Файл: Между психотерапевтом и клиентом новые взаимоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

1. Зачем изучать взаимоотношения?

Пять утверждений

Краткая история взаимоотношений

От дилеммы к диалектике

2. Открытие переноса:

Зигмунд Фрейд

Брейер и Берта: открытие переноса

Теория шаблонов

Вынужденное повторение

ПЕРЕНОС

3. Влияние гуманистической психологии

Карл Роджерс

Большое влияние Роджерса

Терапия любовью

Три характерных качества как континуум

Значение теории Роджерса

Заключительные замечания

4. Терапия ре-переживанием*

Мертон Гилл

Что в терапии является терапевтическим?

Условия для терапевтического ре-переживания

Новое значение, выявленное в переносе

Неизбежность сопротивления

Расшифровка переноса

Высвобождение сердечности и спонтанности терапевта

Подтверждение восприятия клиента и интерпретация

Резюме

5. ВСТРЕЧА ПСИХОАНАЛИЗА И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Хайнц когут

Начала

Две проблемы Когута: теоретическая и техническая

Теоретический вывод

Технический вопрос

Резюме

6. Контрперенос

Две скрытые драмы

Источники контрпереноса

Полезный и препятствующий контрперенос

Примечания



 

Потребность быть похожим на других. Третью потребность разви­вающейся самости Когут назвал «схожестью» или «двойничеством» (twinship), или потребностью в альтер-эго. Он считал, что детям необ­ходимо знать о своей «похожести» на мир, в котором они родились, о своем малом от него «отличии». Если эта потребность удовлетворяется, то у взрослой личности развивается чувство социальной принадлеж­ности, своего общественного статуса. Если такое удовлетворение осуще­ствляется неадекватно, то дети подвергаются опасности переживаний, в которых они чувствуют в ряде основных отношений свою непохожесть на других людей, — свою некую «странность» и «негодность»61.

Долгое время Когут считал, что самость состоит только из двух компонентов — грандиозно-эксгибиционистского и идеализации роди­тельского образа. Потребность быть похожим на других он добавил позднее и писал о ней меньше. Достаточно отметить, что она является частью самости. Это поможет нам в понимании некоторых переносов.

 

Самость


Если эти три потребности удовлетворены адекватным образом, ребе­нок развивает здоровую самость, влекущую за собой высокую само­оценку, отлаженное руководство системой идеалов и ценностей и уве­ренность в развитии собственных способностей. Если эти потребности удовлетворены недостаточно, то самость окажется с изъянами, которые станут препятствовать здоровому развитию и создавать жизненные про­блемы большей или меньшей сложности. Когут назвал эти проблемы расстройствами самости (self-disorders). (Интересно отметить утвер­ждение Когута, считавшего, что если родители успешно удовлетворяют потребность ребенка хотя бы в одной из трех областей — зеркализации, идеализации или альтер-эго, то у ребенка не разовьется серьезного рас­стройства самости. Ребенок выстроит то, что Когут назвал компенсатор­ными структурами в сфере потребности, которая была удовлетворена успешно)62.

В самом начале работы над психологией самости Когут считал, что нашел новый способ понимания одной диагностической группы, назы­ваемой нарциссическими расстройствами: он думал, что эти проблемы вытекают из недостаточно развитой самости, и только эти состояния именовал расстройствами самости. По к концу своей жизни ученый и его коллеги пришли к убеждению, что лишь немногие из нас не имеют более или менее серьезных проблем с самостью, а среди ищущих психо­логической помощи таких людей еще меньше
63.

Свою теорию развития Когут назвал психологией самости (self psy­chology), определяя самость как часть личности, которая является свя­зующей в пространстве, протяженной во времени, центром инициативы и получателем впечатлений. Эта самость выстроена из «структур», которые проистекают из преобразующей интернализации64.

Когут утверждал, что развитие и становление самости является про­цессом всей жизни и на всем ее протяжении личность испытывает посто­янную потребность в людях (он называет этих людей объектами само­сти — self-objects), которые предоставляют переживания зеркализа­ции, служат идеализированным образом, удовлетворяют потребности альтер-эго в сопричастности. Теория Когута — полезное напоминание тем из нас, кто уверовал (отчасти из чтения психологической литера­туры) в полную «самостоятельность» зрелых взрослых людей и пришел к выводу, что только слабым нужна помощь других людей.

 

Отношение к теории развития Фрейда


В очень упрощенной форме это и есть теория развития Когута. Прежде чем мы перейдем к его клинической теории, необходимо рас­смотреть связь психологии самости Когута с теориями психосексу­ального развития и психопатологии Фрейда. В пределах этой книги невозможно описать последние в деталях, но так как мы работаем над интеграцией Когута, Роджерса и Гилла и так как теории развития и психопатологии Гилла тесно приближаются к фрейдовским, то право­мерен вопрос, является ли концепция развития самости Когута допол­няющей теории Фрейда или противопоставленной им.

На сегодня в американской психологии широко распространена популярная традиция, придерживающаяся того, что все теории объект­ных отношений, включая и теорию Когута, находятся в непримиримом противоречии с фрейдовскими теориями мотивации, развития и психо­патологии65. Вплоть до последних лет своей жизни Когут придержи­вался другого взгляда: он считал, что достраивает классическую психо­аналитическую теорию, а не заменяет ее. Теория развития самости не является заменой для теории психосексуального развития, она — толь­ко дополнение к ней.

Я думаю, полезно рассматривать теории Фрейда как освещение результатов внутрипсихической истории (intrapsychic history), а тео­рию Когута (так же, как и других теоретиков объектных отношений) в качестве демонстрации результатов межличностной истории (inter­personal history). Каждая точка зрения вносит уникальный вклад в наше понимание клиента и способствует представлению о том, какого мнения клиент о терапевте. Разыгрывая вновь и вновь эдипову драму, клиент видит в терапевте объект желания или страха. Или, обнаружив неудовлетворенное желание идеализированного родительского образа, он может увидеть в терапевте совершенного родителя. Бдительный тера­певт будет готов распознать и то, и другое.



На самом деле психоаналитики свидетельствуют, что любой клиент, который продвинулся в терапии достаточно глубоко, вероятно, разыг­рывает заново некоторые аспекты эдиповой драмы в переносе. Соглас­но психоаналитической теории развития, прохождение через эдипов комплекс является столь значимым и наполненным благими возможно­стями в случае серьезного вытесненного конфликта, что оно, возможно, играет ключевую роль в психической жизни любого клиента.

Когут счи­тал, что сами потребности в зеркализации, «схожести» или в нахожде­нии идеализированной личности настолько повсеместны, что они, види­мо, будут проявляться в переносе большинства клиентов. Таким обра­зом, мне кажется, эти теории являются совместимыми, дающими нам возможность интегрировать взгляды Гилла и Когута в клинические отношения. Я убежден, что контуры этой интеграции прояснятся по мере дальнейшего изложения.

Ранее отмечалось, что Когута интересовали два вопроса: что имен­но клиент не получил от родителей и что терапевт может с этим сде­лать? Мельком мы коснулись его ответа на первый вопрос. Теперь зай­мемся вторым.

 

Технический вопрос


 

Если Гилл представляет менее твердую, менее формальную атмо­сферу внутри психоаналитической традиции, то Когут в рамках этой же традиции пошел еще дальше. Совершенно неверно — и я постараюсь это далее показать — обвинять его в том, что кроме «поддерживающей руки» он не дает ничего, хотя дружеская поддержка, даже доброта, являются, конечно, важной частью его терапии. Замечу еще раз, что Когут представляет новое совместное течение гуманистической и психо­аналитической традиций, а единственной причиной замечания подоб­ного рода является его настойчивое упорство в том, что терапевт должен быть гуманным.

 

Коррективное эмоциональное переживание?


В середине 40-х годов психоаналитик по имени Франц Александер описал успешную терапию как коррективное эмоциональное пережива­ние66. Александер считал, что клиенты оказались перед проблемой и обратились за помощью к психотерапии, потому что вырастившие их люди не относились к ним как следует. Клиенты нуждались в том, что­бы кто-то значимый для них отнесся к ним лучше, и Александер оказал­ся этим «кто-то». По причинам, которые не вполне ясны, по крайней мере, для меня, концепция коррективного эмоционального переживания на протяжении многих лет получала очень неблагоприятные отзывы в прессе. Возможно, терапевты рассматривали данную концепцию как некое увещевание или успокоение, достигаемое ценой научения. Может быть, она вызывала образы доброжелательных волонтеров, раздающих неимущим молоко и печенье.

