Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 748

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 149 —150
Приложение 5. СКАЖИТЕ, КТО ВАШ ШЕФ, И... ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК ЭТО
НА ВАС ОТРАЗИТСЯ
Вы знаете, к какому типу шефов относится ваш шеф? Вам непременно следует это знать, ведь в немалой степени от этого зависит ваше продвижение по службе. Немецкий психолог М. Эйхбергер дает рекомендации по обращению с начальником:
узнайте, к какому типу шефов относится ваш собственный. Хотя бы приблизительно вы сможете отнести своего шефа к одной из шести групп: «патриарх»,
«старшая сестра", «деспот», «железная леди», «дилетант», «боец-одиночка»;
изберите правильные формы общения с шефом. Как обратить его внимание на ваши сильные стороны? Каким может быть спор с ним? Что может обидеть его?
Предлагаем вашему вниманию типологию шефов и советы по правильному обращению с ними.
1. «ДЕСПОТ»
Он характеризуется «умением» компрометировать своих подчиненных перед большим собранием. Как правило, за его авторитарным стилем кроется одиночество,
комплекс собственной неполноценности или чрезмерная требовательность. Свои недостатки он тщательно маскирует преувеличенной строгостью. Существуют две возможности сотрудничества с таким шефом без вреда для собственного здоровья:
спастись от него бегством или не пропускать через сердце его едкие замечания.
На что обратить внимание? Помните, что вы имеете дело со слабой, неуверенной в себе личностью. Избегайте провокаторских высказываний типа «Руководить может не каждый». Даже если вам будет нелегко, постарайтесь, чтобы ваш противник почувствовал, что он «король» в ваших глазах.
Что обижает шефа? Ваше «все-лучше-знание». Высказывания, подобные: «А я все же прав», могут вывести его из себя.
Как привлечь его внимание к своим, способностям? Это не так-то просто. Лучший выход — оригинальные собственные действия.
Как отстоять свои идеи и интересы? Деловой аргументацией. Если в ответ на вас накричат или оскорбят — ни в коем случае не показывайте своих обиженных чувств.
Давший волю слезам проигрывает.
2. «ПАТРИАРХ»
«Патриарх» твердо уверен в том, что только он один знает, что хорошо для фирмы.
От своих подчиненных он ожидает беспрекословного принятия предложенного им направления. Несмотря на авторитарный стиль руководства, шеф пользуется признанием и даже любовью в коллективе. Его ценят за профессиональную компетенцию и заботу.
«Патриарх» знает о проблемах своих сотрудников, принимая участие в их решении советом и делом.
На что обратить внимание? Вы польстите отеческому инстинкту шефа и его
«эго», вбежав, задыхаясь, в открытую дверь его кабинета и спросив совета по какому-либо важному для вас вопросу.
Что обижает шефа? Ваши действия по собственному усмотрению, без предварительного совета с ним.
Как привлечь его внимание к своим способностям? Добиваясь большего, чем вам положено на профессиональном поприще. Предложите свои услуги в составлении документов вместо того, чтобы ждать диктовки. Проект документа оставьте шефу на рассмотрение. Освободив шефа от этого дела, вы все же не перешагнете через его «Я».
Как отстоять свои идеи и интересы? Шеф «патриарх» верит только в свои идеи.
Ваши идеи увидят свет, только если вы будете играть роль его разумного ученика.
Представьте собственные идеи как логическое развитие его мысли.


3. «БОЕЦ ОДИНОЧКА»
Этот шеф отгораживается от окружающих плотной завесой. Он неохотно и крайне экономно выдает любую, даже нужную информацию, иногда довольно противоречивую.
На что обратить внимание? Часто этот шеф бывает экспертом в своей отрасли.
Но его не радует необходимость создавать внутри предприятия структуры коммуникации и позволять им обслуживать себя. «Боец-одиночка» укрепляет свой письменный стол
«рвом противотанковых траншей», строгой секретаршей и дубовыми дверями кабинета.
Поэтому не стоит его беспокоить по каждой мелочи. Объяснения, предоставленные ему через секретаршу в письменном виде, будут эффективнее часовой беседы с ним. Если же контакта «за глаза» не хватит для урегулирования проблемы, уточните у секретарши удобное для шефа время для личной беседы.
