Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

289 и иностранцев, продажу товаров по разным ценам в «богатых» и «бедных» регионах, разные тарифы для туристов и бизнесменов, устанавливаемые авиакомпаниями и т.д.
Предположим, монополист может разделить своих покупателей на N групп, рассматриваемых им как N изолированных рынков сбыта. На каждом рынке своя функция спроса от цены. Соответственно различаются и функции предельного дохода монополиста от продажи товара разным группам потребителей. В то же время предельные затраты монополиста не зависят от того, кому он продает свою продукцию – они одинаковы при продаже товаров на всех рынках. Для получения максимальной прибыли в условиях ценовой дискриминации монополист продает каждой категории потребителей такое количество продукта (и по такой цене), при котором его предельный доход от продажи товара на каждом рынке одинаков и равен предельным затратам. Соблюдается равенство:
MR
1
=MR
2
=…=MR
N
=MC, где MR
i
– предельный доход от продажи товара на i-ом рынке.
До тех пор, пока это равенство не выполняется, монополист может увеличить свою прибыль, переместив часть товаров с рынка, где предельный доход ниже, на рынок, где он относительно высок. Такие перемещения и приведут, в конечном счете, к выравниванию предельного дохода на всех рынках.
Г. Математическое приложение
Определение монопольной цены можно показать и аналитически.
Монополист хочет максимизировать свою прибыль, которая есть разница между его выручкой и совокупными затратами. Как выручка, так и затраты монополии – функции ее выпуска: TR=TR(q)=P(q)
*
q и TC=TC(q). Поэтому функцию прибыли можно записать так:
П=TR-TC=P(q)
*
q-TC(q)
→max.
Необходимо определить выпуск, при котором прибыль максимальна.
Для этого берем производную функции прибыли по выпуску и приравниваем результат к нулю:

290
dq
dTC
P
q
dq
dP
dq
dTC
P
q
dq
dP
dq
d
П
П
q
=
+

=

+
=
=
0
/
Левая часть последнего уравнения представляет собой предельный доход монополии (см. п. 2А настоящей темы), а правая – ее предельные затраты. Тем самым строго доказано, что максимизирующий прибыль выпуск соответствует точке, в которой MR=MC. Продолжаем преобразования:
MC
P
q
dq
dP
P
dq
dTC
P
q
dq
dP
=
+

=
+
)
1
(
*
Вспомним формулу эластичности спроса по цене:
q
P
dP
dq
E
P
d
*
=
Отсюда:
P
d
E
P
q
dq
dP
1
*
=
. Следовательно:
)
1 1
(
P
d
E
P
MC
+
=
. Отсюда:
P
d
E
MC
P
1 1
+
=
Выводы: а) поскольку эластичность спроса по цене отрицательна, монопольная цена превышает предельные затраты (что было показано графически); б) монополист устанавливает цену на эластичном участке кривой спроса;
1
в) чем эластичнее спрос по цене, тем меньше разница между ценой и предельными затратами.
Последнее можно обосновать логически. Высокая эластичность спроса по цене говорит о том, что данный товар достаточно легко заменить.
Поэтому монополия в состоянии лишь незначительно повысить цену в сравнении с предельными затратами: при повышении цены покупатели в массовом порядке переключаются на товары-заменители.
Продолжим преобразования:
1
Представьте, что это не так, и эластичность в точке монопольного равновесия составила, например, –0,5 (спрос не эластичен по цене). В этом случае знаменатель в приведенной формуле будет равен -1, а значит сама формула примет вид: P = –MC. В этом случае предельные затраты должны стать отрицательными, что абсурдно.


291
P
d
P
d
P
d
E
P
MC
P
MC
E
P
P
E
P
MC
1 1
)
1 1
(

=


=
+

+
=
Выражение
P
MC
P −
– это коэффициент Лернера, показывающий относительное превышение цены над предельными затратами и характеризующий, тем самым, рыночную власть монополиста. Как видно из последней формулы, коэффициент Лернера оказывается тем ниже, чем эластичнее спрос по цене. При бесконечно эластичном спросе (кривая спроса горизонтальна) он равен нулю, т.е. цена совпадает с предельными затратами, что является признаком совершенной конкуренции.
3. Экономические последствия монополии
В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения
(рис. 11-6А):
Рис. 11-6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии
А. Совершенная конкуренция Б. Монополия
P
P*
q
D
S=MC
q*
P* - цена при совершенной конкуренции q* - выпуск при совершенной конкуренции (общественно- эффективный выпуск)
P
P*
q
D
MC
q*
P
m q
m
E
MR
P* - цена при совершенной конкуренции q* - выпуск при совершенной конкуренции
P
m
- цена при монополии q
m
- выпуск при монополии
F
K
При этом кривая рыночного предложения – это кривая общественных предельных затрат (МС). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство – предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции

292 рыночная цена в точности совпадает с предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:
P=MC
Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей – суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает.
Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.
Обратите внимание, что рост выпуска при этом ведет к повышению
Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2). Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить за данную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. Если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. Если фактическая цена товара составит лишь 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. Если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.
Таким образом, дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.


293
Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в тот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при котором достигается это равенство (q
*
на рис. 11-6А), называется общественно-эффективным
выпуском. Это, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.
Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето.
Теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11-6Б). Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.
В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR=MC). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парето, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист,

294 однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.
Вывод: максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.
Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза
1
от монопольной власти при этом равны площади треугольника EFK на рис. 11-
6Б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m
до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.
Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор: максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти – одно из проявлений т.н. «X-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом
Х.Лейбенстайном.
2
Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии.
Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует
1
Если Вы забыли, что означают потери мертвого груза, вернитесь к теме 4, п. 5.
2
X- неэффективность означает завышение предельных затрат сверх минимально возможного уровня. Причинами X-неэффективности, помимо монопольной власти, могут быть отрицательные качества персонала (лень, разболтанность и т.п.), его слабая мотивация, вмешательство государства в функционирование рынка и др.


295 технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии.
Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.
С другой стороны, само стремление к монополии (точнее – к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что монополия – меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии – осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленного законами сроков.
Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.
4. Антимонопольная политика
В предыдущем вопросе говорилось, что монополии склонны занижать свое производство в сравнении с общественно-эффективным выпуском, достигаемым при совершенной конкуренции. Поэтому государство использует различные методы ограничения монопольной власти – антимонопольную политику.
А. Содействие конкуренции
Важнейшим средством антимонопольной политики во всех странах выступает содействие конкуренции.
Антимонопольные органы

296 препятствуют слияниям фирм, если в результате укрупненная компания будет обладать чрезмерной рыночной властью. С другой стороны, антимонопольное законодательство препятствует использованию действующими фирмами своей рыночной власти для сокращения производства, повышения цен, навязывания потребителям своей продукции, недопущения на рынок новых производителей или осуществления иной антиконкурентной практики. Законы предусматривают разнообразные санкции за ограничение конкуренции вплоть до принудительного разукрупнения фирмы-нарушителя. Подробнее об антимонопольной политике в России речь пойдет в теме 13.
Б. Установление максимальной цены
На практике конкуренцию не всегда удается обеспечить посредством раздела монополии, либо путем вхождения в отрасль новых производителей. В случае же естественной монополии ее раздробление и установление конкуренции вообще ведут к потери эффективности, а потому не оправданны (настоящая тема, п. 1).
В связи с этим важнейшим средством антимонопольной политики является ценовой контроль – установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию.
Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции установление государством максимальной цены ведет к сокращению выпуска и дефициту
(тема 4, п. 5). Это показано на рис. 11-7:
Рис. 11-7. Последствия установления государством максимальной цены в условиях совершенной конкуренции q
P
S р* q* q
s
D
E
P q
d дефицит
P* - равновесная цена
P
цена, установленная государством


297
Иное дело – в условиях монополии. Нерегулируемая монополия выбирает выпуск (q m
)
, соответствующий точке пересечения линий предельного дохода (MR) и предельных затрат – MC (рис. 11-8). При этом монополист устанавливает цену P
m
. Однако государство считает свободную монопольную цену чересчур высокой, а потому вынуждает монополиста продавать всю свою продукцию не дороже, чем по государственной цене –
P
. Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. Но если цена постоянна, то предельный доход монополиста становится тоже постоянным и равным цене товара. Иными словами, монополист оказывается в ситуации совершенно конкурентной фирмы
(тема 10, п. 2). В результате кривая предельного дохода монополии (
MR
) становится горизонтальной на уровне государственной цены вплоть до пересечения с кривой спроса:
Рис. 11-8. Последствия установления государством максимальной цены в условиях монополии q*
q s
дефицит
MR
MC
q
P
D
P
m q
m
P
MR
P
m и q m
- монопольные цена и выпуск в отсутствие государственного регулирования
P - государственная максимальная цена q
s
- выпуск монополии при государственной максимальной цене q
d

величина спроса при государственной цене
MR - предельный доход монополии в условиях максимальной цены q
d
P*
Чтобы максимизировать прибыль, монополист, как всегда, выбирает выпуск (q s
), соответствующий точке пересечения своей новой кривой предельного дохода (
MR
) и предельных затрат (MC). Таким образом, установление государством пониженной цены ведет не к сокращению, но увеличению монопольного выпуска – с q m
до q s
. Дефицит, однако, все равно возникает, если спрос при государственной цене оказывается выше предложения (q d
>q s
).

298
Наилучший результат государство могло бы получить, установив цену на уровне точке пересечения кривых спроса и предельных затрат (P*).
При этом выпуск монополиста будет максимален и равен общественно- эффективному (q*), а дефицит исчезнет.
Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, ценовое регулирование монополии является вполне оправданным, ибо способствует росту производства и его приближению к общественно-эффективному уровню.
В. Регулирование естественной монополии
Особенно важен ценовой контроль над естественными монополиями.
Напомним, что естественная монополия – это фирма, чье монопольное положение основано на преимуществах в затратах на единицу продукции перед более мелкими фирмами. Долгосрочные средние затраты естественного монополиста (LAC) снижаются с ростом выпуска (рис. 11-9):
Рис. 11-9. Естественная монополия
LMC
P
m
LAC
P
P*
C
A
B
N
F
E q
P, MR,
LMC,
L
АС
q m
D
MR
q*
q
O
В отсутствие государственного ценового контроля естественный монополист, как и любой другой, выбирает выпуск q m
, при котором предельный доход равен предельным затратам, и устанавливает монопольно высокую цену – P
m
Поскольку цена превышает долгосрочные средние затраты при данном выпуске (равные отрезку OC), монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль), равную площади прямоугольника