Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 681

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

336 прежними. Только если кривая MC будет пересекать кривую MR выше т. B или ниже т. C, олигополист изменит цену при приведенных предпосылках.
Интересно, что и изменение спроса на продукт олигополиста может не привести к изменению его цены. Допустим, спрос вырос, что привело к сдвигу ломаной кривой спроса вправо из первоначального положения D в положение D
1
Кривую предельных затрат полагаем при этом неизменной
(
рис. 13-5):
Рис. 13-5. Ломаная кривая спроса и жесткость цен при изменении спроса
MC
D
MR
C
A
B
D
1
MR
1
E q
1
P
0
q
0
q
P
Вслед за кривой спроса сдвигается вправо и кривая предельного дохода (из положения MR в положение MR
1
). Разрыв кривой MR, разумеется, при этом сохраняется. Если при этом кривая предельных затрат
(MC) по-прежнему попадает в разрыв функции предельного дохода, как это изображено на рис. 13-5, устанавливаемая олигополистом цена остается неизменной (P
0
), а его выпуск возрастает с q
0
до q
1
Олигополист пересмотрит цену, только если после изменения спроса кривая предельных затрат пройдет выше или ниже точек разрыва на кривой предельного дохода. Таким образом, в обоих рассмотренных случаях ломаная кривая спроса объясняет не только неизменность цены в условиях олигополии, но и пределы ценовой жесткости.
В. Ценовая политика, препятствующая входу на рынок
Серьезной проблемой для олигополистов может стать угроза вторжения на рынок новых фирм, привлеченных экономическими

337 прибылями старожилов отрасли. Поэтому фирмы-старожилы могут договориться о совместных действиях по предотвращению появления новичков или по их вытеснению с рынка до того, как они смогут там закрепиться.
Чтобы сдержать проникновение новых фирм, старожилы могут совместно установить выпуск выше монопольного уровня, соответственно снизив цену на выпускаемую продукцию. Расчет здесь на то, что более низкая цена сделает вход в отрасль не привлекательным для новичков, лишив их экономической прибыли на данном рынке. Фирмы-старожилы, разумеется, тоже теряют при этом деньги, но зато избегают худшего в будущем, сохраняя олигополию в отрасли.
Важно, что снижение цены, лишающее новичков экономической прибыли при входе в отрасль, не ведет обычно к обнулению экономической прибыли олигополистов, поскольку они уже укоренились в отрасли и их долгосрочные средние затраты чаще всего ниже, чем у новых фирм.
Точно также фирмы-старожилы могут снижать цену и в том случае, когда вторжение новичков все же состоялось, чтобы заставить последних покинуть отрасль. При этом иногда снижение цены принимает форму т.н.
«хищнического ценообразования». В последнем случае цена снижается столь заметно, что «хищники» несут убытки, утешаясь тем, что конкуренты теряют еще больше и не смогут долго продержаться на рынке.
Во всех упомянутых случаях стратегия олигополистов состоит в том, чтобы не добиваться максимально возможной прибыли в краткосрочном аспекте, но обеспечить себе устойчивое долговременное положение в отрасли.
6.
Монопольная власть и экономическая реформа в России
А. Общие проблемы антимонопольной политики в России
В теме 11, п. 4 были изложены некоторые теоретические аспекты антимонопольной политики. Сейчас речь пойдет о практической