Что обижает шефа? Постоянное навязывание беседы и слишком длинные переговоры. Высказывания вслух о «его невозможных методах руководства».
Как привлечь его внимание к своим способностям? Усердной работой, но без внешних проявлений радости по поводу успеха. На одном из редких личных собеседований сдержанно напомните шефу о достигнутом вами успехе, спросив его: «Как вам понравилась распродажа, которую я организовал?» или «Что вы думаете относительно моего доклада?»
Как отстоять свои идеи и интересы? Представляя свои хорошо продуманные и точно сформулированные предложения. Покажите себя человеком, занимающимся в настоящее время большой работой,
4. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ»
Она холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет правилами интриг и козней, отвергая дискуссии и совещания как неэффективное и отнимающее время средство. Кто не приносит ожидаемого успеха,
получает от нее выговор.
На что обратить внимание?'«Железная леди» ожидает от своего окружения дисциплины и лояльности. Будучи женщиной-руководителем, она считает, что управлять коллективом сможет только с помощью жестокости и неуступчивости.
Что обижает шефа ? Отказ следовать ее приказам. Кто халтурит, надеясь на женское снисхождение, бросает себя в омут. Штрафников наказывают на полную катушку.
Как привлечь ее внимание к своим проблемам ? Только производственными успехами. Честолюбие и профессионализм импонируют «железной леди». Если вы посещаете курсы иностранных языков или бухгалтерского учета, покажите начальнице соответствующее удостоверение.
Как отстоять свои интересы и идеи? Будьте максимально самоуверенны. Если шеф выдвинул против вас несправедливое обвинение, деловым тоном незамедлительно опровергните его. Ни в коем случае не пускайтесь в полемику. Дайте почувствовать
«железной леди», что вы стоите за ее спиной, не ограниченные никакими рамками и уверенные в своем профессионализме.
5. «СТАРШАЯ СЕСТРА»
Она практикует повсеместно цитируемый «женский стиль руководства». Обожает дискуссии и коллективную работу. Будучи сама сильной личностью, она любит, чтобы рядом с ней работали такие же коллеги.
На что обратить внимание? Для «старшей сестры» важна не только деловая, но и социальная компетенция. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды.
Что обижает шефа? Интриги сотрудников, отлынивание от работы в коллективе,
равно как и перекладывание ответственности на плечи другого, способного довести
«старшую сестру» до белого каления.
Как привлечь ее внимание к своим способностям ?НА общих собраниях коллектива, совещаниях выдвигай' те и совершенствуйте интересные идеи и предложения.


Расскажите о том, как вам удалось повысить производительность, приобрести нового постоянного клиента для фирмы или самому починить компьютер.
Как отстоять свои интересы и идеи ? Дискуссии и деловые совещания служат для «старшей сестры» движущей силой команды. Найдите лучшие аргументы. Критику в адрес своей работы никогда не воспринимайте как критику собственной личности.
«Старшая сестра» считает обычным делом говорить о слабых сторонах своих подчиненных, не имея в виду их личные качества и не желая никого обидеть.
6. «ДИЛЕТАНТ»
Ему удалось занять место не благодаря своим профессиональным качествам, а с помощью хороших отношений. Поэтому внутри коллектива слабые стороны шефа вскоре становятся достоянием общественности, а параллельно с ним появляются и неофициальные руководители. Если вы в подчинении или даже заместитель «дилетанта»,
помните, что располагаете огромными возможностями доказать собственную способность руководить. Но все же сотрудничество с «дилетантом» на поверку оказывается чрезвычайно сложным делом. Будучи профессионально некомпетентным, «дилетант» не упустит возможности возвыситься за счет даже небольшой ошибки своего подчиненного и спустя годы будет вспоминать о ней.
На что обратить внимание? Относительно легким оказывается только случай,
если «дилетант» хорошо знает о своей несостоятельности, позволяя вам действовать на свой страх и риск. Намного хуже, если шеф не сознается в отсутствии необходимой компетентности, пытаясь прикрыть ее авторитарным стилем руководства и неприглядными поступками. В этом случае вам придется защищаться. Поэтому заранее постарайтесь найти себе союзников среди коллег.
Что обижает шефа? Вы открыто пытаетесь соперничать с ним. Это воспринимается как объявление войны, что влечет за собой соответствующие санкции.
