Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 793

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
степени доверия к источнику информации.
На появление слухов влияют также условия и причины функционального
характера:
*
реализация посредством слухов потребности в общении, облегчение межличностных контактов;
* реализация неудовлетворенной потребности в самоутверждении в группе;
* стремление снизить эмоциональное напряжение в большой группе;
* компенсация эмоциональной недостаточности в условиях, когда обстановка лишена значимых событий.
Слухи классифицируются по ряду оснований. По пространственному основанию
слухи делятся на локальные (то есть отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы), региональные, национальные и межнациональные.
По экспрессивному основанию (то есть по типу эмоциональной реакции) слухи делятся на «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивный слух». Рассмотрим их подробнее.
«Слух-желание»
возникает, когда пытаются выдать желаемое за действительное, причем в условиях, когда реальность приходит в противоречие с тем, что людям необходимо. Так, имел серьезные последствия слух среди крестьян России о том,
что освободят от крепостного права всех участников Крымской войны. Задержка с его претворением вызвала массовые протесты, восстания, побеги.
«Слух-желание» не является малозначительным и безобидным, каким выглядит на первый взгляд. Его опасность в том, что стимулируемые им ожидания закономерно сменяются фрустрацией, которая, в свою очередь, порождает либо агрессивность, либо апатию, нарушая нормальное функционирование социальных общностей. Это подтверждается примерами из истории второй мировой войны. Гитлеровская агентура многократно распускала в США слухи типа: «Война к рождеству закончится», «Германии не хватит нефти и на полгода», «Через 2—3 месяца в Германии произойдет государственный переворот». Всякий раз, когда подходил фигурировавший в сюжете такого слуха срок, а желаемое не происходило, как правило, наступала заметная депрессия общественных настроений, усиление негативно окрашенных оценок и мнений.
Не отставала от противника и англо-американская агентура. Осенью 1944 г. она распустила слух о том, что в Дрездене проживают родственники У. Черчилля и по этой причине англо-американская авиация не бомбит этот город. Слух вызвал массовый приток беженцев в этот южный германский город. Но в ночь с 13 на 14 февраля 1945 г. более
1400 бомбардировщиков в три волны с промежутками в четыре-пять часов сравняли этот город и его окрестности с землей. В результате такого массированного налета погибло 135
тыс. мирных жителей.
«Слух-пугало» выражает боязливое предвидение каких-либо событий и становится возможным благодаря довольно распространенной привычке людей пессимистически ожидать худшего. Возникновение таких слухов чаще всего происходит в периоды социального напряжения или острого конфликта (стихийное бедствие, война,
революционная ситуация, государственный переворот и др.), то есть когда крайне неясна общая обстановка. Диапазон таких слухов — от просто пессимистических до откровенно панических. Мотивы их появления кроются в попытках получить удовлетворение от разделенного с кем-либо страха и тайная надежда на возможность опровержения пугающего сюжета. Но даже если опровержения нет, то разделенный страх переносится легче.
Вот что поведал известный специалист подрывных операций третьего рейха В.
Шелленберг о результативности искусственно запускаемых панических слухов в тылу
Франции в 1940 г.: «С помощью специалистов из министерства пропаганды я разрабатывал программы радиопередач и других средств пропаганды, преследовавшие цель вызвать возможно большее смятение среди наших противников, особенно французов. В нашем распоряжении было три исключительно мощных радиопередатчика,

через которые мы направляли непрекращающийся поток сообщений на французском языке под видом официальных известий из французских источников, являвшихся на деле порождением нашего собственного воображения. Эти фальшивые известия явились основной причиной губительной паники среди французского гражданского населения.
Потоки беженцев запрудили все дороги и сделали почти невозможным передвижение войск во французском тылу.
