Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально– экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса
Оптимизация объема муниципальной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время не завершен .
Можно выделить несколько актуальных проблем в сфере управления муниципальной собственностью и рассмотреть предлагаемые специалистами пути их решения.
Во-первых, в юридической науке акцентируется внимание на отсутствии конкретного определения муниципальной собственности, сопряженное с терминологической неопределенностью понятия муниципального имущества. Что влечет за собой трудности единообразного понимания и применения соответствующих понятий при принятии решений на муниципальной практике.
Названая проблема еще и отягощается напрямую условностью и недостаточностью определения состава муниципального имущества. Хотя в ст.215 ГК РФ дается определение понятия муниципальной собственности, между тем легальное понятие не содержит в себе никакой конкретики касательно установления круга имущества, которое может принадлежать на праве собственности муниципальному образованию[2].
А в свою очередь перечень имущества в ст. 50 131-ФЗ, привязанный к вопросам местного значения, полномочиям и необходимости обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в результате не позволяет выделить конкретный объектный состав имущества муниципалитета. [3]
В результате неопределенность в объектах муниципального имущества мешает функционированию органов местного самоуправления, в частности в сфере распределения полномочий по его управлению.
Как следствие, вопросы относительности объектов, относимых к собственности муниципального образования и входящих в состав муниципального имущества, зачастую разрешаются в судебном порядке[1], что возлагает лишнюю нагрузку еще и на судебную власть. Следовательно, уточнение состава муниципального имущества и конкретизация понятия муниципальной собственности облегчит и будет способствовать совершенствованию работы и местного самоуправления, и государства в целом. [1]
Во-вторых, существует проблема экономической зависимости муниципальных образований от субъектов России. Все больше усиливается зависимость местных доходов от субъектов РФ в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит исключительно при помощи финансово экономических показателей, а социальная и бюджетная эффективности не учитываются. Пути решения данной проблемы видится в проведении всестороннего анализа деятельности такого рода предприятий, построенном на применении всего комплекса показателей в условиях правильной расстановки приоритетов этими предприятиями [3].
Кроме того, проблемная зона управления муниципальным имуществом – это социальные и инвестиционные задачи, реальность и полноценность реализации которых вызывает сомнение в отсутствии действенных механизмов их обеспечения. К таким механизмам относят действенную систему регистрации муниципального имущества. Также подчеркивается необходимость создания стандартов качественного использования муниципального имущества, всяческих условий для привлечения инвесторов и разработки качественной системы мониторинга и контроля его сохранности. Встает вопрос и о нерентабельном муниципальном имуществе, которое зачастую сохраняется искусственно.
В частности, есть ли потребность в содержании на балансе местного бюджета муниципальных унитарных предприятий, если их цели и задачи могут результативно реализовываться другими предприятиями. Наконец, качественное управление муниципальной собственностью выходит на уровень продуктивности управления муниципальным имуществом, а последняя реальна в том случае, если все мероприятия по управлению муниципальной собственностью будут увязаны и по срокам и по ресурсам ( материальным, трудовым ), а также, если вдобавок при решении задач будут учитываться жизненно важные потребности и интересы местного сообщества, а постановка задач в этой сфере деятельности будет исходить из пользы для развития муниципального образования и его территории. Это вполне возможно и допустимо путем разработки программы улучшения продуктивности управления муниципальным имуществом, необходимой для каждого муниципального образования
Таким образом, имеется множество трудностей, которые не под силу решить без активных приемов государства по регулированию этих отношений с помощью устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а также путем изменения действующих федеральных и региональных нормативных актов. Следует обозначить, что быстрый рост экономики муниципального образования может способствовать принятию новых форм и методов регулирования муниципальной собственности. По нашему мнению, в законе стоит закрепить, что собственником муниципального имущества является местное население, самостоятельно организованное в виде муниципалитета. Также стоит определить регулирование муниципальной собственности как порядок принятия решений органов муниципального образования
, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности.
3.2.Направления совершенствования управления муниципальной собственностью
Эффективное использование муниципальной собственности является основной проблемой, которая все еще не нашла окончательного решения. Соответственно необходимо эффективно использовать имущество, которое принадлежит муниципальной собственности. Таким образом, эффективное использование позволит увеличить поступления доходов в бюджет, а также привлекать инвестиции для развития муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ».
При разработке мероприятий по эффективному использованию муниципальной собственности необходимо учитывать специфические особенности собственности муниципального образования. Проводя анализ и оценку использования муниципальной собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», стало ясно, что объекты муниципальной собственности являются значительным источником дохода, но при этом некоторая часть муниципальной собственности либо пустует, либо не используется вообще. Чтобы эффективно использовать имущество, следует создать необходимые и достаточные базы управления. Необходима оптимизация работы по использованию муниципальной собственности для создания стратегии управления, ориентированной на повышение роли муниципального имущества при решении социально-экономических задач и улучшения бюджетных последствий посредством снижения затрат и увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципалитета от продажи объектов недвижимости, пакетов акций ОАО и от сдачи в аренду муниципального имущества. Следовательно, для эффективного использования имущества муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», предложены
следующие мероприятия:
а) продажа (аренда) неиспользуемых земельных участков; б) приоритетность сдачи в аренду нежилых помещений вместо продажи;
в) замена программного комплекса – «SAUMI» на менее затратный программный комплекс – «СМАРТ».
