Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 лет.
2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век
н.э.)
Формирование индийского врачевания относится к глубокой древности. В медицине древней Индии четко прослеживается три этапа: 1. индская цивилизация с XXIII – XVIII вв. до н.э., 2. ведийский период с XIII – VI вв. до н.э., 3. буддийский c V – III вв. до н.э. и классический периоды с II до н.э. – Vв н.э.
Основными источниками изучения древнеиндийской медицины являются древние литературные памятники среди которых ведущее место занимают веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна», «Законы Ману». В юридическом памятнике – законах Ману содержатся положения санитарного законодательства, положения о постановке врачебной помощи населению, правила общественной и личной санитарии и гигиены. Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, грязелечение. Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели), правильность питания.
Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Преподавание производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
Наставникам разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. Ученики должны были иметь хорошее происхождение, молодость, здоровье, нормальные органы чувств, скромность.
В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнедробление, очищать и сушить раны. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, костные щипцы, иглы, пилы. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ. Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств весьма обширно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.
Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Общее обезболивание применялось с помощью опия, вина. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений, раны сшивали полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось большое количество лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени насчитывалось свыше 1000. Из средств животного происхождения употреблялись молоко, жир, масло, кровь, желчь животных, птиц, рыб.
Данные археологии дают достаточно полное представление о санитарном устройстве населенных мест. Почти в каждом доме были купальни, уборные. Имелись должностные лица, наблюдавшие за удалением нечистот и мусора, состоянием рынков и продуктов питания. Резко осуждалось употребление наркотиков.
Вопросы этики медицинской нашли отражения в древнейших памятниках индийской литературы – своде законов Ману (ок. 2 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и «Аюрведе». Врачебная этика Индии начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного терпения. По окончании обучения молодой лекарь знакомился с правилами врачебной деятельности, давая клятву неукоснительно их соблюдать. Кроме того он обещал быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. Профессиональные медики одевались в белое надушенное платье, коротко стригли бороду, следили за чистотой ногтей, не употребляли спиртные напитки. Они всегда носили с собой палку и зонтик, но самое главное – «избегали болтовни». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов: и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. В тоже время этот кодекс устанавливал ряд запретов в отношении оказания медицинской помощи, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Врачу надлежало одинаково относиться ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки; эти две стороны должны составлять полную гармонию.
Заключение
1. Представление о болезни как следствия нарушения
взаимодействия 3-х внутренних субстанций организма (прана,
желчь, слизь) при отрицательном воздействие 5 внешних стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля.
2. Совершенствование представлений об анатомическом строении человеческого тела.
3. Развитие оперативных методов лечения: родовспоможения,
хирургическая техника, уникальные методики лечения, в том числе «индийский способ» ринопластики.
4. Целенаправленные мероприятия по совершенствованию
предупреждения заболеваний. Первые опыты вариоляции, (методы укола руки и плеча.).
5. Становление гигиенических традиций как прообраз общей и коммунальной гигиены.
6. Создание первых общественных больниц (лечебниц) при храмах.Разработка основ практической и теоретической подготовки врачей. Основы врачебной этики.
3. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)
История цивилизации Древнего Египта насчитывает больше трех тысячелетий и насчитывает четыре эпохи и несколько периодов. Долина нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской цивилизации. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной древней Месопотамии. Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта дошедшие до наших дней это медицинские тексты, описание историков и писателей древности. Впервые о существовании медицинских трактатов в древнем Египте говориться в записи на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра. Медицинские трактаты были написаны на папирусах, часть некоторых до наших дней не сохранились, и мы знаем о них по свидетельству древних историков. Археологические исследования это изучение египетских мумий и медицинских инструментов, а также настенная живопись, надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах, заупокойных стелах.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.