..Другой пропагандистский прием заключался в том, что немецкие самолеты и агенты разбрасывали среди французов в огромных количествах небольшую и на вид вполне безвредную листовку, отпечатанную на французском языке и содержащую
«пророчества» Богоматери — многие из ее пророчеств были действительно включены в листовку. Эта листовка предсказывала ужасные разрушения от «летающих огненных машин», причем неоднократно подчеркивалось, что юго-восточная Франция избегнет этого ужаса. Составляя листовку, я и не представлял себе, что она будет иметь такой потрясающий эффект. Все попытки гражданских и военных властей остановить огромные потоки беженцев в юго-восточную Францию оказались безуспешными».
«Агрессивный слух» основывается на предрассудке и выражает собой резко негативное отношение некоторой группы людей к объекту, фигурирующему в сюжете слуха. Возникает чаще всего в период социальных напряжений, но преимущественно связанных с межгрупповыми конфликтами.
По степени достоверности информации слухи делятся на:
* абсолютно недостоверные, то есть отражающие только настроения
аудитории; недостоверные в главном с элементами правдоподобия;
* правдоподобные слухи, то есть относительно близкие к действительности;
* достоверные слухи с элементами неправдоподобия (наиболее опасные).
В связи с этим необходимо заметить, что абсолютно достоверными слухи, как правило, не бывают, так как в процессе изустной передачи они неизбежно подвергаются искажениям и всегда чем-то отличаются от истины.
В процессе циркуляции слух трансформируется. Это выражено в трех основных процессах: сглаживании, заострении и адаптации.
В процессе сглаживания слух становится меньше и короче за счет исчезновения тех деталей, которые в данной аудитории представляются несущественными. Например,
цвет и марка столкнувшихся автомобилей, название места происшествия, одежда и имена участников события и др.
В процессе заострения увеличиваются масштабы тех деталей, которые в данной аудитории представляются существенными (например, количество действующих лиц,
количество жертв, степень успехов или неудач и др). Важно подчеркнуть следующую особенность: существенность или несущественность конкретных деталей определяется не только и не столько их объективным соотношением, сколько доминирующими в данной аудитории ценностными ориентациями, ожиданиями и др. В зависимости от этого детали слуха могут оказаться «сглаженными», либо, наоборот, «заостренными». Например, если одежда, цвет волос, глаз отражают их расовую, национальную, религиозную принадлежность, а в регионе сложились напряженные отношения, слух может быстро приобрести агрессивную окраску, а соответствующие детали станут доминирующими,
хотя в действительном событии могли играть второстепенную роль.
Адаптация призвана приспособить слух к психическим нуждам аудитории, под доминирующую в данной аудитории модель мира. Например, в лабораторном эксперименте одному из испытуемых в группе белых американцев демонстрировалась в течение нескольких секунд фотография двух спорящих мужчин: белого и негра. Белый вооружен раскрытой бритвой, черный безоружен. После этого первый испытуемый рассказывал содержание фотографии второму, который фотографии не видел, второй —
третьему и т.д. Характерно, что в результате адаптации бритва «перескакивала» из рук белого в руки негра — сказывался жесткий стереотип «агрессивного негра». Сглаживание,

заострение и адаптация могут дополнять друг друга и по мере распространения слуха приводить к радикальному отклонению его фабулы от реальности.
Каковы же основные меры предупреждения и противодействия слухам? Главное при осуществлении профилактических мероприятий создание эмоциональной атмосферы в обществе в целом и в организациях, исключающей возможность распространения слухов. Основные направления деятельности руководителя по предупреждению слухов могут быть следующими:
1. Создание и поддержание эффективности информационной системы
организации. Главным условием при этом является определение потребности в информации. Как уже отмечалось, основной причиной возникновения слухов является дефицит информации по интересующей теме. Вот почему определение потребности в информации является важнейшим профилактическим средством, не позволяющим зародиться слухам.
В этих целях руководитель должен определить:
* необходимый уровень информации, которой должен располагать подчиненный для оптимального выполнения возложенных на него функций;
* целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы передачи информации.
