Файл: Методы управления инновационными проектами (Теоретические аспекты исследования особенностей формирования команды проекта‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей формирования команды проекта‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

1.1. Основные понятия по проекту: проект, жизненный цикл проекта, управление проектами‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Проект представляет собой сложный системный процесс, направленный на изменение различных сфер жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР это понятие существенно отличается, и классификация проектов имеет свои особенности. В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения.

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.).

Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

- текущие (технология, документация и т. д.);

- конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности.


Классификация проектов имеет следующие основания:

- структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

- сфера деятельности, где он осуществляется, определяющая его тип;

- размеры проекта, число участников, а также степень влияния его на окружающий мир, определяющие его масштаб;

- продолжительность реализации, определяющая его длительность;

- степень технологической, финансовой, организационной, технической и другой сложности.

Типы проектов бывают следующими: организационные, социальные, экономические, технические и смешанные. Проекты организационные связаны обычно с реформированием существующих предприятий, а также с созданием нового предприятия, организации, субъекта хозяйствования, осуществлением некоторого мероприятия (семинара, симпозиума, форума, конференции и др.).

Главные характерные черты их следующие:

- цели проекта определены, но количественно трудноизмеримы, поскольку направлены они на то, чтобы улучшить организацию системы;

- продолжительность осуществления и срок выполнения задаются предварительно;

- по мере возможности выделяются ресурсы;

- расходы на такой проект подвергаются очень тщательному контролю с позиции экономичности их осуществления, зачастую нужна корректировка уже в процессе реализации.

Классификация типов проектов выделяет также экономические. Они направлены на реструктуризацию предприятий, приватизацию, санацию, совершенствование таможенных правил, налоговой системы и др.

Особенности их состоят в следующем:

- намечаются предварительно основные конечные цели, которые могут корректироваться в ходе реализации;

- сроки осуществления проекта, а также отдельных составляющих его зачастую корректируются;

- приблизительно определяются расходы, однако они жестко и постоянно контролируются.

Монопроект представляет собой отдельный проект различного масштаба, вида и типа. Мультипроект - комплексный, он включает в свой состав несколько монопроектов. И, наконец, мегапроект представляет собой целевую программу развития отраслей, регионов.

Классификация в этом случае осуществляется по масштабу. Малый по объему невелик, по структуре прост, имеет небольшое число участников.

Допускается при его разработке и реализации ряд упрощений:

- одним лицом осуществляется координация работ;

- члены команды управления данным проектом взаимозаменяемы;

- максимально просты графики реализации;

- каждый член команды знает свой объем работ и задачи;


- проект реализует такой же состав исполнителей (команды), который и начинал над ним работу, осуществлял разработку, планирование, а затем проектирование.

Мегапроекты-это целевые программы. Они состоят из множества более мелких, которые взаимосвязаны и объединены какой-то общей целью, временем реализации и ресурсами. Такие целевые программы могут быть межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, национальные и международные. Сотни миллионов долларов достигают их бюджетов, а иногда и больше. Такие программы координируются и формируются на межгосударственном и государственном уровнях. 5-7 лет, а иногда и больше, может быть продолжительность их выполнения. Управление проектами такого типа очень сложное, поскольку требует учета многих факторов.

Следующие черты присущи им :

- наличие множества разных исполнителей, которые специализируются на различных видах работ, а значит, существует необходимость координировать их действия;

- обязательный учет социальных и экономических условий реализации данного проекта в конкретном месте и в конкретное время;

- выделение в самостоятельную фазу разработки его концепции;

- обновление на разных стадиях реализации изначального плана проекта;

- учет его уникальности и специфики;

- необходимость разработки разных планов его реализации - как оперативных, так и стратегических;

- обязательный учет вероятностного характера различных показателей и риска;

- постоянный мониторинг данного проекта, а также обновление его элементов.

Их продолжительность можно разделить на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

Краткосрочные (до 2 лет) характеризуются тем, что заказчик заинтересован в скорейшем завершении данного проекта, поэтому он охотно увеличивает его фактическую стоимость. Отчетность максимально сокращается, привлекается минимальное количество подрядчиков, используются простейшие графики реализации, ответственность несет один человек, а изменения в реализации минимальны. Среднесрочные и долгосрочные проекты не имеют таких особенностей.

