Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализатор
Динамичен, очень
неспокоен, склонен
опережать
других,
общителен
Напористость,
готовность бороться с
инертностью,
благодушием
и
самообманом
Склонность
поддаваться
провокациям,
раздражительность и
нетерпение
Генератор идей
Индивидуалистичен ,
с серьезным складом
ума
Развиты интеллект и
воображение, обширные
знания, одаренность
Склонность витать в
облаках, невнимание к
практическим делам и
протоколу
Объективный
критик
Трезвость,
осторожность,
малая
эмоциональность
Осмотрительность,
рассудительность,
здравый
ум,
практичность,
настойчивость
Неспособность
увлечься самому и
увлечь других
Организатор, или начальник штаба
Консерватор
с
развитым чувством
долга
и
предсказуемым
поведением
Организационные
способности
и
практический здравый ум,
работоспособность,
дисциплинированность
Недостаточно гибок,
невосприимчив
по
отношению
к
недосказанным идеям
Снабженец
Склонность
к
энтузиазму,
любознательность и
коммуникабельность
Легко
вступает
в
контакт
с
людьми,
быстро узнает обо всем
новом, легко разрешает
возникающие трудности
Склонен
быстро
терять интерес к делу
после
того, как
остынет
первоначальная
увлеченность
Душа группы
Мягок, чувствителен,
ориентирован
на
общение с людьми
С готовностью отвечает
на
нужды
людей
и
требования
ситуации,
создает
атмосферу
дружной работы
Нерешительность
в
критические моменты
Отделочник, или контролер
Совестливость,
старательность,
любовь к порядку,
склонность
всего
опасаться
Способность
доводить
дело
до
конца,
педантичность,
взыскательность
Тревожность
по
пустякам,
может
ограничивать свободу
действий коллег
Нужно постараться либо изменить состав организации, пополнив ее соответствующими сотрудниками, либо сориентировать определенных членов организации на выполнение соответствующих ролей.
3. При укомплектовании штатов нельзя сосредоточивать внимание только на руководителе и его заместителях. Необходимо стремится подобрать таких людей, чтобы был обеспечен возможно более широкий охват всех ролей.
4. Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов группы, нежели другие роли. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «лидера» и «генератора идей». «Лидер»
должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие,
выискивающим таланты и способности у членов группы и знающим, как их употребить на

пользу дела. Для того чтобы группа действовала успешно, в ней должен быть один сильный «генератор идей» (если в группе много «генераторов», она погрязнет в бесплодных дебатах и дискуссиях).
Важно знать потенциальные возможности каждого члена коллектива в реализации изложенных социальных ролей. Определенную помощь в такой диагностике может оказать «Методика определения деловых качеств членов коллектива», изложенная в приложении к данной главе.
7.5. УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ
КЛИМАТОМ
ОРГАНИЗАЦИИ
Хорошее управление исключает наличие плохих
взаимоотношений.
Тимо Санталайнен, финский менеджер
Важным показателем состояния психологии организации является социально-
психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Термин «климат»
(от греческого слова «наклон») пришел в общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Это понятие, перенесенное в психологию, позволило осмыслить практическое значение целого ряда групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в группе.
На сегодняшний день существует более сотни определений социально- психологического климата. Будем исходить из того, что социально-психологический
климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных
отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий,
способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и
всестороннему развитию личности в организации.
Климат — это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей. Он неодинаков в разных коллективах и по-разному оказывает влияние на членов коллектива.
Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей. Климат проявляется, главным образом, в таких групповых эффектах:
* сплоченность как степень единства действий (поведения) членов организации в условиях свободного выбора вида этих действий из нескольких возможных вариантов;
*
взаимная совместимость (взаимная приемлемость) как возможность бесконфликтного общения и согласованности действий членов организации в условиях их совместной деятельности;
* состояние уровня идентификации, понимаемого как сознательное, внутренне мотивированное принятие членом группы (в отличие от пассивной адаптации) целей,
ценностей и норм групповой жизни и др.
Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
* высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу;
* доброжелательная и деловая критика;
* свободное выражение собственного мнения нами организации при обсуждении всех вопросе групповой жизни;
* удовлетворенность принадлежностью к организации;
* высокая степень взаимопомощи;
* достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно

включает в себя осуществление следующих мероприятий:
* управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
* оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
* комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
* опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
* предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Изучение социально-психологического климата — процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий — положительный или отрицательный — нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений.
Это сложное равновесие множества компонентов, очень важных, очень специфических для каждой организации, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами. В основе этих исследований лежит измерение конкретных типов и видов взаимоотношений, которое проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, опроса и др. В практикуме приводится ряд наиболее распространенных методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние социально-психологического климата организации. Наряду с этими методиками,
существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально- психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений.
7.6. КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ. СЛУХИ И
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ
Коммуникация в организации. Для нормальной, эффективной организации деятельности, для управления этой деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, передачей и переработкой информации, то есть коммуникационными связями в организации. Главная цель коммуникации в организации — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникационные потоки пронизывают все пространство организации. Именно благодаря им и существует организация как система. Поэтому коммуникационные потоки образно называют кровеносными сосудами организации.
Коммуникацию обычно понимают в широком и в узком смыслах. Коммуникация в
широком смысле — это передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания. В узком смысле
коммуникация рассматривается, прежде всего, в психологии управления. Она представляет собой сеть каналов и путей, по которым в организации происходит обмен информацией и мнениями.
Коммуникация в организации выполняет четыре основных функции:
* управленческую (осуществляется при помощи побудительных сообщений);
* информативную (осуществляется при помощи информативных сообщений);
*
эмотивную
(осуществляется при помощи экспрессивных сообщений,
передающих возбуждение, эмоциональные переживания);
* фатическую, нацеленную на установление и поддержание контактов.
В коммуникационной структуре организации, прежде всего, выделяют
горизонтальную (между равными по статусу работниками) и вертикальную (между работниками, находящимися на разных уровнях организационной иерархии)
коммуникации. Какова же при этом эффективность, точность, полнота и правильность понимания передаваемой информации? При горизонтальной коммуникации она может

достигать 90 %. Что касается вертикальной коммуникации, то многое зависит от того, с какими ее разновидностями мы имеем дело. Так, при восходящей вертикальной коммуникации (от рядовых работников к руководству) эффективность не превышает 10
%. При нисходящей же коммуникации ее эффективность несколько больше (20— 25 %),
но все равно проигрывает по сравнению с горизонтальной коммуникацией. Основные
пути повышения эффективности восходящей коммуникации следующие:
* работники должны знать, что будет сделано с их работой, сообщением;
* работники должны использовать общие с руководителями исходные материалы и данные;
* руководитель должен быть доступен для своих подчиненных.
Кроме указанных выше, выделяются еще формальные и неформальные каналы связи. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри организации.
Ясно, что формальные каналы никогда не удовлетворяют потребности участников совместной деятельности, ибо социальные контакты не ограничиваются сугубо официальными рамками. Вот почему, наряду с формальными каналами, в любой организации обязательно существуют и неформальные каналы информации.
Неформальная информация опережает формальную по времени, но проигрывает по достоверности. Иногда она бывает на уровне слухов. Однако в нормально функционирующих организациях всегда существует некий баланс формальных и неформальных информационных потоков с превалированием первого.
Неудовлетворительная коммуникация чревата неблагоприятными последствиями как для рядовых работников, так и для руководства. Во-первых, рядовые работники при этом чувствуют себя сторонними наблюдателями, непричастными к делам организации.
Это формирует неудовлетворенность работой в данной организации. Во-вторых, плохое информирование порождает слухи и сплетни, которые обостряют взаимоотношения и микроклимат в организации. Наконец, в-третьих, плохое информирование усиливает текучесть кадров, отражается на производительности труда, на отдаче работника. По расчетам А.Л. Свенцицкого (1986), информирование работника о текущих результатах его труда и об оценке со стороны руководства позволяет на протяжении одной только смены повысить производительность труда на 10—30 %.
Плохая коммуникация неблагоприятным образом отражается и на деятельности руководителя. По мнению Р.Л. Кричевского (1996), «принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей —
все это требует детальной информации. И когда ее нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах».
К основным причинам плохих коммуникаций в организации относят следующие:
1. Недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций,
отсутствие обратной связи. Опрос руководителей и рядовых работников о рейтинге десяти важнейших моральных факторов успешной работы показал, что осведомленность о состоянии дел в организации руководители поставили на десятое место, а рядовые работники — на второе-третье.
