Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 693
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 11. МОНОПОЛИЯ
1. Монополия и рыночная власть
2.
Монопольное равновесие
3. Экономические последствия монополии
4. Антимонопольная политика
1. Монополия и рыночная власть
В предыдущей теме рассматривалась структура рынка, именуемая совершенной конкуренцией. Сейчас речь пойдет о противоположном случае
– монополии.
Монополией называется рыночная структура, при которой на рынке действует только одна фирма, производящая продукт, не имеющий близких заменителей. В сравнении с совершенной конкуренцией это другая крайность: там на рынке было очень много производителей данного товара, а здесь – только один.
Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях. Например, «Де Бирс» долгое время контролировал все поставки алмазов на мировой рынок, в электроэнергетике Федеральная сетевая компания монопольно владеет магистральными линиями электропередач в нашей стране, только одна местная фирма осуществляет водоснабжение города и т.д.
Монополист обладает рыночной властью. Рыночная власть позволяет фирме влиять на цену, изменяя объем выпуска своего товара. Это означает, что кривая спроса на продукт монополиста перестает быть горизонтальной
(как у совершенно конкурентной фирмы), но имеет отрицательный наклон.
Вспомним, что совершенно конкурентная фирма, занимая ничтожно малый объем рынка, принимает рыночную цену как заданную, не способна ее изменить, но может продать любое количество своей продукции по данной цене (тема 10, п. 1). Напротив, монополист может повысить (снизить) цену, но тогда он, скорее всего, столкнется со снижением (повышением) спроса на свой товар (рис. 11-1):
280
Рис. 11-1. Кривые спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы и монополиста
А. Совершенно конкурентная фирма Б. Монополист
P
P
q q
P=MR
D
D
Чем круче наклон кривой спроса, тем меньше падает спрос при повышении монополистом цены, тем выше его рыночная власть.
Причины существования монополии:
-
Исключительные права, предоставленные органами власти.
Например, федеральные или региональные чиновники позволяют только одной компании заниматься данным видом деятельности; создавая тем самым, монополию. Сегодня это важнейший источник монополизации российской экономики. Устраняя конкуренцию и обеспечивая, тем самым,
«своим» фирмам экономическую (монопольную) прибыль, чиновники получают долю этой прибыли.
Такие доходы называются
административной рентой, представляющей собой плату фирм за использование особого административного ресурса, недоступного конкурентам.
1
-
Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс. Чтобы что-то производить, нужны ресурсы – труд, капитал, земля.
Если только одна фирма обладает редким ресурсом, необходимым для производства данного продукта, она является монополистом. Например, алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет
1
Политолог Д.Орешкин (Коммерсантъ, 16.02.10) хорошо показал связь между надрывным патриотизмом и чиновничьей коррупцией: под прикрытием патриотических лозунгов очень удобно подавлять конкуренцию и содействовать процветанию собственного бизнеса.
281 патент на новейшую техническую разработку, только один врач может делать уникальную операцию;
-
Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. Возрастающая отдача от масштаба означает, напомним, что при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз (тема 8, п. 3).
Таким образом, у естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количество используемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства
(соответственно – укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции
(
долгосрочные средние затраты) падают. Отметим, что так бывает не всегда.
Очень часто более крупная фирма несет и более высокие затраты на единицу выпуска в сравнении с относительно небольшим предприятием.
Дело здесь в том, что крупный бизнес, как правило, является неповоротливым и забюрократизированным. Тем не менее, естественная
монополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами в сравнении с теми затратами, которые сложились бы, если бы вместо нее на рынке действовали две или большее количество фирм (рис. 11-2):
Рис. 11-2. Естественная монополия q
1
q
P,
LAC
D
LAC
AC
1
AC
2
LAC –
кривая долгосрочных средних затрат
2 1
q
Предположим, естественная монополия выбрала выпуск q
1
, при котором ее долгосрочные средние затраты составляют АС
1
. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали две фирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половина рыночного спроса (
2 1
q
).
282
Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бы выше, чем у монополии – выросли до АС
2
В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения.
Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в каждую квартиру по несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб (постоянные затраты) возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте.
Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Конкуренция приведет, следовательно, к увеличению затрат, а потому будет неэффективной.
На уровне экономики в целом естественными монополиями являются нефтепроводы (если мы в порядке борьбы с монополией «Транснефти» проложим рядом второй нефтепровод, транспортировка каждой тонны нефти обойдется обществу дороже, чем прежде), линии электропередач, железнодорожные пути и т.д.
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях и других в принципе устранимых факторах, а на преимуществах в затратах на единицу продукции перед более мелкими фирмами. Следовательно, разукрупнение естественной монополии приведет к потере эффективности, а потому экономически не целесообразно; в отношении таких монополий применяются иные методы регулирования. Например, государственный контроль над ценами.
2.
Монопольное равновесие
А. Предельный доход монополиста
Поскольку монополист является единственным производителем данного товара, кривая спроса на продукт монополиста есть в то же время кривая рыночного спроса на товар. Эта кривая имеет, как обычно,
283 отрицательный наклон (рис. 11-1Б). Поэтому монополист может управлять ценой на свой товар, но тогда ему придется столкнуться с изменением величины спроса: чем цена выше, тем ниже спрос. Монополия – ценоискатель. Ее цель – установить такую цену (соответственно выбрать такой выпуск), при которой ее прибыль будет максимальна.
Общее правило: прибыль максимальна при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам – MR=MC (тема 10, п. 3) – остается верным и для монополии. Разница лишь в том, для совершенно конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции (тема 10, п. 2). Иными словами, предельный доход конкурентной фирмы равен цене. Напротив, для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены
(кривой спроса).
Для обоснования этого вспомним, что предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу:
q
TR
MR
∆
∆
=
Для примера исчисления предельного дохода возьмем самую простую функцию спроса на продукт монополии: P=10-q. Составим таблицу (табл.
11-1):
Табл. 11-1. Предельный доход монополиста
P
10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
0 q
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
TR (P
*
q)
0 9
16 21 24 25 24 21 16 9
0
MR (
∆TR/∆q) 9 7 5 3 1 -1 -3 -5 -7 -9
Из данных таблицы следует, что если монополист снижает цену с 10 до 9, спрос увеличивается с 0 до 1. Соответственно, выручка возрастает на
9. Это и есть предельный доход, получаемый при выпуске дополнительной единицы продукции. Увеличение выпуска еще одну единицу приводит к повышению выручки еще на 7. И т.д. В таблице значения предельного дохода расположены не строго под значениями цены и спроса, а между ними. В данном случае приращения выпуска не являются бесконечно
284 малыми, а потому предельный доход получается как бы «на переходе» от одной величины производства к другой.
В тот момент, когда предельный доход достигает нуля (последняя единица выпуска вовсе не увеличивает выручку), выручка монополии достигает максимума. Дальнейшее увеличение производства ведет к падению выручки, т.е. предельный доход становится отрицательным.
Данные таблицы позволяют сделать вывод, что величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующего значения цены. Дело в том, что при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену этой единицы продукции (P). В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену на величину
q
P
∆
∆
. Но по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска (q), прежде продававшиеся по более высокой цене. Поэтому монополист несет потери в выручке от снижения цены, равные
q
q
P
*
∆
∆
. Вычитая из выигрыша от роста выпуска потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается, тем самым, меньше новой цены: q
q
P
P
MR
∆
∆
+
=
При бесконечно малых изменениях цены и спроса формула принимает вид:
q
dq
dP
P
MR
+
=
, где
dq
dP
– производная функции цены по спросу.
Вернемся к таблице. Пусть монополист на прошлой неделе установил цену 7, продав по ней 3 ед. товара. Пытаясь увеличить выручку, он снижает на этой неделе цену до 6, что позволяет ему продать 4 ед. товара. Значит, от расширения выпуска на одну единицу монополист получает 6 ед.
285 дополнительного дохода. Но от продажи первых 3 ед. товара он теперь получает только 18 ед. выручки, вместо 21 ед. на прошлой неделе. Потери монополиста от снижения цены равны, следовательно, 3. Поэтому предельный доход от расширения продаж при снижении цены составляет:
6-
3=3 (см. таблицу 11-1).
Можно строго доказать, что при линейной функции спроса на продукт монополиста функция его предельного дохода также линейна, причем ее наклон двое больше наклона кривой спроса (рис. 11-3):
Рис. 11-3. Кривые спроса и предельного дохода монополиста q
P
D
MR
Если функция спроса задана аналитически: P=P(q), то для определения функции предельного дохода проще всего сначала вывести функцию выручки от выпуска: TR=P(q)
*
q
, а затем взять ее производную по выпуску:
dq
dTR
TR
MR
q
=
=
/
Б. Максимизация монопольной прибыли
Соединим функции спроса, предельного дохода (MR), предельных
(МС) и средних затрат (AС) монополиста на одном рисунке (рис. 11-4):
Рис. 11-4. Максимизация монопольной прибыли
MR
D
O
MC
AC
E
F
C
P
m q
m
P, MR,
MC
, АС
q
286
Точка пересечения кривых MR и MC определяет выпуск (q m
), при котором монополист получает максимальную прибыль. Предельный доход здесь равен предельным затратам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (P
m
).
При такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.
В данном случае в точке равновесия монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль). Она равна разнице между его выручкой и совокупными затратами:
П=TR-TC=P
m*
q m
-AC
*
q m
На рис. 11-4 выручка – это площадь прямоугольника OP
m
Eq m
, совокупные затраты – площадь прямоугольника OCFq m
. Поэтому прибыль равна площади прямоугольника CP
m
EF.
Обращает на себя внимание то, что в условиях монопольного равновесия цена оказывается выше предельных затрат. В этом отличие от равновесия конкурентной фирмы: такая фирма выбирает выпуск, при котором цена в точности равна предельным затратам. О вытекающих отсюда проблемах речь пойдет в следующем вопросе.
В теме «Совершенная конкуренция» (п. 4) говорилось о том, что в длительном периоде конкурентная фирма не в состоянии получать экономическую прибыль. В условиях монополии это не так. Коль скоро монополисту удается защитить свой рынок от вторжения конкурентов, он сохраняет экономическую прибыль в длительном периоде.
В то же время обладание монопольной властью само по себе не гарантирует получение экономической прибыли даже в коротком периоде.
Монополист может нести убытки, если спрос на его продукцию падает или увеличиваются его затраты – например, по причине роста цен на ресурсы или налогов (рис. 11-5):
287
Рис. 11-5. Монополист несет убытки
MR
D
O
MC
E
F
C
P
m q
m
AC
P, MR,
MC
, АС
q
На рисунке кривая средних совокупных затрат монополии проходит выше кривой спроса при любом объеме выпуска, что обрекает монополию на убытки. Выбирая выпуск, при котором предельный доход равен предельным затратам, монополист минимизирует свои убытки в коротком периоде. Общая величина убытка при этом равна площади CFEP
m
. В длительном периоде монополист может постараться понизить свои затраты, изменив величину используемого капитала. В случае неудачи ему придется покинуть отрасль.
В. Ценовая дискриминация
До сих пор предполагалось, что монополист продает всю свою продукцию по одной и той же цене. На деле монополист нередко устанавливает неодинаковые цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не связаны с различиями в затратах на производство и реализацию товаров. Такая практика называется ценовой дискриминацией.
Отметим в этой связи, что не всегда различия в ценах означают ценовую дискриминацию. В частности, продажа фруктов на Чукотке дороже, чем в Москве не является дискриминационной, поскольку в этом случае высокая цена объясняется повышенными затратами на транспортировку.
288
Успешная ценовая дискриминация базируется на следующих предпосылках:
-
Необходимо, чтобы эластичность спроса на товар по его цене была различной у разных покупателей;
-
Монополист должен уметь четко идентифицировать разных покупателей с точки зрения различий в их спросе;
-
Покупатели не должны иметь возможность перепродавать купленный товар.
Различают три степени ценовой дискриминации. Дискриминация
первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по своей цене спроса. В результате не только разные покупатели платят неодинаковые цены за товар, но и каждый покупатель платит различную цену за ту или иную единицу товара. Поэтому такую дискриминацию еще называют совершенной дискриминацией.
На практике совершенная дискриминация трудно осуществима, поскольку монополист должен располагать полной информацией о кривых спроса всех потребителей. Некоторое приближение к ней возможно при оказании юридических, риэлторских и т.п. услуг, когда фирма взимает определенный процент от сделки. Соответственно вознаграждение фирмы строго привязано к сумме сделки при том, что ее затраты по обеспечению контракта могут быть одинаковыми во всех случаях.
Ценовая дискриминация второй степени происходит, когда разные единицы продукции продаются по разным ценам, но все покупатели, купившие одинаковое количество товара, платят одну и ту же цену. Такая дискриминация принимает форму разного рода скидок (например, за объем покупок).
Ценовая дискриминация третьей степени означает, что товар продается по разным ценам разным категориям покупателей, но для представителей каждой категории цена не зависит от величины покупки. В качестве примеров можно привести скидки на проезд в общественном транспорте для студентов, различную плату за обучение в вузе для россиян
1. Монополия и рыночная власть
2.
