Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 967
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
, и как сфера приложения ее методов и принципов. Стандартизация как информационно-управляющая система сама может стать объектом эргономических исследований, направленных на повышение ее эффективности [27].
Дальнейшее развитие эргономики и ее влияние на практику связывают с использованием стандартизации. Использование стандартизации в эргономике тесно связано с решением таких проблем, как повышение точности и надежности результатов эргономических экспериментов, которое достигается за счет унификации: используемой аппаратуры; методов получения и обработки психофизиологической информации; установления единой терминологии; упорядочения имеющихся эргономических справочных данных; обеспечения условий проведения массовых исследований человеческих факторов и ряда других проблем, связанных со все более широким использованием ЭВМ в эргономических исследованиях.
В последние годы во многих промышленно развитых странах активизировалась деятельность, направленная на использование стандартизации как стредства для обеспечения высокого эргономического уровня качества создаваемой техники. Резко увеличилось количество разрабатываемых стандартов и другой нормативной документации в области эргономики. В рекомендациях первого специализированного международного симпозиума по проблеме «Эргономика и стандарты» подчеркивается важность и необходимость дальнейшего развития работ по стандартизации в области эргономики как на национальном уровне, так и в международном масштабе [32]. Комитет по научно-техническому сотрудничеству Совета Экономической Взаимопомощи признал целесообразным включить в основные направления, по которым осуществляется многостороннее сотрудничество, проблему «Разработка научных основ эргономических норм и требований». Организация работ по основным направлениям программы научно-технического сотрудничества обеспечивает более эффективное использование научно-исследовательского потенциала и результатов исследований институтов, лабораторий и групп эргономического профиля стран-членов СЭВ. Реализация программы научно-технического сотрудничества по проблемам эргономики позволит поднять на качественно иной уровень и вместе с тем существенно интенсифицировать весь комплекс работ, связанных со стандартизацией эргономических норм и требований.
В настоящее время в мировой практике представлены эргономические стандарты четырех типов: 1) базовые, включающие основные характеристики человека (антропометрические, сенсорные, моторные и др.); 2) функциональные, включающие эргономические требования к техническим средствам, процессам, промышленным изделиям и системам; 3) стандарты, включающие показатели воздействующих на человека физических, химических и биологических
факторов окружающей среды; 4) стандарты, включающие требования к процедурам и методам эргономических исследований [32—34].
На стандартизации основывается отечественная концепция управления качеством промышленной продукции, реализующая комплексный подход к проблеме качества. Система управления качеством определяется как совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении. Система предусматривает активные управляющие воздействия на ведущих этапах формирования качества изделий — проектирования и производства. Становится общепризнанным, что продукция должна соответствовать эргономическим требованиям, которые призваны повысить ее качество, гуманизировать технику и всемерно облегчить труд. Необходимость использования рекомендаций эргономики особенно четко выявилась при постановке проблем оценки качества (аттестации) продукции, а позднее — задачи управления качеством. По стандартизованному определению, под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Согласно такому пониманию, анализ качества продукции включает в себя рассмотрение не всех без исключения ее свойств, а только тех, которые связаны со способностью удовлетворять постребности как отдельных членов общества, так и общества в целом, т. е. целевые функции изделия соотносятся с его социальным адресом. Эргономическая оценка обусловливается тем, что значительная часть промышленной продукции рассчитана на прямой или опосредствованный контакт с человеком.
Одно из важнейших условий учета человеческого фактора при проектировании промышленных изделий и их оценке — разработка нормативно-технических документов по эргономике, направленных как на формирование, обеспечение и поддержание требуемого уровня качества, так и на систематическое его повышение. Объектами стандартизации в этом случае должны стать характеристики человека, проявляющиеся в процессе труда и потребления изделий; элементы технических систем и изделий, с которыми взаимодействует человек (органы управления, средства отображения информации и т. п.); распределение функций между человеком и машиной и т. д.
С расширением и углублением работ по стандартизации требований эргономики встает вопрос о структурной организации нормативно-технических документов. Построение системы стандартов должно основываться на известных принципах разработки многоуровневых иерархических систем.
Первый (верхний) уровень должен включать в себя подготовку комплекса основополагающих документов системы эргономических стандартов, устанавливающих условия и принципы ее функционирования, основные термины и определения, классификацию объектов стандартизации в эргономике и другие положения, направляющие разработку нормативных документов нижестоящих уровней.
Следующим звеном в структуре нормативно-технической документации должны явиться стандарты на эргономические нормы, требования и показатели, сформированные в две самостоятельно развивающиеся подсистемы. Подсистема 1 предусматривает разработку группы эргономических требований, используемых, как правило, при проектировании и изготовлении изделий и их комплексов. В подсистему II должны войти документы, устанавливающие номенклатуру эргономических показателей качества, а также нормирующие процедуру, критерии и методы оценки качества продукции с позиций эргономики. Обе подсистемы также строятся по иерархическому принципу: от общих эргономических требований и от групповых эргономических показателей качества для видов объектов стандартизации до конкретных требований и единичных показателей качества для отдельных групп этих объектов. Особо следует отметить, что уровни иерархии подсистем одновременно являются и уровнями иерархии всей системы нормативно-технической документации по эргономике.
