человек) работают в самых различных местах: реабилитационные центры, суды, в области семейной терапии, социального планирования и т. д. Большинство же окончивших школу специалистов занято в муниципальных органах власти.
Характерной особенностью обучения в зарубежных странах теории и практики социальной работы является то, что во многих учебных заведениях речь идет об обучении второй профессии (25-28 лет). Их выбор этой трудной гуманной профессии является более осознанным и взвешенным, ибо в этой профессии, помимо теоретических знаний, специалист должен обладать душевными качествами, заставляющими его проявлять максимум заботы о тех людях, которые по различным причинам оказались в беде и нуждаются в гуманитарной помощи.
Говоря о перспективах развития социального образования в Европе следует отметить тенденцию в сторону увеличения государственной ответственности за ранее бывшее частным социальное обучение. Отличительной чертой социального образования становится стирание четких границ между социальной работой и другими родственными формами деятельности. Наблюдается переход от среднего к высшему уровню подготовки в социальной сфере. Социальная работа как научная дисциплина постепенно интегрирует с уже устоявшимися научными дисциплинами с одной стороны и профессией социального работника с другой стороны. Но реализация данных тенденций во многом будет определяться особенностями национальных систем подготовки социальных работников.
В этой связи наиболее интересной, на наш взгляд, является модель обучения социальных педагогов и социальных работников в Германии.
1.3 Практический опыт Европейского сообщества на примере Германии
Истоки обучения социальным профессиям в Германии берут свое начало с первых курсов для «Женских групп по социальной работе и
помощи», основанных в Берлине в 1893 году с одногодичной программой обучения. В 1908 году в Берлине Алисой Саломон была открыта первая социальная женская школа с двухгодичной программой обучения, чьи методы и содержание обучения получили свое распространение по всей Германии. Большое влияние на процесс становления системы обучения социальных работников оказывала церковь, которая к началу века имела свои собственные учебные заведения данного профиля, как, например, «Школа по социальному обеспечению для женщин», основанная в Ганновере Протестантской церковью [76]. Помимо церковных существовали также программы обучения, которые проводились социал-демократическими рабочими организациями.
Благодаря тому, что женское движение сыграло большую роль в становлении социальной работы, первые школы были сначала открыты только для женщин. По этой причине социальное образование в немецкой образовательной иерархии определилось ниже университетского уровня (женщины были допущены к университетскому образованию только на рубеже веков, а определенные ограничения относительно студенток существовали и в 1920-х годах).
Хотя после Второй мировой войны все больше и больше бывших женских школ стали принимать мужчин, социальная работа оставалась до 1960-х годов в основном женским занятием – несмотря на увеличение теоретического курса обучения до 3 лет в 1961 году (с последующей годичной стажировкой) и повышение статуса школ с простых профессиональных училищ до «высших» профессиональных училищ и академий. До конца шестидесятых курсы повышения квалификации социальной работы (аспирантуры) не были установлены в университетах. Лишь в 1970-78 годах программы по социальной работе, вместе с некоторыми другими программами по бизнесу и инженерингу, которые принадлежали ранее среднему образованию, были переведены в колледжи (специальные высшие учебные заведения) и интегрировали в систему высшего образования [58]. Таким образом, процесс подготовки профессионалов в сфере социальных услуг, осуществляемый в Германии в различных типах учебных заведений, является результа
том исторического развития и особой структуры социальных служб.
Сегодня в ФРГ подготовка социальных работников осуществляется на нескольких уровнях: персонал для детских садов, мест проживания молодежи, молодежных центров, по уходу за престарелыми гражданами. Воспитатели и опекуны престарелых готовятся в средних специальных учебных заведениях. Социальные работники и социальные педагоги обучаются в высших специальных учебных заведениях – институтах, которые принадлежат системе высшего образования. Некоторые курсы для социальных работников и социальных педагогов предлагаются недавно введенными «объединенными институтами» (многопрофильными университетами).
В земле Баден-Вюртемберг создан и другой тип социального обучения в так называемых профессиональных академиях: студенты нанимаются социальными службами и проходят трехгодичную подготовку, в течение которой трехмесячные периоды обучения сменяются такими же периодами работы. Окончившие курс получают степень как выпускники специального вуза, но подобные учреждения ограничиваются географически одной областью Германии и готовят небольшое количество выпускников.
Сегодня программы по социальной работе предлагаются на 70 отделениях 50 специальных и многопрофильных вузов; 28 университетов и педагогических институтов предлагают программы «Науки о воспитании» с концентрацией на «социальной педагогике» [73].
Благодаря тому, что университеты и специальные вузы в Германии пользуются большой гарантированной автономией, они имеют возможность решать самостоятельно все академические вопросы: программы обучения, экзамены, учебные планы, вопросы поступления.
Выделяют три типа программ, по которым ведется обучение:
-
социальная работа, которая ориентирована на выполнение традиционных административных заданий; -
социальная педагогика, которая направлена на работу с молодежью, общественные работы и выполнение других воспитательных задач вне школы; -
социальное обеспечение, учебная программа, которая включает элементы и социальной работы и социальной педагогики.
Вместе с тем, различные программы обучения имеют общие черты. Так, обязательно изучение исто
рии, теории организации, методов социальной работы и социальной педагогики [76]. Помимо этого, в программу обязательно включены социальная политика, социология, политология, экономика, статистика, практические социальные исследования, психология и педагогика, обзорный курс медицины, законодательство о семье, молодежи, государственном обеспечении, социальном страховании, работе и управлении; музыка, театр, спорт, искусство, фильмы, видео, работа со средствами массовой информации, а также иностранные языки – английский, французский, испанский. Школы, специально работающие с эмигрантами, ведут курсы на их родном языке. В школах, связанных с церковью, в учебный план включены социальная этика и социальная философия.
Обучение в течение первых семестров концентрируется на основах знаний по различным социальным наукам и на ознакомлении студентов с теорией и практикой социальной работы. Во многих школах студенты должны сдавать экзамен, чтобы продолжить обучение. Вторая часть учебных программ в большинстве школ предлагает студентам выбор среди разных специализаций согласно сферам и методам социальной работы [38]. В эту часть обучения включаются различные виды практической деятельности, хотя многие школы требуют прохождения практики уже в течение первых семестров.
Формы обучения отличаются от школы к школе, но нормой являются семинары с 20-30 участниками. Немногие школы предлагают курсы лекций.
Прохождение практики является важной составной в социальном обучении. Продолжительность научной подготовки в школах составляет 3 года. Продолжительность прохождения профессиональной практики – 1 год. Практика может быть организована в соответствии с двумя моделями: «однофазовой» и «двухфазовой» [73]. Однофазовая модель включает шестимесячные периоды практической деятельности; студенты сдают выпускные экзамены после 4 лет обучения и получают государственный сертификат об окончании школы. Подобный тип подготовки предлагают школы в Баварии, Баден-Вюртемберге, Сааре и две школы в Гессене (Визбаден и Кассель). Двухфазовая модель, предлагаемая всеми остальными школами,