Можно понять, насколько терапевты были унижены таким сравнением и как они боялись пренебрежения к позна­вательным аспектам их работы. В конце концов, терапевты занимались расшифровкой сложного кода — бессознательного психического — и помощью пациентам в понимании его через анализ. Более того, мно­гие из них, как мы уже видели, всегда гордились своей интеллектуаль­ной и эмоциональной стойкостью. И уж, конечно, им было не до распре­деления молока и кренделей.

Сходное возражение возникает из утверждения, что коррективное эмоциональное переживание на поверку оказывается потворством. Мы уже видели, что многие терапевты выступают против потакания потреб­ностям клиента, основываясь на том, что это лишь затягивает (а порой и усугубляет) саму проблему, мешает клиенту познавать и воспри­нимать трудности этого мира. Таким образом, они могли бы возражать намеренно теплому и поддерживающему переживанию. Упорное уклонение от предоставления переживаний подобного рода приводит кли­ента к разрушающей ситуации. Многие терапевтические школы охотно признают это и считают частью собственно самого проекта: никто не сдаст хорошо знакомой старой позиции, мотивируя это определенными потерями. Когут придерживался другого взгляда и считал, что фрустра­ция, исходящая от неэмпатичного терапевта, является бензином, выли­тым в огонь. Клиент испытывает трудности, потому что вырос в слож­ной обстановке, и подобное лечение — своего рода психогомеопатия — здесь вряд ли поможет. Однако, как мы увидим, Когут признавал необ­ходимость определенного вида фрустрации.


Даже со всеми преимуществами взгляда в прошлое возражения по поводу терапии в качестве коррективного эмоционального пережива­ния выглядят довольно глупыми. С тех пор как Фрейд открыл, что только высказывания пациентам причины их проблем еще недостаточ­но для исцеления, терапевт обеспечивает тот или другой вид коррекции эмоционального переживания. Тем не менее, возражения возникают до сих пор.

 

Эмпатия


Констатируя неодобрение своих коллег, Когут, тем не менее, гово­рил, что обеспечение коррективного эмоционального переживания несо­мненно входит в задачу терапевта и что главным компонентом такого переживания является эмпатия67.

По мнению Когута, терапевтичес­кая эмпатия представляет собою нечто отличное от молока и кренделей: «Лучшим определением эмпатии... является взгляд на нее как на спо­собность понимать и чувствовать себя в контексте внутренней жизни другой личности. Она представляет нашу пожизненную возможность испытать то, что переживает другая личность, однако, как правило... в ослабленной степени»68. По Когуту, первым делом каждый терапевт должен открыть себя для эмпатического переживания, позволяющего видеть мир с точки зрения клиента. Следующая задача — позволить узнать, что терапевт действительно его понимает. Возможно, нет тера­певта, который стал бы отрицать значимость необходимости быть эмпа­тичным с клиентом. Первым пунктом отличия Когута от других терапев­тов является та концентрация внимания, с которой позволяется клиен­там узнать, что вы делаете все от вас зависящее, чтобы понять его, клиента, взгляды.

 

Профессиональный риск: критичность


Одно важное предварительное замечание: быть эмпатичным — зна­чит не говорить клиентам о том, что их точка зрения неверна. Это реша­ющий фактор для понимания Когута. Он заметил, что многие терапев­ты стремятся быть критичными со своими клиентами. Можно понять, почему. В первую очередь, терапевты также имеют целый ряд челове­ческих недостатков, включая нетерпимость, бессознательную агрессив­ность, стремление защищать себя, садистские влечения и властные побуждения. Другими словами, терапевты подвержены всем преврат­ностям контрпереноса. Кроме этих неизбежных опасностей существуют теоретические убеждения, поддерживаемые многими терапевтами, кото­рые могут с легкостью оправдать любую критичность.

 

Концепция сопротивления и защиты.