Файл: Методическое пособие для образовательных учреждений г. Волгодонск 2019 год 2 Редакционная коллегия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
1.2. Миссия методической службы.
Цель, задачи и направления деятельности
Ключом к реализации представленных идей является создание такой образовательной среды, где максимально был бы реализован потенциал педагогического коллектива, и как следствие – потенциал воспитанников.
Таким образом, главную миссию и соответствующее ей содержание деятельности методической службы Центра детского творчества, можно определить как внедрение инновационных форм методической работы как
условие развития творческой активности педагогов в условиях
стандартизации.
Определение такого рода миссии методической службы продиктовано особенностями образовательной ситуации: уровнем квалификации, профессионального мастерства педагогов, осуществляющих образовательный процесс, переходом учреждения в статус городской инновационной площадки. С 2016 по 2019 годы одной из основных задач коллектива Центра детского творчества в аспекте инновационной деятельности является реализация проекта «Инновационные формы методической деятельности в учреждении дополнительного образования как фактор развития творческой активности педагогов в условиях стандартизации» (на примере МБУДО «Центр детского творчества»).
Таким образом, определилась магистральная цель методической
службы на период до 2019 года: разработка и апробация модели
методического
сопровождения
педагогических
работников,
через
исследование инновационных форм методической деятельности в
учреждении, способствующей развитию творческой активности педагогов
в условиях стандартизации.
Обновление деятельности методической службы рассматривается с таких качественных позиций, как:
- совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций в систему образовательной деятельности Центра;
- изменение работы с педагогическими кадрами на основе системного осмысления образовательной практики и спроса на дополнительное образование;
- творческая переработка накопленного педагогического опыта.
В соответствии с этим определяются следующие задачи методической
службы:
- разработать концепцию проведения исследований, подобрать диагностический инструментарий, провести диагностику; сопоставить результаты исследований с возможностями учреждения и предполагаемых партнеров;
- разработать и апробировать модель методического сопровождения в учреждении дополнительного образования, направленную на удовлетворение личностных профессионально-образовательных потребностей педагогов дополнительного образования, создание условий для их творческой
30 самореализации и обеспечивающую создание единого смыслового поля участников эксперимента;
-выявить педагогический потенциал учреждения, работающего в условиях инновационного развития и обеспечить системную подготовку педагогов экспериментаторов через освоение специально разработанных программ и курсов, в том числе дистанционного курса;
- внедрить новые технологии, инновационные формы методической деятельности педагогов дополнительного образования;
- осуществить мониторинг уровня готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях стандартизации;
-обеспечить методическое сопровождение педагогов в соответствии с их уровнем готовности и образовательным запросом, для чего разработать индивидуальный образовательный маршрут педагога для качественного повышения квалификации педагогов;
- обобщить результаты и транслировать опыт: подготовить и провести городскую конференцию, подготовить издание сборника по теме эксперимента, электронных методических рекомендаций и пособий для детей, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров образовательных организаций, классных руководителей, педагогов- организаторов;
- разработать и реализовать программу мониторинга эффективности инновационной площадки.
Программа развития методической службы как организационная основа реализации образовательной политики Центра детского творчества до
2019 года представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений
развития:
1.
Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и информационно-технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).
2.
Качественное изменение процесса подготовки педагогических работников к профессиональной деятельности в условиях стандартизации через методическое сопровождение педагогов в соответствии с их уровнем готовности и образовательным запросом.
3. Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики с целью дальнейшего внедрения в практику Центра научных исследований и достижений передового педагогического опыта.
4. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию творческого потенциала педагога, способностей к созданию новшеств в педагогической деятельности
5. Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования через проведение разнообразных форм работы
(школы профессионального роста, педагогического мастерства; семинары, конференции, конкурсы, диспуты, педагогические чтения и т.п.).
31 6. Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
7. Введение обобщённых оценочных показателей (портфолио), отражающих системный, содержательный и организационный характер, позволяющий оценить эффективность Программы развития методической службы.
8. Реализация системы мероприятий образовательных проектов
«Развитие творческой активности педагогов МБУДО «Центр детского творчества» и ««Педагогическая лаборатория как фактор творческой активности педагогов в условиях стандартизации».
