Файл: Нссуз нп Региональный финансовоэкономический техникум организация коммерческой деятельности (Учебный курс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ется перед блеском вашего величества». Людовик XIV
рассмеялся и наградил винодела, который поспешил заказать стеклодуву новые партии изогнутых в покло- не бутылок.
4. Комбинированный товарный знак представляет собой сочетание приведенных выше типов.
В более широком понятии товарный знак является частью фирменного блока, включающего фирменный цвет, оригинальный шрифт, надпись, фирменную шрифтовую надпись (логотип). Сейчас, когда в Рос- сии создана рыночная экономика и она входит в международный рынок, вопрос о товарных знаках имеет большое значение.
Товарные знаки выступают в роли своеобразных рекламных указателей, помогающих потребителям выбирать те или иные товары и пользоваться услуга- ми тех или иных торговых фирм. Товарный знак яв- ляется как бы лицом фирмы, способствует ее узнава- емости.
Сейчас появился термин – бренд (разновидность товарного знака, ориентированная на конкретный товар). Известная компания среди многих своих то- варов присваивает это бренд какому-либо одному товару или группе товаров (позиционирует их) с це- лью быстрейшего продвижения его на рынок, усили- вая рекламное воздействие с целью увеличения про- дажи. Среди наиболее успешных российских брен- дов по пиву — «Балтика», «Золотая бочка», «Три тол- стяка» и др.
В 1992 г. был принят Закон РФ «О товарных зна- ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». 13 ноября 2002 г. Госу- дарственной Думой был принят Федеральный закон,
одобренный 27 ноября 2002 г. Советов Федерации
«О внесении изменений и дополнений в Закон Рос- сийской Федерации «О товарных знаках, знаках об- служивания и наименованиях мест происхождения товаров», который внес ряд изменений и дополнений в этот Закон. Согласно эти законам обладатель ис- ключительного права на товарный знак (правообла- датель) может использовать товарный знак и запр- щать использование товарного знака другим лицам.
Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначе- ния, способные отличать товары и услуги одних юри- дических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
С 1 января 2008 г. Закон РФ «О товарных зна- ках, знака обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров утратил силу.
Все правовые положения по товарным знакам приведены в ч. IV ГК РФ.
Для того чтобы обеспечить правовую охрану то- варного знака (т. е. чтобы товарный знак был защи- щен законом), он должен быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуще- ствляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается специ- альное свидетельство. Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным орга- ном исполнительной власти по интеллектуальной соб- ственности в Государственном реестре товарных зна- ков и знаков обслуживания Российской Федерации
(Государственный реестр товарных знаков) в поряд- ке, установленном ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Установлены определенные правила регистрации товарного знака. Заявка на регистрацию должна со- держать определенные сведения о товарном знаке
(описание товарного знака, его приоритет, квитан- цию об уплате госпошлины и т.д.). В федеральном ор- гане исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводится экспертиза заявки. В про- цессе экспертизы федеральный орган вправе запро- сить у заявителя дополнительные материалы, которые должны быть представлены в течение двух месяцев.
По ходатайству заявителя установить срок ответа на запрос экспертизы может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не более чем на шесть месяцев. В слу- чае несогласия с решением, принятым по результа- там экспертизы, заявитель может подать возражения в Палату по патентным спорам в течение трех меся- цев с даты получения соответствующего решения. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации, после чего в установленный срок выда- ется свидетельство на товарный знак.
В то же время существуют определенные ограни- чения, при наличии которых товарный знак не будет зарегистрирован (наличие государственных гербов,
флагов и эмблемы, название международных органи- заций, тождество или сходство с другими ранее за- регистрированными товарными знаками, название известных в РФ произведений науки, литературы и искусства без согласия обладателя авторских прав или его правопреемников и т. п.).
Несмотря на то, что право на товарный знак охраняется законом, это не исключает многочислен- ные судебные тяжбы по поводу использования раз- личными фирмами товарных знаков.
Регистрация товарного знака может быть призна- на недействительной полностью или частично в тече- ние всего срока ее действия, если она была произве- дена в нарушение требований, установленных зако- ном, или в течение пяти лет с даты публикации сведе- ний о регистрации товарного знака в официальном бюллетене.
Любое лицо может подать в сроки, предусмотрен- ные законом, возражение против регистрации товар- ного знака в соответствии с п. 2 ст. 1512 ГК РФ.
Фирма (торговое предприятие) может предоста- вить право другой фирме или физическому лицу пра- во пользоваться в течение определенного времени и в определенном месте товарным знаком за опреде- ленную плату на правах франчайзинга.
27
УЧЕБНЫЙ КУРС


ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.4.1. Коллективный знак
В соответствии с международным договором Рос- сийской Федерации объединение лиц, создание и де- ятельность которого не противоречит законодатель- ству государства, в котором оно создано, вправе за- регистрировать в Российской Федерации коллектив- ный знак, который является товарным знаком, пред- назначенным для обозначения товаров, производи- мых и(или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными каче- ственными или иными общими характеристиками.
Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.
К заявке на регистрацию коллективного знака прилагается устав коллективного знака, который со- держит наименование объединения, уполномоченно- го зарегистрировать коллективный знак на свое имя,
перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и еди- ные качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контро- ля за erо использованием, ответственность за нару- шение устава коллективного знака.
В Государственный реестр и свидетельство на кол- лективный знак дополнительно вносятся сведения о предприятиях, имеющих право пользования коллек- тивным знаком. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых качественных или иных общих характеристиках товаров,, для кото- рых этот знак зарегистрирован, публикуются феде- ральным органом исполнительной власти по интел- лектуальной собственности в официальном бюллете- не. Правообладатель коллективного знака уведомля- ет федеральный орган об изменениях в уставе кол- лективного знака.
3.4.2. Использование товарного знака
Использованием товарного знака считается при- менение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем то- варного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использованием может быть признано также при- менение товарного знака в рекламе, печатных изда- ниях, на официальных бланках, на вывесках, при де- монстрации экспонатов на выставках и ярмарках,
проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
Юридические и физические лица, осуществляю- щие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вме- сто товарного знака последнего.
Действие регистрации товарного знака может быть полностью или частично прекращено досрочно на основании решения федерального органа испол- нительной власти, принятого по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его реги- страции.
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказа- тельства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
Регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосред- ственно правообладателем товарного знака или с его согласия.
Правообладатель товарного знака может про- ставлять рядом с товарным знаком предупредитель- ную маркировку, указывающую на то, что применяе- мое обозначение является товарным знаком:, зареги- стрированным в Российской Федерации.
3.4.3. Уступка товарного знака (товарный франчайзинг)
Товарный знак может быть уступлен его владель- цем по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для кото- рых он зарегистрирован.
Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение по- требителя относительно товара или его изготовителя.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (ли- цензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензион- ному договору, который регистрируется в федераль- ном органе исполнительной власти по интеллектуаль- ной собственности.
Договор об уступке товарного знака и лицензион- ный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти. Без этой регистрации они считаются недействительными.
3.4.4. Прекращение правовой охраны товарного знака
Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его реги- страции. Заявление о досрочном прекращении пра- вовой охраны товарного знака в связи с его неис- пользованием может быть подано любым лицом в Па- лату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не ис- пользуется до подачи такого заявления.
Правовая охрана товарного знака также прекра- щается:
1. В связи с истечением срока действия исключи- тельного права на товарный знак;
УЧЕБНЫЙ КУРС
28


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
2. На основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использовани- ем этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными единственными характери- стиками, принятого по заявлению любого лица;
3. На основании принятого в установленном по- рядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользова- нием непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации;
4. На основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной соб- ственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юриди- ческого лица – правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – правообладателя и др.
Правовая охрана общеизвестного товарного зна- ка прекращается также на основании решения. Па- латы по патентным спорам в случае утраты общеиз- вестным товарным знаком признаков общеизвестно- сти в Российской Федерации.
Глава 3.5. Риски в коммерческой деятельности
Риски являются неотъемлемыми атрибутами ком- мерческой деятельности. К ним относят возможное понесение ущерба или убытков вследствие осуще- ствления коммерческой деятельности.
Не существует коммерческой деятельности, га- рантированной в получении прибыли при отсутствии рисков. Каждый участник коммерческой деятельности пытается получить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает всевозмож- ные усилия, чтобы избежать ситуации, непосред- ственно связанной с рисками. Вместе с тем, наличие фактора риска является серьезным стимулом повы- шения ответственности за принимаемые коммерче- ские решения, экономии средств и ресурсов.
Риски могут возникать под воздействием различ- ных внешних факторов. Это могут быть факторы пря- мого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия следует отнести:

законодательство, регулирующее коммерче- скую деятельность;

непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

налоговая система;

взаимоотношения с партнерами;

действия конкурентов;

коррупция и рэкет.
В качестве факторов косвенного воздействия мо- гут выступать:

политические условия;

экономическая обстановка в стране;

экономическое положение на рынке;

международные события;

форс-мажорные обстоятельства.
Именно эти факторы усиливают риск в коммерче- ской деятельности в первую очередь. Однако есть и внутренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых являются:

потеря товара из-за небрежности работни- ков торгового предприятия;

вероятность нечестности служащих, что мо- жет нанести материальный ущерб предприя- тию;

низкая квалификация коммерческих работ- ников, результатом деятельности которых мо- жет быть рискованная коммерческая сделка;

приостановка деловой активности предприя- тия и др.
Определить степень риска можно с помощью ста- тистического или экспертного методов. Статистиче- ский метод основан на приемах математической ста- тистики с использованием показателей финансово- хозяйственной деятельности предприятия (прибыль,
инвестиции и др.). При экспертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют ве- роятность возникновения различных величин потерь.
При этом, в зависимости от степени риска, выделяют допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск предполагает вероятность потери прибыли, критический — потери прибыли и недополу- чение части дохода, катастрофический — возмож- ность банкротства. Чаще всего используют одновре- менно статистический и экспертный методы.
Снизить степень вероятного риска можно путем изыскания надежных партнеров по коммерческой де- ятельности, образования специального резервного фонда для самострахования, а также путем страхо- вания торгового бизнеса.
В практике биржевой торговли получило распро- странение страхование рисков от неблагоприятных изменений цен по контрактам и коммерческим опе- рациям, предусматривающим поставки (продажи) то- варов в будущих периодах. Такое страхование рис- ков называется хеджированием. Оно совершается путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполагается продажа
(закупка) реального товара, то хеджирование осу- ществляется путем приобретения (продажи) соответ- ствующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвида- ции фьючерсного контракта покупатель (продавец)
получит ту разницу в цене, которую он потеряет в случае неблагоприятного изменения цены на рынке реального товара.
29
УЧЕБНЫЙ КУРС


ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВЛЕ
Глава 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
Хозяйственные связи между поставщиками и по- купателями товаров — широкое понятие. Сюда вхо- дят экономические, организационные, коммерче- ские, административно-правовые, финансовые и дру- гие отношения, складывающиеся между покупателя- ми и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с про- мышленностью — важнейшая составная часть хозяй- ственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодей- ствия предприятий, объединений, фирм, отраслей на- родного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансирован- ности спроса и предложения, своевременной постав- ке продукции производственного назначения и това- ров народного потребления покупателям.
Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разра- ботке промышленными предприятиями (объединения- ми, фирмами) планов производства товаров посред- ством представления заявок и заказов; хозяйствен- ные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций;
участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
проверку качества (экспертизу) поставляемых това- ров; установление оптимальных финансовых взаимо- отношений; применение административно-правовых норм и др.
При административно-командной системе управ- ления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному госу- дарственному регулированию и регламентированию.
Государственное регулирование хозяйственных взаи- моотношений поставщиков и покупателей по постав- кам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы эконо- мики. Однако формы и содержание нормативных до- кументов регулирования поставок товаров на отдель- ных этапах развития экономики были различны.
До 1959 г. в стране действовали многочисленные
Основные условия поставки отдельных видов това- ров. В 1959 г. впервые были утверждены и введены в действие Единые положения о поставках товаров на- родного потребления и о поставках продукции производственно-технического назначения, наряду с которыми, однако, действовали и различные Особые условия поставки отдельных видов товаров. В 1969 и