Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 689

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

299
CP
m
AB.
В результате общество страдает от действий монополиста, ибо цена завышена, а выпуск меньше общественно эффективного (q*).
В ответ государство может установить для монополиста цену (
P
), соответствующую точке пересечения кривых спроса и долгосрочных средних затрат, т.е. уровню безубыточности. Поскольку цена становится равна затратам на единицу выпуска, сверхприбыль монополиста исчезает, что уже приятно. При этом государство позволяет монополисту вести безубыточное производство, довольствуясь нормальной бухгалтерской прибылью, покрывающей неявные затраты (тема 9, п. 1). С другой стороны, при такой цене монополист увеличивает выпуск до уровня
q
, приближаясь к общественно-эффективному выпуску.
Чтобы побудить монополиста обеспечить общественно-эффективный выпуск (q*), государство должно понизить цену еще больше – до уровня, соответствующего точке пересечения кривых спроса и предельных затрат
(P*).
Цена при этом равняется предельным затратам, что собственно и является условием эффективного выпуска.
Специфика естественной монополии состоит, однако, в том, что при общественно-эффективном выпуске долгосрочные средние затраты оказываются выше цены, т.е. каждая единица продукта приносит монополисту убыток, равный этой разнице (отрезок NP* на рис. 11-9).
Соответственно сумма убытка от выпуска всей продукции получается умножением убытка от одной единицы выпуска на объем производства (q*) и равна площади прямоугольника P*NFE. Чтобы монополия не покинула отрасль, ее необходимо субсидировать, компенсировав за счет общества величину убытка.
Во всем мире деятельность естественных монополий регулируется правительственными комиссиями путем установления максимальных цен и стандартов качества продукции. В России разговоры о необходимости такого регулирования ведутся уже довольно давно, но к настоящему времени оно ограничено судорожным и малоосмысленным сдерживанием цен.

300
Проблема состоит в отсутствии действенного контроля над структурой затрат естественных монополий, без которого невозможно проверить обоснованность установления монопольных цен. Мониторинг цен и издержек должен стать постоянным и всеохватывающим, устранение монопольных злоупотреблений должно опираться на независимую судебную систему.
Г. Налогообложение
Обложение налогом сокращает экономическую прибыль монополиста, уменьшая, тем самым, выгоды от монопольного положения.
Воздействие налога на поведение монополиста зависит от типа налога.
Рассмотрим два типа налога: потоварный налог, устанавливаемый в расчете на единицу продукции (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и т.д.), и паушальный налог, взимаемый независимо от объема выпуска (разного рода лицензионные сборы).
Потоварный налог увеличивает переменные, соответственно предельные затраты монополии, что сдвигает кривую MC вверх, вследствие чего цена обычно растет, а объем выпуска падает. Кривая AC также смещается вверх (средние совокупные затраты возрастают), а, следовательно, уменьшается экономическая прибыль монополиста (рис. 11-
10):
Рис. 11-10. Последствия потоварного налога q
P
D
MR
MC
1
AC
1
P
1
q
1
q
2
P
2
AC
2
MC
2
MC
1
- первоначальная кривая предельных затрат
MC
2
- кривая предельных затрат после налога
AC
1
- первоначальная кривая средних затрат
AC
2
- кривая средних затрат после налога q
1
и P
1
- первоначальные выпуск и цена монополии q
2
и P
2
- выпуск и цена монополии после налога
Паушальный налог затрагивает лишь постоянные затраты, но не влияет на переменные, а потому вверх смещается только кривая средних


301 совокупных затрат (AC), а кривая предельных затрат (MC) остается на прежнем месте. В результате прибыль монополии уменьшается, а цена и выпуск остаются прежними (рис. 11-11):
Рис. 11-11. Последствия паушального налога q
P
D
MR
MC
1
AC
1
P
m q
m
AC
2
МС – кривая предельных затрат (не сдвигается)
АС
1

первоначальная кривая средних затрат
АС
2

кривая средних затрат после введения налога q
m и P
m

выпуск и цена монополии (не меняются)
Не изменяет монопольную цену и монопольный выпуск также и
налог на экономическую прибыль (сверхприбыль), взимаемый в процентах от прибыли. Здесь, однако, кривые предельных и средних затрат остаются на прежних местах. В результате, если фирма попробует компенсировать введение такого налога повышением цены, это приведет лишь к тому, что прибыль до уплаты налога станет меньше. Соответственно уменьшится и прибыль после уплаты налога.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1
. Обычно Федеральную сетевую компанию, «Газпром» и ОАО
«РЖД» относят к естественным монополиям. Вы согласны? Объясните свою позицию.
2
. Докажите, что максимизирующий прибыль монополист не будет устанавливать цену на неэластичном участке кривой спроса.
3
. На нижеприведенном рисунке изображены кривая спроса на продукт монополиста, а также кривые его предельного дохода и предельных затрат:

302 q
P
D
MR
MC
50 10 15 25 30
Объясните, какими будут выпуск и цена монополиста, если он хочет максимизировать свою прибыль.
4
. Известны данные о спросе на продукцию монополиста при разных ценах:
P 20 18 16 14 12 10 q 0 1 2 3 4 5
Дополните таблицу данными об изменении предельного дохода монополиста. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист выбирает выпуск, при котором его предельные затраты равны 8 руб. Какую цену он при этом установит?
5
. Известны данные о спросе на продукцию монополиста в зависимости от установленной им цены:
P 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 q 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Постоянные затраты монополиста составляют 8 руб. Функция переменных затрат: VC=3q.
Какую цену установит монополист для максимизации своей прибыли? Какими при этом станут выпуск и прибыль монополиста?
Проиллюстрируйте решение графически.
6
. Известен спрос на продукцию монополиста при разных ценах, а также его совокупные затраты при разных объемах выпуска:
P
1000 900 800 700 600 500 400 q
0 10 20 30 40 50 60
TC
5000 6000 9000 14000 20000 28000 37000
Рассчитайте монопольную цену, выпуск и прибыль.


303
7
. Функция рыночного спроса на продукцию монополиста:
2 10
P
q

=
; функция его совокупных затрат: TC=4
*
q
. Рассчитайте монопольную цену, выпуск и прибыль.
8
. Функция спроса на продукт фирмы-монополиста: P=240–4q.
Функция его средних переменных затрат: AVC=2q, постоянные затраты =
20 00. При каком выпуске прибыль фирмы будет максимальной?
Рассчитайте размер прибыли.
Как изменятся выпуск и прибыль монополиста, если функция спроса станет: P=216–4q? Останется ли фирма на рынке в коротком периоде?
Почему?
Проиллюстрируйте решение графически.
9.
Функция среднего дохода монополиста:
2 16
q
AR

=
, а функция его средних затрат:
2 66
q
q
AC
+
=
. Чему равна прибыль монополиста?
10
. Постоянные затраты монополиста равны 72 ден. ед., а функция его переменных затрат:
2 2
q
VC
=
. В точке равновесия средние совокупные затраты монополиста равны предельным, а эластичность спроса по цене равна -4. Чему равна прибыль монополиста?
11
. Издательство заключает с автором книги договор. Спрос на книгу:
P=10- q. Предельные затраты издательства постоянны (равны средним) и составляют 2 ден. ед. При какой цене издатель получит максимальную прибыль? Какой максимальный гонорар может потребовать автор?
12
. Иногда ремонтники требуют за свою работу плату, равную стоимости материалов, закупленных хозяином для ремонта. Как Вы можете объяснить такое поведение?
13
. Фирма обслуживает две категории потребителей. Эластичность спроса первой категории равна -3, а эластичность спроса второй категории составляет -2. Предельные затраты фирмы постоянны и составляют 1000

304
Какие цены для каждой категории потребителей установит фирма, проводя ценовую дискриминацию?
14
. Монополист обслуживает две категории потребителей. Функция спроса первой категории: q
1
=1000-
P, а второй: q
2
=1200-
5P. Функция совокупных затрат монополиста: TC=100q.
Сколько продукции и по какой цене продавал бы монополист в отсутствие ценовой дискриминации? Какие цены для каждой категории потребителей он назначил бы, осуществляя дискриминацию? Сколько продукции он продавал бы в этом случае каждой категории?
15
. Спрос на продукт совершенно конкурентной отрасли был задан функцией: q=6000-50P. Функция предложения отрасли была: q=100P.
Сегодня отрасль монополизирована. При этом спрос и предельные затраты не изменились. Как изменятся цена и объем выпускаемой продукции?
Каковы потери общества от монополии?
16
. На нижеприведенном рисунке изображены цены, предельный доход и предельные затраты монополиста при разных объемах выпуска: q
P
D
MR
MC
50 10 15 25 30 40 8
12 4
18
Какую цену установит монополист в отсутствие государственного регулирования?
Пусть государство устанавливает максимальную цену на продукт монополиста в размере 40 руб. Каким станет выпуск монополиста?
Возникнет ли при такой государственной цене дефицит? Какой должна быть государственная цена для достижения общественно-эффективного выпуска?


305
17
. Некто владеет монополией на организацию прогулок по живописному озеру. Раньше его бизнес процветал. К несчастью для предпринимателя власти ввели паушальный налог, равный 90% его экономической прибыли. Как это повлияет на цену и выпуск монополиста?
18
. Эластичность спроса по цене на продукцию монополиста постоянна и равна -1.5. Государство ввело потоварный налог в размере 5 ден. ед. с каждой единицы продукции. Насколько возрастет цена товара?
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ - 1
Для жителей небольшого поселка в засушливом районе воду привозят из соседнего города. Один из жителей имеет заброшенный колодец в своих владениях. Он собирается восстановить его и продавать воду соседям.
Расходы по восстановлению колодца составят $300 в месяц.
Забор воды покупателями будет полностью автоматизирован. При этом затраты электроэнергии на забор каждой емкости составят $3. Других затрат владелец колодца не планирует.
Известны данные о месячной выручке от продажи воды в зависимости от ее цены за единицу емкости:
P
TR
8 0
7 700 6
1200 5
1500 4
1600 3
1500 2
1200 1
700 0
0
Составьте таблицу спроса на воду в зависимости от ее цены. Если цель владельца колодца состоит в получении максимальной прибыли, то какую цену за каждую емкость воды он установит и сколько воды будет при этом продавать? Какую прибыль при этом получит?

