Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет
11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П
— число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.
Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин
(питание, режим).
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по
800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П —
3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по
формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—
48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6
56 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на
5—6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.
Заключение по антропометрии
С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания
(город, сельская местность).
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-
25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у
57 ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. (Приложения 17- 18)
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка. ( табл.10,11)
Таблица 10. Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы
Номер
центильного
коридора
Центильный интервал
Оценка показателей
1
ДоЗ%
Очень низкие
2 3-10%
Низкие
3 10-25 %
Ниже среднего
4 25-50 %
Средне-низкие
5 50-75 %
Средне-высокие
58 6
75-90 %
Выше среднего
7 90-97 %
Высокие
8
Свыше 97 %
Очень высокие
Таблица11. Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)
Номер
центильного
коридора
Центильный интервал
Оценка показателей
1
ДоЗ%
Резкий дефицит массы по росту
2 3-10%
Масса недостаточна по росту
3 10-25 %
Масса ниже среднего но росту
4 25-50 %
Масса средне-низкая но росту
5 50-75 %
Масса средне-высокая но росту
6 75-90 %
Масса выше среднего но росту
7 90-97 %
Масса избыточная но росту
8
Свыше 97 %
Резкий избыток массы но росту
Оценка гармоничности физического развития
Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое
Оценка соматотипа. Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по
59 сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
3-10 - микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»
11-16 - мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 - «мезомикросоматический тип»
14-16 - «мезомакросоматический тип»
17-24 - макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»
2.8 Понятие о новых стандартах ВОЗ по оценке физического развития.
Профилактическая направленность новых стандартов физического
развития:
Новые стандарты физического развития ВОЗ разработаны и приняты в
2008 году. Старые стандарты (центильные таблицы) описывали, как ребенок развивается; новые стандарты показывают, какого развития может достичь ребенок, если реализует свой потенциал в благоприятной среде
(родители не курят, ребенок до 6 месяцев находится на исключительно грудном вскармливании, с 6 месяцев получает полноценный прикорм, ему создают благоприятную стимулирующую среду для развития).
При оценке физического развития по новым стандартам ВОЗ используется
4 графика развития: вес/возраст, рост/возраст, вес/рост, ИМТ/возраст. Это помогает выявить детей с избыточным весом , низкорослостью (показатель длительного неправильного питания с недостатком микроэлементов), низким весом еще на стадии риска появления проблемы (приложения 1-15)
2.9 Оценка психомоторного развития
Таблица12. Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным
таблицам
Мес
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка в месяцах
1 2 3 4 5 6 1
A3
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой.
•
АС
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач.
•
ДО
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе.
•
60
РА
При общении с взрослым издает тихие короткие гортанные звуки.
•
Э
Первая улыбка при общении со взрослым
•
2
РН
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, не резко выражены и непостоянны.
•
A3 АС
Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы.
•
ДО
Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
•
РА
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление.
•
Э
Быстро отвечает улыбкой при общении с взрослым •
3
РН
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги.
•
A3
Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете.
•
ДО
ДР
Опора на предплечья лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча.
•
РА
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление.
•
Э
Комплекс «оживления»
•
4
РН
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Кернига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус.
•
A3 АС
Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку.
•
ДО ДР
Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку.
•
РА
Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос.
•
СП
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении с взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
•
5
РН
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
•
ДО
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается, лежа на животе опирается на ладони выпрямленных рук
•
ДР
Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот.
•
РА
Продолжительно певучее гуление цепочками
•
61 звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.
СП
Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
•
6
A3
Оптическая реакция опоры на руки — выпрямляет и вытягивает руки
• додр
При подтягивании за руки изгибает голову, садится
Перекладывает в руках игрушку
•
РА
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
• н
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
• эсп
По-разному реагирует на свое и чужое имя.
Формируется активное внимание.
•
Meс
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка в месяцах
7 8 9 10 11 12 7 до
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
•
ДР
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
•
РП РА
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальнем. Подолгу активно лепечет
•
Н
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
•
СП
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
•
8
A3
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
•
ДО
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
•
РП
РА
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку».
Появляется интонационно-выразительный лепет
•
Н
Сам держит сухари, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
•
СП И
Играет в «прятки», сидя на руках у взрослого.
Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
•
9 до
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя
•
62
ДР пальцами, начинает складывать пирамидку
РП
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов
•
РА
Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете.
Интонационно-выразительная имитация фразы
•
Н
Спокойно относится к высаживанию на горшок
•
СП
Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
•
10
ДО
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за неё одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
•
ДР
По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет известные действия «сорока»,
«ладушки», до свидания
•
РП
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки
•
РА
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
•
СП
Голосом и жестами сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
•
11 до
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
•
ДР
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
•
РП
Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
•
РА
Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
•
СП
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных
•
12 до
Первые самостоятельные шаги без поддержки
•
ДР
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
•
РП
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
•
РА
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
•
СР
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики,
•