Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 684

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

327
Предположим, в отрасли две фирмы. Поскольку конечной целью картельного соглашения является максимизация совокупной прибыли обеих фирм, они должны вести себя как единая фирма, т.е. монополист. Правило определения выпуска, при котором прибыль максимальна, остается неизменным: это выпуск, при котором предельный доход равен предельным затратам (MR=MC).
Определение картельного выпуска и квот обеих фирм показано на рис. 13-1. Линия D - кривая рыночного спроса на продукт отрасли, MR - кривая предельного дохода картеля, а MC
1
и MC
2
- кривые предельных затрат первой и второй фирм. Суммируя функции предельных затрат двух фирм по горизонтали (q
1
+q
2
), получаем функцию предельных затрат картеля в целом (MC
Σ
). Ее пересечение с кривой MR дает нам общекартельный выпуск, при котором общая прибыль максимальна (q m
).
Установленная картелем цена (P
m
) находится, как обычно, на кривой спроса, соответствующего картельному выпуску. Что касается квот каждой фирмы (q
1
и q
2
) в рамках общего выпуска, то они определяются путем приравнивания функций предельных затрат фирм к величине предельного дохода картеля при общекартельном выпуске: MC
1
=MC
2
= MR
m
Рис. 13-1. Картельный выпуск и квоты фирм q
1
q
2
q m
D
MR
MC
1
MC
2
MC
Σ
MR
m q
1
'
q
2
'
P
m q
P
Посмотрим еще раз на рисунок. Картельный выпуск составляет, как было установлено, q m
. При таком выпуске предельный доход картеля равен

328
MR
m
. У первой фирмы предельные затраты равны указанному предельному доходу при выпуске q
1
, а у второй – при выпуске q
2
. Это и будут, как отмечалось, квоты фирм. При этом q m
=q
1
+q
2
На рисунке видно, что каждая фирма заинтересована в превышении своей квоты в обход соглашения. Так, если бы первая фирма оказалась одна на рынке, она произвела бы q
1
' единиц продукции, ибо при этом выпуске ее предельные затраты (МС
1
) сравнялись бы с предельным доходом. В аналогичной ситуации выпуск второй фирмы составил бы q
2
'.
Обе фирмы понимают, что если одна из них нарушит соглашение, превысив свою квоту, а другая будет его соблюдать, то рост общего выпуска приведет к снижению рыночной цены. Но все потери при этом понесет честный игрок, вынужденный продавать прежний объем продукции по снизившейся цене. Нарушитель, напротив, выиграет. Он, конечно, тоже будет продавать свой товар дешевле, но для него снижение цены более чем компенсируется повышением его доли в общей величине выпуска.
1
В таких условиях нарушение соглашения является для обеих фирм вполне оправданной стратегией, ведущей к равновесию по Нэшу. Оно позволяет каждой из них либо увеличить прибыль за счет партнера (если он честен), либо минимизировать потери, если партнер тоже нечестен.
Несмотря на справедливость вышесказанного, очень часто картельные соглашения на поверку оказываются устойчивыми. Дело в том, что все предыдущие рассуждения основывались на предположении, согласно которому конкурирующие фирмы сталкиваются друг с другом лишь один раз. Игра состоит как бы из одной партии и продолжения не имеет. В теории игр такие игры называются однопериодными или
статичными.
1
Не забывайте, что, действуя как монополия, картель первоначально устанавливает цену на эластичном участке кривой спроса (тема 11, п. 2Г).
Это означает, что снижение цены на 1% ведет к росту спроса более чем на
1%. При нарушении соглашения весь значительный прирост спроса получает нарушитель.


329
Очень часто, однако, поведение фирм может быть правильно понято на основе теории многопериодных или динамических игр. В таких играх взаимодействие партнеров не ограничивается одной партией, но продолжается конечное или бесконечное количество раз. На практике это означает, что нарушитель соглашения может быть наказан в будущем и вынужден с этим считаться.
Наиболее эффективной стратегией, посредством которой фирмы вынуждают друг друга сотрудничать в условиях неопределенного количества игр, признана стратегия «зуб за зуб». Состоит она в следующем.
В первой партии фирма придерживается картельного соглашения.
Дальнейшее же ее поведение зависит от того, насколько честен был партнер в предыдущей игре. Если партнер был верен соглашению, фирма продолжает его соблюдать. Если – нет, выходит из соглашения. Затем в течение всей игры фирма просто повторяет в каждой партии поведение соперника в предыдущем раунде. Это означает, что если в прошлой партии партнер одумался и вернулся к соблюдению соглашения, наша фирма тоже переходит к сотрудничеству, начиная с нового раунда.
Таким образом, стратегия «зуб за зуб» не только наказывает нарушителя соглашения, но и прощает его в случае исправления. Это позволяет всем фирмам-участникам перейти к сотрудничеству, повысить в результате свое благосостояние и придти к исходу, эффективному по
Парето.
Но есть еще одна проблема. Дело в том, что в ряде случаев бывает непросто установить, что кто-то из участников картеля нарушает соглашение. Трудности возрастают, когда картель объединяет достаточно большое число фирм. В этом случае у партнеров возникает соблазн втихомолку превышать свои квоты, снимая сливки в течение достаточно долгого времени и понимая, что если их и поймают когда-нибудь за руку, первоначальные выгоды от нарушения окажутся больше последующих убытков, связанных с применением стратегии «зуб за зуб».

330
С подобной проблемой периодически сталкиваются страны-члены
ОПЕК – международного картеля экспортеров нефти. Картель ограничивает добычу нефти для поддержания высоких цен на нее. Но зачастую недобросовестные участники скрытно увеличивают добычу, что ведет к снижению цен. Честные партнеры при этом страдают, но не всегда и не сразу могут доказать, что цены падают именно из-за нарушений, а не по иным причинам. Эффективность деятельности картеля в результате снижается.
Подводя итог, можно констатировать, что вероятность заключения и длительного поддержания картельного сговора тем выше, чем:
-
Меньше число фирм-участников. В этом случае фирмам легче заключить договор и проконтролировать его исполнение;
-
Проще механизм контроля за соблюдением соглашения;
-
Более единообразной является продукция всех фирм. В ином случае, когда договаривающиеся фирмы выпускают близкую по назначению, но несколько различную продукцию, приходится вести сложные переговоры по ценам на все товары или квотам на их выпуск;
-
Меньше различия в затратах у фирм-участников. Если они велики, договориться труднее, поскольку фирмы с повышенными затратами настаивают на более высоких ценах, нежели фирмы, чьи затраты ниже;
-
Стабильнее спрос на продукцию отрасли и производственные технологии. Чем быстрее и существеннее они изменяются, тем чаще приходится пересматривать условия соглашений;
-
Легче предотвратить появление на рынке новых фирм, не охваченных сговором. Появлению конкурирующих новичков могут препятствовать как барьеры, о которых говорилось в п. 1 данной темы, так и согласованная политика фирм-старожилов, направленная на вытеснение новых фирм из отрасли;
-
Меньше временные выгоды от нарушения соглашения и больше последующие потери от применения партнерами стратегии «зуб за зуб»;


331
-
Менее эффективной является антимонопольная политика государства, направленная на предотвращение сговоров.
5
. Олигополистическая конкуренция
Как уже говорилось в п. 1 настоящей темы, не существует единой модели олигополии, приемлемой для всех ситуаций. В каждом конкретном случае олигополист ведет себя так, как позволяют его собственные возможности и действия соперников. При этом в экономической литературе выделяются две группы моделей олигополии. Первая группа предполагает, что олигополисты конкурируют друг с другом, изменяя объемы выпускаемой продукции. Изменение цены в таких моделях является следствием изменений выпусков. Наиболее известными моделями количественной олигополии являются модели Курно, Чемберлина,
Штакельберга. Вторая группа моделей основана на том, что олигополисты конкурируют, изменяя цену своей продукции. Объем выпуска в этом случае выступает функцией цены. Среди моделей ценовой олигополии выделяются модели Бертрана и Эджуорта.
Олигополистическое взаимодействие в этих моделях, как и в жизни, может привести к самым различным результатам – от монопольного равновесия, когда олигополисты начинают действовать как единая фирма, до равновесия, свойственного совершенной конкуренции. В последнем случае цена падает до уровня предельных затрат. Возможны и промежуточные варианты, когда олигопольная цена в большей или меньшей степени превышает цену при совершенной конкуренции, но не достигает уровня монопольной цены.
Перечисленные модели обычно изучаются в усложненных курсах микроэкономики. Нам же предстоит рассмотреть ряд моделей, отражающих отдельные стороны олигополистического поведения.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22

А. Модель ценового лидерства
Эта модель объясняет, каким образом олигополисты могут придти к единой цене, не прибегая к формальному сговору. В данном случае одна

332 фирма (обычно самая крупная) устанавливает рыночную цену. Остальные фирмы следуют за лидером, соглашаясь с его ценой и выбирая выпуски, которые максимизируют их прибыли при этой цене.
Как это происходит? Сначала фирма-лидер определяет функцию рыночного спроса на продукт отрасли при всех возможных ценах (кривая D на рис. 13-2). Затем лидер устанавливает, сколько продукции захотят продать остальные фирмы, вместе взятые, при всех возможных ценах.
Иными словами, лидер определяет функцию предложения остальных фирм
(S
F
)
. Вычитая из рыночного спроса на продукт отрасли величину предложения остальных фирм, лидер узнает функцию остаточного спроса
(D
L
) на его собственный продукт: D
L
=D-S
F
(рис.13-2):
Рис. 13-2. Определение функции остаточного спроса на продукт лидера
D
MC
F
=S
F
P
D
L
q
P
P
0
Важно помнить, что функция предложения есть функция предельных затрат. Таким образом, складывая по горизонтали функции предельных затрат всех фирм, кроме фирмы-лидера, получаем их общую функцию предельных затрат (MC
F
), т.е. кривую предложения этих фирм (MC
F
=S
F
на рис. 13-2). Отсюда вытекает, что при цене
P
и выше весь рыночный спрос будет удовлетворен фирмами-сателлитами. Напротив, при цене P
0
и ниже сателлиты вообще не выйдут на рынок, и весь спрос достанется лидеру. В интервале между этими ценами спрос делится между лидером и сателлитами. Как уже говорилось, спрос на продукт лидера определяется вычитанием предложения сателлитов из общего спроса на продукт всей отрасли.

333
Дальше все просто. Зная функцию спроса на свой продукт (D
L
)
, а также кривую своих предельных затрат (MC
L
)
, фирма-лидер устанавливает рыночную цену и собственный объем выпуска, при которых его прибыль максимальна (рис. 13-3А):
Рис. 13-3. Модель ценового лидерства
A
D
MC
L
D
L
MR
L
Б
MC
F
MR
F
P
L
q
F
q d
q
P
L
q q
L
P
P
Делается это обычным порядком. На основе функции спроса лидер выводит функцию своего предельного дохода (MR
L
).
Максимум прибыли всегда достигается при выпуске, при котором предельный доход равен предельным затратам. Это выпуск q
L
Соответствующая данному выпуску цена (P
L
) находится на кривой спроса на продукт лидера. Все фирмы отрасли смогут продать при этой цене q d
единиц продукции. Поскольку лидер продает q
L
единиц, разницу (q d
-q
L
=q
F
) составляет продукт сателлитов.
Посмотрим теперь на рис. 13-3Б. В связи с тем, что сателлиты принимают установленную лидером цену как заданную, и продают всю свою продукцию только по этой цене, их предельный доход обязательно равен цене. Функция предельного дохода сателлитов (MR
F
) становится горизонтальной линией, совпадающей с линией цены. Совместный выпуск всех фирм-сателлитов (q
F
)
, максимизирующий их прибыль, определяется точкой, в которой установленная лидером цена становится равна предельным затратам сателлитов: P
L
=MR
F
=MC
F
Ценовое лидерство может не осуществиться, если другие фирмы отказываются следовать за лидером, предпочитая проводить самостоятельную ценовую политику. Это бывает в тех случаях, когда