В Мурашинском муниципальном округе имеется большое количество неиспользуемых земельных участков. Эффективность от сдачи в аренду неиспользуемого земельного участка, которая находится в собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», можно определить следующим образом. Один из не используемых земельных участков собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» расположен на улице К-Маркса. Площадь данного участка составляет 2080.00 кв.м., кадастровый номер 16:52:040203:4101, кадастровая стоимость 329996.65 руб.
Для более эффективного использования занимаемой площади муниципального образования было бы целесообразно сдавать его в аренду. Данный земельный участок можно использовать под спортивный комплекс для размещения объектов физической культуры и спорта, общественного питания, так как в данном районе не имеется спортивного комплекса, данное предложение будет вполне актуально.
И так, при расчете арендной платы участка с кадастровым номером 16:52:040203:4101 необходимо учитывать вид разрешенного земельного участка.
Эффективность от сдачи в аренду данной неиспользуемой муниципальной собственности можно определить по формуле:
, (5)
где:
Ап– арендная плата, тыс. руб./год;
Кс – кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Сзн – ставка земельного налога, %;
Дк – дифференцированный коэффициент .
Прибыль в год составит: Ап = 329996.65 х 0,85 х 0,17 = 47684,51 руб./год. Годовая прибыль после сдачи земли в аренду составит 47684,51 рубля, что принесет дополнительный доход в муниципальный бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», соответственно появятся дополнительные рабочие места, что скажется положительным образом на социально-экономическом развитии округа. Экономический эффект от данного мероприятия приведён в таблице 6.
Таблица 6. Экономический эффект от сдачи в аренду земельного участка.
Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации данного мероприятия по совершенствованию управления муниципальной собственностью, образуется эффективный способ пополнить бюджет муниципального образования;
Одним из основных признаков договора аренды является его срочный характер, т.е. имущество передается на определенный срок, что позволяет ежемесячно получать доход, а также на дальнейшую продажу, то есть с последующим
Оптимизация объема муниципальной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти. Этот процесс в настоящее время не завершен .
Можно выделить несколько актуальных проблем в сфере управления муниципальной собственностью и рассмотреть предлагаемые специалистами пути их решения.
Во-первых, в юридической науке акцентируется внимание на отсутствии конкретного определения муниципальной собственности, сопряженное с терминологической неопределенностью понятия муниципального имущества. Что влечет за собой трудности единообразного понимания и применения соответствующих понятий при принятии решений на муниципальной практике.
Названая проблема еще и отягощается напрямую условностью и недостаточностью определения состава муниципального имущества. Хотя в ст.215 ГК РФ дается определение понятия муниципальной собственности, между тем легальное понятие не содержит в себе никакой конкретики касательно установления круга имущества, которое может принадлежать на праве собственности муниципальному образованию[2].
А в свою очередь перечень имущества в ст. 50 131-ФЗ, привязанный к вопросам местного значения, полномочиям и необходимости обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в результате не позволяет выделить конкретный объектный состав имущества муниципалитета. [3]
В результате неопределенность в объектах муниципального имущества мешает функционированию органов местного самоуправления, в частности в сфере распределения полномочий по его управлению.
Как следствие, вопросы относительности объектов, относимых к собственности муниципального образования и входящих в состав муниципального имущества, зачастую разрешаются в судебном порядке[1], что возлагает лишнюю нагрузку еще и на судебную власть. Следовательно, уточнение состава муниципального имущества и конкретизация понятия муниципальной собственности облегчит и будет способствовать совершенствованию работы и местного самоуправления, и государства в целом. [1]
Во-вторых, существует проблема экономической зависимости муниципальных образований от субъектов России. Все больше усиливается зависимость местных доходов от субъектов РФ в части финансового обеспечения. Оценка эффективности муниципальных унитарных предприятий происходит исключительно при помощи финансово экономических показателей, а социальная и бюджетная эффективности не учитываются. Пути решения данной проблемы видится в проведении всестороннего анализа деятельности такого рода предприятий, построенном на применении всего комплекса показателей в условиях правильной расстановки приоритетов этими предприятиями [3].
Кроме того, проблемная зона управления муниципальным имуществом – это социальные и инвестиционные задачи, реальность и полноценность реализации которых вызывает сомнение в отсутствии действенных механизмов их обеспечения. К таким механизмам относят действенную систему регистрации муниципального имущества. Также подчеркивается необходимость создания стандартов качественного использования муниципального имущества, всяческих условий для привлечения инвесторов и разработки качественной системы мониторинга и контроля его сохранности. Встает вопрос и о нерентабельном муниципальном имуществе, которое зачастую сохраняется искусственно.