При этом целесообразно руководствоваться знанием следующих рекомендаций и закономерностей, изложенных В.Г. Шипуновым и Е.Н. Кишкелем (1996):
а) информационные потоки необходимо организовать таким образом, чтобы каждый знал не только, в чем состоит задача и как она должна выполняться, но также,
почему и в чем интерес каждого;
б) с ростом образования, квалификации потребность в информации увеличивается
(причем, не только и не столько в количестве, сколько в качестве информации);
в) для удовлетворения потребностей в информации использовать все виды и формы коммуникаций, основной упор делая на неформальной коммуникации;
г) важное направление —- точное установление источников информации (как официальных, так и неофициальных) и конкретная работа с ними.
2. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств
информации, печатных изданий и др.
3. Наличие устойчивой обратной связи.
4. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях. В переломные моменты именно руководители — главный источник информации.
Меры активного противодействия осуществляются в зависимости от аудитории,
в которой распространен слух. При низком доверии к источнику информации прямое выделение сюжета для его разоблачения может вызвать, наоборот, циркуляцию слуха. В
этом случае — не упоминая о слухе и о его сюжете, найти косвенный повод для массированной передачи информации, содержание которой радикально противоречило бы содержанию слуха.
При высоком доверии к источнику информации прямое и аргументированное опровержение слуха более эффективно и, как правило, кладет конец его циркуляции.
При работе с источником слухов целесообразно придерживаться следующей тактики:
1. Используйте поменьше пространных опровержений и утверждений, побольше конкретных вопросов и лаконичных несогласий. Например, следующие фразы: «Думаю,
что это не соответствует действительности»; «Если это, как вы заметили, только
слух, давайте не будем попусту тратить на него время».
2. Конкретно расспросите источник слухов о том, откуда ему стало известно это сообщение. Например, следующие фразы: «Я этого не знал. Откуда вам это известно?»;
«А кто вам сообщил об этом?»; «Видимо, мне надо побеседовать с этим человеком
отдельно».


3. Заставьте источник слухов убедить вас в правдоподобности слуха. Например,
следующие фразы: «Почему вы считаете, что сказанное вами— правда?»; «На чем
основана ваша уверенность в том, что это правда?»; «Это кому-то так хочется или
так обстоит на самом деле?»
Таким образом, знание руководителем причин и условий возникновения слухов,
основных профилактических мероприятий и активных мер противодействия позволяет создать здоровую социально-психологическую атмосферу в организации, укрепить доверие между работниками.
7.7. СОЦИОМЕТРИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИИ
Сущность социометрии и ее возможности. Всю совокупность взаимоотношений в организации можно разделить на формальные (официальные) и неформальные
(неофициальные). Они строятся на основе требований ряда юридических документов
(приказы, распоряжения, инструкции и др.), а также норм и правил служебного этикета.
Служебными взаимоотношениями не исчерпываются контакты с сотрудниками, где каждый не просто бухгалтер Иванов, менеджер Петров и т.д., а человек со своим характером, личностными особенностями, интересами, вкусами, манерой поведения.
В самой служебной обстановке между людьми так или иначе складываются межличностные взаимоотношения: к кому-то мы испытываем особое расположение, кого- то, возможно, недолюбливаем. И эти личные отношения не могут не влиять на общую атмосферу в организации, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений. Вот почему столь важна организация эффективного межличностного общения, создание благоприятного психологического настроя людей.
Психологические процессы, происходящие в организации, изучаются уже не один десяток лет. Обычно главное внимание уделяется служебным отношениям,
организационной структуре, такому явлению, как дружба. Однако выяснилось, что этого явно не достаточно. Без выяснения сложившихся личных взаимоотношений в организации этот портрет будет незаконченным.
К основному методу диагностики межличностных отношений обычно относят
социометрию. Термин «социометрия» образован из двух латинских корней — socius —
товарищ, соучастник, компаньон и metrum — измерение. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Социометрия получила распространение в зарубежной социологии и психологии в 30-е годы, после появления книги Дж. Морено «Кто выживет?». Он считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально- психологическую структуру, сущность которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
В соответствии с теоретической концепцией Дж. Морено, в обществе можно выделить две структуры: макроструктуру — своеобразное «пространственное»
размещение людей в различных процессах их жизнедеятельности, и микроструктуру —
психологические отношения, складывающиеся у человека с его непосредственным окружением, то есть межличностные отношения.
Микроструктура и макроструктура должны находиться в гармонии, то есть люди должны быть так «расставлены» в процессах их жизнедеятельности, чтобы их непосредственное и опосредованное окружение были всегда приемлемы для них. Для этого необходимо осуществить не социальную, а социометрическую революцию, то есть произвести такое изменение макро- и микроструктур, которое приведет к их идеальному соответствию в масштабе всего общества.
Спорность этой концепции принесла ей гораздо больше критиков, чем сторонников. В отечественной психологии она сразу же была подвергнута резкой критике,

а за рубежом об этой концепции уже мало кто вспоминает. Однако методика,
разработанная в рамках этой концепции, оказалась весьма популярной и давно живет самостоятельной жизнью. Что же представляет собой социометрия как метод?
Социометрия — это социально-психологический метод исследования системы личных взаимоотношений в группе, организации, предусматривающий вызванный исследователем выбор испытуемыми других членов группы для различных сфер совместной деятельности. Таким образом, в основе социометрии лежит специфический вид опроса. Поэтому метод социометрии зачастую еще называют социометрическим опросом.
Как и всякий метод, социометрия имеет свои преимущества и недостатки. К явным
преимуществам относятся следующие:
* социометрия заполнила вакуум, появившийся в результате отсутствия других методов, позволяющих изучать взаимоотношения;
* социометрия давала результаты в форме количественных индексов в сфере,
считавшейся традиционно неформализуемой;
* социометрический опрос относительно прост как в проведении, так и в анализе результатов.
К недостаткам метода социометрии относят следующие:
* специфичность и ситуативность выявляемой картины (фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выражающихся в симпатиях и антипатиях;
не выявляются истинные мотивы выборов и др.);
* возможность намеренного искажения результатов в условиях неанонимного теста;
* ограниченность возможностей, в частности, в силу динамичности отношений,
которую трудно уловить.
Что же позволяет выявить социометрический опрос? Во-первых, социометрия позволяет определить состояние взаимоотношений в организации и на этой основе выявить ее неформальную структуру (микрогруппы, неформальных лидеров,
социометрический статус каждого сотрудника, его потребность в общении и психологическую совместимость с другими и др.)
Во-вторых, социометрия позволяет оценить авторитет руководителей разного уровня, выявить их место в неофициальной структуре организации.
В-третьих, социометрический опрос позволяет определить уровень групповой сплоченности и разобщенности как различных подразделений организации, так и организации в целом.
В-четвертых, социометрия позволяет выполнить психотерапевтическую функцию.
Участие в социометрическом опросе побуждает испытуемых к последующему анализу своих отношений с другими сотрудниками и нередко стимулирует корректирование собственного поведения.
Порядок проведения социометрического опроса. Сущность социометрии сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к выявлению системы эмоциональных отношений в организации. Это выявление достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава какого-либо подразделения организации по заданному критерию. Все данные о таких выборах заносятся в особую таблицу — социоматрицу и представляются в виде особой диаграммы (социограммы). После этого рассчитываются различного рода социометрические индексы, как индивидуальные, так и групповые.
Проведение социометрического опроса предваряется определенной
подготовительной работой. Необходимо определить критерии (основания) выбора и количество выборов. Поясним, что это такое.
Критериями (основаниями) выбора в социометрии являются вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Их формой