Конечная цель стандартов этого направления — внедрение эргономических норм, требований и показателей (отдельными подразделами или разделами) в массив стандартов на аттестуемую продукцию, на типовые технологические процессы, конструкторскую документацию и т. д.
Реализация рассмотренных основных направлений эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции возможна в ближайшие годы.
Контроль за соблюдением эргономических требований, фиксируемых в стандарте, предполагает наличие соответствующих методик оценки. Определение номенклатуры эргономических показателей является исходным пунктом процедуры оценки, и ошибочное решение на этом, в основном «качественном», а не «количественном» этапе может привести к ошибочной оценке изделия в целом.
Дальнейшие процедуры, связанные с оценкой — установлением индивидуальных значений показателей, коэффициентов их весомости и т. д., уже не смогут предотвратить ошибку, обусловленную неправильным выбором и использованием самих показателей.
В Советском Союзе разработаны единые нормативные документы, позволяющие упорядочить использование терминов и показателей в области эргономической оценки качества продукции в других государственных и отраслевых стандартах, в межотраслевых методиках, в научной литературе и технической документации и сформулировать единый подход к определению номенклатуры эргономических показателей. Такими документами являются ГОСТ 16035-70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТ 16456-70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номенклатура».
ГОСТ 16035-70 дает определение эргономических показателей качества, исходя из понятия «показатель качества», сформулированного в ГОСТе 15467-70 «Качество продукции. Термины»: «Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления».
Показатели качества количественно характеризуют степень пригодности изделия для удовлетворения определенных потребностей, и их номенклатура должна определяться функциональным назначением изделия. Эргономические показатели качества, разработанные в рамках коррективного направления развития эргономики, делятся следующим образом: 1) гигиенические, 2) антропометрические, 3) физиологические, 4) психофизиологические, 5) психологические. Указанные виды эргономических показателей делятся, в свою очередь, на единичные эргономические показатели.
Последовательность построения групп эргономических требований и показателей качества обусловливается проявлением функциональных особенностей человека в трудовых процессах. Еще до начала выполнения работы необходимо обеспечить, а затем и поддерживать в течение всего трудового процесса жизнедеятельность работающего человека. Эту область и охватывают гигиенические требования и гигиенические показатели качества. Начальным этапом конкретного вида трудовой деятельности человека является принятие рабочей позы с соответствующим контактом тела человека с сиденьями
Дальнейшее развитие эргономики и ее влияние на практику связывают с использованием стандартизации. Использование стандартизации в эргономике тесно связано с решением таких проблем, как повышение точности и надежности результатов эргономических экспериментов, которое достигается за счет унификации: используемой аппаратуры; методов получения и обработки психофизиологической информации; установления единой терминологии; упорядочения имеющихся эргономических справочных данных; обеспечения условий проведения массовых исследований человеческих факторов и ряда других проблем, связанных со все более широким использованием ЭВМ в эргономических исследованиях.
В последние годы во многих промышленно развитых странах активизировалась деятельность, направленная на использование стандартизации как стредства для обеспечения высокого эргономического уровня качества создаваемой техники. Резко увеличилось количество разрабатываемых стандартов и другой нормативной документации в области эргономики. В рекомендациях первого специализированного международного симпозиума по проблеме «Эргономика и стандарты» подчеркивается важность и необходимость дальнейшего развития работ по стандартизации в области эргономики как на национальном уровне, так и в международном масштабе [32]. Комитет по научно-техническому сотрудничеству Совета Экономической Взаимопомощи признал целесообразным включить в основные направления, по которым осуществляется многостороннее сотрудничество, проблему «Разработка научных основ эргономических норм и требований». Организация работ по основным направлениям программы научно-технического сотрудничества обеспечивает более эффективное использование научно-исследовательского потенциала и результатов исследований институтов, лабораторий и групп эргономического профиля стран-членов СЭВ. Реализация программы научно-технического сотрудничества по проблемам эргономики позволит поднять на качественно иной уровень и вместе с тем существенно интенсифицировать весь комплекс работ, связанных со стандартизацией эргономических норм и требований.
В настоящее время в мировой практике представлены эргономические стандарты четырех типов: 1) базовые, включающие основные характеристики человека (антропометрические, сенсорные, моторные и др.); 2) функциональные, включающие эргономические требования к техническим средствам, процессам, промышленным изделиям и системам; 3) стандарты, включающие показатели воздействующих на человека физических, химических и биологических
факторов окружающей среды; 4) стандарты, включающие требования к процедурам и методам эргономических исследований [32—34].