Содержание деятельности методической службы в МБУДО «Центр детского творчества» определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений. Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания дополнительного образования, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства и включает в себя:
- программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования;
- развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
- разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
- создание проектов совместной деятельности Центра и учреждений социокультурного комплекса города Волгодонска (воспитательная и образовательная деятельность);
- представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- создание условий для внедрения новых форм, методов и технологий дополнительного образования;
- создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию.
1.3. Модель педагога
МБУДО «Центр детского творчества»
Модель педагога МБУДО «Центр детского творчества» представляет собой сочетание трёх составляющих, отражающих личностную, когнитивную и деятельностную сторону личности, сформулированные на основе концептуальных идей программы, направленных на развитие и активизацию субъектной позиции педагога:
Личностный компонент модели педагога Центра выражен в следующих показателях:
32
Направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в образовательной и иной деятельности при имеющихся социокультурных условиях.
Открытость ко всему новому;
Мотивационная готовность к нововведениям, изменениям в образовательной деятельности;
Компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного образовательного курса и учебного материала конкретного занятия.
Вера в силы и возможности воспитанников.
Интерес к внутреннему миру воспитанников.
Открытость к принятию других позиций, точек зрения
(неидеологизированное мышление педагога).
Критическое отношение к самому себе и своей деятельности
(способность к рефлексии).
Общая культура.
Эмоциональная устойчивость.
Когнитивный (предметный) компонент:
Компетентность в предмете и методах преподавания.
Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую.
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание индивидуальных особенностей, способностей, интересов каждого обучающегося и творческих коллективов).
Способность эффективно вести самостоятельный поиск информации.
Умение обеспечить успех в деятельности.
Компетентность в педагогическом анализе образовательной деятельности с точки зрения развития субъектной позиции воспитанников.
Деятельностный (метапредметный) компонент:
Компетентность в установлении субъект - субъектных отношений.
Проектная позиция в выстраивании цепочки профессиональной деятельности (разработка программ, выбор технологий, методов, средств и т.п.).
Компетентность в использовании современных средств и систем организации образовательного процесса.
Способность целесообразно использовать инновационные и оригинальные подходы в решении педагогических задач.
Компетентность в организации образовательной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной образовательной задаче;
- компетентность в достижении понимания обучающимся учебной задачи и способов её решения (способов деятельности);
33
- компетентность в анализе текущих и итоговых результатов деятельности.
Реализация данной модели будет способствовать творческому, компетентностному развитию личности педагога, осознающего смысл и цели образовательной деятельности, умеющему составлять целостную общеобразовательную общеразвивающую программу, наделённую способностью видеть индивидуальные качества воспитанников, как основное условие развитие субъектной позиции воспитанников и становления социальноактивной творческой личности.
Раздел II
Условия реализации программы
2.1 Управление реализацией программы
Для эффективной деятельности методической службы необходимо тесное интегративное взаимодействие всех специалистов, объединяющим которых является коллегиальный орган – методический совет (рисунок 1).
Методический совет является коллегиальным постоянно действующим органом МБУДО «Центр детского творчества», созданным с целью организации методической деятельности в образовательном учреждении.
Рисунок 1
Функция контроля за реализацией программы осуществляет администрация МБУДО «Центр детского творчества», члены методического совета.
Формы контроля:
34
- посещение и анализ мероприятий, направленных на повышение компетентности и профессионализма педагогических кадров (семинары, круглые столы, школы профессионального роста и т.п.).
- экспертиза аналитико-информационных справок и других форм отчётности;
- использование комплекса диагностических методик (устные и письменные формы опроса);
- индивидуальные собеседования со специалистами методической службы.
2.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Содержание деятельности методической службы Центра формируется на основе нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и регионов России, определяющих цели и задачи методической работы, том числе таких нормативно-правовых источников как:
Декларация прав ребенка (1959 год);
Конвенция о правах ребенка (1989 год);
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. N761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
«Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
«Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -
2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г.
№ 497;
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 9 ноября 2018г. № 196;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации