ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Какими преимуществами обладают конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми?
- Какими методами производится расчет конических передач?
- В чем разница между направлением сил в конических передачах прямозубых и с круговым зубом?
- Что такое эквивалентные и биэквивалентные цилиндрические прямозубые колеса?
- Почему конические передачи с круговым зубом считаются технологичнее прямозубых?
- В каких случаях применяют конические зубчатые передачи?
- Каковы преимущества косозубых цилиндрических передач по сравнению с прямозубыми?
- Как влияет на работу косозубой передачи изменение угла наклона зубьев? Рекомендуемые значения этих углов. Почему ограничивают максимальное значение угла наклона зуба?
- Какие модули зацепления различают для косозубых колес и какова зависимость между ними? Какой модуль стандартизован?
- От каких факторов зависят направления окружной и осевой силы в косозубой передаче?
- Изменение каких параметров зубчатых колес влияет на их контактную прочность?
- В каких случаях применяют шевронные зубчатые колеса, и какими достоинствами они обладают по сравнению с косозубыми? Каковы недостатки шевронных передач?
- Какие рекомендуются углы наклона зубьев шевронных колес и почему допускается их большая величина, чем у косозубых?
- Какими достоинствами обладают конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми?
- Является ли модуль зацепления постоянной величиной для конических зубчатых колес?
- По какому сечению зуба производят расчет на изгиб конических колес? Какой модуль характеризует размеры этого сечения?
- Как направлены осевые силы, действующие в зацеплении конических передач?
- Что понимают под эквивалентным цилиндрическим колесом? Как вычисляют эквивалентные числа зубьев для конических колес и для косозубых цилиндрических колес?
- Какое минимальное число зубьев допускается для шестерни цилиндрической и конической передач?
- Какое максимальное передаточное число рекомендуется для одной пары различных видов зубчатых передач?
- В чём заключаются достоинства и недостатки планетарных передач?
- Для чего созданы волновые передачи и в чём заключается принцип их работы?
- В чём заключаются достоинства и недостатки волновых передач?
- Чем волновые передачи отличаются от планетарных?
- От чего зависит передаточное отношение волновых передач?
- В каком случае входной и выходной валы волновой передачи вращаются в разные стороны?
- Какое колесо является ведомым при передаче вращения через герметичную стенку?
- Что такое гибкий подшипник?
- Какая деталь волновой передачи наиболее уязвима?
- Какой формы зубья у волновых передач?
- Каковы устройство и принцип действия волновой передачи?
- От каких параметров зависит передаточное отношение волновой передачи и чем ограничиваются его max и min?
- Каковы особенности преобразования движения в зубчатой и фрикционной волновых передачах?
- По каким условиям выбирают профиль и размеры зубьев в волновой передаче?
- Каковы основные критерии работоспособности и расчета волновых передач?
- Каковы преимущества и недостатки волновых передач и области их применения?
- Как устроена и как работает волновая зубчатая передача? Назовите основные элементы передачи?
- Каковы основные достоинства и недостатки волновой передачи по сравнению с другими передачами?
- Каким образом гибкому колесу придают овальную форму? Как происходит передача движения в волновой передаче от ведущего звена к ведомому?
- Какова разность чисел зубьев жесткого и гибкого колес волновой передачи? Какой применяют профиль зубьев?
- Как вычисляют передаточное число волновой передачи?
- Почему подшипник кулачкового генератора называют гибким?
- Почему волновые передачи применяют в устройствах с повышенными требованиями к кинематической точности или к герметичности?
- Сравните волновую передачу с обычной зубчатой с точки зрения коэффициента перекрытия зубьев.
- Влияет ли на работоспособность волновой передачи точность изготовления деталей генератора волн?
- Для чего созданы зацепления Новикова и в чём заключается принцип конструкции их зубьев?
- В чём заключаются достоинства и недостатки зацеплений Новикова?
- Назовите достоинства и недостатки зубчатой передачи с зацеплением Новикова и сравните с зубчатой передачей с эвольвентным зацеплением?
- Планетарные передачи — устройство и кинематика, оценка и применение?
- Силы в зацеплении планетарной передачи и особенности расчета на прочность?
- По каким условиям выбирают числа зубьев колес планетарной передачи?
- Какую зубчатую передачу называют планетарной? Ее устройство и принцип работы?
Червячные передачи
Червячная передача (или зубчато-винтовая передача) (рис. 1) — механизм для передачи вращения между валами посредством винта (червяка 1) и сопряженного с ним червячного колеса 2. Червяк и червячное колесо, образуют совместно высшую зубчато-винтовую кинематическую пару, а с третьим, неподвижным звеном, низшие вращательные кинематические пары. Отсюда следует, что червячная передача обладает свойствами как зубчатой (червячное колесо на своем ободе несет зубчатый венец), так и винтовой (червяк имеет форму винта) передач. На рис.1.1 показан привод от электродвигателя 3, соединенного муфтой 2 с ведущим валом червячного редуктора.
Рис. 1. Червячные передачи: 1 — червяк; 2— червячное колесо
Рис.1.1. Привод червячного редуктора
Червячные передачи относят к передачам зацеплением. Червячная передача — это зубчато-винтовая передача, движение в которой осуществляют по принципу винтовой пары, которой, как известно, присуще повышенное скольжение. Направление витков червяка и зубьев колеса одинаковое. Ведущим является червяк.
Различают два вида червячных передач: цилиндрические (с цилиндрическими червяками, см. рис. 1, а, в); глобоидные (с глобоидными червяками, см. рис.1, б).
Червячную передачу, у червяка и колеса которой делительные и начальные поверхности цилиндрические, называют цилиндрической червячной передачей.
Червячную передачу, показанную на рис. 2, называют глобоидной.
Рис. 2
Витки ее червяка расположены на глобоидной (торовой) поверхности. Эта передача появилась сравнительно недавно, имеет повышенную нагрузочную способность (в 1,5—2 раза больше, чем у обычных червячных передач), так как линия контакта в глобоидных передачах располагается благоприятно, что улучшает условия для образования масляных клиньев, и в зацеплении находится большее число зубьев колеса и витков червяка.
Глобоидные передачи требуют повышенной точности изготовления и монтажа, искусственного охлаждения. Эти передачи применяют реже, чем цилиндрические.
Достоинства и недостатки червячных передач
Достоинства червячных передач:
- возможность осуществления передачи (одноступенчатой) с большими передаточными числами: в кинематических передачах i = 500 и более, а в силовых передачах i = 8...80, в виде исключения до 120.
- плавность и бесшумность работы;
- возможность выполнения самотормозящей передачи (ручные грузоподъемные тали) (у такой передачи КПД меньше 50%);
- компактность и сравнительно небольшая масса конструкции передачи.
Недостатки:
- сравнительно невысокий КПД (0,7—0,92), в самотормозящих передачах — до 0,5 вследствие больших потерь мощности на трение в зацеплении;
- сильный нагрев передачи при длительной работе вследствие потерь мощности на трение, который вызывает значительное выделение тепла, которое необходимо отводить от стенок корпуса.
- необходимость применения для колеса дорогих антифрикционных материалов (бронзы) и инструмента для нарезания зубьев червячных колес (червячные фрезы), а также шлифовки червяка;
- повышенное изнашивание и заедание;
Кроме того, помимо достоинств и недостатков, червячные передачи имеют важное свойство:движение передаётся только от червяка к колесу, а не наоборот.
Червячные передачи во избежание их перегрева предпочтительно использовать в приводах периодического, а не непрерывного действия.
КПД червячной передачи
КПД закрытой червячной передачи должен учитывать потери в зацеплении и подшипниках, а также потери на разбрызгивание, перемешивание масла и др. Роль смазывания в червячной передаче еще важнее, чем в зубчатой, так как в зацеплении происходит скольжение витков червяка вдоль контактных линий зубьев червячного колеса. В случае несовершенства смазывания резко возрастают потери, возможно повреждение зубьев.
Червячная передача является зубчато-винтовой и имеет потери, свойственные как зубчатой передаче, так и передаче винт — гайка.
Среднее значение КПД при однозаходном червяке можно принимать равным 0,7 - 0,75; при двухзаходном 0,75 - 0,82; трех- и четырехзаходном 0,83 -0,92. Общий КПД для закрытой червячной передачи можно определить по формуле (уточненный расчет)
где степень п — число пар подшипников; — КПД, учитывающий потери в одной паре; — КПД, учитывающий потери в подшипниках, на разбрызгивание и перемешивание масла; — КПД, учитывающий дополнительные потери в зацеплении аналогичны потерям в зубчатых передачах; - КПД, учитывающий основные потери в зацеплении как в винтовой паре.
Из перечисленных наибольшими являются потери в зацеплении . Значение растет с ростом угла подъема γдо величины γ=45- ; при этом значении = max. При дальнейшем росте угла подъема КПД начинает падать. Обычно червячные передачи имеют углы подъема γ≤27°.
При ведущем червяке
А при ведущем червячном колесе,
где γ – угол подъема витков червяка, - угол трения , где f - коэффициент трения.
Вопросы для самопроверки
- Назовите область применения червячных передач.
- Какие различают виды червяков?
- Как определяют основные геометрические параметры червячной передачи?
- Почему в червячной передаче возникает скорость скольжения, как она направлена и как влияет на работу передачи?
- По какой формуле производят проверочный расчет зубьев червячного колеса на изгиб?
- В чём заключается принцип конструкции червячной передачи?
- Каковы достоинства и недостатки червячных передач?
- Какое свойство червячной передачи отличает её от других передач?
- Почему червячные передачи не рекомендуют применять при больших мощностях?
- Как осуществляют модификацию зацепления в червячных передачах?
- Каковы материалы и виды термообработки для деталей червячных передач?