Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 957

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, химическим составом воздуха. Иногда ему приходится работать при повышенном, иногда при пониженном атмосферном давлении. Некоторые профессии связаны с необходимостью переносить большие ускорения, измене­ния гравитации, шумы, вибрацию и т. д. Создание новых машин и разработка новых технологических процессов есть создание новой среды для человека. Иногда эта среда представляет собой сочета­ние естественных и искусственных условий, иногда полностью явля­ется искусственной. Поэтому, когда создается новая машина, речь должна идти не просто о машине как таковой, а о системе «чело-век — машина — производственная среда».

Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проб­лем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указан­ные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили из­вестное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигие­ны труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения не­которых из них, например физиологии и психологии труда.

Изучение и проектирование систем «человек — машина — про­изводственная среда» создали предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятель­ности, обусловили появление новой психофизиологической пробле­матики. Эргономика сложилась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и технических наук. Все они, за исключением техни­ческих наук, изучают один и тот же объект, но при этом рассмат­ривают человека в труде с разных точек зрения и пользуются для этого разными методами.

В исследовании проблем развития современного производства и управления им, повышения его эффективности все возрастающую роль играет комплекс наук о человеке. Формирование эргономики отражает потребности общественного производства в синтезе до­стижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования тру­довых процессов. «Новые возможности для плодотворных исследо­ваний как общетеоретического, фундаментального, так и приклад­ного характера, — подчеркивалось на XXV съезде КПСС, — откры­ваются на стыке различных наук, в частности,— естественных и общественных. Их следует использовать в полной мере» [3, с. 87].

Если прежде развитие техники обеспечивалось в основном ус­пехами физико-математических, химических и технических наук, то в настоящее время все чаще к решению задач, возникающих в тех­нике, привлекаются данные биологических, психологических, со­циально-экономических наук [21]. «Предметом научного исследова­ния в области трудовой
деятельности становится не техника сама по себе, и не только 'человек как субъект производства, но и согла­сование его физических и психических возможностей, эстетических вкусов и других социальных качеств со свойствами современных технических систем» [43, с. 62]|.

Возникновение эргономики связано с развитием противоречия внутри реального объекта, а именно техники, которая как явле­ние, имеющее природную основу, обладает относительно самостоя­тельной логикой функционирования и развития, но как элемент про­цесса труда она функционирует в единой системе с человеком и раз­вивается по законам его труда. «Существование техники вне тела создает возможность бесконечного технического прогресса, свобод-ного от ограничений человеческого организма. Но сколь бы тех­ника ни развивалась, она навсегда останется «продолжением» ес­тественных органов человека, его рук и мозга. Бесконечность тех­нического прогресса, принципиальная возможность «передачи» тру­довых функций субъекта технике ограничена целями человека, ее назначением быть средством человеческого труда» [40, с. 55].

В эргономике разрабатываются определенные проблемы качест­ва труда, которое понимается достаточно широко. Качество пред­ставляет интегральную характеристику данного вида труда, в ко­торой фиксируются показатели качества и количества производи­мой продукции, взятые в отношении к трудовым затратам, психо­логической и физиологической «цене» деятельности, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности работни­ка. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех перечисленных ком­понентов образуют целостную систему качества определенного ви­да труда, имеющую многоуровневое строение.

Работы эргономического направления относятся к категории тех прикладных исследований, которые непосредственно обеспечи­вают интеграцию науки с производством. Разработка и внедрение в жизнь эргономических принципов и рекомендаций становятся составной частью широкой программы мероприятий, направленных на создание, новой и модернизацию существующей техники, на дальнейшее облегчение и оздоровление труда, а также повышение его эффективности и качества. Эргономика вносит определенный вклад в осуществление многоплановой и долгосрочной программы перехода от техники безопасности к безопасной технике. Одновре­менно с этим использование достижений эргономики позволяет су­щественно повысить привлекательность труда. «На работе человек проводит значительную и самую активную часть своей жизни. От­сюда

специфика требований, предъявляемых различными социаль­ными группами к своей трудовой деятельности. Это требования и к содержанию труда, и к возможности самовыражения и самоут­верждения, это требования к условиям и режиму работы, позво­ляющим сохранить здоровье и выполнять различные роли и функ­ции вне трудовой деятельности, и, наконец, это требования к определенному материальному вознаграждению. Степень удовлет­ворения этих требований определяет оценку привлекательности труда» [16, с. 84].

В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое со­вершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления тех­ники к человеку, но и активного формирования способностей чело­века в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним откры­ваются с развитием техники.

Тенденции развития эргономики приводят к необходимости при­менения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфе­ре человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике рас­ширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатка­ми. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результа­тов эргономического исследования — проектирование техниче­ски сложных промышленных изделий культурно-бытового назначе­ния. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.

В условиях научно-технической революции эргономика приоб­ретает все большую социальную и экономическую значимость, со­действуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способство­вать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.


Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психоло­гии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Мо­сковском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эрго­номики Всесоюзного научно-исследовательского института техни­ческой эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.

В предлагаемом учебном пособии обобщены материалы пуб­ликаций, подготовленных как самими авторами, так и под их руко­водством: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964; Инженерно-психологические требования к системам управления. М., изд. ВНИИТЭ, 1967; Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 1—17, М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1979; Эргономика. Принципы и рекомен­дации, вып. 1—7. М., изд. ВНИИТЭ, 1970—1975; Эргономические основы организации труда. М., «Экономика», 1974; Микроструктур­ный анализ исполнительной деятельности. М., изд. ВНИИТЭ, 1975; Психометрика утомления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1977; Актуаль­ные проблемы эргономики. Физиология человека и животных, т. 21 (Итоги науки и техники ВИНИТИ АН СССР). М., изд. ВИНИТИ, 1978; Современное состояние и тенденции развития эр­гономики. М., изд. ВНИИТЭ, 1978. В книге использованы также комплекс стандартов «Система человек — машина» и «Межотрас­левые требования и нормативные материалы по научной организа­ции труда, которые должны учитываться при проектировании но­вых и реконструкции действующих предприятий, при разработке технологических процессов и оборудования», т. 1, М., 1978, изд.НИИтруда Госкомтруда СССР. В создании этих нормативно-тех­нических материалов авторы принимали непосредственное участие.

В книге нашли определенное отражение предварительные ре­зультаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.

Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с це­лым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно слу­жили науке, способствовали созданию и развитию новых направ­лений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внес­ли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.


Авторы выражают глубокую благодарность всем многочислен­ным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в ра­боте над книгой.

Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответ­ственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинар­ной, комплексной и новой области научной и практической дея­тельности. Поэтому авторы бÑ