Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословения Аллаха. В медицинских школах при больницах широко использовалось клиническое преподавание, теоретическая медицина преподавалась в соответствии с анатомо-физиологическими представлениями Галена. Свидетельство об окончании медицинской академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но и для получения придворных врачебных должностей и преподавательской работы. Арабы внесли большой вклад в развитие знаний от лекарственных растениях. В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках. Успешно решались врачами Арабского Востока проблемы личной и общественной гигиены. Они более детально разработали вопросы рационального питания, диетического режима для людей различных возрастов. Много внимания уделяется гигиене беременных, уходу за грудными детьми и вопросам вскармливания. Установлены строгие правила водопользования, хранения и продажи пищевых продуктов. Арабские врачи уделяли много времени изучению причин заразных болезней. Разрабатывались вопросы о передаче заразных болезней, в частности через окружающие предметы. Предлагались методы обеззараживания при помощи окуривания и изоляцию больных.
Представления о болезни, толкование причин заболевания.
Представления о болезни у арабов формировались под влиянием древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках, изложенных в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированных в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют мизадж – темперамент каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (разных степеней сложности)
Выдающимся философом, врачом и химиком Раннего средневековья был перс Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ал-Рази (850-923гг.) Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно – когда было около 30 лет. В Багдаде основал и возглавил больницу, которая была наполнена его учениками. С именем ал-Рази связанно применение ваты в медицине, изобретение ряда инструментов, например для извлечения инородных тел из гортани. Среди 236 известных произведений ал-Рази (сохранилось не более 30) особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». По существу это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. В течении всей
своей жизни он вел записи своих наблюдений, в которых анализировал каждую болезнь с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских, и арабских авторов, после чего делал выводы. С его именем связано первое в арабоязычном мире ведение четкой документации о каждом больном (своего рода «историй болезней»).
Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечение травматических повреждений и вывихов. Самым видным хирургом считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави (936-1013гг.). Ал-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга. К его приоритетам относятся: применение кетгута(шовный материал) в абдоминальной (внутриполостная)хирургии и для подкожных швов, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, описал что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.
Вклад врачей Средневекового Востока в развитие офтальмологии.
Офтальмология занимает особое место в хирургии и медицине средневекового Востока. Египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039) исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Аммар ибн Али ал-Маусали разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи, изобретенной им полой иглы, имела большой успех и получила название «операция Аммара».
Медицина образования.
Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.
Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина.
Другие обучались искусству врачевания у своих родителей – врачей, как правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструментов и всегда обилие пациентов для развития практических навыков. Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали уроки дома или в мечетях, а позднее в больницах. Медицинских школ в Халифате еще не существовало, - они появились в XIII в. Первые исламские медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимались мальчики в возрасте 15 лет. Ученики проживали при больнице в течении всего периода обучения.
Медицина народов Средней Азии. Труды Авиценны их значение для развития медицины.
После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и состоит из пяти книг.
Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента, 3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.
Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается 476 г. Когда был низложен последний император Западной Римской империи – Ромул Аугустул. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма. В результате была создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада.
Ведущая роль в медицине принадлежала церкви. Первые христианские госпитали (помещение для приезжих) появились в Западной Европе на рубеже V-VI вв. при кафедральных соборах и при монастырях. Монахи лечили не только «постом и молитвой», но и рациональными средствами. Рост городов и количества горожан обусловили появление городских госпиталей, несущих функции приюта и больницы.
Высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – врачебная школа в г. Салерно. Эта школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направления. Ее деканы не имели духовного сана. В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. Раз в пять лет разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов. В университете, на факультете медицины курс теоретического обучения длился пять-семь лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Количество студентов - медиков было небольшим и редко превышало 10 человек. Затем были открыты университеты в Болоньи, Париже.
В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями, сформировался церковный суд – инквизиция. В системе инквизиции важное место занимали и врачи. От его «искусства» пытать подсудимого зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался до суда. После пыток врач залечивал раны – ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым. Все это заметно повлияло на сложившийся к тому времени метод средневекового образования – схоластику. Схоластика – средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике. Медики-схоласты пользовались трудами Гиппократа и Галена, ссылаясь на ошибочные, умозрительные представления о процессах, происходящих в человеческом организме. Все сочинения предшественников предварительно проходили церковную цензуру, поэтому наиболее ценные практические сведения отбрасывались как противоречащие католическим догмам. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии. В 1490 г. В Падуе был построен первый анатомический театр. Наибольшим опытом обогатилась медицина в области инфекционных болезней. Наиболее тяжелой была эпидемия чумы в XIV веке. Из других заболеваний широко распространилась в этот период проказа (лепра) и ряд других кожных заболеваний. Этому способствовали крестовые завоевательные походы в страны Восточного Срединоземноморья (1096-1270 гг.) В эпоху Возрождения в связи с улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.
Задолго до разработки научного обоснования мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять закрытие гаваней, задержание людей и товаров на прибывавших кораблях в течение 40 дней, откуда и возник термин «карантин» (итал. Quarantena; от quaranta gironi – сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. В 1403 г. На острове св. Лазаря близ Венеции были организованы лазареты для заболевших на морских судах во время карантина; к 1485 г. была разработана целая система морских карантинов и лазаретов, в которых лечили больных и изолировали людей, прибывших из зараженных местностей и стран. Так были заложены первые основы будущей карантинной служба.
Медицина Средневековой Европы не была бесполезной. Был накоплен огромный опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных заболеваний, противоэпидемические меры.
Лекция № 6. Медицина Позднего Средневековья (XV – XVII вв.). Развитие опытного знания и клинического наблюдения.
План
На рубеже XIV – XV вв. создались условия для коренных преобразований в экономике, духовной жизни, медицине. Великие географические открытия положили начало мировой торговле, новым знаниям, например, медицина Европы получила новые лекарственные препараты – кору хинного дерева, опий, камфару и др. Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине».
Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа
Представления о болезни, толкование причин заболевания.
Представления о болезни у арабов формировались под влиянием древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках, изложенных в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированных в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют мизадж – темперамент каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (разных степеней сложности)
Выдающимся философом, врачом и химиком Раннего средневековья был перс Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ал-Рази (850-923гг.) Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно – когда было около 30 лет. В Багдаде основал и возглавил больницу, которая была наполнена его учениками. С именем ал-Рази связанно применение ваты в медицине, изобретение ряда инструментов, например для извлечения инородных тел из гортани. Среди 236 известных произведений ал-Рази (сохранилось не более 30) особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». По существу это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. В течении всей
своей жизни он вел записи своих наблюдений, в которых анализировал каждую болезнь с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских, и арабских авторов, после чего делал выводы. С его именем связано первое в арабоязычном мире ведение четкой документации о каждом больном (своего рода «историй болезней»).
Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечение травматических повреждений и вывихов. Самым видным хирургом считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави (936-1013гг.). Ал-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга. К его приоритетам относятся: применение кетгута(шовный материал) в абдоминальной (внутриполостная)хирургии и для подкожных швов, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, описал что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.
Вклад врачей Средневекового Востока в развитие офтальмологии.
Офтальмология занимает особое место в хирургии и медицине средневекового Востока. Египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039) исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Аммар ибн Али ал-Маусали разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи, изобретенной им полой иглы, имела большой успех и получила название «операция Аммара».
Медицина образования.
Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.
Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина.
Другие обучались искусству врачевания у своих родителей – врачей, как правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструментов и всегда обилие пациентов для развития практических навыков. Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали уроки дома или в мечетях, а позднее в больницах. Медицинских школ в Халифате еще не существовало, - они появились в XIII в. Первые исламские медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимались мальчики в возрасте 15 лет. Ученики проживали при больнице в течении всего периода обучения.
Медицина народов Средней Азии. Труды Авиценны их значение для развития медицины.
После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и состоит из пяти книг.
Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента, 3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.
-
Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)
Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается 476 г. Когда был низложен последний император Западной Римской империи – Ромул Аугустул. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма. В результате была создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада.
Ведущая роль в медицине принадлежала церкви. Первые христианские госпитали (помещение для приезжих) появились в Западной Европе на рубеже V-VI вв. при кафедральных соборах и при монастырях. Монахи лечили не только «постом и молитвой», но и рациональными средствами. Рост городов и количества горожан обусловили появление городских госпиталей, несущих функции приюта и больницы.
Высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – врачебная школа в г. Салерно. Эта школа была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании придерживалась практического направления. Ее деканы не имели духовного сана. В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, а с 1238 г. Раз в пять лет разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов. В университете, на факультете медицины курс теоретического обучения длился пять-семь лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины. Количество студентов - медиков было небольшим и редко превышало 10 человек. Затем были открыты университеты в Болоньи, Париже.
В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с ересями, сформировался церковный суд – инквизиция. В системе инквизиции важное место занимали и врачи. От его «искусства» пытать подсудимого зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался до суда. После пыток врач залечивал раны – ведь еретика надлежало возводить на костер невредимым. Все это заметно повлияло на сложившийся к тому времени метод средневекового образования – схоластику. Схоластика – средневековый научный метод, или тип религиозной философии, основанный на формальной логике. Медики-схоласты пользовались трудами Гиппократа и Галена, ссылаясь на ошибочные, умозрительные представления о процессах, происходящих в человеческом организме. Все сочинения предшественников предварительно проходили церковную цензуру, поэтому наиболее ценные практические сведения отбрасывались как противоречащие католическим догмам. Наука оказалась в жестких рамках религиозной идеологии. В 1490 г. В Падуе был построен первый анатомический театр. Наибольшим опытом обогатилась медицина в области инфекционных болезней. Наиболее тяжелой была эпидемия чумы в XIV веке. Из других заболеваний широко распространилась в этот период проказа (лепра) и ряд других кожных заболеваний. Этому способствовали крестовые завоевательные походы в страны Восточного Срединоземноморья (1096-1270 гг.) В эпоху Возрождения в связи с улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.
Задолго до разработки научного обоснования мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять закрытие гаваней, задержание людей и товаров на прибывавших кораблях в течение 40 дней, откуда и возник термин «карантин» (итал. Quarantena; от quaranta gironi – сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. В 1403 г. На острове св. Лазаря близ Венеции были организованы лазареты для заболевших на морских судах во время карантина; к 1485 г. была разработана целая система морских карантинов и лазаретов, в которых лечили больных и изолировали людей, прибывших из зараженных местностей и стран. Так были заложены первые основы будущей карантинной служба.
Медицина Средневековой Европы не была бесполезной. Был накоплен огромный опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных заболеваний, противоэпидемические меры.
Лекция № 6. Медицина Позднего Средневековья (XV – XVII вв.). Развитие опытного знания и клинического наблюдения.
План
-
Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения: -
Становление анатомии и хирургии как науки. -
Медицина в Московском государстве.
-
Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения:
На рубеже XIV – XV вв. создались условия для коренных преобразований в экономике, духовной жизни, медицине. Великие географические открытия положили начало мировой торговле, новым знаниям, например, медицина Европы получила новые лекарственные препараты – кору хинного дерева, опий, камфару и др. Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине».
Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа