Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. 

Проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнеров образовательной организации.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

  • Обозначает результат в начале проектной деятельности,

  • Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

  • Получает конкретный материальный продукт...

  • Задает жесткую структуру,

  • Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

  • Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др. могут быть разработаны следующие документы: 

  • программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; 

  • проект закона; 

  • справочный материал; методические рекомендации; 

  • словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д. 

Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.

Форма продукта проектной деятельности практико-ориентированных (прикладных) проектов

  • Выставка; 

  • Газета, журнал; 

  • Законопроект; 

  • Оформление кабинета, холла и пр. 

  • Система школьного самоуправления. 

  • Мультимедийный продукт; 

  • Web-сайт; 

  • Атлас, карта; 

  • Видеофильм и др. 


Возможная форма презентации 



  • демонстрация видеофильма; 

  • научная конференция; 

  • отчет исследовательской экспедиции; 

  • путешествие; 

  • реклама; 

  • телепередача.


  1. Социальный (социально-ориентированный) проект


Проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой- нибудь актуальной социально-значимой тематике. 

Проект должен соответствовать таким условиям: 

  • Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации. 

  • Должна существовать возможность реализации в данных условиях. 

  • Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. 

  • Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят. 

  • Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе. 

  • План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели. 

  • Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.


2.По предметно-содержательной области

1) Монопроекты


Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. 

Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. 

Примерами таких проектов могут быть литературно- творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты. 

Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.

2) Межпредметные проекты


Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. 

Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания: «Интересы и потребности современных подростков»; «Культура общения в школе» и др. 

3.По характеру координации


Проекты с

открытой, явной координацией. Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.

Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило, телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.

4.По характеру контактов между участниками

Они могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

5.По количеству участников


По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).

Преимущества персональных проектов

  • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

  • У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

  • Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

  • Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  • Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации), и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; это соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

6.По продолжительности выполнения


По продолжительности выполнения проекты бывают:

  1. Мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока. 

  2. Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности. 

  3. Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев



























Этапы реализации проекта


При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма

  • выбор темы; 

  • обоснование актуальности; 

  • определение проблемы; 

  • формулирование гипотезы (для исследовательского проекта); 

  • формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы); 

  • определение этапов работы; 

  • подбор методов и средств решения проблемы; 

  • проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы; 

  • получение и анализ данных;

  • оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.); 

  • обсуждение и корректировка данных; 

  • выражение ожидаемого результата (представление). 

Краткая характеристика наиболее важных действий в представленном алгоритме. 

Выбор темы: тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств: 

  • учитывается содержание школьных программ; 

  • учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; 

  • учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 

  • учитываются особенности личности обучающихся; 

  • учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. 

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей. 

Виды тем: 

  • темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов; 

  • темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы; 

  • темы могут иметь комплексный характер. 

Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы: 

  1. Почему выбрана данная тема? 

  2. Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения? 

  3. Какие новые знания предполагается получить? 

  4. Каков замысел проекта в целом? 

  5. Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику? 


Определение проблемы: