Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

63 шарики
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП
— речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции;
Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Таблица 13. Развитие ребенка на втором году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
1 год
1 год
3 мес
1 год
6 мес
1 год
9 мес
2 года
2 год
6 мес
1 год 3 мес
РП
Быстро расширяется запас понимаемых слов

РА
Увеличивается словарный запас

СР
Различает предметы по величине с разницей в 3 см

И
Повторяет ранее видимые действия в игре

Д
Много ходит, приседает, может пятиться

Н
Может самостоятельно есть ложкой густую пишу

1 год
6
Мес
РП
Обобщает предметы по существенным признакам

РА
Использует более сложные слова при общении

СР
Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.

И
Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых

Д
Перешагивает препятствия приставным шагом

Н
Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

1 год 9 мес
РП
Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

РА
Обозначает действия двумя словами, использует глаголы

СР
Ориентируется в размерах с разницей 3 см


64
И
Выполняет несложные постройки из кубиков—
ДОМИК, ворота

Д
Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см

Н
Частично надевает простые вещи с помощью взрослого

2 года
РП
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого

РА
Употребляет в речи прилагательные и местоимения

СР
Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов

И
Выполняет ряд простых логических последовательных действий

Д
Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом

Н
Частично самостоятельно одевается

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует олучить консультацию невропатолога.
Таблица 14. Развитие ребенка на третьем году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
2 года
2 года
6 мес
3 года
4 года
2 года 6 мес
РА Г
В речи использует сложные предложения с придаточными

РА В
Начинает задавать вопросы «где?»
«когда?»

СРФ
Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм



65
СРЦ
Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый

И
Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий: кормит и укладывает спать куклу и пр.
• кд
Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

ИД
Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует

НО
Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
• нк
Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
• д
Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом

3 года
РА Г
В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

РА В
Часто задает вопросы «почему?»,
«зачем?»

СРФ
Правильно и по назначению использует предметы в игре

СРЦ
Правильно показывает и называет основные цвета

И
Появляются элементы ролевой игры —
«дочки-матери», игра в стройку и пр.
• кд
Усложняются используемые в игре сюжетные постройки
• ид
Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина
• но
Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
• нк
При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
• д
Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся переставным шагом

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета;
И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

66
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Таблица 15.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Развитие ребенка на четвертом году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
3 года
4 года
5 лет
4 года
Моторное развитие
Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами

Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди

Прыгает с высоты и в длину на 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола

По сигналу может задержать дыхание

Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш и проводить линии

Любит лазать

Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

Сенсорное развитие
Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку

Знает и подбирает «круг», «квадрат»,
«треугольник»; умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы

Умственное развитие
Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток

Задает вопросы «Что?», «Зачем?»,
«Почему?»

Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин

Речь правильная, грамматически оформленная

Игровая деятельность
Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя- тремя детьми

Продолжительность игры от 10 до 40 минут


67
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом

Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж»,
«комната», «домик»

Поведение
Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени и отчеству

Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета

Навыки
Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки

Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

Самостоятельно умывается и вытирается

Таблица 16. Развитие ребенка на пятом году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
4 года
5 лет
6 лет
5 лет
Моторное развитие
Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге

Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе

Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки; без боязни прыгает с высоты

Может ходить по бруску высотой 30 и шириной 20 см

Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его

Четко координирует движения пальцев при конструировании

Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни

Сенсорное развитие
Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке



68
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

Умственное развитие
Считает до пяти, сравнивает небольшие количества

Формируются обобщенные понятия типа
«мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

В рассказе может выделить причинно- следственные отношения

Речь фразовая, с хорошим произношением

Игровая деятельность
Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры

Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми

В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции

Продолжительность игры 40-50 минут

Поведение
Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания

Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим

Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

Навыки
Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода

Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате

Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

Таблица 17. Развитие ребенка на шестом году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
5 лет
6 лет
7 лет
6 лет
Моторное развитие
Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны

Увлеченно прыгаете разбега в высоту и длину

Размахивается при метании предмета

Ловит мяч одной рукой

Может ходить боком по скамейке


69
Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы

Сенсорное развитие
Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно

Определяет и называет новые геометрические формы — ромб и овал

Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый

Умственное развитие
Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части

Последовательно называет дни недели, времена года

Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий

Делает последовательные умозаключения по
2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная

Игровая деятельность
Проявляет устойчивый интерес к игре

Есть любимые игры и роли

Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность

В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей

Поведение
Согласует свою деятельность с другими людьми
S
Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения

Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети

Навыки
Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами

Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

Свободно пользуется ножницами



70
Таблица 17. Развитие ребенка на седьмом году жизни
Возраст
Ведущие линии развития
Показатели развития
Возраст ребенка
6 лет
7 лет
8 лет
7 лет
Моторное развитие
Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге

Может выполнять ритмические движения в указанном темпе

Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде

Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

Синхронно умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью

Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы

Может пользоваться пилон и молотком

Сенсорное развитие
Правильно называет простые и сложные геометрические формы

Правильно указывает основные различия геометрических форм

При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки

Умственное развитие
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует

Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено

Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги

Игровая деятельность
Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры

В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность т
Игра может продолжаться в течение нескольких дней т
Отдает предпочтение групповым играм т
Поведение
Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки

71
Таблица 18. Средние сроки развития и возможные границы моторных
актов у детей первого года жизни

Движение
Средний
возраст
овладения
Возможные
границы
1
Улыбка
5 недель
3 - 8 недель
2
Гуление
7 недель
4 - 11 недель
3
Держание головки
2 месяца
1,5 - 3 месяца
4
Направленные движения ручек 4 месяца
2,5 - 5,5 месяцев
5
Переворачивание
5 месяцев
3,5 - 6,5 месяцев
6
Сидение
6 месяцев
5,5 - 8 месяцев
7
Ползание
7 месяцев
5 - 9 месяцев
8
Произвольное хватание
8 месяцев
5,5 - 10,5 месяцев
9
Вставание
9 месяцев
6 - 11 месяцев
10
Шаги с поддержкой
9,5 месяца
6,5

12,5 месяцев
11
Стояние самостоятельное
10,5 месяца
8 – 13 месяцев
12
Ходьба самостоятельная
11,75 месяца
9 – 14 месяцев
Различают
4 этапа формирования психики ребенка.
Первый этап - моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап - сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными.
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап - аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения.
Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным.
Начинает формироваться личность.
В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.