334 партнеры считают, что претендующая на роль лидера фирма неверно оценивает рыночную ситуацию с точки зрения спроса или предложения. В результате несостоявшийся лидер повышает цену, а другие фирмы оставляют свои цены прежними. Первая фирма теряет деньги и отказывается от повышения цены. Иногда ситуация разрешается появлением другого лидера.
Фирма имеет больше шансов стать успешным ценовым лидером, если ее средние затраты меньше, нежели затраты конкурентов. В этом случае менее эффективные фирмы бывают вынуждены повышать цены вслед за лидером из опасений его ответных мер. Они могут опасаться, что иначе раздраженный их самостоятельностью лидер вместо повышения снизит свою цену ниже цен конкурентов, развяжет ценовую войну и победит в ней, опираясь на низкие затраты.
Иногда лидерство той или иной фирмы основывается на общем мнении, что именно эта фирма обладает наилучшей информацией о рыночном спросе. Изменение цены такой фирмой понимается остальными как признак изменения спроса в будущем. Иными словами, фирмы следуют за лидером, рассматривая его поведение как барометр будущей конъюнктуры. Поэтому такой тип лидерства получил название барометрического лидерства.
Б. Модель ломаной кривой спроса
Эта модель призвана объяснить, почему олигополисты зачастую оставляют цены неизменными несмотря на изменения своих затрат и спроса на их продукцию.
Допустим, цена на данный товар установлена (P
0
на рис. 13-4). Как это произошло, модель не объясняет. Далее каждая фирма полагает, что если она повысит цену, остальные фирмы не признают ее ценовым лидером и оставят свои цены прежними. В результате спрос на продукт этой фирмы резко упадет, т.е. окажется весьма эластичным по цене. Если же фирма снизит цену, ее партнеры последуют за ней, чтобы не потерять свои рыночные доли. Это приведет к тому, что фирме не удастся расширить сбыт

335 за счет конкурентов, и спрос на ее продукт вырастет относительно слабо.
Таким образом, относительно первоначальной точки рыночного равновесия
(
т. E) кривая спроса принимает вид ломаной линии (рис. 13-4):
Рис. 13-4. Ломаная кривая спроса и жесткость цен при изменении затрат
D
MR
B
C
E
A
MC
1
MC
0
P
0
q
0
q
P
Важно, что ломаная кривая спроса обуславливает разрыв кривой предельного дохода (MR) на интервале от т. B до т. C.
1
Разрыв означает, что на этом интервале функция предельного дохода становится как бы вертикальной. Мы помним, что максимум прибыли фирмы достигается при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам (MC).
Но если функция MR превращается в вертикаль, то изменения предельных затрат не ведут к изменению выпуска и цены олигополиста.
Посмотрите еще раз на рис. 13-4. Пусть первоначально кривая предельных затрат (MC
0
) пересекает кривую предельного дохода в т. C. Для получения максимальной прибыли олигополист выбирает выпуск q
0
и устанавливает цену P
0
Предположим, производственные ресурсы подорожали, что ведет к увеличению предельных затрат и сдвигу кривой
MC вверх в положение MC
1
. Поскольку новая кривая предельных затрат попадает в разрыв между точками C и B, выпуск и цена останутся
1
Почему это так, можно понять, если помнить, что функции спроса и предельного дохода выходят из одной точки на оси цен и наклон кривой
MR вдвое больше наклона функции спроса. Сначала функция спроса представлена отрезком AE, а функция MR – отрезком AB. Теперь продлите мысленно второй отрезок функции спроса, начинающийся после точки E, вплоть до пересечения с осью цен. В эту же точку должно упереться продолжение второго отрезка функции MR, начинающееся с точки C.
Излом функции спроса привел к разрыву функции MR.