Файл: Учреждение высшего образования московский финансовопромышленный университет синергия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Фирменные цвета – это основа фирменного стиля. Психологи уже давно изучают вопрос о том, как цвета окружающего мира влияют на человека. Разные тона и их сочетания способны изменить психологическое и физиологическое состояние человека, вызвать определенные ощущения и эмоции. Из этого можно сделать вывод, что именно цвет фирменного стиля может сформировать определенное отношение потребителя к продукту через эмоции, которые этот цвет провоцирует.
Из всего этого можно сделать вывод, что корпоративный стиль повышает доверие партнеров и способствует продвижению общего имиджа, формированию репутации компании и укреплению ее позиций на рынке. Графические элементы в хорошо проработанном фирменном стиле помогают клиенту понять основную миссию компании, важные нюансы работы и принципы, на которых базируется фирма.
Создание фирменного стиля – это серьезный комплекс работ, реализация которых базируется на утвержденной маркетинговой стратегии компании, ее товаров и услуг. Поскольку человек воспринимает большую часть информации на визуальном уровне, качественно и корректно разработанный фирменный стиль влияет на идентификацию компании и ее услуг на фоне конкурентов.
Степень изученности проблемы. В современной науке анализ фирменного стиля нельзя назвать полностью изученным, несмотря на то, что данные изучались в России на протяжении долгого времени.
Среди зарубежных авторов, изучавших маркетинговые особенности фирменного стиля, следует отметить Р. Батра, Д. Майерса, Д. Вильямса, Ж.-П.
Бодуана, Л. Фалеза, К. Файера, С. Дельмона и других авторов. В России в последние годы также появляется значительное количество работ по вопросам формирования фирменного стиля. Среди них следует отметить исследования
В.Ю. Иевлева, О.В. Лысиковой, Р. Огинского, А.Ю. Панасюка, О. Федоровой и др.
13
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является компания «Bali & Thai Spa 7 Красок».
Предметом исследования является анализ и разработка элементов фирменного стиля для компании «Bali & Thai Spa 7 Красок».
Целью данной дипломной работы является процесс формирования фирменного стиля компании «Bali & Thai Spa 7 Красок».
С этой целью решаются следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты развития фирменного стиля;
исследовать эволюцию подходов к разработке фирменного стиля;
определить понятие и основные элементы фирменного стиля, а так же роль фирменного стиля в маркетинговых коммуникациях;
провести обзор фирменных стилей в рекламе услуг массажа, расположенных в городе Москва;
проанализировать деятельность спа-салона «Bali & Thai Spa 7 Красок» на рынке и использование прошлого фирменного стиля;
разработать фирменный стиль для базы отдыха «Bali & Thai Spa 7 Красок»;
разработать мероприятия по повышению узнаваемости фирменного стиля спа- салона и оценить их эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы российских и зарубежных авторов.
Исследования проводились на основе экономического и статистического анализа, методов экспертных оценок, статистических группировок, расчетно- аналитического метода.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы данные периодических изданий, учебная литература и сеть
Интернет. Также фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях знаний, как экономика, маркетинг, менеджмент, коммерческая деятельность, психология.
14
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе описывается сущность и характеристики разработки фирменного стиля, содержание процесса развития и современное состояние.
Освещаются изменения, основных тенденций и особенностей развития фирменного стиля.
Во второй главе определяется дизайн-концепция фирменного стиля компании «Bali & Thai Spa 7 Красок». В связи с чем производится тщательное изучение характеристики и направления деятельности компании, определяется ее целевая аудитория, а также рассматриваются достоинства и недостатки имеющегося фирменного стиля.
В третьей главе осуществляется переход непосредственно к разработке фирменного стиля для компании «Bali & Thai Spa 7 Красок», в частности, таким его элементам, как визитки, каталоги, конверты, фирменные пакеты, бланки и пр.
Заключение имеет выводы, опирающиеся на практику, которые делаются в результате исследования.
15
ГЛАВА 1.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ КАК ОБЪЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО
ДИЗАЙНА
1.1. Понятие фирменного стиля, его задачи и функции
Фирменный стиль (corporate identity) – единство элементов стиля, идентифицирующих принадлежность всего, на чем размещаются эти элементы
(товары, средства коммуникации, коммуникационные сообщения) к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов.
Синяева И.М. также относит к составляющим фирменного стиля следующие компоненты:
1. Архитектурный дизайн - внешний вид здания, размещение построек и планировку.
