Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выкупом. Таким образом, условия договора аренды, предоставляющие арендатору право на выкуп имущества, фактически предусматривает в будущем переход права собственности на арендованное имущество к арендатору.
Перечень нежилого имущества, которое будет выставляться на аукцион в июне 2023 года, представлен в (приложение Д.). Для более эффективного использования муниципального имущества муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», рассмотрим сдачу в аренду нежилых помещений, взамен их продажи на аукционе. Рассчитаем эффективность от предложенного мероприятия, от сдачи нежилого объекта муниципальной собственности в аренду.
Для расчета эффективности возьмем объект: нежилые помещения общей площадью 17,0 кв.м. с кадастровым номером 16:52:050201:2655, которая находятся по адресу: город Мураши, улица Пушкина, д.90, этаж 1, подъезд 3, помещение 100. В помещении есть отдельный вход, водоснабжение и канализация, данный объект будет выставлен на продажу (аукцион) в июне 2023 года. Начальная цена (без учета НДС) 521873 руб..
Ап = 950 х 17,0 х 1,5 х 1 х 1 х 1,6 = 38760 руб. /год за 1 кв.м
Таким образом, сумма арендной платы за данное нежилое помещение в месяц составит 54910 руб., за общую площадь 17,0 кв.м общая сумма аренды в год составит 658920 руб. (без учета НДС, коммунальных расходов). В случае если данное нежилое имущество продать по начальной рыночной цене, то в бюджет округа поступит 521873 руб. Но предложив вариант сдачи в аренду, имущество муниципальной собственности, данная сумма окупится меньше чем за один год. Экономическая эффективность сдачи в аренду нежилого помещения в год приведена в таблице 7;
Таблица 7. Экономическая эффективность от сдачи в аренду нежилого помещения.
В Мурашинском муниципальном округе управление муниципальной собственностью автоматизировано при помощи программного комплекса «SAUMI» (система автоматизации учета муниципального имущества). Чтобы уменьшить затраты на содержание автоматизированного программного комплекса, можно предложить мероприятие: заменить «SAUMI» на более современный и менее затратный программный комплекс «Управление имуществом – СМАРТ», который на сегодняшний день целесообразно используется во многих субъектах Российской Федерации.
В рамках программного комплекса «СМАРТ» решаются такие задачи как:
- учет муниципальной собственности;
- анализ структуры и эффективности использования объектов муниципальной собственности;
- выявление неучтенных и неиспользуемых объектов, чтобы вовлечь данные объекты в хозяйственную деятельность;
- оценка объема ожидаемых сумм поступлений от использования объектов муниципальной собственности;
- эффективное использование и распоряжение объектами муниципальной собственности: сдача в аренду, субаренду, продажа, приватизация, приобретение и другие;
- формирование начислений и контроль уплаты по этим договорам;
- администрирование неналоговых платежей, поступивших в бюджет от использования муниципальной собственности;
- формирование печатных
форм различных документов, выписок, справок, аналитических и статистических отчетов;
- автоматизированное информационное взаимодействие с органами государственной власти (ОФК, ФНС, Росреестр, Росстат), в том числе в рамках СМЭВ;
- оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти (выдача справок, выписок и прочих документов).
Программный комплекс решает многие задачи, связанные с муниципальной арендой:
- учет договоров аренды, субаренды, дополнительных соглашений к ним (действующие, закрытые, расторгнутые);
- возможность формирования договоров со многими лицами и объектами;
- гибкая настройка методик расчетов арендной платы и правил оплаты арендных платежей;
- расчет суммы арендной платы в соответствии с принятой методикой
расчета с учетом необходимых коэффициентов, льгот, штрафов;
- автоматический расчет графика погашения арендной платы; начисление основных сумм по договорам, пени, штрафов при нарушении сроков оплаты и правил эксплуатации объектов;
- контроль полноты и своевременности оплаты;
- формирование уведомлений об уплате, документов для сверки с плательщиком;
- автоматическая генерация комплекта выходных документов и сопроводительных документов;
- возможность расчета объема ожидаемых поступлений от использования объектов муниципального имущества.
Дополнительные возможности:
- ведение пользователями дневника событий касающихся, например, этапов оформления вида права на объект. Представляет собой удобный инструмент, позволяющий в любой момент времени получить информацию о ходе той или иной операции движения, совершаемой
над объектом собственности, о стадии оформления документов по ней.
- механизм для создания собственных печатных форм документов. Наряду с большим набором предустановленных печатных форм документов пользователям предоставляется возможность создания собственных.