2. Неблагоприятный психологический климат в организации. Напряженные отношения ведут к умышленному искажению информации, излишней подозрительности.
3. Личностные моменты. К сожалению,
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   42

у ряда работников существует предвзятость в отношении к мнению окружающих, выражающаяся в высокомерии,
чванстве и др. Наши оценки событий и людей могут искажаться всевозможными стереотипами. Кроме того, отсутствие у рядового работника интереса к сообщаемой информации вызвана зачастую ее формализмом, монотонностью, тривиальностью,
однообразием. На качестве коммуникации сказывается плохая структура сообщений,
когда подбор слов, оборотов, форм сообщения оставляет желать лучшего. «Виновата» и
слабая память работников. По расчетам специалистов, в организации рядовые работники сохраняют в памяти всего лишь 50 % информации, а руководители — 60%.
4. Неполнота воспринимаемой и передаваемой информации. В этом чаще всего повинен отправитель информации. Дело в том, что на каждом уровне иерархии действуют своеобразные фильтры. Верхние уровни управления не желают терять монополию на информацию и преждевременно раскрывать свои планы, справедливо опасаясь как потери рычагов управления («кто владеет информацией, тот владеет миром»), так и утечки сведений. Вот почему руководители опускают часть информации, действуя в соответствии с тремя стереотипами: «Это знают все», «Это не должны знать все» и «Это рано знать всем». В результате рядовые работники домысливают, достраивают картину.
Небезгрешны и нижние уровни. Действуя по необходимости методом проб и ошибок, они не хотят, чтобы начальство знало обо всех промахах и неудачах, которые они легко могут исправить сами.
Слухи в организации и меры противодействия им.
Современному руководителю требуется умение грамотно действовать в различных ситуациях общения и взаимодействия, в том числе и в условиях распространения различных слухов, домыслов,
небылиц. Не секрет, что к нему как к лицу официальному, авторитетному подчиненные часто обращаются с вопросом типа «А правда ли, что...?». Поэтому умение грамотно действовать в этой ситуации необходимо любому руководителю.
Слух — это молва, известие о ком или чем-нибудь; это сообщение о каких-либо событиях, еще ничем не подтвержденных, которое передается в массе людей от одного человека к другому. Природа возникновения слухов может быть объективной (или стихийной) и субъективной (или целенаправленной).
Критерии слуха как социального феномена, то есть его характерные черты,
следующие:
* слух — это форма межличностной (реже — публичной и массовой)
коммуникации. Хотя зачастую мы являемся свидетелями неосознанного распространения тех или иных слухов средствами массовой информации;
* слух — это информативное (а не, скажем, аналитическое) сообщение, то есть ядро слуха составляют сведения о реальных или вымышленных событиях;
* слух — это эмоционально значимое для аудитории сообщение. Если оно не затронет чувства и эмоции людей, то не будет и слуха как такового.
Каковы же главные условия и причины возникновения слухов? По мнению Ю.А.
Шерковина, возникновение и распространение слухов возможно лишь при информационном вакууме, выражающемся в неудовлетворенном интересе. Другими словами, слух — это информация, удовлетворяющая какую-либо психологическую потребность людей, неудовлетворенную другими способами.
К условиям и причинам содержательного характера необходимо отнести:
* интерес аудитории к некоторой теме. Смешна и нереальна попытка распространить слух среди жителей Беларуси о неожиданном повышении цен на слонов в
Индии. Этому сообщению легко поверят, но передавать другим не станут. Психологи выявили закономерность: самое нелепое сообщение, если оно вызывает интерес, может быть передано дальше и захватить значительную аудиторию. Главное — не столько достоверность информации, сколько неудовлетворенный интерес;
* дефицит надежной информации по интересующей теме. Здесь речь идет не об объективной достоверности имеющихся сведений, а о субъективной оценке собственной осведомленности. Социальная практика показала две закономерности: во-первых, самые точные сведения, полученные из неавторитетного источника, сохраняют информационный дефицит, но ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов. Во-вторых,
интенсивность циркуляции слуха прямо пропорциональна интересу аудитории к теме и обратно пропорциональна количеству официальных сообщений на данный момент и