ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.8. Соединение тангенциальными шпонками
Допускаемые напряжения смятия в неподвижных шпоночных соединениях находят по формуле
[σ]см=σт/n,
где σт - предел текучести наиболее слабого материала деталей - вала, шпонки или ступицы;
n - коэффициент безопасности. При точном учете нагрузок n=1,25; в остальных случаях n=1,5-2.
Допускаемое напряжение на срез определяют из соотношения
[τ]cp=(0,1-0,2)σт.
Расчет на прочность соединений с призматическими шпонками
Основным критерием работоспособности шпоночных соединений является прочность. При проектировании шпоночного соединения ширину b и высоту h шпонок принимают по соответствующему ГОСТ, в зависимости от диаметра d вала. Длину l шпонки принимают в зависимости от длины ступицы и согласовывают с ГОСТом на шпонки.
В зависимости от диаметра вала d выбирают размеры шпонки b х h, а ее длину принимают на 5-10 мм меньше длины ступицы, округляя до ближайшего большего значения по стандарту (некоторые стандартные значения. После подбора шпонки соединение проверяют на смятие. Напряжения смятия определяют в предположении их равномерного распределения по поверхности контакта:
где Ft=2T/d — сила, передаваемая шпонкой; Асм — площадь смятия (рис. 15);
Рис. 15. К расчету на прочность соединения с призматическими шпонками
Следовательно,
где Т — передаваемый момент, Нмм; d — диаметр вала, мм; (h – t1) — рабочая глубина паза, мм; lр — рабочая длина шпонки, мм.
Для ответственных соединений призматическую шпонку проверяют на срез
Шлицевые (зубчатые) соединения
Шлицевые соединения можно рассматривать как многошпоночные, в которых шпонки как бы изготовлены заодно с валом. Рабочими поверхностями являются боковые стороны зубьев. В последние годы, в связи с общим повышением напряжений в деталях машин, шлицевые соединения получили самое широкое распространение взамен шпонок.
Классификация шлицевых соединений
Шлицевые соединения образуются выступами - зубьями на валу, ходящими во впадины соответствующей формы в ступице. Вал и отверстие в ступице обрабатывают так, чтобы боковые поверхности зубьев или участки цилиндрических поверхностей (по внутреннему или наружному диаметру зубьев) плотно прилегали друг к другу. Соответственно различают шлицевые соединения с центрированием по боковым поверхностям зубьев, по внутреннему или наружному диаметру. По характеру соединения различают: неподвижные – для закрепления детали на валу; подвижные - допускающие перемещение детали вдоль вала.
В зависимости от профиля зубьев различают три основных типа соединений:
- с прямобочными(рис. 16, а) зубьями - число зубьев Z = 6, 8, 10, 12 для диаметров валов 14≤d≤125 мм;
- с эвольвентными(рис. 16, б) зубьями - число зубьев Z = 12, 16 и до 82 для диаметров валов 4≤d≤500 мм;
- с треугольными(рис. 16, в) зубьями - число зубьев Z = 24, 36 и более.
Прямобочные шлицы в поперечном сечении имеют боковые стенки в виде прямой линии, боковая поверхность эвольвентных шлицов в поперечном сечении образует эвольвенту, а треугольные шлицы в поперечном сечении имеют форму треугольника со срезанной вершиной.
По направлению продольной оси шлицы бывают: прямолинейные, продольная ось которых направлена вдоль образующей несущего цилиндра, и винтовые, имеющие продольную ось, направленную по винтовой линии под некоторым углом к образующей несущего цилиндра.
Рис. 16. Типы зубчатых (шлицевых) соединений:
а — прямобочные зубья; б — эвольвентные зубья;
в — треугольные зубья
Рис. 17. Прямобочные зубья (шлицы)
Достоинства и недостатки шлицевых соединений
По сравнению со шпоночными зубчатые соединения обладают рядом преимуществ:
1) при одинаковых габаритах допускают передачу больших вращающих моментов за счет большей поверхности контакта;
2) обеспечивают большую усталостную прочность вала из-за отсутствия шпоночных канавок;
3) обеспечивают лучшее центрирование соединяемых деталей и более точное направление при осевом перемещении. Эти преимущества обусловили его широкое применение в высоконагруженных машинах (станкостроении, авиастроении, автотранспортной промышленности и т.д.);
4) обеспечивается высокая надежность при динамических и реверсивных нагрузках, вследствие равномерного распределения нагрузки по зубьям.
5) уменьшается длина ступицы.
Недостатки зубчатых соединений: требуют специального оборудования для изготовления отверстий, более сложная технология изготовления, а следовательно, и более высокая стоимость.
Штифтовые и профильные соединения
Штифтовые соединения служат для соединения осей и валов с установленными на них деталями при передаче небольших вращающихся моментов и точного взаимного фиксирования деталей. Образуются совместным сверлением соединяемых деталей и установкой в отверстие с натягом специальных цилиндрических или конических штифтов (рис. 29).
Рис.29. Штифтовые соединения
Рис.30. Конструкции штифтов
Известны цилиндрические (рис.30,а,б), конические (рис.30, в, г, д), цилиндрические пружинные разрезные (рис.30, е), просечённые цилиндрические, конические и др. (рис.30,
ж, з, и, к), простые, забиваемые в отверстия (рис.30, б, в), выбиваемые из сквозных отверстий с другой стороны (гладкие, с насечками и канавками, пружинные, вальцованные из ленты, снабжённые резьбой для закрепления или извлечения (рис.30, д) и т.д.
Достоинства и недостатки штифтовых соединений
Достоинства штифтовых соединений:
- простота конструкции;
- простота монтажа-демонтажа;
- точное центрирование деталей благодаря посадке с натягом;
- работа в роли предохранителя, особенно при креплении колёс к валу.
Недостатком штифтовых соединений является ослабление соединяемых деталей отверстием.
Вопросы для самопроверки
- В чём различие между разъёмными и неразъёмными соединениями?
- Каково назначение шпонок и какие их типы стандартизованы?
- Недостатки шпоночных соединений.
- В каких случаях применяют призматические шпонки?
- Какие достоинства имеют соединения сегментными шпонками и когда их рекомендуют применять?
- Как устанавливают размеры шпонок?
- Как произвести проверочный расчет призматических шпонок?
- Ваше мнение: какой основной недостаток имеют зубчатые соединения?
- Какова конструкция и основное назначение штифтовых соединений?
- Какова конструкция и основное назначение шпоночых соединений?
- Каковы виды нагружения и критерии расчёта шпонок?
- Каковы основные виды шпонок, их достоинства и недостатки?
- Как проводится расчет шпонок на прочность?
- Дайте классификацию шлицевых соединений.
- Какими достоинствами обладают шлицевые соединения по сравнению со шпоночными?
- Какие существуют способы центрирования шлицевых прямобочных соединений?
- Как производят проверочный расчет прямобочного шлицевого соединения?
- Каковы виды шлицевых соединений и способы их центровки?
- Каковы преимущества и недостатки шпоночных, шлицевых, профильных соединений и шлицевых соединений качения в сравнении друг с другом?
Как устанавливают размеры призматических и сегментных шпонок?