Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 957
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
, химическим составом воздуха. Иногда ему приходится работать при повышенном, иногда при пониженном атмосферном давлении. Некоторые профессии связаны с необходимостью переносить большие ускорения, изменения гравитации, шумы, вибрацию и т. д. Создание новых машин и разработка новых технологических процессов есть создание новой среды для человека. Иногда эта среда представляет собой сочетание естественных и искусственных условий, иногда полностью является искусственной. Поэтому, когда создается новая машина, речь должна идти не просто о машине как таковой, а о системе «чело-век — машина — производственная среда».
Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проблем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указанные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили известное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигиены труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения некоторых из них, например физиологии и психологии труда.
Изучение и проектирование систем «человек — машина — производственная среда» создали предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новой психофизиологической проблематики. Эргономика сложилась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и технических наук. Все они, за исключением технических наук, изучают один и тот же объект, но при этом рассматривают человека в труде с разных точек зрения и пользуются для этого разными методами.
В исследовании проблем развития современного производства и управления им, повышения его эффективности все возрастающую роль играет комплекс наук о человеке. Формирование эргономики отражает потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования трудовых процессов. «Новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного характера, — подчеркивалось на XXV съезде КПСС, — открываются на стыке различных наук, в частности,— естественных и общественных. Их следует использовать в полной мере» [3, с. 87].
Если прежде развитие техники обеспечивалось в основном успехами физико-математических, химических и технических наук, то в настоящее время все чаще к решению задач, возникающих в технике, привлекаются данные биологических, психологических, социально-экономических наук [21]. «Предметом научного исследования в области трудовой
деятельности становится не техника сама по себе, и не только 'человек как субъект производства, но и согласование его физических и психических возможностей, эстетических вкусов и других социальных качеств со свойствами современных технических систем» [43, с. 62]|.
Возникновение эргономики связано с развитием противоречия внутри реального объекта, а именно техники, которая как явление, имеющее природную основу, обладает относительно самостоятельной логикой функционирования и развития, но как элемент процесса труда она функционирует в единой системе с человеком и развивается по законам его труда. «Существование техники вне тела создает возможность бесконечного технического прогресса, свобод-ного от ограничений человеческого организма. Но сколь бы техника ни развивалась, она навсегда останется «продолжением» естественных органов человека, его рук и мозга. Бесконечность технического прогресса, принципиальная возможность «передачи» трудовых функций субъекта технике ограничена целями человека, ее назначением быть средством человеческого труда» [40, с. 55].
В эргономике разрабатываются определенные проблемы качества труда, которое понимается достаточно широко. Качество представляет интегральную характеристику данного вида труда, в которой фиксируются показатели качества и количества производимой продукции, взятые в отношении к трудовым затратам, психологической и физиологической «цене» деятельности, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности работника. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех перечисленных компонентов образуют целостную систему качества определенного вида труда, имеющую многоуровневое строение.
Работы эргономического направления относятся к категории тех прикладных исследований, которые непосредственно обеспечивают интеграцию науки с производством. Разработка и внедрение в жизнь эргономических принципов и рекомендаций становятся составной частью широкой программы мероприятий, направленных на создание, новой и модернизацию существующей техники, на дальнейшее облегчение и оздоровление труда, а также повышение его эффективности и качества. Эргономика вносит определенный вклад в осуществление многоплановой и долгосрочной программы перехода от техники безопасности к безопасной технике. Одновременно с этим использование достижений эргономики позволяет существенно повысить привлекательность труда. «На работе человек проводит значительную и самую активную часть своей жизни. Отсюда
специфика требований, предъявляемых различными социальными группами к своей трудовой деятельности. Это требования и к содержанию труда, и к возможности самовыражения и самоутверждения, это требования к условиям и режиму работы, позволяющим сохранить здоровье и выполнять различные роли и функции вне трудовой деятельности, и, наконец, это требования к определенному материальному вознаграждению. Степень удовлетворения этих требований определяет оценку привлекательности труда» [16, с. 84].
В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое совершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления техники к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним открываются с развитием техники.
Тенденции развития эргономики приводят к необходимости применения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфере человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике расширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатками. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результатов эргономического исследования — проектирование технически сложных промышленных изделий культурно-бытового назначения. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.
В условиях научно-технической революции эргономика приобретает все большую социальную и экономическую значимость, содействуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способствовать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.
Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.
В предлагаемом учебном пособии обобщены материалы публикаций, подготовленных как самими авторами, так и под их руководством: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964; Инженерно-психологические требования к системам управления. М., изд. ВНИИТЭ, 1967; Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 1—17, М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1979; Эргономика. Принципы и рекомендации, вып. 1—7. М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1975; Эргономические основы организации труда. М., «Экономика», 1974; Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М., изд. ВНИИТЭ, 1975; Психометрика утомления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1977; Актуальные проблемы эргономики. Физиология человека и животных, т. 21 (Итоги науки и техники ВИНИТИ АН СССР). М., изд. ВИНИТИ, 1978; Современное состояние и тенденции развития эргономики. М., изд. ВНИИТЭ, 1978. В книге использованы также комплекс стандартов «Система человек — машина» и «Межотраслевые требования и нормативные материалы по научной организации труда, которые должны учитываться при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, при разработке технологических процессов и оборудования», т. 1, М., 1978, изд.НИИтруда Госкомтруда СССР. В создании этих нормативно-технических материалов авторы принимали непосредственное участие.
В книге нашли определенное отражение предварительные результаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.
Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с целым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно служили науке, способствовали созданию и развитию новых направлений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внесли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.
Авторы выражают глубокую благодарность всем многочисленным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в работе над книгой.
Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинарной, комплексной и новой области научной и практической деятельности. Поэтому авторы бÑ
Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проблем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указанные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили известное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигиены труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения некоторых из них, например физиологии и психологии труда.
Изучение и проектирование систем «человек — машина — производственная среда» создали предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новой психофизиологической проблематики. Эргономика сложилась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и технических наук. Все они, за исключением технических наук, изучают один и тот же объект, но при этом рассматривают человека в труде с разных точек зрения и пользуются для этого разными методами.
В исследовании проблем развития современного производства и управления им, повышения его эффективности все возрастающую роль играет комплекс наук о человеке. Формирование эргономики отражает потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования трудовых процессов. «Новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного характера, — подчеркивалось на XXV съезде КПСС, — открываются на стыке различных наук, в частности,— естественных и общественных. Их следует использовать в полной мере» [3, с. 87].
Если прежде развитие техники обеспечивалось в основном успехами физико-математических, химических и технических наук, то в настоящее время все чаще к решению задач, возникающих в технике, привлекаются данные биологических, психологических, социально-экономических наук [21]. «Предметом научного исследования в области трудовой
деятельности становится не техника сама по себе, и не только 'человек как субъект производства, но и согласование его физических и психических возможностей, эстетических вкусов и других социальных качеств со свойствами современных технических систем» [43, с. 62]|.
Возникновение эргономики связано с развитием противоречия внутри реального объекта, а именно техники, которая как явление, имеющее природную основу, обладает относительно самостоятельной логикой функционирования и развития, но как элемент процесса труда она функционирует в единой системе с человеком и развивается по законам его труда. «Существование техники вне тела создает возможность бесконечного технического прогресса, свобод-ного от ограничений человеческого организма. Но сколь бы техника ни развивалась, она навсегда останется «продолжением» естественных органов человека, его рук и мозга. Бесконечность технического прогресса, принципиальная возможность «передачи» трудовых функций субъекта технике ограничена целями человека, ее назначением быть средством человеческого труда» [40, с. 55].
В эргономике разрабатываются определенные проблемы качества труда, которое понимается достаточно широко. Качество представляет интегральную характеристику данного вида труда, в которой фиксируются показатели качества и количества производимой продукции, взятые в отношении к трудовым затратам, психологической и физиологической «цене» деятельности, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности работника. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех перечисленных компонентов образуют целостную систему качества определенного вида труда, имеющую многоуровневое строение.
Работы эргономического направления относятся к категории тех прикладных исследований, которые непосредственно обеспечивают интеграцию науки с производством. Разработка и внедрение в жизнь эргономических принципов и рекомендаций становятся составной частью широкой программы мероприятий, направленных на создание, новой и модернизацию существующей техники, на дальнейшее облегчение и оздоровление труда, а также повышение его эффективности и качества. Эргономика вносит определенный вклад в осуществление многоплановой и долгосрочной программы перехода от техники безопасности к безопасной технике. Одновременно с этим использование достижений эргономики позволяет существенно повысить привлекательность труда. «На работе человек проводит значительную и самую активную часть своей жизни. Отсюда
специфика требований, предъявляемых различными социальными группами к своей трудовой деятельности. Это требования и к содержанию труда, и к возможности самовыражения и самоутверждения, это требования к условиям и режиму работы, позволяющим сохранить здоровье и выполнять различные роли и функции вне трудовой деятельности, и, наконец, это требования к определенному материальному вознаграждению. Степень удовлетворения этих требований определяет оценку привлекательности труда» [16, с. 84].
В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое совершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления техники к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним открываются с развитием техники.
Тенденции развития эргономики приводят к необходимости применения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфере человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике расширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатками. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результатов эргономического исследования — проектирование технически сложных промышленных изделий культурно-бытового назначения. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.
В условиях научно-технической революции эргономика приобретает все большую социальную и экономическую значимость, содействуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способствовать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.
Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.
В предлагаемом учебном пособии обобщены материалы публикаций, подготовленных как самими авторами, так и под их руководством: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964; Инженерно-психологические требования к системам управления. М., изд. ВНИИТЭ, 1967; Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 1—17, М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1979; Эргономика. Принципы и рекомендации, вып. 1—7. М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1975; Эргономические основы организации труда. М., «Экономика», 1974; Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М., изд. ВНИИТЭ, 1975; Психометрика утомления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1977; Актуальные проблемы эргономики. Физиология человека и животных, т. 21 (Итоги науки и техники ВИНИТИ АН СССР). М., изд. ВИНИТИ, 1978; Современное состояние и тенденции развития эргономики. М., изд. ВНИИТЭ, 1978. В книге использованы также комплекс стандартов «Система человек — машина» и «Межотраслевые требования и нормативные материалы по научной организации труда, которые должны учитываться при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, при разработке технологических процессов и оборудования», т. 1, М., 1978, изд.НИИтруда Госкомтруда СССР. В создании этих нормативно-технических материалов авторы принимали непосредственное участие.
В книге нашли определенное отражение предварительные результаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.
Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с целым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно служили науке, способствовали созданию и развитию новых направлений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внесли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.
Авторы выражают глубокую благодарность всем многочисленным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в работе над книгой.
Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинарной, комплексной и новой области научной и практической деятельности. Поэтому авторы бÑ