Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 965
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
62. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., «Наука», 1978.
63. Adams J. A. Issues for closed-loop theory of motor learning. — In: Motor Control: Issues and Trends. N. Y., Academic Press, 1976.
64. Arnheim R. Visual Thinking. Berkley, 1969.
65. В a r 11 e 11 F. Thinking. An experimental and social stady. London: G. Allen. 1958.
66. С 1 a p a r e d e E. La genese de l'hypothese. — «Archives de Psychologies, 1934, t. XXIV, N 93—94.
67. Clark H. H. and Clark E. V. Psychology and language. N. Y.: Harcourt. 1977.
68. Estes W. K. (ed.) Handbook of learning and cognitive processes, vol. I—VII. N. Y.: L. Erlbaum and Ass., 1976—1978.
69. Festinger L, Burnham С. А., О n о E, Bamber D. Efference and the conscious experience of perception. — «J. of Exp. Psychol.». Monograph, vol. 74 (4, pt. 2), 1967.
70. James W. Principles of psychology. N. Y., Holt, 1890.
71. Neisser U. Cognition and Realiry. San-Francisco: W. H. Freeman, 1976.
72. Phillips W. A. On the distinction between sensory storage and short-term visual memory. — «Perception and Psychophisics», 1974, vol. 16(2).
73. Rand haw a B. S. and Coffman W. E. (Ed.) Visual learning, thinking and communication. N. Y., Academic Press, 1978.
74. S h e p a r d R. N. Form, formation and transformation of internal representations.— In: Solso R. (Ed.). Information processing and cognition: The Loyola Simposium. New Jersey: Erlbaum and Ass., 1975.
75. S m i d t R. A. The schema as a solution to some persistent problems in motor learning theory. — In: Motor Control: Issues and Trends, N. Y., Academic
Press, 1976.
76 Sperling G. The information avaiable in brief visual presentation. — «Psychol. Monogr.», 1960, 74 (11 whole N 498).
77. S p e r 1 i n g G. et al. Extremely rapid visual search. The maximum rate of scanning letters for presence of a numeral. — «Science», 1971, vol. 174.
78. T u r v e у M. T. Preliminaries to a theory of action with reference to vision. — In: R. Shaw & J. Bransford (Eds.) Perceiving, acting and knowing: Toward an ecological psychology. Hillsdale, N. Y., Erlbaum, 1977.
79. T u r v e у М. T. Contrasting orientations to the theory of visual information processing. — «Psychological Review», 1977, vol. 84(1).
80. W oodworth R. S. The accuracy of voluntary movement. — «Psychol. Monogr.», 1899, vol. 13.
5. Эргономические основы проектирования техники
До недавнего времени считалось достаточным решать вопросы проектирования новой техники, исходя из соображений ее производительности, надежности и экономичности в эксплуатации. Ныне эта точка зрения подвергается уточнению и расширению.
Резкое повышение роли человеческого фактора в общественном производстве и реальная потребность всестороннего развития человека, обусловленные научно-технической революцией и неизмеримо возрастающие в период развитого социализма, заставляют принимать во внимание не одну только экономическую, но и социальную эффективность разрабатываемых проектов новой техники. «Важное значение при этом имеет полный учет естественными науками исследований, разработок, выводов общественных наук о повышении роли человека в системе «человек — техника», о сущности, формах и развитии социологических, социально-психологических, эргономических, экологических факторов» [3, с. 69].
В условиях развитого социалистического общества резко возросло значение качественных характеристик деятельности, труда и соответственно повысились требования к совершенствованию потребительских качеств новой техники [3]. Все чаще предлагается дополнить традиционно используемые основные показатели техники (производительность, надежность и экономичность эксплуатации) показателями эргономичности, экологичности и эстетичности, которые обеспечивают достижение социальных результатов, связанных с сохранением здоровья людей и развитием человеческой личности, а на этой основе и повышением эффективности и качества деятельности в самых различных сферах. Социальная результативность новой техники становится важным условием реализации потенциально заложенного в ней экономического эффекта. Если не обеспечены, например, оптимальные условия взаимодействия человека с техникой, то вряд ли можно рассчитывать на достижение в полной мере указанного эффекта.
«Социально-экономическая эффективность должна стать главным, если не единственным, критерием формирования технической политики. Для этого еще на стадии научной разработки и конструирования новой техники необходимо определять не только экономический эффект создаваемой новой техники, но и те положительные и отрицательные эффекты, которые техника потенциально содержит, и учитывать в планах развития производства на всех уровнях — от отдельных предприятий до народного хозяйства в целом — их влияние на социально-экономическую жизнь всех членов общества» [2, с. 25].
Обеспечить социальную эффективность новой техники можно при условии, если показатели эргономичности, экологичности и эстетичности наряду с традиционными показателями будут определять общую функциональную структуру создаваемых систем «человек— техника». Социальные показатели техники, включая и эргономические показатели, являются заданным условием, для реализации которого отбирается наиболее экономичный вариант, обеспечивающий достижение заданной конкретной социальной цели с наименьшими затратами, капитальными и текущими [4]. При этом речь идет не о том, чтобы утвердить приоритет человека или техники в системах управления, а о том, чтобы построение систем «человек — техника» осуществлялось на основе знания о предметных, структурных закономерностях процессов взаимодействия человека и техники [15]. Только в этом случае техника будет решать комплексные, т. е. двухцелевые, задачи — выполнять определенные технические производственные задания и способствовать созданию оптимальных условий трудовой деятельности и уж во всяком случае предотвращать отрицательные социальные результаты от использования новой техники в производстве. «Бесконечные апелляции к чувству социальной ответственности не могут оградить современного человека от вредных воздействий техники; нужна реальная система мер и средств борьбы с этим в условиях социализма. И то, в какой мере ведется эта борьба, служит объективным показателем прогрессивности социального строя, степени использования его преимуществ» [18, с. 78].
Использование достижений эргономики при проектировании техники и условий ее функционирования способствует повышению содержательности и привлекательности труда, сохранению здоровья н в конечном итоге созданию условий, благоприятствующих всестороннему развитию человека-труженика. При этом обеспечиваются повышение эффективности и качества труда, удобство эксплуатации и обслуживания техники, сокращение сроков ее освоения, улучшение условий труда, экономия затрат физической и нервно-психической энергии работающего человека, поддержание его высокой работоспособности.
§1. Структура эргономических свойств и показателей техники
Раскроем содержание понятия «эргономичность техники», которое является конкретным проявлением деятельностного подхода в эргономике. На табл. 1 изображена структурная схема эргономических показателей техники. Это иерархическая динамическая структура, включающая несколько уровней. Эргономические свойства и показатели (существенные признаки) каждого предыдущего уровня являются основой формирования эргономических показателей последующего уровня. Здесь действует тот же общий принцип, которому подчиняются межуровневые отношения структуры деятельности человека и который состоит в том, что наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит [10].
Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры — эргономичность техники — целостная ее характеристика, органично связанная с показателями производительности, надежности и экономичности эксплуатации. Эргономичность вырастает из ряда эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства техники, при которых она органично включается в оптимальную психофизиологическую структуру деятельности человека (группы людей) по управлению, обслуживанию и освоению техники. Под обитаемостью понимается эргономическое свойство техники, при котором условия ее функционирования приближаются к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека (группы людей), а также обеспечиваются уменьшение или ликвидация вредных последствий функционирования техники для окружающей среды. Эргономические свойства техники представляют собой определенные предпосылки, возможности деятельности человека, относящиеся к ее объективным условиям.
Эргономические свойства формируются на основе комплексных эргономических показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны указанных свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых эргономических показателей, которые представляют совокупность однородных единичных эргономических показателей: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических.
Рассматриваемая структура позволяет представить различные уровни интегрирования в эргономике, каждый из которых обладает определенной качественной спецификой, не сводимой к механическому объединению составляющих его показателей. Для проектировщика важно знать не только номенклатуру и характеристики эргономических показателей, но и то, как на их основе формируются эргономические свойства проектируемых объектов. В этом пункте проектные задачи наиболее тесно смыкаются с эргономикой, становление которой как научной дисциплины во многом, определяется решением проблемы раскрытия закономерностей взаимопереходов одних рассматриваемых уровней показателей и свойств техники в другие. Каждый шаг на пути решения этой чрезвычайно сложной проблемы лишний раз оттеняет определенную ограниченность и временный характер того, что называется: учетом человеческого фактора и создает реальные предпосылки для разработки научно обоснованного инструмента целенаправленного формирования в процессе проектирования эргономических свойств техники. Другими словами, существенно меняются роль и место эргономики в проектировании техники: от решения отдельных частных задач, связанных с частичным улучшением трудовой деятельности человека в уже спроектированных, заданных технических системах, она переходит к полноправному участию в построении общей функциональной структуры систем «человек — машина».
Речь идет о том, чтобы с самого начала проектировать человеко-машинную систему, а не только технические средства, которые лишь на стадии практической «подгонки» их к человеку становятся компонентами указанной системы. Происхождение понятия «учет человеческого фактора» при создании систем не без оснований связывают с тем, что системотехника рассматривает человека, как внешний фактор и в качестве основного компонента системы берет ее техническую часть.
Методологическое значение предложенной структуры свойств и показателей состоит в том, что она открывает возможности действительно содержательного эргономического описания систем «человек— техника», позволяющего, в свою очередь, строить модели, отображающие соответствующие закономерности их функционирования. Теоретические основания этой структуры имеют много общего с положениями разрабатываемого системного подхода к изучению главного звена системы «человек — машина» — человека и системы в целом [11]. Структура эта является эффективным методическим инструментом эргономики, с помощью которого возможно соответствующее изучение систем «человек — техника» на функциональном уровне.
Структура эргономических свойств и показателей техники стимулирует начавшийся процесс пересмотра некоторых установившихся представлений о методах ее проектирования и тем самым способствует его переходу на новый более высокий уровень. «Уже сейчас, видимо, следует думать и о другом направлении — в разработке технического задания исходить из идеи вторичной, обслуживающей функции машин и, следовательно, учитывать прежде всего позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т. е. то, что составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной. На этом пути открываются принципиально новые резервы повышения производительности труда, т. е. решения одной из важнейших задач пятилетки» [17, с. 63]. При рассмотрении проектирования как процесса, который кладет начало изменениям в искусственной среде [см. 6], основное внимание акцентируется на задаче, получившей название «проектное прогнозирование» [13] и являющейся специфической формой научного программирования социальных и других последствий проектной деятельности. Множественность и сложный характер таких последствий, их значительная отсроченность по отношению к моменту начала и течения собственно процесса проектирования — все это требует не только применения новой методологии, но участия большого числа высококвалифицированных специалистов в коллективной разработке проектов. В проектном прогнозировании на смену «статичному» объекту проектирования приходит «саморазвивающийся» объект, а в этой связи открывается возможность выбора оптимальных вариантов и отсеивания ошибочных решений в процессе проектирования еще до того, как их отрицательные последствия могли бы стать необратимым фактором реальной действительности. Научные исследования, как прикладные, так и фундаментальные, оказываются не просто вспомогательным элементом, но внутренне необходимой потребностью, органически вырастающей из самой природы проектной деятельности.