Файл: 10. Детали машин Классификация деталей машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- высокая нагрузочная способность (до N=50000 кВт);

- высокий КПД (до 0,97-0,99 для одной пары колес);

- большая надежность в работе, простота обслуживания;

 

К недостаткам зубчатых передачследует отнести:

- невозможность бесступенчатого изменения передаточного числа;

- высокие требования к точности изготовления и монтажа;

- шум при больших скоростях; плохие амортизирующие свойства;

- высокая жесткость, не позволяющая компенсировать динамические нагрузки;

Основные элементы зубчатой передачи. 

Одноступенчатая зубчатая передача состоит из двух зубчатых ко­лес - ведущего и ведомого. Меньшее по числу зубьев из пары колес назы­вают шестернейа большее колесом Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными пара­метрами:

da— диаметр вершин зубьев;

dr— диаметр впадин зубьев;

da— начальный диаметр;

— делительный диаметр;

рt— окружной шаг;

— высота зуба;

ha— высота ножки зуба;

с — радиальный зазор;

— ширина венца (длина зуба);

еt — окружная ширина впадины зуба;

st— окружная толщина зуба;

a???? — межосевое расстояние;

а — делительное межосевое расстояние;

— число зубьев.

Делительная окружность - окружность, по которой обкатывается ин­струмент при нарезании. Делительная окружность связана с колесом и де­лит зуб на головку и ножку.

Основные элементы зубчатых колес представлены на рис.15.

 



Рис. 15. Геометрические параметры цилиндрических зубчатых колес


 

Модулем зубьев т называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.

Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.

Линейную величину, в ????  раз меньшую окружного шага зубьев, называют окружным модулем зубьев и обозначают т:

Размеры цилиндрических прямозубых колес вычисляют по окружному модулю, который называют расчетным модулем зубчатого колеса, или про­сто модулем; обозначают буквой т. Модуль измеряют в миллиметрах. Мо­дули стандартизованы (табл. 3).

Таблица 3. Стандартные значения модулей

1-й ряд

2-й ряд

1-й ряд

2-й ряд

1-й ряд

2-й ряд

1-й ряд

2-й ряд

1

1,125

3

3,5

10

11

32

36

1,25

1,375

4

4,5

12

14

40

45

1,5

1,75

5

5,5

16

18

50

55

2

2,25

6

7

20

22

60

70

2,5

2,75

8

9

25

28

80

90


Примечание. При назначении модулей первый ряд значений следует предпочитать второму.

 Основная теорема зубчатого зацепления.


Пусть имеется пара зубчатых колес с центрами О1и О2,вращающихся соответственно с угловыми скоростями   и   На рис.18, а показаны сложения, которые последовательно занимает пара сопряженных (эвольвентных) зубьев в процессе их зацепления; прямую О1О2называют межосевой линией зубчатой передачи. Проведем в точках касания зубьев К1, К2К3, ... общие нормали к профилям. Все эти нормали NN должны пересекать межосевую линию О1О2в постоянной точке Р. Эту точку называют полюсом зацепления;ее положение на межосевой линииопределяется отношением уг­ловых скоростей колес, т.е. их отношением:



 



а)б)



Рис. 18. Элементы зубчатого зацепления

 

Основную теорему зацепленияможно сформулировать так: общая нор­маль к профилям зубьев в точке их касания пересекает межосевую линию в точке Р, называемой полюсом зацепления и делящей межосевое расстояние на отрезки, обратно пропорционально угловым скоростям.

Следствие: для обеспечения постоянного передаточного отношения по­ложение полюса Р на линии центров должно быть постоянным.

В процессе работы сопряженных (эвольвентных) профилей точка их касания все время перемещается по прямой NN. Эту прямую называют линией зацепления.

Место (точку) входа в зацепление и выхода из него сопряженных зубь­ев можно определить при следующем геометрическом построении.

Длина линии зацепления qa— отрезок линии зацепления, отсекаемый окружностями вершин зубьев сопряженных колес. Он определяет начало иконец зацепления пары сопряженных зубьев. Длина зацепления — актив­ная часть линии зацепления.


Коэффициент торцового перекрытия  — отношение длины линии за­цепления к шагу:



Рис. 19. Геометрические параметры зубчатой передачи

 

В современном машиностроении для построения сопряженных профилей применяют ограниченное число кривых.

Профили зубьев должны быть технологичными, т.е. такими, чтобы их можно было получить в производственных условиях наиболее простыми методами. Из теоретически возможных профилей преимущественное применение получили эвольвентные профили(см. рис. 18, б). Это обусловлено тем, что эвольвентное зацепление, будучи достаточно простым геометрически, имеет существенные технологические и эксплуатационные преимущества: эвольвентные зубья могут быть весьма точно нарезаны относительно простым инструментом с прямолинейными режущими кромками, причем одним инструментом можно нарезать колеса с различным числом зубьев; эвольвентные передачи нечувствительны к отклонениям межосевого расстояния от его теоретического значения; они допускают модификацию профиля зубьев, сводящуюся к выбору оптимальных участков эвольвенты, обеспечивающих наилучшие работоспособность, к.п.д. и другие. Это зацепление может быть использовано и в сменных колесах. Эвольвентное зацепление предложено Эйлером более 200 лет назад в 1760 г.

В зацеплении М.Л. Новикова, предложенном в 1954 г., рабочие профили зубьев очерчены дуга­ми окружностей (рис. 20, 21). Передачи Новикова имеют повышенную (в 1,5...2 раза), по сравнению с эвольвентными, контактную несущую способность, но пониженную изгибную выносливость. Ввиду сложности изготовления и монтажа передачи с зацеплением Новикова пока нашли применение только в специальном машиностроении.



Рис. 20. Колесо с зацеплением М. Л. Новикова

 

Краткие сведения о корригировании зацеплений

Форма эвольвентного профиля зубьев при заданном угле инстру­мента   и модуле зависит от числа зубьев