Файл: Проектная деятельность на уроках математики (методические материалы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников.
Проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнеров образовательной организации.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
-
Обозначает результат в начале проектной деятельности, -
Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, -
Получает конкретный материальный продукт... -
Задает жесткую структуру, -
Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, -
Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др. могут быть разработаны следующие документы:
-
программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; -
проект закона; -
справочный материал; методические рекомендации; -
словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д.
Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.
Форма продукта проектной деятельности практико-ориентированных (прикладных) проектов
-
Выставка; -
Газета, журнал; -
Законопроект; -
Оформление кабинета, холла и пр. -
Система школьного самоуправления. -
Мультимедийный продукт; -
Web-сайт; -
Атлас, карта; -
Видеофильм и др.
Возможная форма презентации
-
демонстрация видеофильма; -
научная конференция; -
отчет исследовательской экспедиции; -
путешествие; -
реклама; -
телепередача.
-
Социальный (социально-ориентированный) проект
Проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой- нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Проект должен соответствовать таким условиям:
-
Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации. -
Должна существовать возможность реализации в данных условиях. -
Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. -
Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят. -
Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе. -
План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели. -
Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.
2.По предметно-содержательной области
1) Монопроекты
Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.
Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники.
Примерами таких проектов могут быть литературно- творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты.
Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.
2) Межпредметные проекты
Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания: «Интересы и потребности современных подростков»; «Культура общения в школе» и др.
3.По характеру координации
Проекты с
открытой, явной координацией. Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.
Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило, телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.
4.По характеру контактов между участниками
Они могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.
5.По количеству участников
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).
Преимущества персональных проектов
-
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью; -
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; -
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; -
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов
-
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; -
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; -
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации), и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; -
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; это соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
6.По продолжительности выполнения
По продолжительности выполнения проекты бывают:
-
Мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока. -
Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности. -
Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев
Этапы реализации проекта
При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:
-
выбор темы; -
обоснование актуальности; -
определение проблемы; -
формулирование гипотезы (для исследовательского проекта); -
формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы); -
определение этапов работы; -
подбор методов и средств решения проблемы; -
проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы; -
получение и анализ данных; -
оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.); -
обсуждение и корректировка данных; -
выражение ожидаемого результата (представление).
Краткая характеристика наиболее важных действий в представленном алгоритме.
Выбор темы: тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:
-
учитывается содержание школьных программ; -
учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; -
учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); -
учитываются особенности личности обучающихся; -
учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.
Виды тем:
-
темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов; -
темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы; -
темы могут иметь комплексный характер.
Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
-
Почему выбрана данная тема? -
Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения? -
Какие новые знания предполагается получить? -
Каков замысел проекта в целом? -
Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику?
Определение проблемы: