Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 690

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

ТЕМА 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Прямая эластичность спроса по цене
2. Перекрестная эластичность спроса по цене
3. Эластичность спроса по доходу
4. Эластичность предложения по цене
1. Прямая эластичность спроса по цене
А. Понятие и измерение эластичности
В экономике многие переменные взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой и изменение другой. Например, изменение цены товара ведет к изменению величины спроса на него. В связи с этим возникает задача количественного измерения таких взаимосвязей. В частности нам недостаточно просто констатировать, что величина спроса на товар, вероятно, возрастет в связи с падением его цены; необходимо с максимальной точностью определить степень увеличения спроса при заданном снижении цены.
В решении подобных задач нам помогает теория эластичности.
Эластичность отражает степень реакции одной переменной (например, спроса) на изменение другой переменной (например, цены). В этой связи нам, прежде всего, необходимо определиться с вопросом, в каких единицах исчислять изменения цены и спроса. Первое, что здесь приходит в голову - измерять цену в рублях, а спрос – в физических единицах (штуках, килограммах, и т.д.). Это позволит посмотреть, на сколько единиц изменяется спрос при изменении цены на Х руб.
Предположим, известно, что снижение цены на 5 руб. ведет к росту спроса на 10 штук. Однако, подобная информация сама по себе абсолютно бессодержательна, ибо мы не знаем, какими были значения цены и спроса до происшедших изменений. Если перед нами автобусный билет, то снижение цены будет очень значительным, а рост спроса в масштабах города – ничтожным. Если речь идет о «Жигулях», продаваемых в течение дня в одном из магазинов, то все наоборот. В связи с этим целесообразно

128 изменения как цены, так и спроса исчислять не в абсолютных значениях, а в процентах. Процентные изменения делают сопоставимыми величины спроса на все товары - от булавок до атомных подводных лодок.
Прямая эластичность спроса по цене (
P
d
E
) показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении его цены (P) на 1%.
Формула расчета коэффициента эластичности:
%)
(в цены
Изменение
(в%)
спроса
Изменение
E
P
d
=
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 20%. Тогда:
2 10%
-
20%
E
P
d

=
=
Предположим, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 20%. Тогда:
2 10%
20%
-
E
P
d

=
=
Вывод: коэффициент прямой эластичности всегда отрицателен, поскольку цена и величина спроса на товар меняются в разных направлениях: когда цена снижается, спрос растет, и наоборот.
Возможны три случая:
1. Если при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в большей степени, чем цена, то спрос эластичен по
цене.
В этом случае:
1
E
P
d

Только что приведенные примеры относятся к этому случаю. Так:
2
E
2 10%
20%
-
E
P
d
P
d
=


=
=
2. Если при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в меньшей степени, чем цена, то спрос неэластичен по
цене.
В этом случае:
1
E
P
d



129
Например, цена товара упала на 10%, в результате чего спрос на него вырос на 5%. Тогда:
2 1
E
2 1
10%
-
5%
E
P
d
P
d
=


=
=
3. Если при некотором процентном изменении цены величина спроса на товар изменяется в той же степени, что и цена, то спрос имеет
единичную эластичность по цене.
В этом случае:
1
E
P
d
=
Например, цена товара выросла на 10%, в результате чего спрос на него упал на 10%:
1
E
1 10%
10%
-
E
P
d
P
d
=


=
=
Б. Точечная и дуговая эластичность
Как уже говорилось, коэффициент прямой эластичности спроса по цене исчисляется по формуле:
%)
(в цены
Изменение
(в%)
спроса
Изменение
E
P
d
=
Поскольку процентное изменение спроса исчисляется по формуле:
*
100%
q
q

, где q – начальное значение спроса, Δq – изменение спроса в штуках, а процентное изменение цены – по формуле:
*
100%
P
P

, где P – начальное значение цены, ΔP – изменение цены в рублях, то: q
P
ΔP
Δq
E
100%
P
ΔP
:
100%
q
Δq
E
*
*
*
P
d
P
d
=

=
Первый сомножитель в последней формуле (
ΔP
Δq
) – есть наклон функции спроса относительно оси Р. Таким образом, чем он круче,

130 соответственно чем положе наклон функции спроса относительно оси q, тем выше эластичность.
Эластичность в точке
Из приведенной формулы видно, что эластичность зависит, не только от наклона функции спроса, но и от начальных значений цены (P) и спроса
(q
). Взяв за основу те или иные значения цены и спроса, получаем эластичность в данной точке (точечную эластичность).
Пусть известны две пары значений цены и спроса в двух точках на кривой спроса:
P q т. А
10 50 т. В
5 100
Если мы исходим из того, что начальные значения цены и спроса составляют: P=10, q=50, то эластичность в точке А равна: p
d
*
*
Δq P 50 10
E =
=
= -2
ΔP q -5 50
Данный результат означает, что каждый процент снижения цены приведет к росту спроса на 2%.
Если же мы полагаем, что начальные значения цены и спроса: P=5, q=100, то эластичность в точке В p
d
*
*
Δq P -50 5
E =
=
= -0,5
ΔP q
5 100
Данный результат означает, что каждый процент роста цены приведет к снижению спроса на 0,5%.
Дуговая эластичность
Таким образом, коэффициент эластичности зависит от того, какая точка будет взята за базу при расчете. Чтобы избежать этого затруднения за основу иногда берут средние значения цены (
P
) и спроса (
q
), т.е. рассчитывают коэффициент эластичности при переходе от одной точки к другой – дуговую эластичность.


131
Формула дуговой эластичности:
P
d
*
Δq P
E =
ΔP q
Соответственно в нашем примере дуговая эластичность спроса по цене при переходе от точки А к точке В составляет: p
d
*
*
Δq P 50 7,5
E =
=-
= -1
ΔP
5 75
q
Иными словами, при переходе от одной точки к другой каждый процент изменения цены ведет к обратному изменению спроса тоже на 1%.
В. Геометрическая интерпретация прямой эластичности спроса
по цене
Приведем без доказательства следующее положение. Если функция спроса линейна, то коэффициент эластичности спроса по цене в точке C по модулю равен отношению отрезков ВС и АС:
AC
BC
E
p
d
=
(рис. 5-1).
Рис. 5-1. Геометрическая интерпретация эластичности спроса по цене q
A
B
C
p
Отсюда вытекает (рис. 5-2):
Рис. 5-2. Эластичность спроса по цене в разных точках q
A
B
C
E=1
E>1
E<1
E=0
E=∞
p
1.
Эластичность в центральной точке по модулю равна единице
(единичная эластичность);

132 2.
Эластичность во всех точках, расположенных выше центральной точки (интервал от т. А до т. С), по модулю больше единицы (спрос эластичен по цене);
3.
Эластичность во всех точках, расположенных ниже центральной точки (интервал от т. С до т. В), по модулю меньше единицы (спрос не эластичен по цене);
4.
Эластичность в точке А по модулю равна бесконечно большой величине (спрос бесконечно эластичен по цене);
5.
Эластичность в т. В равна нулю (нулевая эластичность спроса по цене).
6. Чем положе наклон кривой спроса в данной точке относительно оси q, тем эластичнее спрос по цене.
Так в т. С, относящейся к кривой спроса D
1
(рис. 5-3), эластичность спроса по цене выше, чем в той же точке, относящейся к кривой спроса D
2
, поскольку ВС/АС>В′С/А′С.
Рис. 5-3. Эластичность спроса по цене и наклон кривой спроса q
A
B
C
B

A

D
1
D
2
P
Соответственно существуют и крайние случаи (рис. 5-4):
Рис. 5-4. Крайние случаи эластичности спроса по цене
D
1
D
2
E=∞
E=0
q
P

133
Эластичность во всех точках на кривой спроса D
1
бесконечно велика по модулю. Эластичность во всех точках на кривой спроса D
2
равна нулю.
Г. Факторы прямой эластичности спроса по цене
1. Чем больше у товара заменителей, тем эластичнее спрос на него по цене. Так, если у товара много заменителей, то даже при незначительном повышении его цены потребители резко сократят покупки товара, переключаясь на заменители, и наоборот. Ценовая эластичность окажется, таким образом, высокой.
Следует при этом учитывать, что товары-заменители могут быть разными. Во-первых, могут заменять друг друга блага, удовлетворяющие различные потребности. Потребитель может, например, поехать отдыхать за границу, а может остаться дома, но зато купить новую шубу. Шуба, таким образом, заменяет отдых.
Во-вторых, близкими заменителями выступают блага, удовлетворяющие одну и ту же потребность. В частности «Кока-Кола» может быть заменена «Пепси-Колой» и наоборот.
Существуют, наконец, и совершенные заменители. В качестве таковых выступают одни и те же товары, которые могут быть куплены у разных продавцов. Так «Кока-Кола», продаваемая в нашем магазине, очень легко заменяется «Кока-Колой» из магазина напротив.
А из всего этого – важный вывод. Товар как таковой может иметь немного заменителей. Соответственно спрос на него мало эластичен по цене. Однако тот же товар, производимый нашей фирмой, нетрудно заменить продукцией конкурентов. Значит, для фирмы спрос на ее товар является высоко эластичным.
Например, россиянам непросто отказаться от водки. Следовательно, даже при заметном повышении цены на все ее марки одновременно, спрос на водку упадет слабо – эластичность спроса низка. Но водка завода
«Кристалл» легко заменяема любой другой водкой – хоть отечественной, хоть иностранной. Поэтому даже при небольшом повышении цены только


134 на «кристалловскую» водку, спрос на нее может резко упасть. Это говорит о высокой эластичности спроса.
2. Чем ниже доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем не эластичнее спрос на него по цене. Вы привыкли, например, покупать некий копеечный для Вас товар. Если он заметно подорожает, все равно оставаясь при этом для Вас недорогим, то Вы, вероятно, слабо сократите его потребление.
3. Чем длиннее временной отрезок с момента изменения цены, тем эластичнее спрос по цене. Например, в случае роста цены некоего товара потребители обычно не успевают за короткое время переключиться на другие товары. В результате потребление данного товара сокращается несущественно, т.е. эластичность спроса в коротком периоде оказывается небольшой.
Напротив, в длительном периоде потребители приспосабливаются к повышению цены, начиная в большей степени приобретать товары-заменители, вследствие чего эластичность возрастает.
Классическим примером является изменение спроса на бензин в результате его резкого подорожания в середине 70-х годов прошлого века, когда страны-члены ОПЕК согласованно сократили добычу нефти.
Последнее привело к повышению цены на нефть, соответственно и на бензин. На первых порах потребление бензина на Западе упало очень незначительно, поскольку на работу автомобилистам ездить все равно было надо. Но немного позже Запад ответил внедрением энергосберегающих технологий (автомобилисты, например, пересели на малолитражки). В результате спрос на бензин в долговременном аспекте оказался куда более эластичным.
Важное замечание! Когда мы изучаем эластичность спроса по цене, надо, чтобы все остальные факторы спроса оставались неизменными. Не учитывая это, можно допустить ошибку. Вот пример. В России за некоторое время бензин подорожал с 3 до почти 25 руб. При этом потребление бензина ничуть не уменьшилось, а даже возросло. Значит ли это, что в нашей стране спрос на бензин совсем не эластичен по цене? Нет,

135 разумеется, поскольку на изменение спроса, помимо цены, повлияло множество других факторов: выросли денежные доходы населения, увеличилось число автомобилистов и т.д. Чтобы рассчитать эластичность спроса по цене, надо исключить воздействие на спрос всех факторов, кроме цены. Это не просто, и требует специального экономико-статистического анализа. По-моему, это интересная и практически важная работа.
Д. Практическое приложение теории: максимизация выручки
производителя
Фирма обычно стремится к максимизации прибыли. Прибыль (П) – это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):
П=(TR-TC)→max.
Но если затраты даны (постоянны), то для максимизации прибыли надо максимизировать выручку. Выручка – это произведение цены на объем реализации: TR=P
*
q
. Однако, объем реализации (спрос) зависит от цены: чем выше цена, тем меньше величина спроса, и наоборот. Следовательно, фирме надо установить такую цену, при которой произведение цены на величину спроса будет максимальным (TR→max.).
Приведем условный пример. Фирма торгует овощами, привезенными с юга. Партия товара прибыла в Москву. Таким образом, затраты на закупку и транспортировку уже понесены и изменены быть не могут: они стали невозвратными издержками (тема 1, п. 1). В такой ситуации фирма стремится максимизировать выручку от реализации.
1. Пусть вначале фирма устанавливает цену 50 руб. за килограмм, и ей удается продать 1000 кг овощей, выручив за них 50000 руб. Однако, руководителей мучает вопрос, не слишком ли они пожадничали, запросив такую цену. Поэтому следующую партию они продают только по 40 руб.
Результат не заставляет себя ждать: продано 1500 кг, выручка достигла
60000 руб. Сведем данные в таблицу:
P q
TR
50 1000 50000 40 1500 60000