§1. Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции
На стандартизации основывается отечественная концепция управления качеством промышленной продукции, реализующая комплексный подход к проблеме качества. Система управления качеством определяется как совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении. Система предусматривает активные управляющие воздействия на ведущих этапах формирования качества изделий — проектирования и производства. Становится общепризнанным, что продукция должна соответствовать эргономическим требованиям, которые призваны повысить ее качество, гуманизировать технику и всемерно облегчить труд. Необходимость использования рекомендаций эргономики особенно четко выявилась при постановке проблем оценки качества (аттестации) продукции, а позднее — задачи управления качеством. По стандартизованному определению, под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Согласно такому пониманию, анализ качества продукции включает в себя рассмотрение не всех без исключения ее свойств, а только тех, которые связаны со способностью удовлетворять постребности как отдельных членов общества, так и общества в целом, т. е. целевые функции изделия соотносятся с его социальным адресом. Эргономическая оценка обусловливается тем, что значительная часть промышленной продукции рассчитана на прямой или опосредствованный контакт с человеком.
Одно из важнейших условий учета человеческого фактора при проектировании промышленных изделий и их оценке — разработка нормативно-технических документов по эргономике, направленных как на формирование, обеспечение и поддержание требуемого уровня качества, так и на систематическое его повышение. Объектами стандартизации в этом случае должны стать характеристики человека, проявляющиеся в процессе труда и потребления изделий; элементы технических систем и изделий, с которыми взаимодействует человек (органы управления, средства отображения информации и т. п.); распределение функций между человеком и машиной и т. д.
С расширением и углублением работ по стандартизации требований эргономики встает вопрос о структурной организации нормативно-технических документов. Построение системы стандартов должно основываться на известных принципах разработки многоуровневых иерархических систем.
Первый (верхний) уровень должен включать в себя подготовку комплекса основополагающих документов системы эргономических стандартов, устанавливающих условия и принципы ее функционирования, основные термины и определения, классификацию объектов стандартизации в эргономике и другие положения, направляющие разработку нормативных документов нижестоящих уровней.
Следующим звеном в структуре нормативно-технической документации должны явиться стандарты на эргономические нормы, требования и показатели, сформированные в две самостоятельно развивающиеся подсистемы. Подсистема 1 предусматривает разработку группы эргономических требований, используемых, как правило, при проектировании и изготовлении изделий и их комплексов. В подсистему II должны войти документы, устанавливающие номенклатуру эргономических показателей качества, а также нормирующие процедуру, критерии и методы оценки качества продукции с позиций эргономики. Обе подсистемы также строятся по иерархическому принципу: от общих эргономических требований и от групповых эргономических показателей качества для видов объектов стандартизации до конкретных требований и единичных показателей качества для отдельных групп этих объектов. Особо следует отметить, что уровни иерархии подсистем одновременно являются и уровнями иерархии всей системы нормативно-технической документации по эргономике.
Конечная цель стандартов этого направления — внедрение эргономических норм, требований и показателей (отдельными подразделами или разделами) в массив стандартов на аттестуемую продукцию, на типовые технологические процессы, конструкторскую документацию и т. д.
Реализация рассмотренных основных направлений эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции возможна в ближайшие годы.
§2. Эргономическая оценка качества промышленных изделий
Контроль за соблюдением эргономических требований, фиксируемых в стандарте, предполагает наличие соответствующих методик оценки. Определение номенклатуры эргономических показателей является исходным пунктом процедуры оценки, и ошибочное решение на этом, в основном «качественном», а не «количественном» этапе может привести к ошибочной оценке изделия в целом.
Дальнейшие процедуры, связанные с оценкой — установлением индивидуальных значений показателей, коэффициентов их весомости и т. д., уже не смогут предотвратить ошибку, обусловленную неправильным выбором и использованием самих показателей.
В Советском Союзе разработаны единые нормативные документы, позволяющие упорядочить использование терминов и показателей в области эргономической оценки качества продукции в других государственных и отраслевых стандартах, в межотраслевых методиках, в научной литературе и технической документации и сформулировать единый подход к определению номенклатуры эргономических показателей. Такими документами являются ГОСТ 16035-70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТ 16456-70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номенклатура».
ГОСТ 16035-70 дает определение эргономических показателей качества, исходя из понятия «показатель качества», сформулированного в ГОСТе 15467-70 «Качество продукции. Термины»: «Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления».
Показатели качества количественно характеризуют степень пригодности изделия для удовлетворения определенных потребностей, и их номенклатура должна определяться функциональным назначением изделия. Эргономические показатели качества, разработанные в рамках коррективного направления развития эргономики, делятся следующим образом: 1) гигиенические, 2) антропометрические, 3) физиологические, 4) психофизиологические, 5) психологические. Указанные виды эргономических показателей делятся, в свою очередь, на единичные эргономические показатели.
Последовательность построения групп эргономических требований и показателей качества обусловливается проявлением функциональных особенностей человека в трудовых процессах. Еще до начала выполнения работы необходимо обеспечить, а затем и поддерживать в течение всего трудового процесса жизнедеятельность работающего человека. Эту область и охватывают гигиенические требования и гигиенические показатели качества. Начальным этапом конкретного вида трудовой деятельности человека является принятие рабочей позы с соответствующим контактом тела человека с сиденьями