Жалобы в вышестоящие инстанции обычно не помогают, ведь именно наверху в свое время помогли «дилетанту» занять место и теперь не хотят признать его некомпетентность и свое ошибочное решение.
Как обратить его внимание на свои собственные способности? Никак, он ровным счетом ничего не понимает.
Как отстоять собственные идеи и интересы? Сохраняя лояльность. До тех пор,
пока шеф-«дилетант» видит в вас своего союзника, у вас будут развязаны руки.
SUPER плюс (Минск). 1994.14 октября. И 21. С. 1 — 2
Приложение 6. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМИ
УВАЖЕНИЕ. Работник начинает уважать руководителя в тот момент, когда почувствует уважение к себе, исходящее от руководителя. Проявляйте заботу о подчиненном как о личности, и он всегда поможет вам в трудной ситуации.
ДОВЕРИЕ. Работник ждет вашей поддержки и доверия. Окажите их. Доверие возрастает, если ваши действия способствуют продвижению работников. Доверие исчезает, если поддерживаете рост некомпетентных людей.
ОБУЧЕНИЕ. Эффективность руководителя связана с тем, чему у него можно научиться. Поэтому нужно превосходить подчиненных, нужно уметь выступать в роли учителя. Руководитель не учит, у него учатся.
ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 78
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

Приложение 7. КОДЕКС
ПОВЕДЕНИЯ
ПО
ОТНОШЕНИЮ
К
ПОДЧИНЕННЫМ
1. Уважай их. Можешь быть требовательным, жестким, но обязательно справедливым и уважающим личность подчиненных. Если ты уважаешь людей, они
простят твою требовательность.
2. Признай их индивидуальную неповторимость. Подчиненные (впрочем, как и все люди) любят, чтобы их индивидуальная неповторимость была отмечена.
3. Замечай любой положительный сдвиг в работе или поведении и давай им знать об этом. Это называется управлять людьми по их положительным отклонениям. Простое
«спасибо», сказанное вовремя, в подходящей обстановке, иногда значит больше, чем ценный подарок.
4. Ругай наедине, хвали при всех. Не бойся перехвалить, бойся переругать. Без нужды не критикуй. Критика — средство, а не цель.
5.
Предоставь им соответствующую самостоятельность, свободу и
полномочия. Свобода и доверие окрыляют даже тех, кто не умеет летать. Кроме того, не позволяет указать на чаще всего называемую причину неудачи.
6. Обеспечь подчиненных всем необходимым для деятельности, но не делай
работу за них. Показать голодному человеку, как пользоваться удочкой, лучше, чем дать ему рыбу.
7. Вместо борьбы с тем, что раздражает в подчиненных, подумай, как можно
это использовать в своих целях на общее дело. Если нельзя что-либо запретить, значит,
нужно попытаться это использовать.
8. Бели чувствуешь, что не прав, не бойся пойти на компромисс, уступки,
извинения. На это способны зрелые и сильные личности. Но сделай это быстро,
решительно, уверенным тоном и не в конце разговора.
Приложение 8. КАК СТАТЬ ОРАТОРОМ: СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ
1. Практика, практика и еще раз практика. Как уверенно плавать можно научиться только на глубине, так и ораторские навыки можно приобрести только на трибуне перед аудиторией. Никакие книжные знания не помогут, если не применять их на практике. Поэтому наш совет: выступайте всегда, когда можно обратить на себя внимание. Скоро вас уже будут просить взять слово.
2.
Важна и форма выступления. Даже самые ценные мысли могут быть бесполезно утеряны, если они не облечены в действенную словесную форму. Поэтому вы должны пополнять словарный запас и время от времени освежать в памяти важнейшие правила грамматики. Чаще обращайтесь к работам мастеров слова.
Используйте больше глаголов и меньше прилагательных. Их надо употреблять только тогда, когда необходимо подчеркнуть какие-то особые свойства. В качестве
«украшения» они утяжеляют речь.
3.
Краткость

сестра таланта.
Отдавайте предпочтение коротким предложениям. Придерживайтесь древнего правила, которое гласит, что каждая новая мысль требует нового предложения. Кроме того, длинные высказывания малоубедительны.
