Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход занятия.
1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.
2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.
3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.
4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»
2.4.2 Развитие познавательных процессов.
Задачи блока: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
-
Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. -
Правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку. -
Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе. -
Разминка «Пальчиковая гимнастика» по развитию мелкой моторики рук. -
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. -
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу. -
Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Освоение программного материала.
Блок рассчитан на 74 часа на 4 года. Занятия проходят в кабинете психолога по 30 – 45 минут.
-
класс – 14 часов -
класс – 20 часов -
класс - 20 часов -
класс – 20 часов
Разделы блока
Внимание (24 часа)
Развитие произвольного внимания:
Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение;
Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие;
-развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
-устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность;
-распределение, переключение внимания;
-управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности.
Память (24 часа)
Развитие моторно-слуховой памяти;
-развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;
-развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти;
-развитие зрительной памяти;
-развитие кратковременной памяти:
-целенаправленное запоминание и припоминание;
-развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи;
-развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов
Мышления и речи (26 часов)
-развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;
-упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного
словаря, развитие коммуникативной функции речи;
-развитие мышления, связной речи и выразительных движений;
-развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и
обозначение его посредством слова;
-мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;
-операции анализа, синтеза, классификации;
-понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;
-понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных
картинках;
-мыслительные ассоциативные связи;
-понимание скрытого смысла;
-сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений,
передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами,
придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы.
-
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи блока: способствовать развитию и гармонизации эмоционально - волевой сферы, научить навыкам саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков, управлять своими эмоциями, поведением, действиями.
Структура занятий предполагает
-
Упражнение для релаксации (снятие напряжения) - с целью создания настроя на занятие в сенсорной комнате. -
Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. -
Использование психологических упражнений на развитие визуализации, коммуникации, самоконтроля и произвольности. -
Упражнение для релаксации с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Ожидаемые результаты
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
5класс – 14 часов
6класс – 20 часов
7класс - 20 часов
8класс – 20 часов
Разделы блока
Ознакомление с эмоциями (13 часов)
-
Наши чувства -
Ознакомление с эмоциями -
Радость и грусть -
Обида -
Злость и гнев -
Страх -
Вина и стыд -
Интерес -
Гордость -
Удивление -
Печаль и страдание -
Пренебрежение -
Определи настроение
Формирование умения правильно понимать чувства и настроения (48 часов)
-
Эмоциональные состоянии -
Противоположные эмоции -
Эмоциональные состояния, и как ими управлять -
Работа со своими эмоциональными состояниями -
Распознай свою эмоцию (чувство) -
Социальные эмоции -
Наше поведение и эмоциональные реакции -
Учимся сотрудничать -
Развиваем волевую регуляцию -
Я и моё поведение -
Успех и отношение к нему
Снятие эмоциональной реактивности и ситуативной агрессии (13 часов)
Снятие напряжённости, невротических страхов
Снятие эмоциональной напряжённости
Саморегуляция эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация
Снятие страха перед школой
Снятие агрессии и страха с помощью воображения
Формирование умений сдерживать себя
Формирование выдержки и способности управлять собой в соревновательной ситуации;
Развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности.
-
.4Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Задачи блока:
-
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; -
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; -
формирование пространственно-временных ориентировок; -
развитие слухоголосовых координаций; -
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); -
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; -
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; -
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; -
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
-
Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. -
Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе. -
Разминка «Пальчиковая гимнастика» по развитию мелкой моторики рук. -
Упражнения, направленные на развитие психомотрныйх и сенсорных процессов– этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. -
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу. -
Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Ожидаемые результаты
-
ориентироваться на сенсорные эталоны; -
узнавать предметы по заданным признакам; -
сравнивать предметы по внешним признакам; -
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; -
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; -
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; -
давать полное описание объектов и явлений; -
различать противоположно направленные действия и явления; -
определять последовательность событий; -
ориентироваться в пространстве; -
целенаправленно выполнять действия по инструкции; -
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -
опосредовать свою деятельность речью.
Блок рассчитан на 74 часа на 4 года. Занятия проходят в кабинете психолога по 30 – 45 минут.
5класс – 14 часов
6класс – 20 часов
7класс - 20 часов
8класс – 20 часов
Разделы блока
-
развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
-
тактильно-двигательное восприятие (14 часов)