Файл: 10. Детали машин Классификация деталей машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Редукторы


Редуктором называют агрегат, содержащий передачи зацеплением и предназначенный для повышения вращающего момента и уменьшения угловой скорости двигателя. Редукторы широко применяют в различных отраслях машиностроения благодаря высоким экономическим, потребительским и другим характеристикам. В корпусе редуктора размещены зубчатые или червячные передачи, неподвижно закрепленные на валы. Валы опираются на подшипники, размещенные в гнездах корпуса. Установка передачи в отдельном корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку, более высокий КПД, меньший износ, а также защиту от попадания в нее пыли и грязи. Во всех ответственных установках вместо передач назначают редукторы. Редукторы имеют исключительно широкое применение.

Назначение редуктора — понижение угловой скорости и соот­ветственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.

Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или свар­ного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. В отдельных слу­чаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).

Самый простой зубчатый редуктор – одноступенчатый (цилиндрический (рис.1.1, а)). Используется при малых передаточных числах i ≤ 8 … 10, обычно i ≤ 6,3.

Двухступенчатый цилиндрический зубчатый редуктор (1.1,б) является наиболее распространенным (их потребность оценивается в 65%). Для них наиболее характерны числа  = 8-40.

Трехступенчатые редукторы (рис.1.1, в) применяются при больших передаточных числах. Однако имеется тенденция замены их более компактными планетарными редукторами.

Конические зубчатые редукторы применяются в том случае, когда быстроходный тихоходный валы должны быть взаимно перпендикулярны. Обычно передаточное число таких редукторов невелико 

i ≤ 6,3. При i >12,5 применяют коническо-цилиндрические редукторы (рис.1.1,ж).



Рис.1.1. Зубчатые редукторы

 

Одноступенчатые червячные редукторы наиболее распространены. Диапазон передаточных чисел: = 8-63.



Рис.1.2. Схемы червячных редукторов: а) с нижним; б) с верхним; в, г) с боковым расположением червяка

В двухступенчатых редукторах расположены три вала. Первый из них, расположенный ближе к двигателю, называется ведущим и имеет индекс 1 (например, d1); второй вал является промежуточным  и имеет индекс 2 (например, d2); третий вал называется ведомым и имеет индекс 3 (например, d3).



Рис.4. Горизонтальные редукторы типа 1Ц2У

 



Рис. 4.1. Двухступенчатый горизонтальный редуктор с цилиндрическими колесами:

а — кинематическая   схема;   б — редуктор   со   снятой   крышкой   (колеса   косозубые); 

в — общий вид редуктора, у которого подшипниковые узлы  закрыты врезными  крышками;

г — общий  вид редуктора, у которого подшипниковые крышки привернуты винтами

 

Цилиндрические пары цилиндрических редукторов выполняют по развернутой узкой (рис.5,а), развернутой (рис.5,б) или соосной (рис.5,в) схеме с одним или двумя потоками мощности.

В отношении типа зубьев и подшипников в двухступенча­тых редукторах справедливо сказанное относительно одно­ступенчатых цилиндрических редукторов; часто быстроходную ступень выполняют косозубой, а тихоходную — прямозубой (это относится как к соосным, так и к несоосным редукторам).




Рис. 5. Кинематические схемы цилиндрических редукторов

 

В конструктивно-технологическом исполнении планетарные редукторы (рис.12) сложнее редукторов, описанных выше. Это обусловлено необходимостью компоновки в небольших габаритах соосно расположенных вращающихся колес и водила. Планетарные редукторы получили широкое распрост­ранение, особенно в тех машинах, для которых массовые и габаритные показатели являются главными (например, в летательных аппаратах, транспортных и сельскохозяйственных машинах и т.п.).

На рис. 12, а показана простая — с одной степенью сво­боды — планетарная передача, состоящая из солнечного коле­са 1, сателлитов 2 и корончатого колеса 3, неподвижно закрепленного в корпусе. Сателлиты совершают сложное движение: они обкатываются вокруг сол­нечного колеса и вращаются внутри неподвижного коронча­того колеса (некоторая аналогия с движением планет дала назва­ние этим передачам). Оси сател­литов установлены в водиле 4, геометрическая ось которого совпадает с геометрическими осями центральных колес — сол­нечного и корончатого. Чаще других встречаются передачи с числом сателлитов nс = 3.

 



Рис.12. Планетарный редуктор: а — конструкция; б — кинематическая  схема.

Вопросы для самопроверки


- Какой механизм называют редуктором? Каково назначение редуктора в приводе?

- Дайте определение функционального назначения редуктора. По каким признакам они классифицируются?

- Каковы основные типы редукторов?

- Какие конструкции зубчатых и червячных редукторов наиболее распространены и охарактеризуйте их схемы?

- Какими достоинствами обладают цилиндрические двухступенчатые редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью?

- Дайте определение вариаторам
, в каких случаях они применяются и их главная техническая характеристика.

- Дайте определение основного параметра редуктора.

- Почему цилиндрические зубчатые редукторы получили широкое применение в ма­шиностроении?

- По каким схемам выполняют цилиндрические двухступенчатые редукторы? Дайте характеристику каждой схеме?

- Каковы основные параметры редуктора?

- Каковы приемы охлаждения редукторов?

 Список литературы


.
1. Гузенков, П. Г. Детали машин / П.Г. Гузенков. - М.: Альянс, 2012. - 360 c.
2. Гузенков, П. Г. Детали машин. Учебное пособие / П.Г. Гузенков. - М.: Высшая школа, 1982. - 352 c.
3. Детали машин и основы конструирования. - М.: Дрофа, 2006. - 416 c.
4. Иванов, М. Н. Детали машин / М.Н. Иванов, В.А. Финогенов. - М.: Высшая школа, 2010. - 408 c.
5. Курсовое проектирование деталей машин. Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 1983. - 400 c.
6. Мещерин, В. Н. Детали машин и основы взаимозаменяемости. Учебное пособие / В.Н. Мещерин, В.И. Скель. - М.: МГСУ, 2014. - 112 c.
7. Олофинская, В. П. Детали машин. Краткий курс, практические занятия и тестовые задания. Учебное пособие / В.П. Олофинская. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 240 c.
8. Сборник задач и примеров расчета деталей машин. - М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной и судостроительной литературы, 1957. - 268 c.
9. Тюняев, А. В. Детали машин / А.В. Тюняев, В.П. Звездаков, В.А. Вагнер. - М.: Лань, 2013. - 736 c.
10. Эрдеди, А. А. Детали машин / А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. - М.: Академия, 2012. - 288 c.