Монопольное равновесие
3. Экономические последствия монополии
4. Антимонопольная политика
1. Монополия и рыночная власть
В предыдущей теме рассматривалась структура рынка, именуемая совершенной конкуренцией. Сейчас речь пойдет о противоположном случае
– монополии.
Монополией называется рыночная структура, при которой на рынке действует только одна фирма, производящая продукт, не имеющий близких заменителей. В сравнении с совершенной конкуренцией это другая крайность: там на рынке было очень много производителей данного товара, а здесь – только один.
Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях. Например, «Де Бирс» долгое время контролировал все поставки алмазов на мировой рынок, в электроэнергетике Федеральная сетевая компания монопольно владеет магистральными линиями электропередач в нашей стране, только одна местная фирма осуществляет водоснабжение города и т.д.
Монополист обладает рыночной властью. Рыночная власть позволяет фирме влиять на цену, изменяя объем выпуска своего товара. Это означает, что кривая спроса на продукт монополиста перестает быть горизонтальной
(как у совершенно конкурентной фирмы), но имеет отрицательный наклон.
Вспомним, что совершенно конкурентная фирма, занимая ничтожно малый объем рынка, принимает рыночную цену как заданную, не способна ее изменить, но может продать любое количество своей продукции по данной цене (тема 10, п. 1). Напротив, монополист может повысить (снизить) цену, но тогда он, скорее всего, столкнется со снижением (повышением) спроса на свой товар (рис. 11-1):
280
Рис. 11-1. Кривые спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы и монополиста
А. Совершенно конкурентная фирма Б. Монополист
P
P
q q
P=MR
D
D
Чем круче наклон кривой спроса, тем меньше падает спрос при повышении монополистом цены, тем выше его рыночная власть.
Причины существования монополии:
-
Исключительные права, предоставленные органами власти.
Например, федеральные или региональные чиновники позволяют только одной компании заниматься данным видом деятельности; создавая тем самым, монополию. Сегодня это важнейший источник монополизации российской экономики. Устраняя конкуренцию и обеспечивая, тем самым,
«своим» фирмам экономическую (монопольную) прибыль, чиновники получают долю этой прибыли.
Такие доходы называются
административной рентой, представляющей собой плату фирм за использование особого административного ресурса, недоступного конкурентам.
1
-
Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс. Чтобы что-то производить, нужны ресурсы – труд, капитал, земля.
Если только одна фирма обладает редким ресурсом, необходимым для производства данного продукта, она является монополистом. Например, алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет
1
Политолог Д.Орешкин (Коммерсантъ, 16.02.10) хорошо показал связь между надрывным патриотизмом и чиновничьей коррупцией: под прикрытием патриотических лозунгов очень удобно подавлять конкуренцию и содействовать процветанию собственного бизнеса.
281 патент на новейшую техническую разработку, только один врач может делать уникальную операцию;
-
Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. Возрастающая отдача от масштаба означает, напомним, что при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз (тема 8, п. 3).
Таким образом, у естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количество используемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства
(соответственно – укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции
(
долгосрочные средние затраты) падают. Отметим, что так бывает не всегда.
Очень часто более крупная фирма несет и более высокие затраты на единицу выпуска в сравнении с относительно небольшим предприятием.
Дело здесь в том, что крупный бизнес, как правило, является неповоротливым и забюрократизированным. Тем не менее, естественная
монополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами в сравнении с теми затратами, которые сложились бы, если бы вместо нее на рынке действовали две или большее количество фирм (рис. 11-2):
Рис. 11-2. Естественная монополия q
1
q
P,
LAC
D
LAC
AC
1
AC
2
LAC –
кривая долгосрочных средних затрат
2 1
q
Предположим, естественная монополия выбрала выпуск q
1
, при котором ее долгосрочные средние затраты составляют АС
1
. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали две фирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половина рыночного спроса (
2 1
q
).
282
Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бы выше, чем у монополии – выросли до АС
2
В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения.
Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в каждую квартиру по несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб (постоянные затраты) возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте.
Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Конкуренция приведет, следовательно, к увеличению затрат, а потому будет неэффективной.
На уровне экономики в целом естественными монополиями являются нефтепроводы (если мы в порядке борьбы с монополией «Транснефти» проложим рядом второй нефтепровод, транспортировка каждой тонны нефти обойдется обществу дороже, чем прежде), линии электропередач, железнодорожные пути и т.д.
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях и других в принципе устранимых факторах, а на преимуществах в затратах на единицу продукции перед более мелкими фирмами. Следовательно, разукрупнение естественной монополии приведет к потере эффективности, а потому экономически не целесообразно; в отношении таких монополий применяются иные методы регулирования. Например, государственный контроль над ценами.
2.
Монопольное равновесие
А. Предельный доход монополиста
Поскольку монополист является единственным производителем данного товара, кривая спроса на продукт монополиста есть в то же время кривая рыночного спроса на товар. Эта кривая имеет, как обычно,
283 отрицательный наклон (рис. 11-1Б). Поэтому монополист может управлять ценой на свой товар, но тогда ему придется столкнуться с изменением величины спроса: чем цена выше, тем ниже спрос. Монополия – ценоискатель. Ее цель – установить такую цену (соответственно выбрать такой выпуск), при которой ее прибыль будет максимальна.
Общее правило: прибыль максимальна при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам – MR=MC (тема 10, п. 3) – остается верным и для монополии. Разница лишь в том, для совершенно конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции (тема 10, п. 2). Иными словами, предельный доход конкурентной фирмы равен цене. Напротив, для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены
(кривой спроса).
Для обоснования этого вспомним, что предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу:
q
TR
MR
∆
∆
=
Для примера исчисления предельного дохода возьмем самую простую функцию спроса на продукт монополии: P=10-q. Составим таблицу (табл.
11-1):
Табл. 11-1. Предельный доход монополиста
P
10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
0 q
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
TR (P
*
q)
0 9
16 21 24 25 24 21 16 9
0
MR (
∆TR/∆q) 9 7 5 3 1 -1 -3 -5 -7 -9
Из данных таблицы следует, что если монополист снижает цену с 10 до 9, спрос увеличивается с 0 до 1. Соответственно, выручка возрастает на
9. Это и есть предельный доход, получаемый при выпуске дополнительной единицы продукции. Увеличение выпуска еще одну единицу приводит к повышению выручки еще на 7. И т.д. В таблице значения предельного дохода расположены не строго под значениями цены и спроса, а между ними. В данном случае приращения выпуска не являются бесконечно
284 малыми, а потому предельный доход получается как бы «на переходе» от одной величины производства к другой.
В тот момент, когда предельный доход достигает нуля (последняя единица выпуска вовсе не увеличивает выручку), выручка монополии достигает максимума. Дальнейшее увеличение производства ведет к падению выручки, т.е. предельный доход становится отрицательным.
Данные таблицы позволяют сделать вывод, что величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующего значения цены. Дело в том, что при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену этой единицы продукции (P). В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену на величину
q
P
∆
∆
. Но по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска (q), прежде продававшиеся по более высокой цене. Поэтому монополист несет потери в выручке от снижения цены, равные
q
q
P
*
∆
∆
. Вычитая из выигрыша от роста выпуска потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается, тем самым, меньше новой цены: q
q
P
P
MR
∆
∆
+
=
При бесконечно малых изменениях цены и спроса формула принимает вид:
q
dq
dP
P
MR
+
=
, где
dq
dP
– производная функции цены по спросу.
Вернемся к таблице. Пусть монополист на прошлой неделе установил цену 7, продав по ней 3 ед. товара. Пытаясь увеличить выручку, он снижает на этой неделе цену до 6, что позволяет ему продать 4 ед. товара. Значит, от расширения выпуска на одну единицу монополист получает 6 ед.
285 дополнительного дохода. Но от продажи первых 3 ед. товара он теперь получает только 18 ед. выручки, вместо 21 ед. на прошлой неделе. Потери монополиста от снижения цены равны, следовательно, 3. Поэтому предельный доход от расширения продаж при снижении цены составляет:
6-
3=3 (см. таблицу 11-1).
Можно строго доказать, что при линейной функции спроса на продукт монополиста функция его предельного дохода также линейна, причем ее наклон двое больше наклона кривой спроса (рис. 11-3):
Рис. 11-3. Кривые спроса и предельного дохода монополиста q
P
D
MR
Если функция спроса задана аналитически: P=P(q), то для определения функции предельного дохода проще всего сначала вывести функцию выручки от выпуска: TR=P(q)
*
q
, а затем взять ее производную по выпуску:
dq
dTR
TR
MR
q
=
=
/
Б. Максимизация монопольной прибыли
Соединим функции спроса, предельного дохода (MR), предельных
(МС) и средних затрат (AС) монополиста на одном рисунке (рис. 11-4):
Рис. 11-4. Максимизация монопольной прибыли
MR
D
O
MC
AC
E
F
C
P
m q
m
P, MR,
MC
, АС
q
286
Точка пересечения кривых MR и MC определяет выпуск (q m
), при котором монополист получает максимальную прибыль. Предельный доход здесь равен предельным затратам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (P
m
).
При такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.
В данном случае в точке равновесия монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль). Она равна разнице между его выручкой и совокупными затратами:
П=TR-TC=P
m*
q m
-AC
*
q m
На рис. 11-4 выручка – это площадь прямоугольника OP
m
Eq m
, совокупные затраты – площадь прямоугольника OCFq m
. Поэтому прибыль равна площади прямоугольника CP
m
EF.
Обращает на себя внимание то, что в условиях монопольного равновесия цена оказывается выше предельных затрат. В этом отличие от равновесия конкурентной фирмы: такая фирма выбирает выпуск, при котором цена в точности равна предельным затратам. О вытекающих отсюда проблемах речь пойдет в следующем вопросе.
В теме «Совершенная конкуренция» (п. 4) говорилось о том, что в длительном периоде конкурентная фирма не в состоянии получать экономическую прибыль. В условиях монополии это не так. Коль скоро монополисту удается защитить свой рынок от вторжения конкурентов, он сохраняет экономическую прибыль в длительном периоде.
В то же время обладание монопольной властью само по себе не гарантирует получение экономической прибыли даже в коротком периоде.
Монополист может нести убытки, если спрос на его продукцию падает или увеличиваются его затраты – например, по причине роста цен на ресурсы или налогов (рис. 11-5):
287
Рис. 11-5. Монополист несет убытки
MR
D
O
MC
E
F
C
P
m q
m
AC
P, MR,
MC
, АС
q
На рисунке кривая средних совокупных затрат монополии проходит выше кривой спроса при любом объеме выпуска, что обрекает монополию на убытки. Выбирая выпуск, при котором предельный доход равен предельным затратам, монополист минимизирует свои убытки в коротком периоде. Общая величина убытка при этом равна площади CFEP
m
. В длительном периоде монополист может постараться понизить свои затраты, изменив величину используемого капитала. В случае неудачи ему придется покинуть отрасль.
В. Ценовая дискриминация
До сих пор предполагалось, что монополист продает всю свою продукцию по одной и той же цене. На деле монополист нередко устанавливает неодинаковые цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не связаны с различиями в затратах на производство и реализацию товаров. Такая практика называется ценовой дискриминацией.
Отметим в этой связи, что не всегда различия в ценах означают ценовую дискриминацию. В частности, продажа фруктов на Чукотке дороже, чем в Москве не является дискриминационной, поскольку в этом случае высокая цена объясняется повышенными затратами на транспортировку.
288
Успешная ценовая дискриминация базируется на следующих предпосылках:
-
Необходимо, чтобы эластичность спроса на товар по его цене была различной у разных покупателей;
-
Монополист должен уметь четко идентифицировать разных покупателей с точки зрения различий в их спросе;
-
Покупатели не должны иметь возможность перепродавать купленный товар.
Различают три степени ценовой дискриминации. Дискриминация
первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по своей цене спроса. В результате не только разные покупатели платят неодинаковые цены за товар, но и каждый покупатель платит различную цену за ту или иную единицу товара. Поэтому такую дискриминацию еще называют совершенной дискриминацией.
На практике совершенная дискриминация трудно осуществима, поскольку монополист должен располагать полной информацией о кривых спроса всех потребителей. Некоторое приближение к ней возможно при оказании юридических, риэлторских и т.п. услуг, когда фирма взимает определенный процент от сделки. Соответственно вознаграждение фирмы строго привязано к сумме сделки при том, что ее затраты по обеспечению контракта могут быть одинаковыми во всех случаях.
Ценовая дискриминация второй степени происходит, когда разные единицы продукции продаются по разным ценам, но все покупатели, купившие одинаковое количество товара, платят одну и ту же цену. Такая дискриминация принимает форму разного рода скидок (например, за объем покупок).
Ценовая дискриминация третьей степени означает, что товар продается по разным ценам разным категориям покупателей, но для представителей каждой категории цена не зависит от величины покупки. В качестве примеров можно привести скидки на проезд в общественном транспорте для студентов, различную плату за обучение в вузе для россиян