Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 956
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
Содержание
Введение 3
Эргономика и ее место в системе наук 9
§ 1. Предмет эргономики и ее задачи 9
§ 2. Междисциплинарные связи эргономики 16
ЛИТЕРАТУРА 25
Краткая история развития эргономики 27
§1. Исторические предпосылки возникновения эргономики 27
§2. Возникновение эргономики и ее современное состояние 37
ЛИТЕРАТУРА 46
Принципы и методы эргономики 48
§1. Методологические средства эргономики 48
§2. Общая характеристика эргономических исследований и их методов 50
§3. Методы наблюдения и опроса 57
§4. Методы исследования исполнительной и познавательной деятельности 61
§5. Методы оценки функциональных состояний 71
§6. Моделирование в эргономике 82
§7. Использование ЭВМ в эргономических исследованиях 84
ЛИТЕРАТУРА 86
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности 89
§ 2. Классификация рабочих профессий 90
§2. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий 95
§3. Функциональная структура познавательных действий 118
§ 4. Информационная подготовка решения 140
5. Эргономические основы проектирования техники 147
§1. Структура эргономических свойств и показателей техники 148
§2. Учет требований эргономики при проектировании техники 152
6 161
Эргономические основы организации рабочего места 161
§1. Общие эргономические требования 161
§ 2. Требования антропометрии и биомеханики 167
Рабочие сиденья 171
7 174
Оптимизация средств и систем отображения информации 174
§1. Деятельность оператора с информационными моделями 174
§2. Пространственные характеристики зрительной информации 181
§з. Яркостные характеристики зрительной информации 185
§4. Временные характеристики зрительной информации ' 187
§5. Кодирование зрительной информации 189
§6. Требования к визуальным индикаторам 191
§7. Интегральные индикаторы 197
§8. Мнемосхемы 197
§9. Табло коллективного пользования 199
§10. Методы трехмерной индикации 204
§11. Сигнализаторы звуковые (неречевых сообщений) 206
§12. Словесные сигналы предостережения 208
8 209
Оптимизация рабочих движений и органов управления 209
§1. Оптимизация рабочих движений 209
§2. Общие требования к органам управления 212
§3. Требования к отдельным видам органов управления 213
9 221
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина» 221
§ 1. Основные направления работ, термины и определения 221
§ 2. Общая характеристика факторов среды 227
10 237
Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции 237
§1. Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции 239
§2. Эргономическая оценка качества промышленных изделий 240
Введение
Социализм впервые в истории ставит вопрос о трудящемся человеке не просто как о работнике, а как о личности, чье всестороннее развитие становится необходимым фактором роста производительных сил и прогресса общества в целом. Такой подход выражает и объективную тенденцию резкого повышения роли человеческого фактора в общественном производстве, обусловленного научно-технической революцией.
Создание условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, в период коммунистического строительства становится настоятельной потребностью самого хозяйственного развития Советского государства. Удовлетворение многих жизненных потребностей трудящихся прямо или косвенно связано с конкретным производством, в котором они заняты. Советское государство заботится, и это закреплено статьей двадцать первой нового Основного Закона — Конституции СССР, об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества— основной путь достижения фундаментальных, долговременных целей экономики развитого социалистического общества. Высокая эффективность производства — исключительно многогранная проблема. Ее достижение зависит от широкого круга факторов, связанных с собственно научно-техническим прогрессом, с совершенствованием системы социалистического хозяйствования, дальнейшим развитием социалистической демократии, ростом уровня профессиональной и идейно-теоретической подготовки трудящихся. Все эти факторы находят свое отражение внепосредственном трудовом процессе, в трудовой деятельности людей, в различных областях народного хозяйства в той или иной конкретной форме, в том или ином конкретном сочетании.
Повышение эффективности и качества труда является одним из важнейших средств достижения высокой эффективности производства. Движение за высокую эффективность и качество работы стало в нашей стране поистине всенародным. Дальнейшее, более успешное решение этой задачи настоятельно требует научного теоретического исследования проблем трудовой деятельности человека, его роли в современном производстве.
Труд есть явление социальное. Но поскольку в основе всякого труда лежат психические и физиологические процессы, большую роль в решении задач повышения производительности труда играют науки, изучающие деятельность и функции человека.
С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в процессе труда и соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты научного исследования трудовой деятельности человека. Преимущественно энергетический подход к изучению этого процесса, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. В настоящее время физиология труда, претерпев определенную эволюцию, изучает закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека и соответствующими данными обосновывает средства организации трудового процесса, способствующие длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Тесно связана с физиологией труда гигиена труда — профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение -высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности человека.
В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта научная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности.
Дифференциация наук о труде сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. В ходе такой дифференциации были созданы и отработаны методики исследования, выявлены важные закономерности, сформулированы принципы рациональной организации отдельных сторон и моментов трудового процесса.
Вместе с тем по мере накопления знаний неизбежно возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда — к данным гигиены и системотехники и т. д. Это и понятно, поскольку в действительности труд представляет собой не сумму разрозненных элементов, а нечто целое. В реальной трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических или социальных. Более того, деятельность человека нельзя понять, не изучая ее во взаимодействии с функционированием технических устройств, посредством которых человек решает ту или иную трудовую задачу.
В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных знаний о труде возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. Без такой системы затруднялось дальнейшее развитие специальных наук и эффективное использование накопленных знаний в практике.
Но дело, конечно, не только в логике развития наук. Решающую роль в становлении системного подхода к изучению работающего человека, его трудовой деятельности сыграли те объективные процессы, которые были вызваны научно-технической революцией. Происходят качественные сдвиги в содержании труда, и преобразуется веками установившаяся структура профессий. Автоматизация производства, коренным образом изменяя содержание труда человека, синтезирует в его деятельности многие трудовые функции, которые прежде были разделены. В трудовой деятельности все более выявляются подлинно человеческие творческие функции. Современная эпоха революционных преобразований, эпоха становления новой коммунистической формации, внутренне связанной с революционными изменениями в науке и технике, наполняет реальным смыслом положение, согласно которому «в исторически отдаленной перспективе речь идет об одном из самых радикальных преобразований — о преобразовании всего существующего способа человеческой деятельности» [44, с. 152—153; см. литературу к гл. 1).
Противоречивость научно-технического прогресса состоит в том, что наряду с огромными положительными результатами он несет с собой и определенные отрицательные социальные последствия [см. 1]. В современном производстве, которое широко оснащается сложными техническими системами, к человеку предъявляются резко возросшие требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в крайне усложненных условиях труда. При этом человек несет ответственность за эффективное функционирование больших систем управления производством, транспортом, связью, космическими полетами и т. п. и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях
к очень тяжелым последствиям. Технический прогресс со всейостротой поставил проблему «человек — машина». Возможности человека расширяются за счет развития орудий труда, но орудия труда часто оказываются настолько сложными или нерационально сконструированными, что становится трудно ими пользоваться. С развитием техники возникла задача согласования конструкции машин и условий их функционирования с характеристиками работающего человека. Машина должна быть во всех отношениях удобной для обслуживающего ее человека, она должна соответствовать его психофизиологическим характеристикам.
В настоящее время происходит усложнение (структурное и функциональное) технических средств и технологических процессов, централизация управления крупными комплексами. Анализ эффективности автоматизированных систем управления показывает, что именно ошибки оператора зачастую оказываются причиной отказов в системе. Тенденции развития современного производства таковы, что в ближайшие десятилетия основные трудности проектирования, вероятно, будут связаны не с исследованием характеристик оборудования, а с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники. В процессе проектирования сложных комплексов возникает проблема прогнозирования деятельности человека (группы людей), которую нельзя решать, как убеждает печальный опыт реализации некоторых дорогостоящих систем, руководствуясь правилом: «построим машину — посмотрим, почему она не работает».
Раньше каждый вариант орудия труда мог буквально столетиями опробоваться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последние десятилетия, например, сменились три поколения ЭВМ). Вместе с тем резко возросла стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться.
Показатели физической среды на производстве также должны быть согласованы с характеристиками человека, только при этом условии можно рассчитывать на высокую эффективность его труда. В некоторых видах производства человек в течение рабочего дня вынужден находиться в помещениях с искусственным освещением, с определенным, требуемым технологией