Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

117 вывоз кофе. В обоих случаях правительства апеллировали к необходимости не допустить дефицита продукции на рынке, либо роста цен на социально значимые товары сверх признанного государством их «нормального» уровня.
1
Неоднократно прибегали к замораживанию цен и в постсоветской
России.
Основная угроза государственного контроля над ценами состоит в сокращении производства и возникновении дефицита в легальной торговле.
При этом продавцы видят, что многие потребители были бы рады купить товар по большей цене, а потому стремятся продать его на черном рынке.
Там, однако, их затраты оказываются больше тех, что складываются на нормальном, «белом рынке», ибо включают в себя не только обычные расходы на производство и реализацию, но и компенсации за риск разоблачения: штрафы, взятки и т.п. В результате кривая предложения на черном рынке уходит вверх в сравнении с «нормальной» кривой, т.е. принимает положение S
1
(рис. 4-23):
Рис. 4-23. Дефицит и черный рынок q
P
S
0
p*
q* q
s
D
E p
g q
d дефицит
S
1
p
′ q

E

B
A
Теперь можно подводить итоги: государственная забота о бедных на деле привела к бесконечным очередям, карточкам и вымыванию товаров из открытой торговли. С другой стороны, на черном рынке, куда
1
Отдельные слои населения, разумеется, выигрывают от такой политики, но общество в целом несет ущерб. Почему это так, объясняется в темах, посвященных международным экономическим отношениям и изучаемых, обычно, в курсе макроэкономики.

118 переместилась основная масса товара, цена оказалась еще выше (P′ против
P
*), а товара - меньше (q′ против q*), чем было в свободной продаже до начала государственных экспериментов. Если вдуматься, не только одни продавцы выиграли на черном рынке. Значительная часть доходов от продаж попала разного рода контролерам-взяточникам (площадь P′E′BA). В тоже время площадь E′EB составляет потери мертвого груза в результате перехода от нормального рынка к черному.
Может возникнуть вопрос: если государственное регулирование цен приводит к столь плохим результатам, то почему оно так широко применяется даже в странах с развитой рыночной экономикой? Ответ состоит в том, что в данной теме речь идет о конкурентном рынке (см. п.
3А). Очень часто, однако, рынки характеризуются наличием монопольной власти. В таких случаях государственное установление максимальных цен ведет к положительным результатам. Об этом речь пойдет в теме 11, п. 4.
б) Минимальная цена
Иногда государство поступает прямо противоположным образом: оно запрещает продавать какой-либо товар дешевле установленной им цены.
Пример - минимальная заработная плата. Возможно, работник и работодатель сторговались бы и за меньшую сумму, но государство запрещает платить меньше. Если такая государственная цена (Pg) оказывается выше равновесной (P*), на рынке возникает избыток предложения над спросом (рис. 4-24). На рынке труда такой избыток означает безработицу (q s
- q d
):


119
Рис. 4-24. Государственная минимальная цена q
P
S
0
p*
q*
D
E
p g
q d
безработица q
s
S
1
Обычно с подобной безработицей борются путем сокращения предложения труда за счет ограничения притока в страну иностранной рабочей силы. В самом деле, если некое государство ставит препоны на пути найма иностранцев, то кривая предложения на соответствующем рынке труда уходит влево-вверх в положение S
1 и тогда, возможно, государственная минимальная заработная плата станет равновесной ценой труда. Безработица в таком случае исчезнет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
С.Ментюкова, К.Бусько, Д.Бутрин; Н.Гончаренко, А.Костина
Правительство развило покупательные способности
//
Производители продовольствия фиксируют ажиотажный спрос на свою продукцию
Газета «Коммерсантъ», №199(3775) от 30.10.2007
Попытка регулировать цены на продовольствие соглашениями
компаний о замораживании цен дала сигнал к ажиотажному спросу. На
прошлой неделе дистрибуторы и производители зафиксировали двух-
трехкратный рост спроса на «замороженные» позиции, в том числе
растительное масло, а также товары, не вошедшие в список, - мясные,
молочные, рыбные и плодоовощные консервы. Рост спроса обеспечен
не только потребителями, но и закупками торговых сетей. По мнению

120
экспертов, происходящее приведет к новому витку роста цен до конца
2007 года.
Производители и дистрибуторы продовольственных товаров зафиксировали резкий рост спроса на ряд пищевых товаров. В дистрибуторских компаниях, опрошенных Ъ, утверждают, что закупки сетей и розничных рынков по этим товарным категориям за последние две недели увеличились в два-три раза. «В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок, - говорит глава компании “Царь-
Град” Дмитрий Алефанов. - По ряду позиций - подсолнечное масло, консервы, мука, крупы - эта тенденция особенно заметна». По словам директора по связям с общественностью “Бунге СНГ” (ТМ “Олейна”, Ideal)
Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: «В некоторых магазинах даже появлялись объявления: “Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем”».
О возможности возникновения ажиотажного спроса и дефицита на ряд позиций в торговле, цены на которые заморожены (как уже писал Ъ, 24 октября крупнейшие российские производители продуктов питания и ритейлеры по инициативе Минсельхоза взяли на себя обязательства заморозить цены на ряд своих брэндов с 15 октября 2007 года по 31 января
2008 года), уже предупреждали экономисты. Однако спрос растет не только на «замороженный» список, но и на другие продукты длительного хранения
- речь прежде всего идет о консервах всех видов. Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен. Вслед за базовым сырьем подорожание началось во всей отрасли: по оценкам опрашиваемых Ъ экспертов, растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию
(+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%).
Производители и дистрибуторы считают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети - как ожидая дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли. «В ожидании


121 подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети - чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль», - говорит директор департамента развития группы
«
Эрконпродукт» (один из крупнейших производителей молочной продукции и овощных консервов) Евгений Золотайкин.
«
Не исключаю, что в сегодняшней ситуации розничные торговцы, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы - ноябре- декабре, изменили закупочную политику», - говорит глава компании
«
Внешэкономпрод» (крупный уральский дистрибутор) Александр Попов.
По словам господина Золотайкина, роль в формировании ажиотажа играет и сезонный рост спроса на продовольствие в ноябре-декабре - на сезон перед
Новым годом приходится пик продаж продуктов питания.
Опрошенные Ъ крупные ритейлеры, работающие на федеральном уровне, подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах «Седьмого континента», X5, «Копейки» и других заявили, «что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет». В региональных сетях, напротив, отмечают повышенный спрос. «Зная о подорожании с 31 января, население спешно закупается по прежним ценам. Если раньше в день у нас покупали 100 бутылок подсолнечного масла, теперь – 500», - говорит руководитель розничного направления группы «Добрыня» (восемь магазинов в Перми и Пермском крае)
Константин Томенко. По его словам, три-четыре недели назад ажиотаж затрагивал растительное масло, но те же тенденции наметились и по другим товарам.
«
Перед нами сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий, - поясняет главный экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин. - Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены, - продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не

122 распространяется - население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят». Ситуация напоминает ему замедленный вариант событий на продовольственном рынке 1992-1993 годов и осени 1998 года: дефицит на фоне растущей инфляции.
Гендиректор агентства R&I Group Юний Давыдов обращает внимание на возможность локальных кризисов спроса - он вспоминает ситуацию с ажиотажным спросом на соль и сахар в ряде регионов в 2006 году. «“Соляной кризис”, во время которого соль пропала с полок магазинов, а торговцы не смогли удовлетворить спрос, развивался в геометрической прогрессии», - говорит он. Сети, по его словам, могут увеличивать закупки, чтобы показать потребителю отсутствие дефицита. А ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев прогнозирует, что если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты «будет пересмотрено». Впрочем, масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1
. Перед нами три товара: пиво, сухое вино и сухарики «Емеля».
Объясните, что произойдет со спросом на каждый из этих товаров, если пиво подорожает. Проиллюстрируйте Ваши рассуждения с помощью графиков.
2.
Иногда говорят так: рост спроса на товар ведет к повышению его цены, но повышение цены, в свою очередь, уменьшает спрос. Значит ли это, что мы попадаем в порочный круг, и спрос, в конечно счете, вообще не может вырасти? Объясните ситуацию, опираясь на понятия «спрос» и
«
величина спроса».
3
. Есть два утверждения:
А. Повышение спроса на бензин ведет к его удорожанию;
Б. Удорожание нефти ведет к удорожанию бензина, что уменьшает спрос на него.


123
В каком из них речь фактически идет о спросе, а в каком – о величине
спроса? Проиллюстрируйте оба утверждения с помощью графиков, отражающих ситуацию на бензиновом рынке.
4
. Некая фирма, торгующая бытовой техникой, объявляет трехдневную распродажу: с пятницы по воскресенье все товары продаются со значительными скидками, вследствие чего их сбыт заметно возрастает.
Так, накануне распродажи ежедневно продавалось 10 телевизоров данной марки по 10000 руб., а во время распродажи – 15 телевизоров по 7000 руб.
Можно ли сказать, что эти данные отражают функцию спроса на товар от его цены? Почему «да» или почему «нет»?
5
. Предположите, что спрос на некий товар и его предложение растут:
А. Можно ли предсказать, будет ли равновесная цена товара повышаться, понижаться или останется той же в результате этих изменений?
Б. Будет ли равновесный объем товара увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным?
В. Можно ли предсказать, будет ли увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным совокупный доход производителей этого товара
(произведение равновесных цены и объема).
Проиллюстрируйте решения графически.
6
. Доходы потребителей упали, а цены используемых в производстве ресурсов возросли. Нарисуйте график, отражающий изменение рыночного равновесия; укажите на нем новую рыночную цену, а также равновесное количество продаваемого и покупаемого блага.
7
. На рынке данного блага сложилась определенная равновесная цена. Покажите на графике, как она может измениться, если производители блага ожидают в дальнейшем снижения, а потребители – повышения цены на него.