306
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ – 2
На аукцион по продаже произведений искусства была выставлена редкая вещь. Ее начальная цена составляла 1 млн. руб. Потенциальными покупателями выступали 10 антикваров, каждый из которых был согласен предложить за эту вещь свою максимальную цену, другим антикварам неизвестную. В частности первый антиквар был готов купить товар за 10 млн. руб., второй – за 9 млн. руб., третий – за 8 млн. руб. и т.д. Таким образом, десятый антиквар был согласен заплатить за товар максимально 1 млн. руб.
Чтобы избежать честной конкуренции на аукционе, антиквары сговорились, и один из них купил вещь за 1 млн. руб. Затем был устроен частный аукцион, где антиквары разыграли товар между собой.
За какую цену была продана вещь на частном аукционе? Была ли она выше или ниже той, что была бы установлена на публичном аукционе при честной конкуренции антикваров? Кто выиграл, и кто проиграл от сговора?
Нарушают ли сговор и частный аукцион правило общественно- эффективного выпуска? Как, по Вашему мнению, рассчитались между собой антиквары по итогам частного аукциона?
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ - 3
1
Фирма «Букет» специализируется на производстве кремов для лица.
Завод-производитель имеет резервные производственные мощности, позволяющие ему наращивать производство при увеличении спроса без повышения постоянных затрат.
В истекшем году фирма производила пять базовых сортов крема.
Информация об объемах продаж и ценах помещена ниже:
«Роза»
100000 банок по цене 280 руб.
«Гвоздика»
100000 банок по цене 520 руб.
«Тюльпан»
60000 банок по цене 350 руб.
«Лилия»
60000 банок по цене 170 руб.
«Нарцисс»
120000 банок по цене 600 руб.
1
Авторы этой разработки: профессора О.В. Соколова (ВАВТ) и Г. Дай (Бремен)


307
Менеджеры фирмы рассмотрели отчет о результатах хозяйственной деятельности за истекший год (тыс. руб.):
Выручка от реализации
183200
Затраты
174000
-
Основное сырье и материалы
58800
-
Заработная плата рабочих
34800
-
Общезаводские расходы
13600
-
Административные расходы
30100
-
Амортизация
8200
-
Проценты за кредит
7400
-
Расходы на рекламу
8600
-
Сбытовые и транспортные расходы
12500
Прибыль
9200
Проанализировав структуру затрат, менеджеры установили, что расходы на основное сырье и материалы, а также на заработную плату рабочих – переменные затраты, 50% общезаводских расходов и 80% сбытовых и транспортных расходов также следует отнести к категории переменных затрат. Известны средние переменные затраты на производство разных сортов крема, что позволило частично заполнить таблицу:
Средние затраты и прибыль на единицу продукции (руб.)
Роза
Гвоздика Тюльпан Лилия Нарцисс
Затраты:
Сырье и материалы
100 200 40 80 180
Зарплата
80 40 80 60 120
Прочие переменные затраты
20 40 20 40 60
Средние постоянные затраты (AFC)
Средние совокупные затраты (AC)
Цена (P)
280 520 350 170 600
Прибыль на единицу
Административные расходы, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, 50% общезаводских расходов и 20% сбытовых и транспортных расходов являются постоянными затратами.
Задание 1. Определите величины постоянных и переменных затрат фирмы.

308
Отнесите постоянные затраты на различные виды продукции пропорционально переменным затратам. На этой основе рассчитайте средние постоянные затраты, средние совокупные затраты и прибыль на единицу продукции по каждому изделию. Определите, надо ли снимать с производства кремы, если их цена ниже средних совокупных затрат.
Задание 2. Менеджеры обратили внимание, что сбыт двух сортов -
«Гвоздики» и «Тюльпана» может быть увеличен за счет снижения их цен.
Маркетологи составили таблицы спроса на эти кремы:
«Гвоздика» «Тюльпан»
Объем сбыта Цена Объем сбыта Цена
100000 520 60000 350 120000 500 80000 310 150000 460 100000 260 180000 420 200000 380
Надо ли расширять выпуск? Как изменятся затраты и прибыль фирмы?
Задание 3. Фирма получила дополнительный крупный заказ: оптовый покупатель готов закупить 50000 баночек «Гвоздики» по 320 руб. за штуку.
Завод может увеличить выпуск без приращения постоянных затрат.
Принять или отклонить данное предложение?
Задание 4. Рассматривается вопрос о расширении ассортимента за счет выпуска двух новых сортов крема на прежних производственных мощностях.
Маркетологи полагают возможной продажу 70000 баночек крема
«Астра» по цене 400 руб. за баночку. Ориентировочные расчеты затрат приведены в таблице:
Затраты, цена и прибыль с одной баночки крема «Астра»
Сырье и материалы
160
Зарплата
60
Прочие переменные затраты
40
Средние постоянные затраты
Средние совокупные затраты
Цена
400
Прибыль на единицу