Файл: Нссуз нп Региональный финансовоэкономический техникум организация коммерческой деятельности (Учебный курс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 3. КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА
Глава 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
Информация (лат. – information) – сообщение о чем-либо.
Коммерческая информация – это сведения о сло- жившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерче- ской структуры, торгового предприятия и т. п.), раз- личные сведения и данные о коммерческой деятель- ности (цены, поставщики, конкуренты условия поста- вок, расчеты, ассортимент товаров и др.).
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям
(предприятиям) проводить анализ своей коммерче- ской деятельности, планировав ее, осуществлять контроль за результатами этой деятельности (эффек- тивностью работы).
Коммерсанту для успешной работы необходима как воздух коммерческая информация. Ему нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, ди- лерах (дельцах-посредниках). Оперативные данные для анализа, планирования, контроля. Рыночная си- туация постоянно меняется или может измениться в любую минуту. И если не налажено непрерывное по- ступление (обновление) информационных данных,
фирма может вовремя не отреагировать на те или иные изменения (перемены), а значит, не избежать самых неприятных последствий. Тот, кто владеет ин- формацией, действует, что называется, с открытыми глазами и способен как предвидеть неожиданности,
так и противостоять им. Любой коммерсант западной фирмы, прежде чем ответить на вопрос «Каково по- ложение конкретного товара на рынке», обратится к базе данных об этом товаре, занесенной в компью- тер (интернет), к которому он имеет постоянный до- ступ. Информация о товаре непрерывно пополняется вновь поступившими сведениями, поэтому нет опас- ности получить устаревшие данные.
Источниками коммерческой информации могут служить:
1. Маркетинговые исследования по конкретным товарам. Однако перед тем, как вкладывать денеж- ные средства в проведение исследований, сбор и анализ информации, необходимо провести сравни- тельную оценку затрат и значимости (ценности) воз- можных результатов. Если прирост прибыли от ис- пользования коммерческой информации превысит прирост затрат на ее получение, то проведение мар- кетинговых исследований является целесообразным;
2. Важным источником коммерческой информа- ции являются также внутренние материалы и доку- менты торговой фирмы, в частности, сведения об объемах товарооборота, затратах на продажу, то- варных запасах, прибыли, расходах на рекламу и др.;

3. Еще одним из источников коммерческой ин- формации являются данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации све- дения о состоянии рынка.
В последнее время все большее распространение получает покупка информации у различных фирм,
основным видом деятельности которых является
«производство и продажа чистой информации». Так,
в настоящее время создано Международное бюро информации и телекоммуникации (МБИТ), специали- зирующееся на создании информационных ресурсов
России, способствующих развитию информационной инфраструктуры рынка. В МБИТе создана база дан- ных экспортеров и импортеров России. В частности,
на рынке предлагается база данных под названием
«Партнер-2», со держащая 3,5 тыс. наиболее круп- ных экспортеров и импорте ров с указанием их адре- сов, факсов, телефонов, полной номенклатуры това- ров, которыми торгует та или иная фирма.
Глава 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
Что такое коммерческая тайна? Видимо, всем из- вестно понятие государственной (военной) тайны. Во всем мире по; государственной тайной понимают сведения, относящиеся внешней политике, обороне,
национальной безопасности.
В советский период содержание государственной тайны было очень расширено — от здоровья руково- дителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. На многих ведомственных доку- ментах существовал гриф «Для служебного пользова- ния».
Сейчас в условиях рыночной экономики такого гри- фа большинстве случаев нет, однако появилось поня- тие – коммерческая тайна, что означает ограничение прав на определенную информацию для юридических и физических лиц являющихся конкурентами.
Коммерческая тайна – явление, присущее только рыночной, капиталистической экономике. Не случай- но один из первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условиях конку- рентной борьбы коммерческая тайна – эффективное средство повышения конкурентоспособности продук- ции и услуг.
Итак, что такое коммерческая тайна? Исходя из вышеизложенного, ей можно дать следующее опре- деление: «Преднамеренно скрываемые по коммерче- ским соображениям экономические, технические,
организационные и прочие данные и сведения о раз- личных сторонах и сферах хозяйственной деятельно- сти фирмы, охрана которых обусловлена интереса-
23
УЧЕБНЫЙ КУРС



ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ми конкуренции и возможной угрозой экономиче- ской безопасности фирмы (предприятия)».
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не опре- делена конкретным перечнем, поскольку она всегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.
В законодательстве России понятие коммерческой тайны появилось в 1990 г. в тексте Закона о пред- приятиях и предпринимательской деятельности.
Позднее в 1994 г. в п. 1 ст. 139 Гражданского кодек- са РФ (далее – ГК РФ) «Служебная и коммерческая тайна» было дано определение информации, состав- ляющей служебную или коммерческую тайну.
Наиболее полно и развернуто в правовом отно- шении коммерческая тайна получила изложение в
Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
«О коммерческой тайне». Положения настоящего
Федерального закона распространяются на инфор- мацию, составляющую коммерческую тайну, незави- симо от вида носителя, на котором она зафиксиро- вана.
С 1 января 2008 г. Закон «О коммерческой тайне» утратил силу.
Дальнейшее развитие положение о коммерческой тайне получили в IV части ГК РФ. Этому посвящена гл. 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)».
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, тех- нические, экономические, организационные и дру- гие), в том числе о результатах интеллектуальной де- ятельности в научно-технической сфере, а также све- дения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или по- тенциальную коммерческую ценность в силу неиз- вестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений вве- ден режим коммерческой тайны.
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответ- ствии со ст. 229 ГК РФ. Он может распоряжаться указанным исключительным правом.
Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.
Разглашение коммерческой тайны может ухуд- шить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует переве- сти такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководитель фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерче- ской тайне. При засекречивании сведений, относя- щихся к коммерческой тайне, следует руководство- ваться следующим.
1. При засекречивании информации надо исхо- дить и принципа экономической выгоды и безопасно-
сти фирмы. Причем, объявляя ту или иную информа- цию коммерческой тайной, важно соблюсти золотую середину. Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибылей, так как условия рынка требуют широкой рекламы произво- димой продукции и услуг. Те же результаты может вы- звать пренебрежительное отношение к коммерче- ской тайне, так как рынок – это всегда конкуренция.
Американские предприниматели считают, что утрата
20% информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в 60 случая 1 из 100.
2. Информация типа ноу-хау, безусловно, долж-
на бытъ отнесена к разряду коммерческой тайны. Ее надо охранять и от собственного персонала, ибо все- гда существует опасность, что тот или иной сотрудник уволится и устроится на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты.
За рубежом существует практика подписания с сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения зап решается работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют лишь в течение определенного срока после растор- жения договора о найме. Кроме того, во время дей- ствия подобного ограничения этому лицу должно выплачиваться вознаграждение. В российской прак- тике такие соглашения пока неизвестны.
3. Информация о рационализаторском предло-
жении, изобретении и т. п., находящихся на стадии
разработки, несомненно, относится к коммерческой
тайне.
Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства мо- жет оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задачи,
новое для данной фирмы.
Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нужда- ется в защите путем отнесения к коммерческой тайне.
Другое дело, если по соглашению с автором изобре- тения фирма примет решение не подавать заявку в
Роспатент России. Тогда охрана информации полно- стью возлагается на фирму. Следует подчеркнуть, что решение не подавать заявку на изобретение, на па- тентоспособное техническое решение возможно только по договоренности с автором, так как по су- ществующему правилу, если работодатель в течение трех месяцев с момента уведомления его автором о сделанном изобретении не подаст заявку на него, ав- тор вправе сам подать заявку и получить патент.
4.
Особое внимание следует уделить охране
договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне.
Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.
УЧЕБНЫЙ КУРС
24


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Руководитель фирмы должен установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и работы с ними. Их следует хранить в определенном месте у ответственного лица и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя фирмы. На лица, ответственные за хранение догово- ров и работу с ними, возлагается персональная от- ветственность за утерю договоров или утечку инфор- мации из них. Все это необходимо потому, что дея- тельность коммерческих структур строится в большей степени на договорных началах и конкурент или партнер по переговорам, обладая информацией в этой сфере, может составить довольно полную карти- ну производственного и финансового положение фирмы. Пропажа (похищение) первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям и даже невозможность доказать те или иные положения при возникновении спора его разрешении в судеб- ном порядке. При подписании договора рекоменду- ется, чтобы представители сторон ставили подписи не только в конце договора, но и на каждом листе в( из- бежание замены одного текста другим.
Итак, что же относится к коммерческой тайне и требует защиты от утечки информации и ее похище- ния?
Деловая информация:

финансовые сведения;

данные о цене (стоимости) продукции и услуг, технологии;

деловые планы и планы производства новой продукции;

списки клиентов и продавцов, контракты,
преференции и планы;

информация о маркетинге;

соглашения, предложения, квоты;

списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках (их характери- стики).
Техническая информация:

научно-исследовательские проекты;

конструкторские разработки по произ- водству какой-либо продукции и ее техниче- ские параметры;

заявки на патенты;

дизайн, эффективность и возможности произ- водственных методов, оборудования и систем;

информационный процесс;

программное обеспечение ЭВМ.
К сведениям, которые не могут составлять ком- мерческую тайну, относятся следующие:
1. Содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об ин- дивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные ресурсы;
2. Содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельно- сти;
3. О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государ- ственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4. О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпиде- миологической и радиационной обстановке, без- опасности пищевых продуктов и других факторах,
оказывающих негативное воздействие на обеспече- ние безопасного функционирования производствен- ных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5. О численности, о составе работников, о систе- ме оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
6. О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7. О нарушениях законодательства Российской
Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8. Об условиях конкурсов или аукционов по при- ватизации объектов государственной или муници- пальной собственности;
9. Об условиях и структуре доходов некоммерче- ских организаций, о размерах и составе их имуще- ства, об их расходах, о численности и об оплате тру- да их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельность некоммерческой орга- низации;
10. О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица и не- которых др.
Глава 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
Хорошая идея ценнее кошелька, набитого золо- том, украсть ее легче. Поэтому в современном мире промышленный шпионаж приобретает поистине ги- гантский размах. По оценкам экспертов, ежегодный урон американского бизнес от кражи производствен- ных и торговых секретов превышая 4 млрд долл.
Кроме прямого похищения коммерческой инфор- мации происходит и утечка информации, при этом наиболее вepоятными ее источниками являются:

персонал, имеющий доступ к информации;

документы, содержащие эту информацию;

технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по ко- торым она передается.
Итак, персонал – один из главных каналов утечки информации. Зная это, следует более тщательно изу- чать биографию особо важных сотрудников. Следует
25
УЧЕБНЫЙ КУРС


ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обратить пристальное внимание как на вновь при- шедших на работу, так и на тех, кто подлежит уволь- нению. Эти люди находятся в ситуациях, наиболее благоприятных для утечки информации Поэтому в
Японии поощряется работа сотрудников в одной фирме всю жизнь.
Возможными источниками утечки коммерческой тайны могут стать конгрессы, конференции, симпозиу- мы, торговые выставки, демонстрации созданной тех- ники, ярмарки, реклама и т.п. Здесь всегда могут быть профессионалы промышленного шпионажа (они хо- рошо знают, что самые лучшие источники коммерче- ской и научно-технической информации – болтуны).
Утечка информации может иметь и техническую основу (утрата информации из компьютера, пропа- жа документов, тайное копирование секретной ин- формации с документа, с дискеты на дискету, якобы снятая «лично для себя», и т. п.).
Защитить коммерческую тайну можно с помощью организационных и технических мер.
3.3.1. Организационные меры
Создание службы безопасности на предприятии и ограничение допуска сотрудников к документам, со- держащим секретную информацию. Служба без- опасности следит за тем, чтобы не допускалось озна- комления отдельных посторонних лиц с секретными документами, контролирует хранение финансовых документов, деловой переписки, используя для этого сейфы, сложные замки, сигнализацию во всех ком- мерческих помещениях, решетки, металлические две- ри, организуется платная охрана и т. д.
Служба безопасности проводит воспитатель- но-профилактическую работу с персоналом, включая обучение и инструктаж персонала, заключает пись- менные договоры-обязательства о неразглашении коммерческой тайны, организует пропускной режим на предприятии.
В США существует традиция проверки сотрудни- ков, имеющих доступ к секретной информации, на детекторе лжи. Отказ от прохождения проверки на детекторе лжи влечет за собой автоматическое лише- ние допуска или увольнение с работы. В заграничных фирмах практикуется глубокое и всестороннее изу- чение досье кандидата на работу, проверка его био- графических данных за последние 10 лет, выяснение целей и обстоятельств поездок за рубеж, исследова- ние финансового положения.
3.3.2. Технические меры защиты коммерческой тайны
Технические меры охватывают комплекс специ- альных технических средств по сокрытию информа- ции. Например, с помощью экранирования излуче- ний ЭВМ, зашумления телефонных сетей, нанесения матовых покрытий на окна. Технические системы охраны включают в себя электромеханические, аку- стические, радиотехнические, магнитометрические средства.
Специалистам по вопросам защиты коммерче- ской информации известны и иные технологии и си- стемы охраны конфиденциальных документов от не- санкционированного доступа или возможной утечки из них охраняемых сведений.
Глава 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
Выпуская товар на рынок, фирма должна позабо- титься о его узнаваемости потребителями, т. е. фир- ма должна оформить индивидуальное рыночное
«лицо» товара. Это является своеобразным символом рекламы данного товара и гарантией его качества и уровня услуг. Этой цели служит товарный знак.
Товарный знак или товарная марка – это отдель- ный знак символ, имя или их сочетание, которые ука- зывают на принадлежность данного товара опреде- ленной фирме. Товарный знак как бы выделяет про- дукцию (товар) или услугу конкретной фирмы, мага- зина от других одноименных (одинаковых; товаров,
услуг, предприятий.
Открывая свое дело (бизнес), коммерсант должен решить будет ли его торговая фирма работать под товарным знаком или без него.
В прошлом большинство советских предприятий
(фирм обходилось без товарных знаков (за исключе- нием фирмы «Березка», ГУМа, ЦУМа и некоторых других).
Существуют четыре типа обозначения товарного знака.
1. Фирменное имя или словесный товарный знак – слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены, должны характеризоваться хорошей запоминаемостью (например, водка
«Смирновская», «Столичная», компания «Макдо- налдс», фотоаппарат «Кодак» и др.).
2. Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы
(например, завод АвтоВАЗ на легковых машинах устанавливает стилизованное изображение старин- ной ладьи, обувь фирмы «Пума» – изображение пумы, спортивная производственная фирма
«Адидас» – надпись под трехлистником и т. п.).
3. Объемный товарный знак дается в трехмерном измерении (например, стилизованная бутылка ко- ка-колы, флакон духов «Дали», французское вино с наклоненной головкой).
Французское вино с наклоненной головкой имеет интересную историю. Это вино от винодельческого дома «Жан-Поль Шене». Славится своими знамени- тыми кривыми бутылками. История кривой бутылки такова. Однажды королю Людовику XIV подали пре- восходное вино от винодела Шене, которое рассер- дило его своей кривобокостью бутылки. Однако
Шене не растерялся и сказал королю: «Она склоня-
УЧЕБНЫЙ КУРС
26