124
8
. Предположите, что и апельсины, и мандарины продаются их производителями на конкурентных национальных рынках. Нарисуйте графики и ответьте на следующие вопросы, относящиеся к данному случаю:
А. Если предложение мандаринов повышается, увеличивается или уменьшается выручка (произведение цены на объем продаж) производителей апельсинов?
Б. Предположите, что мандариновые рощи повреждены вредителями, что уменьшит предложение мандаринов, но не повлияет на предложение апельсинов. Как это отразиться на равновесных ценах и объемах производства мандаринов и апельсинов?
9.
По причине весьма благоприятных погодных условий в стране собран рекордный урожай зерна. Объясните, как это повлияет на рыночное равновесие на зерновом рынке. Что изменится, если в таких условиях правительство примет решение о дополнительных закупках зерна в государственный фонд? Проиллюстрируйте Ваши рассуждения с помощью графиков.
10
. Экономики Китая и Индии быстро растут в последние годы. Как это сказывается на мировом рынке нефти? Проиллюстрируйте графически.
11
. На мировом рынке резко выросли (упали) цены на нефть.
Объясните, как это может повлиять на состояние валютного рынка в
России. Что необходимо предпринять Центральному банку, если он хочет, чтобы валютный рынок вернулся в прежнее равновесное состояние?
Проиллюстрируйте Ваши рассуждения с помощью графиков.
12
. Предположим, имеет место значительный рост вложений иностранных инвесторов в российские ценные бумаги. Объясните с помощью графиков, как это должно повлиять на:
-
Российский рынок ценных бумаг;
-
Валютный рынок в России;
-
Валютные резервы Центрального банка России, если он хочет сохранить неизменным курс рубля по отношению к иностранным валютам.


125
13
. На рынке вырос спрос на картины старых мастеров. Как это отразится на равновесной цене и равновесном количестве картин?
Проиллюстрируйте Ваши рассуждения графически.
14
. Дана таблица спроса и предложения некоторого товара:
Цена Величина спроса Величина предложения
15000 1000 400 16000 900 600 17000 800 800 18000 700 1000 19000 600 1200 20000 500 1400
Предположим, величины спроса возросли на 300 ед. при каждом значении цены. Как изменятся равновесная цена и равновесное количество товара? Обоснуйте решение графически.
15
. Спрос и предложение товара заданы функциями: P=28-4q и
4
P
3
q
+

=
. Рассчитайте равновесную цену и равновесное количество данного товара. Покажите их на графике.
16
. Функция рыночного спроса на товар: P = 20 – 2q, а функция предложения: P = 5 + q. Чему будут равны равновесная цена и равновесное количество продукта? Рассчитайте выигрыш потребителя и выигрыш производителя в этом случае. Проиллюстрируйте решение графически.
17
. На валютной бирже спрос на доллары выражается функцией: P =
60 – 0,25q
, а предложение: P = 20 + 0,15q, где P – курс доллара в рублях, а q
– количество долларов (в млн.). Каким будет равновесный курс и сколько валюты будет куплено по этому курсу? Проиллюстрируйте решение графически.
18
. Используя условия предыдущей задачи, скажите, какой должна быть валютная интервенция Центрального Банка, чтобы курс составил 32 руб./доллар? Представьте ситуацию графически, предполагая, что
Центральный банк согласен продать свою валюту по любому курсу.

126
19
. Даны функции спроса и предложения: P=80-5q, P=32+q. Если государство запретит продавать товар дороже, чем по 35 руб., то каким будет дефицит? Проиллюстрируйте решение с помощью графика.
20
. Функция рыночного спроса на товар: P= 12-2q, а функция предложения: P=4+2q. Государство ввело потоварный налог в размере 2 руб. с каждой единицы продукции. Рассчитайте новую равновесную цену и новое равновесное количество продукта. Чему будет равна общая величина налогового сбора? Проиллюстрируйте решение с помощью графика.
21.
Используя условия предыдущей задачи, рассчитайте потери потребителей и производителей от введения налога, а также «потери мертвого груза». Проиллюстрируйте решение графически.
22
. В городах А и Б функции спроса на мясо одинаковы и составляют: P = 20 - q. Всего производится 10 ед. мяса, причем производителям безразлично, в какой из двух городов его вести. Известно только, что затраты у всех производителей одинаковы и равны 10 ден. ед. за одну единицу мяса. Чему будет равна рыночная цена мяса в каждом из двух городов и сколько мяса будет там продаваться?
Проиллюстрируйте решение графически.
23
. В борьбе с высокими ценами власти города А запрещают продавать мясо дороже, чем по 10 ден. ед., а в городе Б действует принцип свободной торговли. Используя условия предыдущей задачи, объясните, как изменятся цены в обоих городах, и сколько мяса будет там продаваться?
(Черный рынок в А отсутствует.)
Проиллюстрируйте решение графически.