В частности, есть ли потребность в содержании на балансе местного бюджета муниципальных унитарных предприятий, если их цели и задачи могут результативно реализовываться другими предприятиями. Наконец, качественное управление муниципальной собственностью выходит на уровень продуктивности управления муниципальным имуществом, а последняя реальна в том случае, если все мероприятия по управлению муниципальной собственностью будут увязаны и по срокам и по ресурсам ( материальным, трудовым ), а также, если вдобавок при решении задач будут учитываться жизненно важные потребности и интересы местного сообщества, а постановка задач в этой сфере деятельности будет исходить из пользы для развития муниципального образования и его территории. Это вполне возможно и допустимо путем разработки программы улучшения продуктивности управления муниципальным имуществом, необходимой для каждого муниципального образования
Таким образом, имеется множество трудностей, которые не под силу решить без активных приемов государства по регулированию этих отношений с помощью устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а также путем изменения действующих федеральных и региональных нормативных актов. Следует обозначить, что быстрый рост экономики муниципального образования может способствовать принятию новых форм и методов регулирования муниципальной собственности. По нашему мнению, в законе стоит закрепить, что собственником муниципального имущества является местное население, самостоятельно организованное в виде муниципалитета. Также стоит определить регулирование муниципальной собственности как порядок принятия решений органов муниципального образования
, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности.
3.2.Направления совершенствования управления муниципальной собственностью
Эффективное использование муниципальной собственности является основной проблемой, которая все еще не нашла окончательного решения. Соответственно необходимо эффективно использовать имущество, которое принадлежит муниципальной собственности. Таким образом, эффективное использование позволит увеличить поступления доходов в бюджет, а также привлекать инвестиции для развития муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ».
При разработке мероприятий по эффективному использованию муниципальной собственности необходимо учитывать специфические особенности собственности муниципального образования. Проводя анализ и оценку использования муниципальной собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», стало ясно, что объекты муниципальной собственности являются значительным источником дохода, но при этом некоторая часть муниципальной собственности либо пустует, либо не используется вообще. Чтобы эффективно использовать имущество, следует создать необходимые и достаточные базы управления. Необходима оптимизация работы по использованию муниципальной собственности для создания стратегии управления, ориентированной на повышение роли муниципального имущества при решении социально-экономических задач и улучшения бюджетных последствий посредством снижения затрат и увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципалитета от продажи объектов недвижимости, пакетов акций ОАО и от сдачи в аренду муниципального имущества. Следовательно, для эффективного использования имущества муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», предложены
следующие мероприятия:
а) продажа (аренда) неиспользуемых земельных участков; б) приоритетность сдачи в аренду нежилых помещений вместо продажи;
в) замена программного комплекса – «SAUMI» на менее затратный программный комплекс – «СМАРТ».
В Мурашинском муниципальном округе имеется большое количество неиспользуемых земельных участков. Эффективность от сдачи в аренду неиспользуемого земельного участка, которая находится в собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», можно определить следующим образом. Один из не используемых земельных участков собственности муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ» расположен на улице К-Маркса. Площадь данного участка составляет 2080.00 кв.м., кадастровый номер 16:52:040203:4101, кадастровая стоимость 329996.65 руб.
Для более эффективного использования занимаемой площади муниципального образования было бы целесообразно сдавать его в аренду. Данный земельный участок можно использовать под спортивный комплекс для размещения объектов физической культуры и спорта, общественного питания, так как в данном районе не имеется спортивного комплекса, данное предложение будет вполне актуально.
И так, при расчете арендной платы участка с кадастровым номером 16:52:040203:4101 необходимо учитывать вид разрешенного земельного участка.
Эффективность от сдачи в аренду данной неиспользуемой муниципальной собственности можно определить по формуле:
, (5)
где:
Ап– арендная плата, тыс. руб./год;
Кс – кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Сзн – ставка земельного налога, %;
Дк – дифференцированный коэффициент .
Прибыль в год составит: Ап = 329996.65 х 0,85 х 0,17 = 47684,51 руб./год. Годовая прибыль после сдачи земли в аренду составит 47684,51 рубля, что принесет дополнительный доход в муниципальный бюджет муниципального образования «Мурашинский муниципальный округ», соответственно появятся дополнительные рабочие места, что скажется положительным образом на социально-экономическом развитии округа. Экономический эффект от данного мероприятия приведён в таблице 6.
Таблица 6. Экономический эффект от сдачи в аренду земельного участка.
Земельный участок площадью 2080 м2 | Кадастровая стоимость (руб) | Прибыль от сдачи в аренду в год (руб) |
329996,65 | 47684,51 |
Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации данного мероприятия по совершенствованию управления муниципальной собственностью, образуется эффективный способ пополнить бюджет муниципального образования;
Одним из основных признаков договора аренды является его срочный характер, т.е. имущество передается на определенный срок, что позволяет ежемесячно получать доход, а также на дальнейшую продажу, то есть с последующим