Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 958
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
Выше уже отмечалось, что общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем, охраны здоровья и развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Данное представление базируется на марксистско-ленинском понимании роли труда в развитом социалистическом обществе, в условиях, когда происходит превращение труда из средства поддержания жизни в первейшую необходимость, в основное условие развития способностей и творческих сил человека.
Принятие тезиса о триедином характере общей цели эргономики позволяет избежать как деляческого практицизма, так и отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития социалистического производства. Тем самым задается единство эргономических исследований, их системный характер. Конечно, в конкретном исследовании тот или иной аспект может превалировать — это допустимо и практически неизбежно. Однако общая единая цель реализуется через совокупность и взаимодополняемость указанных аспектов.
Следующим принципиальным теоретическим положением эргономики, органически связанным с только что рассмотренным и выполняющим не менее важную мировоззренческую функцию, является указание на то, что отношение «человек — машина» есть в первую очередь отношение «субъект труда — орудие труда». Не человек рассматривается как простое звено, включенное в техническую систему, а машина — как средство, включенное в деятельность человека [42].
Актуальное значение для эргономики как дисциплины, направленной на изучение и проектирование трудовой деятельности, имеет анализ категории предметной деятельности, выделение концептуальных схем, в которых эта категория используется и исследуется различными научными дисциплинами, и прежде всего психологией [39]. Указанные концептуальные схемы, определяя собой эргономический аспект представлений о деятельности, выполняют методологическую функцию по отношению к конкретным эргономическим исследованиям. Эта функция состоит в формулировании общих мировоззренческих установок, реализующихся через методологические средства эргономики как общенаучного, так и специально-научного типа. Следует отметить общемировоззренческий характер теоретических положений эргономики, связанных с изучением становления предмета этой научной дисциплины. К ним прежде всего относятся положения о том, что возникновение эргономики обусловлено коренными изменениями в. самом процессе труда, связанными с происходящей научно-технической революцией, а также положение о трех этапах в определении характера связи человеческого и машинного компонентов при решении соответствующих научных и производственных задач [3].
На первом этапе эта связь понималась как приспособление человека к машине, на втором — машины к человеку (его психологическим, физиологическим, антропометрическим и т. д. характеристикам). Наконец, для третьего этапа характерна более широкая трактовка «человеческого фактора» как фактора, формирующего (образующего) саму систему «человек — машина». Выделение соответствующих этапов и определение специфики последнего также служат обоснованию общих целей эргономики, которые расшифровываются в представлениях о ее предмете. Происходит детализация схемы изучения — от краткого указания на два компонента «человек — машина» к развернутому «человек — группа людей — машина — предмет труда — производственная среда». Важны не только детализация и расширение числа компонентов СЧМ, попадающих в сферу исследования эргономики. Важно также начало преодоления адаптационно-гомеостатического подхода к проблеме взаимодействия человека и машины в двух его вариантах: механоцентрическом и антропоцентрическом.
Методологическое содержание тех теоретических положений эргономики, которые сформировались в процессе переработки применительно к ее предмету общенаучных представлений, состоит как в особом типе видения объектов изучения и проектирования, так и в совместном задании объекта и средств его изучения, т. е. в построении системной стратегии эргономического исследования. Под «общенаучными» имеются в виду понятия и концепции, которые не связаны жестким образом с той или иной областью научного познания, но вместе с тем не обладают и статусом философских категорий.
Идеи системного подхода в широком смысле — как одной из ведущих современных общенаучных ориентации — определяют многие исходные установки и теоретические положения эргономики. В их числе: стремление к целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить возможные последствия дея-тельности человека. Так, например, характерная для эргономики трактовка сложной и целостной природы человеко-машинных систем включает новый для техники аспект — влияние человеческого фактора. Поэтому в эргономике явно выражена тенденция к использованию системных методов, т. е. определенный поворот к системной ориентации [41, 42, 55].
Использование принципов системного подхода позволяет по-новому ставить многие исследовательские задачи. Особенно хорошо это видно на примере того, как изменяется направленность исследования человеческого действия. Если для первых исследований трудовой деятельности было характерно ее понимание как процесса и основными задачами оказывались задачи выделения и фиксации этапов этого процесса, то в рамках системной ориентации схема процесса уже не является исходной и основной. В центре внимания теперь структура деятельности (т. е. ее строение), а это предполагает уже иное понимание самого действия как многокомпонентного образования, каждое из составляющих которого обладает своими функциями в едином действии (т. е. в действии, понятом как система). Это с необходимостью требует рассмотрения различных систем действия, выделения их уровней и т. д. [3]. Как мы видим, при изложении существа переориентации, происшедшей в эргономике, фактически приходится оперировать всей основной «парадигмой» системного представления объектов (понятиями структуры, элемента, функций, уровней и т. п.).
К содержательным положениям эргономики, характеризующим использование ею общенаучных представлений, относится и то, что условно можно назвать «организмическим» представлением деятельности, ее уподоблением функциональному органу. Впервые такое понимание было развито Н. А. Бернштейном применительно к двигательному акту [10].
Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений, разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней научных дисциплинах и органически вошедших в ее состав. К ним относятся: различение коррективной и проективной эргономики, раскрытие содержания понятия человеческого фактора в технике; постановка проблемы комплексного изучения и проектирования внешних средств и способов деятельности; гипотеза иерархической организации деятельности оператора с выделением системного и операционко-психологических уровней; спецификация общепсяхологических схем деятельности с введением в качестве особых элементов функциональных блоков; разработка методов микроструктурного и микрогенетического анализов; гипотеза оперативного образа; концепция «включения»; структурно-эвристический подход к исследованию информационных процессов, включая процедуры принятия решения; математическая теория построения функциональных структур систем «человек — машина» и ряд других положений «системно-технической» эргономики.
§2. Общая характеристика эргономических исследований и их методов
Методологической базой эргономики является системный подход. На его основе возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек — машина». При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методических приемов исследования.
В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, функциональной анатомии, кибернетике, системотехнике и др. При этом главной проблемой являются координация различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи и синтез полученных с их помощью результатов.
Эргономический подход к изучению и оптимизации деятельности имеет свою специфику. В методическом отношении это выражается в следующих принципиальных положениях. Во-первых, направленность эргономики на проектирование деятельности и ее компонентов требует применения не только экспериментальных, но и априорных проектировочных методов. Во-вторых, использование в эргономике обобщенных показателей активности, напряженности и комфортности деятельности предполагает применение процедур получения интегральных критериев на основе системы частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование или оценка должны быть всегда системными, что осуществимо лишь при одновременном использовании различных методов, отражающих взаимосвязи между компонентами и основными свойствами системы «человек — машина».
Из перечисленных методических особенностей вытекает определенная стратегия выбора методов для решения конкретных эргономических задач.
Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на две группы: аналитические (или описательные) и экспериментальные. В большинстве исследований они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.
Практически любая эргономическая проблема возникает в результате переформулировки реальных задач. Поэтому каждая встающая перед эргономикой практическая задача подлежит, в первую очередь, анализу с точки зрения выявления специфики влияния человеческого фактора в заданных условиях. Умение квалифицированно анализировать производственную деятельность (производительность труда, передовой опыт, условия труда, брак, текучесть кадров, характерные ошибочные действия работающих людей, травматизм и др.) является непременным условием профессиональной деятельности специалиста в области эргономики. Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек— машина». Его целью является определение места человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в ней, выявление структуры человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей.