Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет
11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П
— число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.
Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин
(питание, режим).
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по
800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П —
3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по
формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—
48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6

56 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на
5—6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.
Заключение по антропометрии
С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания
(город, сельская местность).
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-
25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у


57 ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. (Приложения 17- 18)
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка. ( табл.10,11)
Таблица 10. Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы
Номер
центильного
коридора
Центильный интервал
Оценка показателей
1
ДоЗ%
Очень низкие
2 3-10%
Низкие
3 10-25 %
Ниже среднего
4 25-50 %
Средне-низкие
5 50-75 %
Средне-высокие

58 6
75-90 %
Выше среднего
7 90-97 %
Высокие
8
Свыше 97 %
Очень высокие
Таблица11. Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)
Номер
центильного
коридора
Центильный интервал
Оценка показателей
1
ДоЗ%
Резкий дефицит массы по росту
2 3-10%
Масса недостаточна по росту
3 10-25 %
Масса ниже среднего но росту
4 25-50 %
Масса средне-низкая но росту
5 50-75 %
Масса средне-высокая но росту
6 75-90 %
Масса выше среднего но росту
7 90-97 %
Масса избыточная но росту
8
Свыше 97 %
Резкий избыток массы но росту
Оценка гармоничности физического развития
Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое
Оценка соматотипа. Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по


59 сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
3-10 - микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»
11-16 - мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 - «мезомикросоматический тип»
14-16 - «мезомакросоматический тип»
17-24 - макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»
2.8 Понятие о новых стандартах ВОЗ по оценке физического развития.
Профилактическая направленность новых стандартов физического
развития:
Новые стандарты физического развития ВОЗ разработаны и приняты в
2008 году. Старые стандарты (центильные таблицы) описывали, как ребенок развивается; новые стандарты показывают, какого развития может достичь ребенок, если реализует свой потенциал в благоприятной среде
(родители не курят, ребенок до 6 месяцев находится на исключительно грудном вскармливании, с 6 месяцев получает полноценный прикорм, ему создают благоприятную стимулирующую среду для развития).
При оценке физического развития по новым стандартам ВОЗ используется
4 графика развития: вес/возраст, рост/возраст, вес/рост, ИМТ/возраст. Это помогает выявить детей с избыточным весом , низкорослостью (показатель длительного неправильного питания с недостатком микроэлементов), низким весом еще на стадии риска появления проблемы (приложения 1-15)
2.9 Оценка психомоторного развития
Таблица12. Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным
таблицам
Мес
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка в месяцах
1 2 3 4 5 6 1
A3
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой.

АС
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач.

ДО
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе.


60
РА
При общении с взрослым издает тихие короткие гортанные звуки.

Э
Первая улыбка при общении со взрослым

2
РН
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, не резко выражены и непостоянны.

A3 АС
Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы.

ДО
Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову

РА
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление.

Э
Быстро отвечает улыбкой при общении с взрослым •
3
РН
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги.

A3
Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете.

ДО
ДР
Опора на предплечья лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча.

РА
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление.

Э
Комплекс «оживления»

4
РН
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус.

A3 АС
Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку.

ДО ДР
Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку.

РА
Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос.

СП
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении с взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде

5
РН
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

ДО
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается, лежа на животе опирается на ладони выпрямленных рук

ДР
Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот.

РА
Продолжительно певучее гуление цепочками



61 звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.
СП
Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха

6
A3
Оптическая реакция опоры на руки — выпрямляет и вытягивает руки
• додр
При подтягивании за руки изгибает голову, садится
Перекладывает в руках игрушку

РА
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
• н
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
• эсп
По-разному реагирует на свое и чужое имя.
Формируется активное внимание.

Meс
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка в месяцах
7 8 9 10 11 12 7 до
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки

ДР
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку

РП РА
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальнем. Подолгу активно лепечет

Н
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый

СП
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес

8
A3
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии

ДО
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

РП
РА
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку».
Появляется интонационно-выразительный лепет

Н
Сам держит сухари, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их

СП И
Играет в «прятки», сидя на руках у взрослого.
Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

9 до
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя


62
ДР пальцами, начинает складывать пирамидку
РП
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов

РА
Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете.
Интонационно-выразительная имитация фразы

Н
Спокойно относится к высаживанию на горшок

СП
Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

10
ДО
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за неё одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы

ДР
По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет известные действия «сорока»,
«ладушки», до свидания

РП
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки

РА
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

СП
Голосом и жестами сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми

11 до
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры

ДР
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

РП
Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

РА
Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова

СП
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных

12 до
Первые самостоятельные шаги без поддержки

ДР
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

РП
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке

РА
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

СР
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики,