Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход занятия.

1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»
2.4.2 Развитие познавательных процессов.

Задачи блока: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах.

  2. Правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.

  3. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

  4. Разминка «Пальчиковая гимнастика» по развитию мелкой моторики рук.

  5. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

  6. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.

  7. Рефлексия занятия этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.


Ожидаемые результаты:

Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Освоение программного материала.

Блок рассчитан на 74 часа на 4 года. Занятия проходят в кабинете психолога по 30 – 45 минут.

    1. класс – 14 часов

    2. класс – 20 часов

    3. класс - 20 часов

    4. класс – 20 часов


Разделы блока

Внимание (24 часа)

Развитие произвольного внимания:
Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение;
Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие;
-развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
-устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность;
-распределение, переключение внимания;
-управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности.


Память (24 часа)

Развитие моторно-слуховой памяти;
-развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;
-развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти;
-развитие зрительной памяти;
-развитие кратковременной памяти:
-целенаправленное запоминание и припоминание;
-развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи;
-развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов

Мышления и речи (26 часов)

-развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;
-упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного


словаря, развитие коммуникативной функции речи;
-развитие мышления, связной речи и выразительных движений;
-развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и


обозначение его посредством слова;
-мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;
-операции анализа, синтеза, классификации;
-понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;
-понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных


картинках; 
-мыслительные ассоциативные связи;
-понимание скрытого смысла;
-сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений,


передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами,

придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы.


      1. Развитие эмоционально-волевой сферы.


Задачи блока: способствовать развитию и гармонизации эмоционально - волевой сферы, научить навыкам саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков, управлять своими эмоциями, поведением, действиями.
Структура занятий предполагает

  1. Упражнение для релаксации (снятие напряжения) - с целью создания настроя на занятие в сенсорной комнате.

  2. Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  3. Использование психологических упражнений на развитие визуализации, коммуникации, самоконтроля и произвольности.

  4. Упражнение для релаксации с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Ожидаемые результаты

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.
5класс – 14 часов

6класс – 20 часов

7класс - 20 часов

8класс – 20 часов

Разделы блока

Ознакомление с эмоциями (13 часов)

  • Наши чувства

  • Ознакомление с эмоциями

  • Радость и грусть

  • Обида

  • Злость и гнев

  • Страх

  • Вина и стыд

  • Интерес

  • Гордость

  • Удивление

  • Печаль и страдание

  • Пренебрежение

  • Определи настроение


Формирование умения правильно понимать чувства и настроения (48 часов)

  • Эмоциональные состоянии

  • Противоположные эмоции

  • Эмоциональные состояния, и как ими управлять 

  • Работа со своими эмоциональными состояниями 

  • Распознай свою эмоцию (чувство) 

  • Социальные эмоции 

  • Наше поведение и эмоциональные реакции 

  • Учимся сотрудничать 

  • Развиваем волевую регуляцию 

  • Я и моё поведение 

  • Успех и отношение к нему 



Снятие эмоциональной реактивности и ситуативной агрессии (13 часов)
Снятие напряжённости, невротических страхов
Снятие эмоциональной напряжённости


Саморегуляция эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация
Снятие страха перед школой
Снятие агрессии и страха с помощью воображения
Формирование умений сдерживать себя


Формирование выдержки и способности управлять собой в соревновательной ситуации;
Развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности.



    1. .4Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Задачи блока:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.


Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах.

  2. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.

  3. Разминка «Пальчиковая гимнастика» по развитию мелкой моторики рук.

  4. Упражнения, направленные на развитие психомотрныйх и сенсорных процессов– этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.

  5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.

  6. Рефлексия занятия этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.



Ожидаемые результаты

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • давать полное описание объектов и явлений;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • опосредовать свою деятельность речью.


Блок рассчитан на 74 часа на 4 года. Занятия проходят в кабинете психолога по 30 – 45 минут.

5класс – 14 часов

6класс – 20 часов

7класс - 20 часов

8класс – 20 часов
Разделы блока

  • развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.


  • тактильно-двигательное восприятие (14 часов)