338 деятельности российского государства по предотвращению злоупотреблений монопольной властью.
Важно подчеркнуть в этой связи, что антимонопольная политика применяется не только тогда, когда на рынке действует лишь одна фирма, но всех случаях, когда имеет место ограничение конкуренции теми или иными методами. Таким образом, борьба с олигополистическими сговорами
– важнейшая составная часть антимонопольной политики.
Антимонопольная политика особенно актуальна в нашей стране, поскольку мы унаследовали от централизованно-управляемой системы крайне высокую степень монополизации экономики. По подсчетам
Всемирного банка в первой половине 2000-х гг. на долю 23 крупнейших бизнес-групп приходилось более трети всего промышленного производства и шестая часть занятых в нашей стране.
Самыми высококонцентрированными при этом были цветная и черная металлургия, добыча газа, автомобилестроение и нефтяная промышленность.
Вред от высокой монополизации экономики признает и правительство. «У нас сложились очень крупные вертикально интегрированные компании, которые, используя свои административные и финансовые возможности, медленно, но верно поглощают любой сколько- нибудь эффективный бизнес, – писал министр экономического развития и торговли Г. Греф, – а антимонопольное законодательство в должной мере не работает». Сплошь и рядом при закупках какой-либо важной продукции, например, выясняется, что с данным регионом работает только один конкретный поставщик. Олигополистический сговор и слияние с властями стали основными формами организации бизнеса. Крупным компаниям оказывается намного выгоднее построить коллективную монополию или купить местную администрацию, чем вступать в конкурентную борьбу.
Экономическая политика сегодняшнего российского правительства противоречива. С одной стороны, как уже говорилось (тема 3, п. 3), взят курс на создание крупных государственных компаний – флагманов экономики, что объективно ведет к усилению монопольной власти. С

339 другой стороны, правительство в качестве одной из своих основных задач декларирует развитие конкуренции путем создания равных условий хозяйствования, упрощения административных процедур для входа на рынок, поощрения малого бизнеса.
В 1991 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – первый антимонопольный закон России.
1
В 2006 г. он был заменен новым законом
«О защите конкуренции».
По российскому законодательству Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. В частности по новому закону ФАС контролирует сделки по слиянию и поглощению фирм, если хотя бы одна из них включена в монопольный реестр, либо если сумма объединяемых активов превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка фирм за последний год превышает 6 млрд. руб.
Антимонопольное законодательство использует понятие рыночного доминирования. Положение компании признается доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, и реализуемый товар не может быть заменен другим.
Важно то, что новый закон специально оговаривает случаи коллективного доминирования, основанного на соглашениях между фирмами о разделе рынка и согласовании цен. При этом формальным признаком доминирования является ситуация, когда доля предприятия на рынке определенного товара превышает 50%, но при определенных условиях этот порог может быть и понижен.
1
Для сравнения: в США первый антитрестовский закон Шермана действует с 1890 г.


340
Вместе с тем, доля рынка, сколь бы высокой она не была, сама по себе еще не означает автоматического применения к фирме санкций в соответствии с антимонопольным законодательством. Для этого должно быть доказано, что фирма действительно злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Незаконными считаются действия, ведущие к устранению конкуренции посредством:
- установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- изъятия товаров из обращения, результатом которого явилось повышение цен;
- навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
- необоснованного сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства соответствующего товара;
- необоснованного установления различных цен для лиц, приобретающих один и тот же товар;
- создания препятствий по доступу на рынок или выходу с рынка другим хозяйствующим субъектам;
- соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов;
- распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. И т.д.
Наряду с этим резко увеличены штрафные санкции, применяемые к нарушителям антимонопольного законодательства. Сегодня они могут

341 составить от 1% до 15% от годовой выручки фирмы на рынке, где совершено нарушение. Изъятые, таким образом, средства могут оказаться весьма значительными.
Активнее всего антимонопольная служба преследует в последнее время нефтяников, обвиняя их в согласованном завышении цен на нефтепродукты. Началось это после того как премьер-министр В.Путин отметил, что «цены на авиатопливо в России самые высокие в мире».
Премьер порекомендовал чиновникам из ФАС «наконец проснуться» и
«активно, эффективно исполнять свои функции», пригрозив применить
«кадровые решения».
В конце 2008 г. ФАС обвинила четыре крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК-BP, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» в злоупотреблении доминирующим положением и установлении монопольно высоких цен на топливо, наложив штрафы в размере 1,1-1,5 млрд. руб. (1% от выручки компаний).
В 2009 г. в ходе второй волны проверок компании вновь были оштрафованы уже на 4,2-6,5 млрд. руб. Нефтяники не признавали правоты службы, оспаривали ее решения в судах и часто выигрывали, пока дело не дошло до президиума Высшего арбитражного суда, поддержавшего ФАС в споре с ТНК-ВР. В конце 2010 – начале 2011 г. в обмен на частичное признание своей вины ТНК-ВР, «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» смогли существенно снизить штрафы по «второй волне» дел — до 1,17-2 млрд. руб.
Лишь «Газпром нефть» продолжала упорствовать, в результате чего ей придется, по решению Высшего арбитражного суда, заплатить полный штраф – 4,7 млрд. руб.
ФАС же продолжает активно действовать. Выступая перед депутатами Государственной Думы в июне 2010 г. з аместитель главы службы А.
Голомолзин сообщил, что ведомство уже ведет реестр должностных лиц крупных АО, уличенных в нарушении антимонопольного законодательства. Повторное нарушение антимонопольных норм дает шанс попасть под уголовное преследование, «речь идет о посадках», заявил он.


342
В начале 2011 г. вследствие очередного резкого повышения цен на нефтепродукты возбуждены новые дела против ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и
«
Газпром нефти» На очереди еще три нефтяные компании.
Для обоснования того, что нефтяные компании используют свое доминирующее положение на рынке для установления монопольно высоких цен, ФАС разрабатывает критерии определения «справедливой» конкурентной цены. При этом для контроля за ростом цен на нефтепродукты используются три индикатора – биржевая и внебиржевая цены, а также цены на внешнем рынке.
Сейчас трудно предсказать дальнейшее развитие событий в противостоянии государства и олигополистов, но в любом случае нынешняя активность ФАС заслуживает, вероятно, похвалы.
Б. Реформирование естественных монополий
В России естественные монополии
1
находятся в государственной собственности. Их реформирование подчинено задачам развития рыночных отношений на основе конкуренции и привлечения в соответствующие отрасли крупномасштабных частных инвестиций. Это предполагает приватизацию части активов естественных монополий и выделение из их состава независимых фирм, конкурирующих между собой. Наряду с этим должно быть усилено государственное регулирование в тех секторах, прежде всего в сфере транспортных сетей, которые не могут в ближайшее время регулироваться исключительно рынком.
Раньше всего принципиальное решение было найдено в электроэнергетике. До начала реформы холдинг РАО «ЕЭС» объединял производство (генерацию) электроэнергии, ее передачу и сбыт. В 2003 г. был принят пакет законов о реформе отрасли. Суть реформы в отделении естественно-монопольных частей бизнеса (сети электропередач и диспетчерскую служба) от конкурентной части (генерирующих станций и сбытовых компаний). В результате 1 июля 2008 г. РАО «ЕЭС» было
1
Если Вы забыли, что такое естественная монополия, вернитесь к теме 11, п. 1.

343 ликвидировано. Из его состава выделены естественные монополии -
Федеральная сетевая компания (ФСК), Системный оператор (диспетчерское управление) и Межрегиональные распределительные сетевые компании
(МРСК). ФСК и Системный оператор останутся в государственной собственности, МРСК с 2011 г. в принципе можно приватизировать, но когда это будет сделано – пока неясно. Тарифы на передачу электроэнергии устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
С другой стороны, из холдинга выделены 7 оптовых генерирующих и
14 территориальных генерирующих компаний. Как производители электроэнергии они не являются естественными монополиями, а потому вполне могут функционировать в качестве обычных частных фирм, между которыми возможна конкуренция. Стратегические инвесторы выкупили акции этих компаний, заплатив за них свыше 800 млрд. руб. Тем самым был обеспечен приток капитала в электроэнергетику.
Не относится к естественно-монопольной сфере и сбыт электроэнергии. Поэтому функции сбыта также переданы независимым компаниям, выступающим в качестве посредников между генерациями и потребителями. Таких компаний образовано более 60.
Приватизация активов создает условия для перехода к рыночным отношениям в энергетике. Если до 1 июля 2007 г. по свободным рыночным ценам на оптовом рынке продавалось лишь 5% электроэнергии, а остальные
95% - по ценам, установленной Федеральной службой по тарифам, то с 1 января 2011 г. весь объем производимого электричества в принципе должен продаваться генерирующими компаниями на свободном рынке.
1
В то же время правительство склонно проводить реформу крайне осторожно, чтобы в случае необходимости всегда можно было бы сделать шаг назад. В частности как минимум до 2014 г. населению электроэнергия будет продаваться по регулируемым государством тарифам. Правительство
1
На самом деле, по подсчетам экспертов, к началу 2011 г. в совокупности на рынке электроэнергии и мощности только 40% объемов продаются по свободной цене, в остальном пока сохранились регулируемые государством цены.


344 планирует также вводить потолок тарифов на рынке мощности в случае
«невысокой конкуренции».
1
При этом сохраняются опасения, что реформа может и не привести к ожидаемому разгосударствлению электроэнергетики. Масштабы, которых к настоящему времени достиг государственный сектор, таковы (тема 3, п. 3), что государственные корпорации перехватывают приватизируемые активы.
Так, ряд генерирующих компаний перешел в процессе приватизации под контроль «Газпрома». Одновременно быстрыми темпами укрепляет свои позиции, как в электроэнергетике, так и в смежных сферах государственная
«
Интер РАО ЕЭС», часто называемая «РАО ЕЭС без сетей». Стратегия развития компании предусматривает ее превращение в гигантский транснациональный холдинг, представленный на всех этапах производственно-сбытовой цепочки: от добычи и поставок топлива, выпуска энергетического оборудования до производства и сбыта электроэнергии.
Опасение вызывает то, что деятельность государственных компаний в электроэнергетике будет, возможно, определяться не законами рынка, а политическими решениями.
Заметно медленнее идет реформирование железнодорожной отрасли, хотя по своему значению для российской экономики оно не уступает реформе РАО «ЕЭС». До его начала все железнодорожные активы принадлежали Министерству путей сообщения. МПС при этом функционировало не совсем как обычное министерство. Оно, с одной стороны, осуществляло естественное для любого государственного учреждения администрирование в рамках своих полномочий, а с другой –
1
На оптовом рынке электроэнергетики доход производителей складывается из двух частей. Во-первых, за счет продажи электроэнергии. Во-вторых, за счет платы потребителей за мощность, которая должна компенсировать постоянные затраты на содержание электростанций и обеспечивать возврат инвестиций в строительство новых станций и энергоблоков. Рост платы за мощность планируется административно ограничивать.

345 являлось, по сути, коммерческой организацией, извлекающей прибыль из хозяйственной деятельности.
На первом этапе реформы – в сентябре 2003 г. – было создано ОАО
«Российские железные дороги», на баланс которого было передано 95% всего имущества МПС. За самим же министерством (в 2004 г. оно было преобразовано в Федеральное агентство железнодорожного транспорта) осталось только общее руководство отраслью и надзор за соблюдением государственных интересов. При этом 100% акций ОАО «РЖД» принадлежат государству.
Следующие этапы реформирования подразумевают поэтапное и
«мягкое» разгосударствление. Оно предусматривает отделение естественно- монопольного сектора ОАО «РЖД» от сфер, где возможна конкуренция.
Как и в энергетике, под полным контролем государства останется естественно-монопольная сфера. В данном случае к ней относится вся инфраструктура железных дорог. Это сами пути, семафоры, диспетчерская служба и т.д. Тарифы на услуги железнодорожной инфраструктуры будут устанавливаться Федеральной службой по тарифам. Все остальное имущество ОАО «РЖД» (вагоны, локомотивы, строительные и ремонтные подразделения и пр.) будет постепенно приватизироваться. В перспективе это может способствовать созданию конкурентной рыночной среды на железных дорогах.
Реформа идет не быстро. В 2004 г. начался процесс создания и выделения из ОАО «РЖД» дочерних и зависимых обществ. При этом ОАО
«
РЖД» первоначально шло по пути выделения в отдельные компании специализированного вагонного парка, как самого высокодоходного, а, следовательно, и более привлекательного в перспективе для частных инвестиций.
Оценив этот опыт как положительный, ОАО «РЖД» создало в 2007 г.
«Первую грузовую компанию», а в 2010 г. – «Вторую грузовую компанию», передав им почти все имевшиеся у него вагоны. Последнее означает, что рынок услуг вагонных операторов выводится из-под государственного