2. Оформительский дизайн (интерьерный дизайн) – хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных.
Целесообразно использовать систему опознавательных указателей, табличек, с помощью которых легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы.
3. Внешний вид сотрудников – одежда, прически, макияж, а также ювелирные украшения могут иметь различную степень нормативности, от униформы до мелких деталей [20]
2
Итак, можно с уверенностью сказать, что фирменный стиль является необходимым атрибутом содержательного «лица» компании. И знание особенностей использования фирменного стиля в повседневной жизни способствует целостному построению стратегии деятельности любой фирмы.
Фирменный стиль при правильном подходе способен стать полноценным маркетинговым инструментом, решающим множество задач. С его помощью
2
Синяева, И. М. Маркетинг торговли : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — 4-е изд. — Москва :
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015., стр. 234 [20]
16 можно эффективно и оперативно достичь стратегических целей компании и выполнить важные внутренние задачи [3]
3
Основными задачами фирменного стиля являются:
1. Идентификация продукции компании.
2. Создание желаемого образа в сознании целевой аудитории.
3. Определение своей позиции на рынке.
4. Формирование определенного имиджа и положительной репутации.
Так как в настоящее время существует огромное количество компаний, необходимо завоевать доверие и внимание потребителя именно к своей фирме.
Грамотно разработанный фирменный стиль способен эффективно решить эту проблему, а правильно заложенное сообщение в дизайн поможет удерживать всеобщее внимание на протяжении долгого времени. Указывая, таким образом, на свою уникальность, можно обозначить свои отличия от конкурентов и стать лидером среди аналогичных фирм и товаров.
Фирменный стиль позволяет сохранить единство рекламы. Так, имея определенные фирменные цвета, логотип, особенности применения их в той или иной рекламе, можно сохранить единство рекламных обращений. Фирменный стиль в данном случае служит как эталон, на который нужно равняться.
1.2. История создания фирменного стиля
История возникновения фирменного стиля начинается в начале XX в. в немецкой компании AEG (всемирный электромеханический концерн). Перед знаменитым архитектором и художником того времени, Петером Беренсом стояла непростая задача: создание дизайн-программы, максимально способствующей выведению компании в лидеры отрасли на международном рынке. Беренс выстроил внешнюю форму фирменного стиля на повторах нескольких элементов:
3
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М., 1974, стр.134 [3]
17 кругов, овалов и шестигранников. Он отказался от орнаментации и традиционных форм, тем самым отразив техническую точность производственных процессов.
Беренс подходил к вопросу системно, проектируя не только продукцию, но и сферы производства и сбыта: производственные корпуса, выставочные павильоны, упаковку, транспорт, деловую документацию, рекламу и многое другое. В результате трудов Беренса компания AEG достигла монопольного положения на рынке, а образцовой структурой фирменного стиля, разработанной
Петером Беренсом пользуются дизайнеры по настоящее время.
Спустя 30 лет, итальянская компания Оливетти, специализирующаяся на выпуске конторского оборудования, поразила своим фирменным стилем, разработанным дизайнером Марчелло Ниццоли. В середине прошлого века стиль
Оливетти считался самым передовым в мировом дизайне. Он отличался тем, что со стилистической точки зрения вся продукция компании выглядела по разному, но имела единый и целостный образ.
Вслед за фирменным стилем Оливетти возникает совершенно противоположный по зрительному восприятию стиль компании Браун. За дизайн взялся Фриц Айхлер, который, разработав предварительно обобщенный образ потребителя, создал стиль, который в дальнейшем получил название
«экономичный». Дизайнер взял скромную цветовую гамму, исключил какой-либо декор и яркие акценты. В результате, фирменный стиль Браун стал образцом функциональной стилистики.
Значимость их работы заключается в том, что в его основу были положены настоящие маркетинговые исследования. Создатели компании проанализировали рынок и конкурентов, составив подробный портрет целевой аудитории и её образа жизни.
В современном мире неимение корпоративного стиля – досадное недоразумение. Логотип и фирменный стиль необходимы абсолютно каждой компании, дабы иметь возможность подать себя потенциальным партнерам и закрепить свою позицию на рынке. Стоит заметить, что в настоящее время уже
18 нет ни одной серьезной компании, у которой отсутствует узнаваемый фирменный стиль.
Ключевые образы и целостное восприятие фирменного стиля со всеми его составляющими должны вызывать устойчивые ассоциации у целевой аудитории с надежностью компании, ее репутацией и качеством продукта. Успехом можно считать те ситуации, когда профессионально выполненный фирменный стиль бренда идет в массы и вызывает у потребителя желание распространять его в обыденной жизни: носить мерч-одежду, использовать аксессуары с эмблемами.
Все элементы фирменного стиля должны создавать единство в гармонии, взаимно дополняя друг друга. Каждый по отдельности или все в совокупности, они обязаны отражать суть бренда, его цели, философию и позиционирование.
Чтобы идти в ногу со временем, каждая компания нуждается в периодическом ребрендинге (примерно раз в 4-5 лет). Это необходимо потому, что, в связи с прогрессом и изменениями моды, появляются новые тренды, технические средства и подходы, возникают новые конкуренты, новые товары, услуги, идеи, направления.
Стоит отметить, что для уже развитой фирмы, прошедшей основные стадии становления, нежелательно полностью и резко избавляться от старого и переходить к новому стилю. Несмотря на то, что существуют некоторые успешные примеры, клиенты могут не узнать компанию с новым стилем.
В настоящее время, в эпоху интернета, существует масса способов коммуникации с целевой аудиторией, таких как:
- Социальные сети;
- Блоги;
- Форумы;
- Мессенджеры;
- E-mail рассылки
- Контекстную рекламу и т.д.
19
Узнаваемая и привлекательная реклама помогает бизнесу выделиться среди конкурентов. С приходом цифровых технологий все границы конкурентной среды, которая ограничивалась географическими границами, стерты, поэтому качественный и оригинальный фирменный стиль является способом выживания в виртуальной среде.
Цифровые технологии кардинально изменили мир, и на смену поколению X пришло поколение Y – поколение Сети и мобильных телефонов. Поэтому, чтобы не затеряться, нужно ориентироваться на основную покупательскую группу, возрастной категории 25-35 лет, диктующей свои потребности и тренды.
Современные российские бренды теперь сравниваются не только с другими российскими брендами, но и с европейскими стандартами. Это повышает среднерыночные стандарты качества и требования к фирменному стилю, как элементу коммуникации.
Одной из важных составляющих успеха в продвижении фирменного стиля является разработка и распространение рекламных сувениров с символикой компании: буклетов, календарей, блокнотов, сумок и т.д. Многие сувениры обладают долговременной ценностью, обеспечивают повторные рекламные контакты и воздействие без дополнительных затрат. Реклама должна динамично изменяться, следуя изменениям на рынке. Ее необходимо оперативно приспосабливать к создавшимся условиям, отражать особенности социального, экономического и психологического климата, в котором живет потребитель.
1.3. Этапы дизайн-проектирования фирменного стиля
Разработка фирменного стиля начинается с этапа подготовки. На этом этапе производится сбор необходимой информации и аналитическая работа. Важно вникнуть в специфику деятельности фирмы, понять характер и особенности продукции или оказываемых услуг, узнать историю, текущую позицию и перспективы. Вместе с тем, производится анализ потенциальных конкурентов,
20 дабы определиться и найти именно тот образ, который наиболее четко и ярко представит компанию, а также позволит ей выделиться ей из многочисленной массы.
На основе вышеописанных исследований формируется идея, отвечающая образу компании, особенностям целевой аудитории, ее представлениям, менталитету, социальному уровню. Как и в разработке любой рекламы, здесь необходимо ориентироваться на средний уровень потребителей (не использовать малознакомые, труднопроизносимые и сложные слова и образы).
Главной целью первого этапа является поиск уникальных характеристик, на основе которых и будет построен будущий визуальный образ компании. Следует отметить, что от успеха этого мероприятия зависит дальнейшее позиционирование компании.
На следующем этаже разработки производится определение стратегии и концепции. Именно с этого момента начинается непосредственная работа над созданием самого фирменного стиля. Данный этап включает в себя определение основных направляющих идей, которые будут ключевыми в имидже компании.
Стоит заметить, что, дабы обозначить приоритетные психологические составляющие, требуется тонкое знание психологии потребителя, конкурентов или партнеров. Таким образом определяется образно-ассоциативный ряд:
«фирменный стиль – образ – ассоциации».
На третьем этапе создания стиля необходимо найти главную основу проекта
– яркую идею. Для того, чтобы разработанный фирменный стиль был действенным на протяжении многих десятилетий, необходимо изобрести оригинальное название. Нейминг (от англ. toname) подразумевает разработку и создание точного, звучного и запоминающегося названия компании, а так же слогана, определяющего основное кредо фирмы. После согласования названия, можно переходить к следующему этапу.