Со многими обстоятельствами связана сложность проекта. Среди них - необходимость высокого качества его исполнения, ограниченность различных ресурсов (временных, трудовых, финансовых) и др.

Можно выделить следующие элементы:

- проектную документацию;

- производственные помещения;

- производственные объекты;

- технологию работ и производства;

- технологическое оборудование;


- услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных

Вспомогательными элементами проекта являются: финансы, сырье, человеческие ресурсы (персонал), помещения и территории, контракты, соглашения, контракты, а также другие элементы, способствующие его реализации и развитию.

Жизненные циклы проекта можно понимать как фазы, через которые проходит та или иная идея в процессе ее реализации и функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической точки зрения, но и с практической, поскольку позволяет лучше контролировать производственный процесс.

Концепция жизненного цикла проекта подразумевает определенную последовательность этапов для реализации идеи относительно производственного или управленческого процесса.

Роль данного понятия может быть выражена в следующих утверждениях:

-определяет продолжительность проекта, четко обозначая даты его начала и завершения;

-позволяет детализировать процесс реализации замысла, разбивая его на конкретные фазы;

-дает возможность четко определить количество задействованного персонала, а также необходимые ресурсы;

-облегчает процедуру контроля.

В процессе реализации той или иной идеи относительно производственного процесса или другой деятельности на предприятии можно выделить несколько последовательных моментов. Таким образом, принято выделять следующие этапы жизненного цикла проекта:

Инициация - есть идея, а также подготовка проектной документации. Подробное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые помогут реализовать следующие этапы.

Планирование - определение сроков реализации плана, разделение этих процессов в конкретных этапов, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

Исполнение-начинается сразу после утверждения планов. Это подразумевает полную реализацию всех запланированных мероприятий.

Завершение-анализ полученных данных и контроль за их соблюдением. Эту ответственность в большинстве случаев лежит на руководстве.

Стоит отметить, что такое разделение на этапы жизненного цикла проекта весьма условно. Каждая организация имеет право детализировать этот процесс и разбить его на стадии.

Существует четыре основных этапа жизненного цикла проекта, а именно:

- исследование перед инвестированием - это выбор оптимального варианта проекта, переговоры с заинтересованными сторонами, а также выпуск ценных бумаг, с помощью которых будет привлечен капитал;


- прямые инвестиции, когда через продажу акций или других финансовых инструментов в организацию поступают средства, необходимые для реализации плана;

- эксплуатация проекта-это полномасштабный производственный процесс, который осуществляется по заранее разработанному плану;

-послеинновационное исследование заключается в оценке эффективности деятельности, а также в определении соответствия полученных результатов предполагаемым .

Жизненные циклы проекта, как уже говорилось выше, могут строиться индивидуально, с учетом специфики конкретного предприятия. Однако, все они имеют некоторые общие черты, а именно:

Наибольшее количество затрат и персонала, задействованных в проекте, приходится на середину цикла. Начало и конец этого процесса характеризуются низкими показателями.

На первом этапе наблюдается самый высокий уровень риска, а также неуверенность и сомнение в успешном исходе деятельности.

В начале жизненного цикла проекта у участников есть прекрасная возможность с помощью изменений и усовершенствований методов достичь поставленных целей. Со временем это становится все труднее сделать.

Хотя жизненные циклы для каждого отдельного проекта или организации может существенно отличаться, существуют общие модели, которые могут служить основой.

Одной из самых распространенных является водопад, который предполагает последовательное выполнение каждого запланированного действия и характеризуется следующими особенностями:

-составление четкого плана действий по достижению поставленных целей;

-по каждому действию определяется определенный перечень задач, а также обязательных к исполнению работ;

-внедрение промежуточных (контрольных) этапов, на которых будет следить за соблюдением ранее разработанного плана.

Жизненные циклы проекта, которые цикличны, начаты согласно спиральной модели. На каждом этапе эффективность разработки определяется в соответствии с ее стоимостью. Данная модель характеризуется тем, что в ее разработке одна из ключевых позиций отводится рисковой составляющей, которая чаще всего включает в себя следующие элементы:

-недостаток квалифицированных и опытных кадров;

-возможность выйти за рамки бюджета или же не уложиться в заданные сроки;

-потеря актуальности разработки за время ее реализации;

-необходимость вносить изменения в процессе производства;

-риски, связанные с внешними факторами (перебои с поставками, изменение рыночной ситуации и так далее);