4. Нужен центральный тезис и план. Придумайте для вашего выступления заголовок или тезис, который бы выражал то, что вы собираетесь сказать. Не всегда нужно его произносить, но он будет как бы направлять ваше выступление. Все, что вы говорите, должно быть ориентировано на этот тезис. Будьте осторожны при отклонении от главной темы и при изложении деталей, если это может нанести ущерб основной мысли.
Речь должна быть разбита на части. Старая школьная премудрость о разделении на вступление, основную часть и заключение — это уже кое-что, хотя и этого недостаточно.
Успех речи зависит от вступления. Начало вашего выступления должно заинтересовать слушателей и настроить на внимание. Полагается коротко сообщить, для чего и в каком контексте вы будете делать сообщение.
Не начинайте с доисторических времен. Вы должны в основной части кратко обрисовать истоки обсуждаемой проблематики, в каком состоянии она находится в

настоящее время и каковы ваши предложения.
Плохой конец испортил не одну хорошую речь. Поэтому обратите особое внимание на заключение. При подготовке выступления этому надо посвятить большую часть труда и времени.
5.
Нужны примеры, сравнения и доказательства. Хорошая речь содержит много интересных примеров, особенно когда вы обращаетесь не только к специалистам.
Если неспециалисты составляют большую часть аудитории, то, кроме примеров, вы должны еще добавить и сравнения.
Хорошие ораторы не скупятся на подтверждение того, о чем они говорят. Лучшие доказательства основаны на проверенных данных (результатах измерений или вычислений).
6.
Особенности речи выступающего. Произносить выступление следует в размеренном темпе. Говорить надо достаточно громко, но не переходить на крик, особое значение имеют паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей мере абзацы. Следует также модулировать голос, придать ему оживленность, чтобы ваша речь не звучала монотонно. Оратор, который ловит ртом воздух, выглядит комично.
Важная основа ораторского искусства — тренировка дыхания.
7. Внешний вид и поведение оратора. Внешний вид подразумевает аккуратность,
отказ от броских вещей (блестящих пуговиц, ярких украшений, торчащих из нагрудных карманов авторучек) и, наконец, манеру держаться. Не стойте неподвижно, помогайте себе жестами. То же самое относится к живой мимике. Застывшее или окаменевшее лицо оратора не внушает доверия и оставляет впечатление напряженности.
Приложение 9. ЕСЛИ ВАМ МЕШАЮТ ВЫСТУПАТЬ...
Выступающий всегда должен рассчитывать на то, что его будут перебивать. Речь идет, прежде всего, о нелицеприятных замечаниях, цель которых — затруднить выступление. Не следует говорить, например: «Если вы думаете меня перебить...» — тут же крикнут: «Уже перебил». И весь зал грохнет смехом. В любом случае не следует,
однако, позволять выводить себя из равновесия.
Не следует отвечать агрессивно, например: «Ваше замечание неуместно» или
«Сначала подумайте, потом кричите». Иногда лучше притвориться, что ничего не слышал.
Не следует отвечать на каждое замечание из зала. Однако если их много, нужно реагировать, используя один из приведенных ниже десяти приемов.
1. Ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик. Самое лучшее,
конечно, «срезать», особенно если замечание злобно. Известно, что У. Черчилль к
своим выступлениям сознательно готовил формулировки, которые использовал,
когда его прерывали. Можно, например, удивить противника, кратко отвечая:
«Большое спасибо», после чего продолжать выступление. Противник почти
наверняка задумается.
2. Повторить вопрос или отрицательное замечание, как бы преподнося его
слушателям для оценки. Этот прием хорош, когда есть уверенность в благосклонном
отношении других слушателей. Следует выбрать для ответа того из
присутствующих, с которым есть зрительный контакт и замечено, что он
одобрительно кивает головой. Весьма вероятно, что он встанет на вашу сторону.
Можно заставить противника повторить замечание. Неплохой прием, если
позволяет время. Можно заставить противника повторить не все, а отдельные
формулировки. Результат будет поразительным, поскольку трудно повторить
замечание быстро и точно либо его обосновать.
3. Спросить точные данные. Это — хороший прием для того, чтобы выиграть
время для ответа. Можно попросить, чтобы человек, который бросил ядовитое
замечание, встал и представился, указал место работы и др. Этот прием зачастую
заставляет противника успокоиться. Если замечание конструктивно, нужно