Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
медицинских школах допускались лишь лица, прошедшие полный курс «энциклиос педиа». Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их лечении. При изложении практических медицинских знаний и даже отдельных анатомических деталей византийские врачи существенно дополнили труды своих позднеантичных коллег. Например, в «Синопсисе» Орибазия, содержится первое упоминание о слюнных железах, более подробные сведения о женских половых органах, высказаны оригинальные представления о механизме зачатия. Важное место в развитии византийской медицины занимало медико-санитарное дело. Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. Закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров (врачей) и медико-санитарная организация в армиях. Большая роль в организации медицинской помощи, прежде всего сельского населения, принадлежала церкви. При монастырях, существовавших в Византии с 4 века, проводился прием больных, а также строились специальные помещения для стационарного лечения больных, призрения стариков и инвалидов. Крупной заслугой явилось создание первых гражданских больниц, наиболее крупные из них насчитывали по несколько сот коек. Позднее появились аптеки, как специальные учреждения. Больницы возникли из изоляторов для заразных больниц, приютов для престарелых и увечных. В соответствии с господствующим положением церкви содержание больниц сосредоточилось в ее руках. Византийские больницы послужили прототипом для создания подобных учреждений в странах Востока.
В развитие средневековой медицины Византии крупным вкладом было создание аптек. Аптечным учреждениям предписывались функции сбора лекарственных средств, вопросы связанные с их продажей, формировали взаимоотношения между врачами и их больными.
Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.
В Древней Руси существовали три формы врачевания:
1) народное врачевание – люди, которые им занимались, назывались кудесни
ками и знахарями;
2) монастырская медицина – которая получила свое распространение после
принятия на Руси христианства
3) светская или мирская медицина, появившаяся во время правления Ярослава
Мудрого. Она же носила название иноземной.
Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).
Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.
До принятия христианства врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, которых боялись так как верили, что те являются посредниками между исцеляющими силами природы и человеком, и могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца)
брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра. В лавре лечили от самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение. Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи,
переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину.
Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения. За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.
Санитарное дело. Бани. Эпидемии
В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.
Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.
Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.
Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.
С нашествием монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской. Светская медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях.
В VI-VII вв. Большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического учения – ислам, религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622г. Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570-632гг.), родом из Мекки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину положившую начало исламскому государству.
Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и распад.
Первый период истории Халифата (632-750гг.)
Второй период истории Халифата (750-середина IX в.)
Третий период истории Халифата (IX-XIII)
В VII в. когда арабы захватили значительные территории Византийской империи и государства Сасанидов (современные Сирия, Армения, Азербайджан, Египет, Ливия, Ирак, Иран и др.), в научных центрах этих стран развивались греческая философия и греческая наука. В течении IX-X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. В современной Турции в библиотеках и частных коллекциях хранится более 5000 медицинских манускриптов на арабском, турецком и персидском языках. Авторы оригиналов – античные врачи-язычники изображаются в них в духе мусульманской традиции. Переводническая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах. «Арабские науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предание о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и «Корана» (основная священная книга ислама). Возрос интерес и к медицине, которая со
В развитие средневековой медицины Византии крупным вкладом было создание аптек. Аптечным учреждениям предписывались функции сбора лекарственных средств, вопросы связанные с их продажей, формировали взаимоотношения между врачами и их больными.
-
Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)
Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.
В Древней Руси существовали три формы врачевания:
1) народное врачевание – люди, которые им занимались, назывались кудесни
ками и знахарями;
2) монастырская медицина – которая получила свое распространение после
принятия на Руси христианства
3) светская или мирская медицина, появившаяся во время правления Ярослава
Мудрого. Она же носила название иноземной.
Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).
Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.
До принятия христианства врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, которых боялись так как верили, что те являются посредниками между исцеляющими силами природы и человеком, и могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца)
брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра. В лавре лечили от самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение. Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи,
переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину.
Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения. За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.
Санитарное дело. Бани. Эпидемии
В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.
Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.
Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.
Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.
С нашествием монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской. Светская медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях.
-
Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)
В VI-VII вв. Большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического учения – ислам, религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622г. Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570-632гг.), родом из Мекки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину положившую начало исламскому государству.
Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и распад.
Первый период истории Халифата (632-750гг.)
Второй период истории Халифата (750-середина IX в.)
Третий период истории Халифата (IX-XIII)
В VII в. когда арабы захватили значительные территории Византийской империи и государства Сасанидов (современные Сирия, Армения, Азербайджан, Египет, Ливия, Ирак, Иран и др.), в научных центрах этих стран развивались греческая философия и греческая наука. В течении IX-X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. В современной Турции в библиотеках и частных коллекциях хранится более 5000 медицинских манускриптов на арабском, турецком и персидском языках. Авторы оригиналов – античные врачи-язычники изображаются в них в духе мусульманской традиции. Переводническая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах. «Арабские науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предание о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и «Корана» (основная священная книга ислама). Возрос интерес и к медицине, которая со