- гибкая система настройки списка характеристик объекта собственности. Расширение списка характеристик объекта собственности за счет добавления в него новых характеристик, необходимых пользователям, с последующей возможностью использования их в печатных формах документов.
- ПК «Реестр имущества – СМАРТ» может быть расширен за счет дополнительных модулей.
«БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЬ – WEB» Данный модуль реализован с учетом web-технологий и обеспечивает электронное взаимодействие с балансодержателями муниципальной собственности в целях синхронизации (актуализации) данных об объектах собственности, находящихся у них на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также осуществления контроля над использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФКП РОСРЕЕСТРА» Модуль реализован в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221 - Федеральный закон и предназначен для формирования и отправки органом местного самоуправления в орган кадастрового учета XML-файлов, содержащих информацию о принятых органами местного самоуправления решений, в связи с которыми необходимо внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Одним из преимуществ использования ПК «Управление имуществом – СМАРТ» является возможность расширения функционала данного комплекса за счет дополнительного модуля «Претензионная деятельность». Данный модуль предназначен для специалистов юридических служб, ведущих претензионно-исковую работу в отношении должников по договорам аренды муниципальной собственности:
Функции модуля:
- автоматическое формирование и учет претензионных писем задолженности;
- контроль удовлетворения претензии и оплаты долга;
- составление и учет исковых заявлений в суд;
- расторжение договоров.
Стоимость ПК «SAUMI» составляет 450 тыс. руб. Стоимость не включает ежегодное обслуживание и обновления. На годовое обслуживание из городского бюджета ежегодно выделяется в среднем 100 тыс. руб.
Стоимость установки программы «Управление имуществом – СМАРТ» составляет – 268 тыс. руб. Стоимость установки включает также услуги программиста, который установит, настроит работу программы, проведет обучение, в дальнейшем будет консультировать в случае необходимости. Стоимость обновлений в среднем составляет 10 тыс. руб.
Для расчѐта эффективности, сравним использование обоих ПК на протяжении 5 лет, с учетом ежегодного обновления. В сумму использования
«SAUMI», мы не включаем стоимость покупки программного комплекса.
Сисп.САУМИ = 100000*5 = 500000 руб. Сисп.СМАРТ = 268000 + (10000*5) = 318000 руб.
После получения суммы за использование, найдем абсолютное отклонение для наглядного получения результата внедрения ПК.
Абс. отклонение = - Сисп.САУМИ
Перечень нежилого имущества, которое будет выставляться на аукцион в июне 2023 года, представлен в (приложение Д.). Для более эффективного использования муниципального имущества муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», рассмотрим сдачу в аренду нежилых помещений, взамен их продажи на аукционе. Рассчитаем эффективность от предложенного мероприятия, от сдачи нежилого объекта муниципальной собственности в аренду.
Для расчета эффективности возьмем объект: нежилые помещения общей площадью 17,0 кв.м. с кадастровым номером 16:52:050201:2655, которая находятся по адресу: город Мураши, улица Пушкина, д.90, этаж 1, подъезд 3, помещение 100. В помещении есть отдельный вход, водоснабжение и канализация, данный объект будет выставлен на продажу (аукцион) в июне 2023 года. Начальная цена (без учета НДС) 521873 руб..
Ап = 950 х 17,0 х 1,5 х 1 х 1 х 1,6 = 38760 руб. /год за 1 кв.м
Таким образом, сумма арендной платы за данное нежилое помещение в месяц составит 54910 руб., за общую площадь 17,0 кв.м общая сумма аренды в год составит 658920 руб. (без учета НДС, коммунальных расходов). В случае если данное нежилое имущество продать по начальной рыночной цене, то в бюджет округа поступит 521873 руб. Но предложив вариант сдачи в аренду, имущество муниципальной собственности, данная сумма окупится меньше чем за один год. Экономическая эффективность сдачи в аренду нежилого помещения в год приведена в таблице 7;
Таблица 7. Экономическая эффективность от сдачи в аренду нежилого помещения.
Нежилое помещение площадью 17 м2 | Продажа (руб) | Сдача в аренду (руб/год) | Экономическая эффективность (руб) |
521873 | 658920 | 137047 |
В Мурашинском муниципальном округе управление муниципальной собственностью автоматизировано при помощи программного комплекса «SAUMI» (система автоматизации учета муниципального имущества). Чтобы уменьшить затраты на содержание автоматизированного программного комплекса, можно предложить мероприятие: заменить «SAUMI» на более современный и менее затратный программный комплекс «Управление имуществом – СМАРТ», который на сегодняшний день целесообразно используется во многих субъектах Российской Федерации.
В рамках программного комплекса «СМАРТ» решаются такие задачи как:
- учет муниципальной собственности;
- анализ структуры и эффективности использования объектов муниципальной собственности;
- выявление неучтенных и неиспользуемых объектов, чтобы вовлечь данные объекты в хозяйственную деятельность;
- оценка объема ожидаемых сумм поступлений от использования объектов муниципальной собственности;
- эффективное использование и распоряжение объектами муниципальной собственности: сдача в аренду, субаренду, продажа, приватизация, приобретение и другие;
- формирование начислений и контроль уплаты по этим договорам;
- администрирование неналоговых платежей, поступивших в бюджет от использования муниципальной собственности;
- формирование печатных
форм различных документов, выписок, справок, аналитических и статистических отчетов;
- автоматизированное информационное взаимодействие с органами государственной власти (ОФК, ФНС, Росреестр, Росстат), в том числе в рамках СМЭВ;
- оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти (выдача справок, выписок и прочих документов).
Программный комплекс решает многие задачи, связанные с муниципальной арендой:
- учет договоров аренды, субаренды, дополнительных соглашений к ним (действующие, закрытые, расторгнутые);
- возможность формирования договоров со многими лицами и объектами;
- гибкая настройка методик расчетов арендной платы и правил оплаты арендных платежей;
- расчет суммы арендной платы в соответствии с принятой методикой
расчета с учетом необходимых коэффициентов, льгот, штрафов;
- автоматический расчет графика погашения арендной платы; начисление основных сумм по договорам, пени, штрафов при нарушении сроков оплаты и правил эксплуатации объектов;
- контроль полноты и своевременности оплаты;
- формирование уведомлений об уплате, документов для сверки с плательщиком;
- автоматическая генерация комплекта выходных документов и сопроводительных документов;
- возможность расчета объема ожидаемых поступлений от использования объектов муниципального имущества.
Дополнительные возможности:
- ведение пользователями дневника событий касающихся, например, этапов оформления вида права на объект. Представляет собой удобный инструмент, позволяющий в любой момент времени получить информацию о ходе той или иной операции движения, совершаемой
над объектом собственности, о стадии оформления документов по ней.
- механизм для создания собственных печатных форм документов. Наряду с большим набором предустановленных печатных форм документов пользователям предоставляется возможность создания собственных.
- гибкая система настройки списка характеристик объекта собственности. Расширение списка характеристик объекта собственности за счет добавления в него новых характеристик, необходимых пользователям, с последующей возможностью использования их в печатных формах документов.
- ПК «Реестр имущества – СМАРТ» может быть расширен за счет дополнительных модулей.
«БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЬ – WEB» Данный модуль реализован с учетом web-технологий и обеспечивает электронное взаимодействие с балансодержателями муниципальной собственности в целях синхронизации (актуализации) данных об объектах собственности, находящихся у них на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также осуществления контроля над использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФКП РОСРЕЕСТРА» Модуль реализован в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221 - Федеральный закон и предназначен для формирования и отправки органом местного самоуправления в орган кадастрового учета XML-файлов, содержащих информацию о принятых органами местного самоуправления решений, в связи с которыми необходимо внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Одним из преимуществ использования ПК «Управление имуществом – СМАРТ» является возможность расширения функционала данного комплекса за счет дополнительного модуля «Претензионная деятельность». Данный модуль предназначен для специалистов юридических служб, ведущих претензионно-исковую работу в отношении должников по договорам аренды муниципальной собственности:
Функции модуля:
- автоматическое формирование и учет претензионных писем задолженности;
- контроль удовлетворения претензии и оплаты долга;
- составление и учет исковых заявлений в суд;
- расторжение договоров.
Стоимость ПК «SAUMI» составляет 450 тыс. руб. Стоимость не включает ежегодное обслуживание и обновления. На годовое обслуживание из городского бюджета ежегодно выделяется в среднем 100 тыс. руб.
Стоимость установки программы «Управление имуществом – СМАРТ» составляет – 268 тыс. руб. Стоимость установки включает также услуги программиста, который установит, настроит работу программы, проведет обучение, в дальнейшем будет консультировать в случае необходимости. Стоимость обновлений в среднем составляет 10 тыс. руб.
Для расчѐта эффективности, сравним использование обоих ПК на протяжении 5 лет, с учетом ежегодного обновления. В сумму использования
«SAUMI», мы не включаем стоимость покупки программного комплекса.
Сисп.САУМИ = 100000*5 = 500000 руб. Сисп.СМАРТ = 268000 + (10000*5) = 318000 руб.
После получения суммы за использование, найдем абсолютное отклонение для наглядного получения результата внедрения ПК.
Абс. отклонение = - Сисп.САУМИ