Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
309
Заполните все ячейки, учитывая, что выход «Астры» на рынок отразится на спросе на «Нарцисс», который упадет на 40000.
Другим вариантом расширения ассортимента является производство крема «Фиалка» в объеме 20000 банок. Возможная цена 620 руб.
Ориентировочные расчеты себестоимости приведены в таблице:
Затраты, цена и прибыль с одной баночки крема «Фиалка»
Сырье и материалы
150
Зарплата
100
Прочие переменные затраты
20
Средние постоянные затраты
Средние совокупные затраты
Цена
620
Прибыль на единицу
Заполните все ячейки, учитывая, что выход «Фиалки» на рынок также отразится на спросе на «Нарцисс», который упадет на 30000.
Стоит ли расширять ассортимент? Если да, то какой крем следует выпускать? Насколько увеличится прибыль?
Задание 5. Менеджеры обратили внимание, что цены на сырье и материалы, необходимые для производства «Гвоздики», весьма высоки.
Найден новый поставщик, предложивший цену на 25% ниже существующей. Есть, однако, опасение, что более низкая цена соответствует и более низкому качеству, что может привести к сокращению сбыта на 25%.
Стоит ли менять поставщика?
ЗАНЯТИЕ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ
Исходная информация:
Средние переменные затраты транспортной компании постоянны и равны 100 долл. за т-км. Постоянные затраты составляют 1200000 долл. в день. Дневная функция спроса на перевозки: P=1000-q/10, где q - спрос, а P - тариф.
Задание:
1. Заполните столбец q в интервале от 0 до 10000 с шагом 500.
2. Заполните столбцы P, TR, MR, FC, VC, TC, AFC, AVC, AC, MC, П.
3. Постройте на одном рисунке кривые P(q), MR, AC, AVC, MC.
4. Ответьте на вопросы:
-
Какую цену назначила бы фирма в отсутствие государственного регулирования? Каков был бы при этом выпуск? Прибыль?
-
Какую цену должно установить государство исходя из требования безубыточности фирмы? Каким будет при этом объем перевозок?
-
Каким должен быть общественно-оптимальный выпуск? Какой при этом должна стать цена? Что произойдет с фирмой в данном случае?
310
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 22
ТЕМА 12. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1
. Понятие монополистической конкуренции
2
. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в коротком периоде
3
. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в длительном периоде
В двух предыдущих темах рассматривались два крайних случая рыночных структур – совершенная конкуренция и монополия. На практике, однако, обе они встречаются крайне редко. Куда чаще мы сталкиваемся с промежуточным вариантом – несовершенной конкуренцией. Последняя возникает, когда на рынке действуют два или более продавцов, каждый из которых обладает определенным контролем над ценой.
В одном случае контроль над ценой возможен благодаря тому, что фирма контролирует значительную долю рынка. В этом случае экономисты говорят об олигополии. Ей будет посвящена следующая тема.
В другом случае ценовой контроль обусловлен тем, что, несмотря на множественность действующих на рынке фирм, товары различных фирм отличаются друг от друга техническими характеристиками, внешним видом, имиджем производителя и т.д. В этом случае продавец может, в известных рамках, повышать цену на свой товар, не боясь потерять всех своих покупателей. Такая рыночная структура называется монополистической конкуренцией. К ее рассмотрению мы и переходим.
1
. Понятие монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой группа взаимозаменяемых товаров производится большим количеством независимых фирм. Ее основные черты:
1. Производимые товары являются несовершенными заменителями друг друга. Это означает, что покупатели способны отличать один продукт от другого по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п.
Например, множество фирм производят кроссовки, но покупатели различают «Adidas» и «Reebok» и возможно имеют некоторые
311 предпочтения в отношении той или иной марки. Другой пример: в нашем районе множество кафе, но посетители отличают их одно от другого – может быть, в одном кафе кормят чуть-чуть вкуснее, в другом интерьер интересней, третье просто расположено поближе к дому. Перед нами, таким образом, множество мини-монополий на узких сегментах рынка, конкурирующих между собой.
От совершенной конкуренции такая ситуация отличается прежде всего тем, что там все фирмы продают абсолютно одинаковый продукт и все продавцы неотличимы друг от друга в глазах покупателей. Здесь же каждый продукт имеет некоторую «изюминку» – истинную или мнимую, порождаемую, например, рекламой.
2. Большое количество продавцов, каждый из которых занимает небольшую (но не микроскопическую, как в случае совершенной конкуренции) долю рынка.
3. Продавцы не считаются с реакцией конкурентов, изменяя свое рыночное поведение. Если, например, какая-то фирма снижает цену, то она расширяет свой сбыт за счет большого количества других фирм, каждая из которых теряет при этом немного. Поэтому у конкурентов нет причин как- то менять свою ценовую политику в ответ на действия данной фирмы.
4. Отсутствуют серьезные ограничения на вход на рынок и выход с него. При этом вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
Фирмы-старожилы имеют некоторые преимущества перед новичками.
Дифференциация продукции ведет к тому, что монопольно конкурентная фирма может в определенных пределах управлять ценой.
Иными словами, кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон
(рис. 12-1):
Рис. 12-1. Кривая спроса на продукт монопольно конкурентной фирмы q
P
D
312
Следовательно, такая фирма обладает рыночной властью и является ценоискателем, т.е. стремится установить цену, максимизирующую ее прибыль. В этом сходство монопольно конкурентной фирмы с чистой монополией, но кривая спроса у монопольно конкурентной фирмы идет более полого, поскольку потребителям легче переключиться на заменители при повышении цены.
2
. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в коротком
периоде
В коротком периоде равновесие монопольно конкурентной фирмы достигается так же, как и в случае чистой монополии (рис 12-2):
Рис. 12-2. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в коротком периоде q
P
D
q m
P
m
AC
MC
MR
E
F
G
Фирма выбирает выпуск (q m
), при котором ее предельный доход совпадает с предельными затратами: MR=MC. При этом цена составит P
m
, а экономическая прибыль будет равна площади P
m
EFG.
Если Вам что-то здесь непонятно, лучше вернуться к теме 11, п. 2.
Подобно монополисту монопольно конкурентная фирма может нести в коротком периоде убытки, как это показано на рис. 12-3:
313
Рис. 12-3. Убыточность монопольно конкурентной фирмы в коротком периоде q
P
D q
m
P
m
AC
MC
MR
E
F
G
В данном случае средние совокупные затраты оказываются выше возможной цены при всех объемах выпуска, а потому убытки фирмы неизбежны. Фирма может лишь минимизировать убытки, выпуская q m
единиц продукции, поскольку при таком выпуске предельный доход равен предельным затратам (MR=MC). При этом размер убытка составляет площадь P
m
EFG.
3
. Равновесие монопольно конкурентной фирмы в длительном
периоде
В долгосрочном плане экономическая прибыль, получаемая типичной фирмой, привлекает в отрасль новых производителей, стремящихся выпускать продукт со сходными характеристиками. Увеличение количества фирм приводит к тому, что каждая отдельная фирма может продать меньше товаров при прежней цене – спрос на ее продукт снижается. С другой стороны, спрос становится и более эластичным, поскольку возрастает количество близких заменителей.
Таким образом, монополистическая конкуренция ведет к тому, что функция спроса на продукт отдельной фирмы сдвигается влево и становится более пологой. Это продолжается до тех пор, пока функция спроса не получается касательной кривой долгосрочных средних затрат (LAC) типичной фирмы, и ее экономическая прибыль не исчезает (рис. 12-4):
314
Рис. 12-4. Долгосрочное равновесие монопольно конкурентной фирмы q
P
D q*
P
m
LAC
LMC
MR
E q
m q*-q m
–
избыточная мощность монопольно конкурентной фирмы
Фирма, как всегда, выбирает выпуск, при котором ее предельный доход равен долгосрочным предельным затратам (LMC). Но при этом цена совпадает со средними затратами, т.е. экономическая прибыль фирмы равна нулю.
На рисунке 12-4 видно, что в состоянии долгосрочного равновесия монопольно конкурентная фирма выпускает меньше продукции (q m
), нежели необходимо для достижения минимума средних затрат (q*). Разница между этими уровнями выпуска (q*-q m
) называется избыточной
мощностью. Наличие избыточной мощности говорит о недостаточно эффективном использовании производственных ресурсов, поскольку экономическая эффективность требует, чтобы долгосрочные затраты на единицу выпуска были минимальны (тема 10, п. 4).
Избыточная мощность неизбежна в силу того, что функция спроса на продукт монопольно конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.
Поэтому она касается функции долгосрочных средних затрат на ее нисходящем участке, т.е. до того, как эта функция достигает своего минимума – в состоянии долгосрочного равновесия средние затраты фирмы превышают их минимально возможный уровень.
Подведем итоги:
-
Подобно монополисту (тема 11, п. 2) монопольно конкурентная фирма устанавливает цену на уровне, превышающем предельные затраты.
Это говорит о том, что общественно-эффективный выпуск продукции в обоих случаях не достигается. В этом отличие монополии и
315 монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. В последнем случае цена совпадает с долгосрочными предельными затратами.
-
Монополист имеет возможность получать в долговременном аспекте экономическую прибыль (сверхприбыль). При монополистической конкуренции это не так. Здесь в отрасль могут войти новые фирмы, привлеченные экономической прибылью. Их приход ведет к снижению спроса на продукт отдельной фирмы, соответственно и падению цены, продолжающейся до полного исчезновения экономической прибыли. Таким образом, монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией тем, что в обоих случаях в долговременном аспекте фирмы получают нулевую экономическую прибыль.
-
При этом отличие монополистической конкуренции от совершенной конкуренции состоит в том, что при совершенной конкуренции фирма выбирает, в конечном счете, выпуск, при котором ее долгосрочные средние затраты минимальны, а при монополистической конкуренции фирма такого выпуска не достигает.
-
Из последнего вытекает, что совершенная конкуренция обеспечивает в длительном периоде больший объем выпуска и более эффективное использование ресурсов, чем конкуренция монополистическая. Однако этот недостаток монополистической конкуренции оправдывается тем, что при ней потребитель получает вместо однородного продукта широкий спектр товаров, соответствующих вкусам самых разных потребительских групп.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.
Верны ли утверждения? Ответы обоснуйте.
А. Спрос на продукт монопольно конкурентной фирмы менее эластичен, чем спрос на продукт монополиста, но более эластичен в сравнении со спросом на продукт совершенно конкурентной фирмы;
Б. Чем менее стандартизированной является продукция различных фирм, тем с большим основанием можно говорить о монополистической конкуренции в данной отрасли;
316
В. Поскольку в условиях долгосрочного равновесия монопольно конкурентной отрасли цена превышает минимальные средние затраты, типичная фирма получает экономическую прибыль;
Г. По мере того как в долгосрочном периоде новые фирмы приходят в монопольно конкурентную отрасль, фирмы уже действующие в отрасли постепенно снижают цены и объемы выпуска;
Д. В условиях краткосрочного равновесия на монопольно конкурентном рынке: а) Типичная фирма всегда получает экономическую прибыль; б) Цена превышает средние затраты фирмы; в) Предельный доход фирмы превышает ее предельные затраты; г) Цена превышает предельные затраты фирмы;
Е. В условиях долгосрочного равновесия на монопольно конкурентном рынке: а) Рыночная цена равна минимуму долгосрочных средних затрат; б) Рыночная цена не равна долгосрочным предельным затратам; в) Типичная фирма не получает экономической прибыли; г) Отсутствуют избыточные мощности.
2.
Покажите, как повышение (снижение) цен на производственные ресурсы влияет на монопольно конкурентную отрасль в коротком и длительном периодах.
3
. Функция спроса на продукт фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции: P=10-0,5q. При этом возрастающая часть функции ее долгосрочных предельных затрат: LMC=2q-2. Рассчитайте величину избыточной мощности фирмы, если минимальное значение ее долгосрочных средних затрат (LAC) составляет 7,8 ден. ед.
4
. Функция совокупных затрат фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции:
2 8
2 2
/
1
q
q
TC
+
=
В условиях долгосрочного равновесия эластичность спроса по цене на продукцию фирмы равна -10.
Чему равна избыточная мощность фирмы? (Расчеты делайте с точностью до десятых).
317
ТЕМА 13. ОЛИГОПОЛИЯ
1. Понятие и основные черты олигополии
2. Оценка рыночной концентрации
3. Теория игр и поведение олигополиста
4. Картель и его устойчивость
5. Олигополистическая конкуренция
6.
Монопольная власть и экономическая реформа в России
1
. Понятие и основные черты олигополии
Олигополией называется рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Последнее не столь важно, ибо главное содержание олигополии заключается именно в небольшом количестве производителей.
Отсюда вытекают принципиальные отличия олигополии от других известных рыночных структур: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции. Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях. Этого нет при совершенной конкуренции, когда фирма просто приспосабливает свой выпуск к рыночной цене, остающейся неизменной вне зависимости от выпуска фирмы. В условиях монополии подобная проблема не возникает вообще, поскольку конкурентов здесь нет по определению. В случае монополистической конкуренции конкуренты имеются, но их настолько много, что решение одной фирмы (например, снижение цены) слабо затрагивает интересы остальных, так как сбыт каждой из них снижается незначительно.
Фундаментальной характеристикой олигополии является, таким образом, осознание фирмами своей взаимозависимости. Во всех остальных
318 случаях фирмы ориентируются в своих действиях на рыночный спрос, являющийся своеобразным экраном действий всех конкурентов (когда они есть) и потребителей. При олигополии, напротив, каждая фирма в состоянии идентифицировать своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.
Подобно монополиям, олигополисты функционируют на разных уровнях. Так, на рынке мобильной телефонной связи в нашей стране доминируют три компании, «Аэрофлот» и «Трансаэро» являются олигополистами на некоторых авиационных маршрутах, в данном регионе действует несколько нефтяных компаний, в некоем поселке работают два продовольственных магазина.
Олигополисты, также как и монополисты и монопольно- конкурентные фирмы, обладают рыночной властью и являются ценоискателями. Это означает, что фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, но способна воздействовать на нее, а значит и на положение других фирм. Отсюда вытекает стратегическое поведение олигополий, когда решения принимаются в расчете на ту или иную реакцию конкурентов.
Олигополия сохраняется благодаря существованию барьеров, закрывающих или затрудняющих вход новых фирм на рынок. Эти барьеры могут быть следующими:
-
Барьеры инстуционально-правового характера. Связаны с государственной политикой, предоставляющей ограниченному числу фирм исключительные права на деятельность в данной отрасли, таможенными ограничениями и т.д. В России в условиях усиления государственного присутствия в экономике движущей силой, поддерживающей существование монополий и олигополий, выступает неофициальное использование т.н. «административного ресурса». Федеральные или местные власти опекают связанные с ними фирмы, одновременно препятствуя деятельности других;